Инструменты обеспечения безопасности и облегчения мировой торговли: Рамочные стандарты Всемирной таможенной организации
Дробот Е.В.1
1 Выборгский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Скачать PDF | Загрузок: 27 | Цитирований: 20
Статья в журнале
Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 7, Номер 4 (Октябрь-Декабрь 2017)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=32337783
Цитирований: 20 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье рассматривается деятельность Всемирной таможенной организации (WCO) в области обеспечения безопасности и облегчения мировой торговли. В статье представлена структура нового стратегического плана WCO на 2017–2018 гг. и 2018–2019 гг. Особое внимание в статье уделено анализу содержания Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли (SAFE). Материалы, изложенные в статье, могут представлять интерес для специалистов в области мировой экономики и международных экономических отношений, внешнеэкономической деятельности и таможенного дела, аспирантов и студентов.
Ключевые слова: международная торговля, таможенный контроль, Всемирная таможенная организация, глобальная цепочка поставок, Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли
JEL-классификация: F52, F15, F13, F53
Введение
Развитие международной торговли в современных условиях осуществляется под влиянием различных сложных и противоречивых по своему воздействию факторов. Среди них можно выделить:
– увеличение сложности глобальной цепочки поставок (современный конечный продукт является результатом производства множества предприятий из различных стран мира);
– развитие экономических и таможенных союзов, предусматривающих отсутствие таможенных границ (т. е. именно данные формы экономической интеграции, по сути, и предполагают полную экономическую либерализацию внутри интеграционных объединений);
– действие международных соглашений, конвенций и стандартов, таких как пакет соглашений ГАТТ/ВТО, направленный на снижение таможенных тарифов и снятие барьеров на пути перемещения товаров и услуг на мировом рынке, конвенции и стандарты Всемирной таможенной организации (WCO – World customs organization), обеспечивающие безопасность и облегчение таможенного контроля и др.
Перемещение товаров и услуг через таможенные границы связано не только с осуществлением таможенного контроля (эта функция ложится на таможенные администрации, и задача WCO здесь состоит в том, чтобы обеспечить универсализацию применяемых правил и технологий таможенного контроля), но и с необходимостью обеспечения безопасности цепочки поставок от производителя до конечного потребителя (здесь речь идет об угрозах террористических атак и нападений в процессе перемещения грузов).
В связи с этим интерес представляет исследование направлений деятельности такой организации, как WCO в части разработки и применения Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли (SAFE – the SAFE Framework of Standards to Secure and Facilitate Global Trade).
Следует отметить, что в российских научных публикациях данный вопрос не нашел достаточного отражения. Различные аспекты таможенного сотрудничества освещены в работах А. П. Джабиева [1] (Dzhabiev, 2016), Е. В. Дробот [2–5] (Drobot, Ivko, 2017; Drobot, Klevleeva, 2014; Drobot, Sinelnikov, 2013; Drobot, Potekhina, 2017), А. Р. Клевлеевой [3. 6. 7] (Drobot, Klevleeva, 2014; Klevleeva, 2016; Klevleeva, 2017), А. Р. Костина [9] (Kostin, Posmetukhina, 2014), С. О. Костылевой [10] (Kostyleva, 2017), Д. В. Репина, М. В. Самик [13] (Repin, Samik, 2017) и др. В 2010 г. вышла книга К. А. Корнякова и Ю. Н. Егорова «Рамочные стандарты ВТО и таможенный контроль» [8] (Kornyakov, Egorov, 2010). Также данной тематике посвящены статьи В. А. Лазарева [11] (Lazarev, 2016), Ю.В. Малевича [12] (Malevich, 2007), Е. А. Холиной [14] (Kholina, 2012), И. И. Чуевой [15] (Chueva, 2017). Однако за последние 7 лет вышло две новые редакции SAFE (в 2012 г. и в 2015 г. соответственно), причем редакция 2015 г. в русском переводе отсутствует и в рассматриваемых работах не представлен анализ современной структуры SAFE.
Всемирная таможенная организация и история разработки SAFE
Созданная в 1952 году под названием «Совет таможенного сотрудничества» Всемирная таможенная организация является межправительственной международной организацией, цель которой повышение эффективности работы таможенных администраций стран мира. Членство в WCO в настоящее время имеют 182 страны, на которые приходится 98 % мирового торгового оборота.
В стратегическом плане WCO на 2017–2018 и 2018–2019 гг. представлена миссия и стратегические цели организации (рис.).
Рисунок. Структура стратегического плана WCO на 2017–2018 гг. и 2018–2019 гг.
Источник: составлено автором по данным [17].
Итак, стратегической целью номер один является обеспечение безопасности и содействия международной торговле.
Именно для того, чтобы способствовать реализации данной цели, еще в 2005 г. были разработаны и приняты Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли (SAFE) [1].
Со времени этого исторического события многое было сделано для того, чтобы стимулировать внедрение Рамочных стандартов членами ВТО, в частности, в 2007 году в стандарты было внесено добавление основного раздела об условиях и требованиях к таможенным органам и уполномоченным экономическим операторам. Затем стандарты пересматривались в 2010 г. и в 2011 г. Редакция стандартов, принятая в 2012 г., включала подробно описание преимуществ технологии «единого окна». И, наконец, последняя новая редакция стандартов 2015 г. представляет собой расширенный подход к работе таможенных органов: в данной версии стандартов присутствует новый компонент, так называемая «третья опора», под которой подразумевается сотрудничество между таможней и другими правительственными и межправительственными ведомствами.
Однако остановимся подробнее на структуре и компонентах Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли 2015 г.
В качестве основных целей Рамочных стандартов заявлены следующие:
– установление стандартов, обеспечивающих безопасность и упрощение цепочек поставок на глобальном уровне, чтобы способствовать определенности и предсказуемости мировой торговли;
– интегрированное и гармонизированное управление цепочками поставок для всех видов транспорта;
– увеличение роли, функций и возможностей таможенных органов в решении проблем XXI века;
– укрепление сотрудничества между таможенными органами в целях повышения их способности к обнаружению поставок с повышенной степенью риска;
– укрепление сотрудничества между таможенными органами и другими государственными органами, участвующими в поддержании международной торговли и безопасности;
– укрепление таможенного и делового сотрудничества;
– содействие бесперебойному перемещению товаров через обеспечение безопасности международной цепи поставок.
Далее в стандартах представлены четыре ключевых элемента.
Во-первых, они предусматривают гармонизацию требований в отношении предварительного электронного уведомления о грузе при импортных, экспортных и транзитных отправках. Во-вторых, это применение всеми странами комплексного подхода к таможенному контролю, основанному на системе управления рисками с целью решения вопросов безопасности. В-третьих, применение при досмотре грузов и транспортных средств повышенной степени риска неинтрузивной аппаратуры обнаружения, такой как крупногабаритные рентгеновские аппараты и детекторы радиации. В-четвертых, предоставление компаниям, которые соблюдают минимальные стандарты безопасности международной цепи поставок товаров и используют эффективные методы работы, таможенных льгот.
Перейдем к анализу «опор» Рамочных стандартов, которых, как отмечалось выше, с 2015 г. стало три:
1) первая «опора» – система соглашений между таможенными администрациями;
2) вторая «опора» – партнерские отношения между таможенными службами и предпринимательским сообществом;
3) третья «опора» – сотрудничество между таможенными органами и другими государственными учреждениями.
Эти «опоры» предполагают наличие набора стандартов, скомпонованных таким образом, чтобы гарантировать легкое понимание и оперативное применение на международном уровне (табл. 1).
Таблица 1
Стандарты трех «опор» Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли 2015 г.
Стандарты первой «опоры» – системы
соглашений между таможенными администрациями
|
Стандарты второй «опоры» – партнерских
отношений между таможенными службами и предпринимательским сообществом
|
Стандарты третьей «опоры» – сотрудничества между таможенными органами и другими
государственными учреждениями
|
Стандарт
1 – Комплексное управление цепью поставок товаров.
Стандарт 2 – Право досмотра груза. Стандарт 3 – Использование современных технологий в досмотровом оборудовании. Стандарт 4 – Системы управления рисками. Стандарт 5 – Отбор для проверки, профилирование и целевой отбор. Стандарт 6 – Предварительная электронная информация. Стандарт 7 – Целевой отбор и коммуникация. Стандарт 8 – Показатели эффективности. Стандарт 9 – Оценка безопасности. Стандарт 10 – Морально-этические качества персонала. Стандарт 11 – Досмотр в целях безопасности при отправке |
Стандарт
1 – Партнерство.
Стандарт 2 – Безопасность. Стандарт 3 – Предоставление полномочий. Стандарт 4 – Технология. Стандарт 5 – Коммуникация. Стандарт 6 – Облегчение |
Стандарт
1 – Взаимное сотрудничество.
Стандарт 2 – Механизмы/процедуры сотрудничества. Стандарт 3 – согласование программ безопасности. Стандарт 4 – Согласование национальных мер контроля. Стандарт 5 – Разработка мер по обеспечению непрерывности и повторяемости. Стандарт 6 – Взаимное сотрудничество. Стандарт 7 – Разработка соглашений или протоколов о сотрудничестве. Стандарт 8 – Согласование программ безопасности. Стандарт 9 – Согласование мер трансграничного контроля. Стандарт 10 – Установление взаимного сотрудничества. Стандарт 11 – Разработка соглашений или протоколов о сотрудничестве |
Преимущества использования Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли
Каковы преимущества использования Рамочных стандартов?
Прежде всего, Рамочные стандарты – это база, с помощью которой страны могут стимулировать развитие мировой торговли, повышать степень защиты цепи поставок грузов от угроз террористических атак путем повышения эффективности работы и взаимодействия таможенных администраций. Рамочные стандарты предоставляют дополнительные возможности таможенным службам в части осуществления таможенного контроля на основе применения системы управления рисками – особое значение отводится обнаружению поставок с повышенной степенью риска, а также повысить эффективность администрирования товаров. Кроме того, использование Рамочных стандартов позволяет ускорить процесс помещения товаров под таможенные процедуры, а также выпуск грузов. Преимущества использования Рамочных стандартов можно дифференцировать, т. е. выделить преимущества для государств/правительств, таможенных служб и предпринимателей (табл. 2).
Таблица 2
Преимущества использования Рамочных стандартов
Преимущества использования Рамочных
стандартов для государств/правительств
|
Преимущества использования Рамочных
стандартов для таможенных служб
|
Преимущества использования Рамочных
стандартов для предпринимательского сообщество
|
1.
Рост и развитие мировой торговли.
2. Обеспечение экономического роста и развития стран мира. 3. Защита международной торговли от опасностей и угроз международного терроризма. 4. Облегчение прохождения законных торговых потоков. 5. Усовершенствование и модернизация работы таможенных служб. 6. Повышение собираемость доходов (таможенных платежей). 7. Обеспечение эффективного применения национальных нормативно-правовых актов. 8. Усиление социально-экономической защиты. 9. Новые возможности для прямых иностранных инвестиций за счет улучшения инвестиционного климата. 10. Заключение новых договоров соглашений о международном сотрудничестве между таможенными администрациями и другими государственными службами. 11. Признание существования международных стандартов способно помочь правительствам повысить эффективность комплексного управления границей, обеспечить качественное управление и таможенный контроль. 12. Расширение полномочий и ответственности таможенных служб |
1.
Работа по созданию и развитию комплексной системы договоров и соглашений
между таможенными службами стран мира для обеспечения непрерывного
прохождения грузовых поставок по проверенным и безопасным
международным цепочкам поставки товаров.
2. Обеспечение обмена современной информацией между таможенными службами в целях повышения эффективности управления рисками при таможенном контроле. 3. Расширение возможностей таможенных служб по выявлению товаров группы риска, усиление контроля на протяжении всей международной цепочки поставок и оптимальное и эффективное распределение таможенных ресурсов. 4. Укрепление таможенного сотрудничества позволяет таможенным службам на начальных этапах проводить контроль логистической цепочки поставок товаров (например, таможенная служба страны-импортера может обратиться в таможенную службу страны-экспортера с просьбой осуществить таможенный досмотр товаров и транспортных средств). 5. Возможности взаимного признания результатов таможенного контроля. 6. Получение полного представления о логистической цепочке поставок товаров и создание предпосылок для упрощения системы отчетности путем ликвидации дублирующих требований. 7. Таможенные службы получают возможности справиться с вызовами новой международной торговой среды путем создания базы для реформирования и модернизации. 8. Гибкость Рамочных стандартов дает возможности таможенным службам внедрять их с учетом своего собственного уровня развития |
1.
Создание условий для повышения безопасности и облегчения мировой
торговли, что обеспечивает дополнительные возможности для развития
предпринимательства.
2. Стимулирование и облегчение перемещения товаров покупателями и продавцами между различными странами. 3. Учет современных международных моделей производства и распределения в международной производственной и предпринимательской практике. 4. Уполномоченные экономические операторы (УЭО) получат такие льготы, как ускоренное оформление товаров таможнями, например, путем снижения доли досматриваемых грузов. 5. Экономия времени и сокращение издержек. 6. Создание единого набора международных стандартов и достижение, таким образом, единообразия и предсказуемости. 7. Сокращение многочисленных и сложных требований в отношении отчетности. 8. Обеспечение условия, при которых УЭО выгодно вкладывать средства в эффективные системы и мероприятия по повышению безопасности, включая целевой отбор и досмотр грузов незначительного риска, а также ускоренное оформление их грузов |
Заключение
Подводя итоги, обобщим возможности использования Рамочных стандартов для облегчения и развития мировой торговли.
Во-первых, Рамочные стандарты обеспечивают развитие предварительного электронного информирования о товарных поставках. Речь идет о гармонизации требований к предварительной электронной информации по импорту/экспорту и транзиту.
Во-вторых, Рамочные стандарты нацелены на дальнейшее развитие системы управления рисками в таможенном деле с целью предотвращения угроз безопасности.
В-третьих, Рамочные стандарты предусматривают проверку экспортируемых грузов с высокой степенью риска с помощью неинтрузивных методов проверки.
В-четвертых, Рамочные стандарты предусматривают развитие бизнес-партнерства. Таможенные органы предоставляют выгоды компаниям, которые соблюдают стандарты безопасности цепочки поставок и передовые практики, в виде таможенных льгот.
[1] 168 членов WCO подписали письмо о намерении реализовать стандарты SAFE.
Источники:
2. Дробот Е.В., Ивко Е.С. Особенности оперативно-розыскной деятельности в таможенной службе Российской Федерации // Теневая экономика. – 2017. – № 2. – doi: 10.18334/tek.1.2.37637.
3. Дробот Е.В., Клевлеева А.Р. Особенности международного таможенного сотрудничества // Эко. – 2014. – № 1. – С. 3-7. – doi: 10.18334/.37335.
4. Дробот Е.В., Синельников Е.В. Особенности международного сотрудничества России в области таможенного дела // Эко. – 2013. – № 2. – С. 63-69. – doi: 10.18334/.37345.
5. Дробот Е.В., Потехина Н.В. Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности как инструмент обеспечения экономической безопасности // Эко. – 2017. – № 3. – С. 229-246. – doi: 10.18334/eo.7.3.37803.
6. Клевлеева А.Р. Анализ угроз и рисков, возникающих при осуществлении таможенного контроля, с использованием системы управления рисками и выборочного контроля // Эко. – 2016. – № 4. – С. 109-117. – doi: 10.18334/eo.6.4.37385.
7. Клевлеева А.Р. Основы управления рисками при таможенном контроле // Эко. – 2017. – № 1. – С. 119-134. – doi: 10.18334/eo.7.1.37393.
Корняков К.А., Егоров Ю.Н. Рамочные стандарты ВТО и таможенный контроль. / Монография. - М.: Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования , 2010. – 110 с.
9. Костин А.А., Посметухина Е.А. // Российское предпринимательство. – 2014. – № 3. – С. 75-88. – url: https://creativeconomy.ru/lib/8487.
10. Костылева С.О. Роль таможенных органов в осуществлении таможенного контроля за незаконным перемещением объектов интеллектуальной собственности // Теневая экономика. – 2017. – № 2. – doi: 10.18334/tek.1.2.37629.
11. Лазарев В.А. Стратегические инновации в таможенной сфере России под влиянием всемирной торговой организации // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 9-1. – С. 146-150.
12. Малевич Ю.В. Рамочные стандарты как способ повышения безопасности международной цепи поставок товаров // Развитие транспорта и логистики: проблемы, тенденции и технологии. – 2007. – С. 97-99.
13. Репин Д.В., Самик М.В. Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности как инструмент обеспечения экономической безопасности // Теневая экономика. – 2017. – № 3. – doi: 10.18334/tek.1.3.38425.
14. Холина Е.А. Рамочные стандарты безопасности как залог упрощения мировой торговли в деятельности всемирной таможенной организации // Законность и правопорядок в современном обществе. – 2012. – № 9. – С. 115-121.
Чуева И.И. Рамочные стандарты безопасности и облегчение внешней торговли: основные положения // Актуальные научные исследования: экономика, управление, инвестиции и инновации: материалы международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава и аспирантов : в 3 ч. Белгородский университет кооперации, экономики и права. Белгород, 2017. – С. 156-160.
SAFE Framework of Standards to Secure and Facilitate Global Trade - 2015 edition. Wcoomd. [Электронный ресурс]. URL: http://www.wcoomd.org/-/media/wco/public/global/pdf/topics/facilitation/instruments-and-tools/tools/safe-package/safe2015_e_final.pdf?la=en.
WCO Strategic Plan for the years 2016-2017 to 2018-2019. Wcoomd. [Электронный ресурс]. URL: http://www.wcoomd.org/-/media/wco/public/global/pdf/about-us/administrative-documents/strategic-plan-part-i-members-and-public.pdf?db=web.
Страница обновлена: 30.11.2024 в 15:41:55