Формирование региональной модели высшего профессионального образования

Недоспасова О.П.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 9 (21), Сентябрь 2008

Цитировать:
Недоспасова О.П. Формирование региональной модели высшего профессионального образования // Креативная экономика. – 2008. – Том 2. – № 9. – С. 79-83.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11619002
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В современных условиях высшее профессиональное образование все чаще рассматривается как сфера создания благ, реализуемых преимущественно на рыночных принципах, а высшие учебные заведения - как важные субъекты национальной и региональной экономики. Не смотря на то, что классический рынок в сфере образования невозможен, рыночная среда и ее основной закон – спроса и предложения – требуют от вузов ориентации на потребности регионов и отраслей, имеющих стратегические интересы на конкретных территориях.

Ключевые слова: высшее образование, образование, вуз, профориентация



В современных условиях высшее профессиональное образование (ВПО) все чаще рассматривается как сфера создания благ, реализуемых преимущественно на рыночных принципах, а высшие учебные заведения - как важные субъекты национальной и региональной экономики [1]. Не смотря на то, что классический рынок в сфере образования невозможен, рыночная среда и ее основной закон – спроса и предложения - требуют от вузов ориентации на потребности регионов и отраслей, имеющих стратегические интересы на конкретных территориях.

В настоящее время требования к системе ВПО со стороны регионов во многом определяют приоритеты образовательной и научной деятельности значительной части вузов. Основными факторами, способствующими более активной ориентации научной и образовательной деятельности вузов на региональные нужды, являются:

  • нарастание бюджетных ограничений в государственном финансировании вузов, связанных с объективным процессом старения населения и ростом затрат на внедрение в образовательную сферу современных информационных и коммуникационных технологий;
  • повышение экономической самостоятельности регионов и рост их заинтересованности в формировании системы высшего профессионального образования, адекватной региональным приоритетам;
  • усиление конкуренции за ресурсы и переход от традиционного желания привлечь в сферу образования дополнительное финансирование к проблеме привлечения инвестиций (иными словами задача поиска спонсора заменяется задачей привлечения инвестора).
  • Фокусирование вузов на выполнении своих основных задач в рамках требований региональной экономики предполагает диверсификацию источников инвестиций в систему ВПО, привлечение в нее кроме государственных средств инвестиций из региональных бюджетов и от местных предпринимательских кругов.

    Данный сценарий развития системы высшего профессионального образования известен в мировой практике под названием «Serving local communities» [2] и предполагает приоритетную ориентированность ВПО на потребности местных сообществ и регионов. Главными проблемами данного сценария является отсутствие однозначных ответов на приведенные ниже вопросы:

  • не будет ли способствовать такое развитие системы ВПО нарастанию регионального неравенства в сфере образования, т.к. наиболее развитые регионы смогут в большей мере инвестировать в развитие вузов?
  • не скажется ли изолированность региональных вузов от международного научного сообщества на общем развитии национальных исследований?
  • Вероятность получения отрицательных (как наиболее желательных) ответов на эти вопросы зависит от того, насколько будут выполнены основные методологические требования к системе (рис. 1).

    Рис. 1. Методологические требования к системе высшего профессионального образования, ориентированной на региональные нужды

    Идентификация целей системы предполагает синхронизацию социально-экономических приоритетов региона с федеральной промышленной политикой, а также поддержание определенного уровня «открытости-закрытости» системы. «Открытость» содействует большей чуткости вузов к региональной социально-экономической среде, повышению адаптационных способностей системы, притоку в неё корпоративных и частных инвестиций. Однако если не обеспечивать определенную защиту и «закрытость» системы на стадии создания, то возможно её разрушение.

    Требование развития применительно к системе высшего профессионального образования в регионе логично увязать с необходимостью вывода конкретных отраслей национальной экономики на передовой уровень. Кроме того, данное требование выдвигается для понимания особой значимости фактора времени. На эволюционном этапе развития системы могут потребоваться коррекционные действия, способствующие снятию закономерно возникающих противоречий «старого» и «нового» в развивающихся системах. С точки зрения долгосрочного развития системы следует стимулировать её диверсификацию, введение в неё элементов, максимально чувствительных к изменениям среды, что будет способствовать будущим изменениям.

    Требование синергии означает необходимость обеспечения соответствия приоритетов в становлении отраслей конкретного региона природе, уровню развития, прошлому, происходящим изменениям, целевым установкам и среде региональной системы высшего профессионального образования. В соответствии с синергетикой даже самые малые, но согласованные с внутренним состоянием системы управляющие воздействия могут оказаться более эффективными, чем большие. При отсутствии синергетического эффекта региональная система ВПО способна ответить сопротивлением на вводимые изменения, что даже может привести к деградации и разрушению.

    Институциональное управление предполагает формирование институтов, обеспечивающих взаимодействие государства, бизнеса и общества в целом. Такая институциональная система может стать реальной площадкой, аккумулирующей диверсифицированные по источникам инвестиции в региональную систему высшего профессионального образования.

    Требование акупунктуры [2] актуально вследствие ограниченности инвестиционных ресурсов. Оно связано с необходимостью выделения инвестиционных приоритетов, которые могут относиться к хозяйствующим субъектам данной территории, их группам, а также к связям между ними. «Точечное» с позиции отрасли инвестирование позволяет включить региональный мультипликативный эффект. Таким образом, требование акупунктуры в данном контексте предполагает выбор точек наилучшего приложения инвестиций.

    Формирование системы высшего профессионального образования, ориентированного на нужды местного сообщества, актуально практически для любого российского региона, в том числе и для Томской области. На её территории расположено закрытое административно-территориальное образование (ЗАТО) Северск с градообразующим предприятием, являющимся крупнейшим в атомной отрасли России – Сибирский химический комбинат (СХК). В 2008 году принято решение о строительстве в Северске новой атомной электростанции. Основным поставщиком инженерных кадров для СХК уже почти 50 лет является Северская государственная технологическая академия (СГТА), именно это учебное заведение выбрано стратегическим партнером для обеспечения кадрами новой АЭС. Кроме того, в 2008 году в России формируется структура федерального ядерного университета, в который войдут все вузы Росатома, в том числе и СГТА.

    Одной из стратегических целей России является сохранение мирового лидерства в сфере высоких технологий. Применительно к Томской области это означает сохранение и развитие потенциала атомной энергетики и переход региона из разряда энергодефицитных в разряд энергоизбыточных, в поставщиков электроэнергии для других регионов.

    Таким образом, цель развития инженерного образования для атомной отрасли в Томской области синхронизируется с приоритетами федеральной и региональной политики. Требования развития и синергии в этом случае хорошо согласуются с происходящими институциональными изменениями в сфере ВПО для атомной отрасли. Есть предпосылки для формирования благоприятного инвестиционного климата в данной сфере, позволяющего по принципу акупунктуры соединить разнородные по источникам инвестиции и предлагать для жителей ЗАТО Северск и Томской области не только инженерное образование для атомной отрасли (конкурентное преимущество СГТА в этой сфере будет только возрастать с переходом в систему федерального ядерного университета). Значительные перспективы появятся и у других образовательных программ, ориентированных на индивидуальные и корпоративные интересы по принципу «обучение в течение всей жизни».


    Источники:

    1. Барышева Г. Вклад образования в создание ВВП страны // Экономист. – 2007. – № 7. – С. 35-39.
    2. Сценарии развития системы высшего образования (прогноз ОЭСР) // Экономика образования. – 2006. – №7(37). – С.71-76.

    Страница обновлена: 14.07.2024 в 12:07:52