Как небесный ресторан может превратиться в концерн

Топурия Н.Л.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 3 (15), Март 2001
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В условиях современной рыночной экономики руководители многих организаций понимают необходимость перехода к принципиально новым методам решения управленческих задач. В застывших рамках бизнес успешно развиваться не может. Он прогрессирует и растет достаточно быстро одновременно в нескольких направлениях. Особенно это актуально для крупных производственных организаций, объединяющих в себе не одно, а несколько структурных подразделений на уровне предприятий, которые выполняют совершенно разные производственные задачи, направленные на поддержание и развитие основного бизнеса. Подобная организация становиться громоздкой для управления и сужает возможности маневрирования.

Ключевые слова: мотивация сотрудников, концерн, производственные организации



В условиях современной рыночной экономики руководители многих организаций понимают необходимость перехода к принципиально новым методам решения управленческих задач. В застывших рамках бизнес успешно развиваться не может. Он прогрессирует и растет достаточно быстро одновременно в нескольких направлениях. Особенно это актуально для крупных производственных организаций, объединяющих в себе не одно, а несколько структурных подразделений на уровне предприятий, которые выполняют совершенно разные производственные задачи, направленные на поддержание и развитие основного бизнеса. Подобная организация становиться громоздкой для управления и сужает возможности маневрирования. И тут становиться очевидной недостаточность обычного увеличения объемов производимой продукции и проведения маркетинговых мероприятий для получения высоких экономических и финансовых результатов.

Наша фирма решила пойти по пути образования некого концерна, где появится возможность сочетания жесткого централизованного контроля в области капиталовложений и финансов с хозяйственной самостоятельностью предприятий. Возможность полного контроля достигается тем, что учредителем вновь созданной организации становиться головная фирма, которая владеет информацией о действительном состоянии дел и именно её капитал проникает в все направления деятельности, напрямую не связанные с основной.

Попробую изложить целесообразность данного шага.

Предприятие занимается производством бортового питания. Казалось бы, как фирма столь узкой специализации оказывается на пути диверсификации производства и проникновения в другие виды деятельности?

Во-первых, учитывая особенности производства, появилась возможность обеспечивать школьников комплексными обедами по системе пилот.

Во-вторых, цех бортового питания является довольно крупным потребителем пищевых продуктов. Отсюда родилась идея создания самостоятельной фирмы, специализирующейся на решении вопросов снабжения.

В третьих, необходимость в транспорте повлекла за собой организацию транспортной фирмы;

Имея собственных поставщиков и доставку продуктов питания, опыт работы и учитывая шаги, предпринимаемые по реорганизации рынка общественного питания, представленного в аэропортах, по улучшению качества обслуживания и предлагаемого ассортимента, а также широкий круг потенциальных клиентов, их выгодную дислокацию представляется возможным открытие модернизированных кафе, ресторанов и баров на территории конкретного аэропорта.

Отдельной организации доверяется так же бухгалтерское, юридическое и кадровое обслуживание всего концерна. Тут можно обратиться к опыту западных коммерческих организаций, где бухгалтерское сопровождение, юридическое консультирование и подбор кадров осуществляется сторонней, или приглашенной фирмой и производитель не обременяется лишними штатными единицами, которые должны иметь высокий уровень подготовки и будет соответственно претендовать на высокую оплату труда, рабочие места, оснащенные необходимой для этого техникой и т.д. Нам логичнее и выгоднее было сконцентрировать бухгалтеров, юристов и кадровиков в отдельной организации.

И это конечно же не предел. Дальнейшее развитие фирмы по этому пути предполагает образование целой сети предприятий, обслуживающих основное направление деятельности и приносящих свой доход.

Новые предприятия, возникшие в результате дробления, проникают в разные сегменты рынка, но при этом не оказываются в тисках жесткой конкуренции, так как основной, и на первое время единственный канал сбыта выпускаемой продукции или предлагаемых услуг предопределен самой идеей. Изначально находясь на достаточно высоком уровне по объёму востребованных предложений, организация безболезненно для себя начинает поиск клиентов со стороны. И тут нет нужды доказывать преимущества привлечения стороннего капитала на развитие всего концерна.

Понятно, что в подобной системе очень важна роль координации всех структурных единиц. Обычно она реализуется путем налаживания взаимодействия между ними, а также регулирования и маневрирования материальными и финансовыми ресурсами. Несомненно, это приоритет руководителя головной организации. Именно он созывает регулярные Советы, на которых каждый руководитель информирует собравшихся о состоянии дел на своем предприятии, о возникших трудностях, необходимой помощи и предлагаемых мероприятиях. В ходе прохождения подобных Советов появляется возможность принимать решения, интересующие одновременно несколько служб и избегать нанесения невольного ущерба некоторым из них. Информированность о состоянии во внутренней и внешней среде содействкет успешной деятельности всего концерна.

Неоспоримым плюсом хозяйственной самостоятельности является и то, что решается проблема мотивации высшего звена менеджеров. Ведь умение выполнять профессиональные обязанности не достаточно для достижения целей концерна, поскольку производительность будет во многом зависеть от желания работать, то есть от мотивации к труду. Факторы мотивации включают в себя условия труда, величину заработной платы, предоставляемые компанией льготы, социальный статус, гарантии занятости и т. п., которые мы, безусловно, удовлетворяем, но они не оказывают стимулирующего воздействия на работника, занимающего руководящую должность, и не увеличивают его производительности.

В отдельную группу вынесены факторы, названные “мотиваторами”. К ним относятся ответственность и возможность принимать решения. В нашем случае менеджеры, оказавшись в роли руководителя отдельно взятой организации, наиболее полно удовлетворяют свои потребности и устремления, и их работа оказывается более эффективной и продуктивной.

В некотором роде мы воспользовались правилом, что для обеспечения эффективного руководства группой важно усилить “власть должности”.

Несмотря на то, что мы находимся на первых ступенях создания целой сети организаций, мы успели оценить эффективность предпринятых шагов. Её основными критериями можно считать хорошие экономические показатели результативности деятельности концерна с момента его организации.


Источники:

1. Ворст Й., Ревентлау П. Экономика фирмы. М., 1994.
2. Градов А. П. Экономическая стратегия фирмы. - СПб., 1995.
3. Шершня С. В. Управление персоналом современной организации. М., 1996.
4. Юданов А. Ю. Фирмы и рынок. (новое в жизни, науке, технике. Сер. Экономика , 8) М., 1990.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:15:12