Воздействие инновационных мегапроектов Китая на формирование новой проекции будущего мира
Крутиков В.К.1,2, Косогорова Л.А.2, Якунина М.В.1, Шаров С.В.1, Якунина В.А.1
1 Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, Россия, Калуга
2 ЧОУ ВО «Институт управления, бизнеса и технологий»
Скачать PDF | Загрузок: 9
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 17, Номер 7 (Июль 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54310539
Аннотация:
В статье исследуются подходы Китайской народной республики к разработке и реализации мега проектов, позволивших экономике страны занять лидирующие позиции в мире по объему инвестиционных ресурсов, вкладываемых в опережающее стратегическое развитие. Поднебесная, уверенно, целенаправленно прошла этапы от «всемирной мастерской», к «всемирной лаборатории», и «мировой строительной площадки №1». Даже внешняя непредсказуемая обстановка и многочисленные трудности, не помешали китайской экономике достичь рекордных показателей по объему экспорта и его доле на международном рынке. Большинство стран мира, с одобрением изучают китайский опыт обеспечения занятости населения в городах и сельской местности, практику поддержания синхронного обеспечения роста доходов граждан, адекватную экономическому росту страны в целом. Обеспечение стабильности, стремления к непрерывному прогрессу и устойчивости всей социально-экономической системы, гарантируется направлением капитала на расширение производства и содействие инновациям, а не его выводом в офшорные зоны. Поддерживается упорядоченное развитие капитала как фактора производства, оказывающего позитивную роль на становление и совершенствование мега проектов. В работе представлены примеры реализации китайских мега проектов, и их влияния, оказываемого на перспективное мировое развитие. Продемонстрированы двухсторонние, российско-китайские, проекты, которые включены в пакет из восьмидесяти перспективных направлений сотрудничества. Разработаны рекомендации по совершенствованию деятельности в сфере реализации российско-китайских мега проектов.
Ключевые слова: российско-китайские отношения; Китай; мега проекты; Калужская область; наука и технологии; транспортная инфраструктура
Финансирование:
Публикация осуществляется при поддержке Российского научного фонда - проект № 23-28- 10134 (конкурс 2022 года) — «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами».
JEL-классификация: F13, F21, F51
Введение
За десятилетия проведения реформ, китайская экономическая система, по мнению руководства страны, ученых-исследователей и представителей финансово - экономического блока, обеспечила переход к социалистической рыночной экономике.
В современных реалиях, в условиях санкционного давления, ковидных ограничений, постоянной борьбой за лидерства на международной арене главными игроками выступают США и КНР исходя из итогов противостояния двух сверхдержав и будет определяться дальнейший миропорядок. Особую роль в дальнейшем поступательном развитие КНР, безусловно, играют долгосрочные и среднесрочные стратегические планы, которые включают себя ряд мегапроектов, которые исследуются авторами статьи.
В экономической работе определены следующие базовые положения: макро политика, микро политика, структурная политика, политика в области науки и технологий, политика реформ и открытости, региональная и социальная политика.
Предлагается решительно противодействовать рискам перекрытия доступа к технологиям в ключевых областях, прекращению поставок товаров. Это достигается за счет укрепления экономических основ, выявления слабых звеньев и наращивания научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы для производственных целей и целей изменения всего бизнес ландшафта [17].
Литературный обзор представлен в статье авторами как отечественной, так и зарубежной научной мысли. По объективной оценке, китайских исследователей Ван Чэньсин [2, с. 309], Люй Бэньфу [6, с. 25], Хо Цзяньго [9, с.5], Цай Цзимин [10, с. 4], Цзин Ту [11, с. 37], в КНР еще не образовался единый общенациональный рынок факторов производства, отсутствует свободное обращение производительных факторов, что ограничивает распределение производственных ресурсов, а соответственно сдерживает процессы индустриализации, модернизации и равномерного развития региональной экономики.
Руководством Китая принимаются дополнительные меры по устранению барьеров, сдерживающих свободное обращение факторов производства, препятствующих координации секторов промышленности и потребностей рынка. Для представителей разных форм собственности и для каждого субъекта рынка, обеспечивается равноправный доступ к использованию ресурсов страны, то есть выполняется требование честной конкуренции [10, c.5].
Руководство КНР выступает за честную конкурентную борьбу и на макро, и на микроуровнях, а также, поддерживает идеи многополярности мира и защиты суверенитета каждой страны, находя в этих положениях полную поддержку со стороны РФ [21].
Используются возможности метода историко-экономического анализа при исследовании российско-китайских взаимоотношений в рамках развития проекта Экономического пояса шелкового пути (ЭПШП). Особое внимание стоит уделить план развития С.Ю.Витте [4, с. 121].
Авторский коллектив, благодаря полученным в ходе исследования новым научным результатам: демонстрирует, как конструктивное, взаимовыгодное российско-китайское сотрудничество, раскрывает региональные инновационные горизонты развития и формирует будущий миропорядок; отвечает на вопросы каким образом современный Китай имеет тенденции к стремительному росту влияния на мировом пространстве, в условиях доминирования США.
На внешнем, макроэкономическом уровне, четко просматривается ситуация, когда подавляющее большинство, крупных европейских производителей, как и представителей бизнеса, иных стран мира, обеспечиваются компонентами, производимыми китайскими предприятиями.
Авторская гипотеза состоит в следующем: в современное время противовесом США, которые проводят враждебную агрессивную политику, рассматривается КНР и РФ, пытающиеся, в рамках рыночной экономики, расширить взаимовыгодные связи и увеличить товарооборот. Китай реализуя свои мега проекты, по мнению авторов, может продвинуть свои интересы в отношение с другими великими государствами, тем самым увеличить своё влияние на международной арене, сократив при этом влияния США.
Общее видение мирового порядка и сотрудничества между странами мира, сблизило Россию и Китай, которые остаются главными партнерами, и, не уступая внешнему давлению недружественных стран, подписали в 2023 году, четырнадцать важнейших документов, в которых сформулированы направления дальнейшего углубления сотрудничества по разным направлениям, преимущественно, используя потенциалы мега проектов [16].
России, в вопросах формирования мощной державы, есть чему поучиться у Китая, который выступает за расширение сотрудничества по самым разным направлениям, не опасаясь, что в отношении его будут применяться санкции [7, c. 66]. Так, в сфере обеспечения инвестиционными ресурсами, сформирован масштабный, российско-китайский инвестиционный пакет, насчитывающий восемьдесят перспективных мега проектов в различных отраслях, на общую сумму 165 млрд. долларов [15]. Руководством России поддержана идея о сопряжении «Экономического пояса шелкового пути» и Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), раскрывающая новые горизонты для развития потенциалов экономик стран-участниц. Среди приоритетных отраслей и сфер, в которых планируется реализация мега проектов, названы: микроэлектроника, авиация, судостроение, транспортная логистика, связь, внедрение искусственного интеллекта, мировые финансово-валютные отношения, фармацевтика и многие другие [8, c. 44; 11, c. 35].
Методы
Методологическая основа исследования обеспечена путем применения качественных методов системного, историко-экономического и сравнительного анализа монографического и текстового материала, метода экспертных оценок, а также контент-анализа публикаций в СМИ, мнений ведущих ученых, бизнесменов и политических деятелей. Результаты проведенного анализа, позволили авторам сделать вывод о том, что Поднебесная, уверенно занимает позиции мирового экономического лидера. Успешная реализация китайских мега проектов в различных сферах: инновационной, производственной, торговой, финансовой и других, вызывает позитивную реакцию у большей части мирового сообщества. При этом разрушается влияние США, в монополизированной ими, валютно-финансовая сфере. Наблюдается стремительный рост, в объёмах и распространении, расчётов, не в долларах, а в национальных валютах и юанях. В тоже время, не смотря на невиданную, за всю историю российско-китайских отношений, конструктивную активизацию торгово-хозяйственных отношений между РФ и КНР, Россия, по сравнению с Китаем, становиться страной менее влиятельной в деловых отношениях [18].
В современных неблагоприятных условиях, связанных с применения в отношении России, недоброжелательными странами, санкций, авторы считают, что РФ следует сосредоточиться на разработке и реализации перспективных мега проектов, которые призваны обеспечить вхождение в мировую хозяйственную систему.
Результаты
Инициатива Китайской народной республики по продвижению мега проекта «Экономического пояса шелкового пути» (ЭПШП), утвержденная китайским правительством в 2013 году, в настоящее время выступает доминирующим направлением, обеспечивающим руководящую роль Поднебесной в мировых делах.
На начало 2023 года, в проекте участвуют, свыше ста пятидесяти стран и международных организаций. В странах-партнерах ЭПШП, проживает, более 75% населения мира, вклад которого, в создание мирового ВВП, превышает 50% [24]. Инициатива Китая, по продвижению мега проекта «Экономического пояса шелкового пути», включенная в Конституцию КНР, фундаментально основывается на расширении обмена ресурсами, технологиями и инновациями, обеспечивающими получение взаимной выгоды.
Новый хозяйственный миро уклад, в котором принимаются меры по восстановлению нравственных требований управления экономикой всех стран, обеспечивается стратегическим планированием в сочетании с рыночной конкуренцией.
Эффективность сотрудничества полностью подтверждается тем, что в зонах реализации проекта сконцентрированы инвестиционные ресурсы в объеме, более двадцати миллиардов долларов. Интеграция ресурсов, и совершенствование процесса развития позитивной роли капитала, в качестве фактора производства, обеспечило возведение, свыше двух тысяч предприятий, отвечающих всем современным технологическим требованиям.
Формируется предпринимательская среда, опирающаяся на принципы конкуренции, но основанная на взаимном доверии между странами, которой предстоит играть главенствующую роль в инновационной постиндустриальной экономике.
В рамках мега проектов, ресурсные потоки перенаправляются наиболее эффективным и производительным компаниям. Структуры государств, участников ЭПШП, осваивают функции содействия науке и предпринимательской деятельности, занимаясь подбором новых сетевых партнёров и идей для проектов.
Нельзя не помнить, что основные экспортные потоки КНР, объемом до 800 миллиардов долларов в год, что превышает товарооборот с США, направляются в Европейский союз.
Железнодорожный коридор из Азии в Европу, проложенный «поясом пути», завершается в мульти модальном центре Ворсино на территории Калужской области. Транспортно-логистический, центр соединил московскую агломерацию с восточным побережьем КНР.
В ближайшее время, в соответствии с принятым, российско-китайским документом, ЭПШП получит дополнительную магистраль до порта Усть-Луга в Ленинградской области.
В сложившейся ситуации, реализация российского мега проекта «Северного (арктического) морского пути» вызывает глубокий интерес у подавляющего большинства стран мира. В свою очередь, КНР посчитала экономически выгодным дополнить ЭПШП новым проектом, присвоив ему наименование «Арктического экономического коридора» [3].
Северный морской путь в два раза короче морского пути, пролегающего через Индийский океан, где базируется флот США, поэтому ситуацию следует рассматривать с позиций оптимизации расходов, безопасности транспортировки и перспектив расширения внешнеэкономической торговли.
Потенциалы Арктики не ограничиваются транспортными выгодами, а привлекательны с позиций обладания важными энергетическим и природным ресурсам. Ведущие специалисты, оценивают, только запасы нефти, в 50 миллиардов баррелей.
Кроме того не освоенными остаются месторождения алмазов, золота, меди, молибдена, палладия, урана. Освоение потенциалов Арктики, с учетом наличия мощного, крупнейшего в мире, ледокольного флота России и практического опыта реализации мега проектов Китаем, продемонстрировавшего свою высокую эффективность на примере реализации, совместно с российской компанией НОВАТЭК, проекта строительства завода по сжижению природного газа (СПГ) «Арктик СПГ» на Ямале, открывает новые горизонты возможностей [5, c.37].
Успешное воплощение российско-китайских мега-проектов, призвано обеспечить структурно-институциональные изменения, направленные на трансформацию экономики стран юго-восточной Азии.
Финансовая система выступала и выступает в качестве мировой несущей конструкции всех экономических систем. В настоящее время наблюдается процесс целенаправленной радикальной трансформации мировой финансово-экономической системы, который можно рассматривать в качестве реализации мега проекта.
Российская Федерация, и ранее, делала попытки избавиться от полной зависимости от валюты США, которые решали свои проблемы за счет других стран мирового сообщества. Направления, проводимой отечественной политики, получили названия «деофшоризации» и «дедолларизации», и к серьезным результатам не приводили [12].
Китай, демонстрируя пример использования технологий цифровой экономики в финансовой сфере, формирует современную финансово-валютную систему, законодательную базу, отвечающую требованиям времени, стимулируя процесс дедолларизации для выстраивания, в тесном контакте с дружественными странами, в первую очередь с Россией, новой мировой финансово-кредитной системы [13].
Эффективно реализуя мега проекты, связанные с совершенствованием реальных отраслей и сфер народного хозяйства, КНР столкнулась с необходимостью разработки новых подходах к построению финансово-валютной среды.
Одновременно, в североамериканской экономике, отчетливо, проявляются признаки приближающегося кризиса. Негативные тенденции в финансово-экономической сфере США, наблюдались весь 2022 год, что проявлялось в увеличении ключевой ставки ФРС, повышении индекса американского доллара, добравшегося до отметки в 110 пунктов, чего не отмечалось несколько десятков лет.
Предпринимаются попытки спровоцировать противостояние между органами отечественной государственной власти, предпринимательским сообществом и представителями социумов разных стран. Подобная политика США и их сателлитов, привела к необходимости решения задача трансформации существующей финансово-кредитной системы, в которой американский доллар обладал неограниченными преференциями.
Новая финансово-валютная система, опирается на стабильность, справедливость и непрерывный прогресс, избавляющий от существовавшей десятилетия, долларовой систем.
Во многих странах получили развитие инновационные расчетные системы, внедряющие новые платежные единицы, используя весь потенциал технологий, предлагаемых цифровой экономикой.
КНР и Бразилия, входящие в межгосударственное объединение БРИКС, в рамках заключенного договора, отказались от использования в своих расчетах по торговым операциям, американского доллара. Торговый оборот между странами, который теперь осуществляется в юанях и реалах, оценивается в 150 млрд. долларов.
Аналогичные взаимоотношения, в рамках которых, расчеты производятся в национальных валютах, выстроены между Китаем и Саудовской Аравией, а также, Французской Республикой. Показательно, что торговые сделки между странами проводятся относительно энергоносителей, сырья, что десятилетия являлось прерогативой доллара, выступавшего по всем подобным операциям, в качестве эквивалента.
Российская Федерация, выстраивая отношения в сфере торговли, целенаправленно избавляется от американского доллара, так в российско-индийских отношениях расчеты по экспортным операциям в валютах, так называемых «недружественных стран», продемонстрировали динамику сокращения, в течение 2022 года, с 87%, до 48% [14, 22].
Мега проект, направленный на формирование инновационной, мировой, современной финансово-валютной системы, обеспечивает эффективную деятельность в реализации КНР иных масштабных мега проектов. Среди них, достаточно представить следующие проекты и решения:
· в Зимбабве, китайские компаниями, за свои средства, обеспечили построение парламентского комплекса страны, стоимостью 140 млн. долларов;
· китайский бизнес вложил, около 50 млрд. долларов в развитие транспортной и энергетической инфраструктуры Пакистана, включая постройку атомной электростанции;
· Шри-Ланка получила от китайских бизнес-структур, более 12 млрд. долларов на возведение стратегически важного порта;
· в Эфиопии, китайские компании, построили столичное метро;
· высокоскоростная, транспортная магистраль, протяженностью до полутора тысяч километров, соединила ключевые китайские экономические зоны - Бохайский залив и дельту Янцзы;
· на китайской территории, воздвигнута крупнейшая в мире ГЭС - «Три ущелья»;
· введена в эксплуатацию китайская атомная электростанция, которая спроектирована и построена без привлечения иностранных подрядчиков;
· сконструирован радиотелескоп, который международными представителями признан самым большим радиотелескопом с заполненной аппаратурой;
· циндаоский мост, протяженностью свыше сорока тысяч километров, признан самым длинным мостом, расположенным над водной поверхностью;
· шанхайский всемирный финансовый центр, занял 4 место в рейтинге Индекса глобальных финансовых центров [6, c. 24-25].
Обсуждение
Президент России Путин В.В. в своей статье, выразил уверенность в том, что поставленная планка в 200 миллиардов долларов товарооборота между странами, будет превышена не в 2024-м, а в 2023 году. Путин привел целый ряд мега проектов, реализуемых РФ и КНР, в том числе, освоение космического пространства, развитие новых технологий, введение новых атомных энергоблоков, промышленная и сельскохозяйственная кооперация, а строительство магистрального газопровод «Сила Сибири», назвал «сделкой века» [21].
Лидер КНР Си Цзиньпин, считает, что укрепление и развитие российско-китайских отношений, является стратегическим выбором двух крупнейших соседей и партнёров по всеобъемлющему взаимодействию, исходя из собственных коренных интересов и общей тенденции мирового развития [23].
Профессор высшей категории Школы государственного управления Чжэцзянского университета КНР Лукин А.В. считает, что надо быть готовыми к тому, что РФ, относительно КНР, будет иметь меньше влияния среди стран мира, более того, в перспективе, и менее развитой. Выстраивать российско-китайские отношения следует так чтобы, сохранять сотрудничество, но не попадать в чрезмерную зависимость [18].
Ректор РТУ МИРЭА Кудж С.А., утверждает, что в настоящее время, Китай выступает для России, ключевым партнером на геополитической арене, поэтому необходимо расширять связи по следующим направлениям взаимовыгодного сотрудничества: дипломатические отношения, сотрудничество бизнес сообществ, научные и культурные взаимодействия. Имеют серьезные перспективы разработки двух стран для авиации и судостроения, которые могут быть использованы в целях совершенствования новых моделей техники и на модернизации образцов. Особое внимание следует уделить сфере искусственного интеллекта, в каждой существует уникальный набор компетенций и потенциал к перспективному развитию [20].
Преподаватель кафедры политической экономии и истории экономических учений Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, руководитель Центра политэкономических исследований Колташов В. Г., полагает, что эффект от взаимоотношений двух крупнейших держав, РФ и КНР, будет иметь долгосрочное влияние. Рассуждая о торговой системе, Колташов уверен в том, что России выгодно продавать ценные ресурсы на мировых рынках в рублях. Это связано с тем, что наши товары должны обеспечивать отечественную национальную валюту. Если торговые сделки с Китаем осуществляются за юани, то это способствует обеспечению юаня. В настоящее время, это вынужденная мера. Покупать товары в Китае справедливо в их валюте, но и КНР должна покупать наши товары за рубли, которые превращаются в китайскую товарную продукцию. Совершение иных операций, носит спекулятивный характер, и способствует поддержанию, не имеющих перспектив мировых резервных валют архаичной мировой финансовой системы [19].
Директор Академии общественных наук Китая Се Фучжань, обосновывает необходимость налаживания внутреннего цикла, закрепляя преимущества, стимулируя взаимодействие и упрочняя производственные цепочки путем реализации мега проектов, одновременно следует наращивать исследования и разработки ключевых технологий для усовершенствования производственных процессов с учетом опыта глобальной промышленности. Для чего, необходимо расширить открытость торговли, инвестиций в рамках всеобъемлющего, прогрессивного соглашения [2, c. 305].
Цай Цзимин, заведующий Центром политэкономических исследований при университете Цинхуя, рассуждая о построении единого общенационального рынка путем совершенствования китайской системы социалистической рыночной экономики. Акцентирует внимание на необходимости устранения барьеров, которые сдерживают свободное обращение факторов производства. Выступает за координацию секторов промышленности и потребностей рынка, путем равноправного доступа представителей разных форм собственности, к ресурсам, обеспечивающего честную конкуренцию [10, c. 3].
Люй Бэньфу, профессор Института экономики и менеджмента Университета КАН, выделил мысль о том, что международное сообщество претерпевает огромные изменения, равных которых не было сотню лет. Профессор определяет следующие этапы китайской политики реформ и открытости. Первый - стимулирование индустриализации с помощью расширения и открытости. Второй - придание новых качеств индустриализации с помощью цифровой экономики. Третий - переход к долгосрочной политике с реализацией потенциалов инноваций. В результатах исследования, ученый формулирует вывод о том, что огромные вызовы, которые возникают в вопросах устойчивого экономического становления развивающихся стран, связаны с тем, что они не достигли периода инновационного роста (то есть третьего этапа) [6, c. 24].
Выводы
Китайская народная республика, укрепляет свои лидерские позиции в происходящих, коренных изменениях, на мировом политико-экономическом пространстве. Уверенность, прагматизм и дальновидность, которые проявляет руководство КНР, разрабатывая и реализуя четкие ответы, на многочисленные внешние и вызовы современности, способствуют формированию многополярного мира, укреплению государственного суверенитета отдельных государств.
Демонстрация эффективности китайской политики, направленной на успешное, динамичное совершенствование хозяйственной деятельности, укрепление стабильности, прогресса, решение социально-экономических проблем населения, притягательна для большинства развивающихся стран мирового сообщества.
Доверие и притягательность создают позитивную фундаментальную основу для взаимовыгодного сотрудничества в рамках перспективных мега проектов, инициируемых Поднебесной в разных странах и на континентах.
Верность, своей последовательной и бескомпромиссной позиции, при реализации избранного долгосрочного курса, убедительно подтверждено негативной позицией Китая к содержанию пакетов санкций, направленных против России.
Потенциалы общности взглядов, выверенных на практике добрососедских взаимоотношений между Россией и Китаем, следует активно переводить на коммерческую основу, путем разработки и внедрения взаимовыгодных мега проектов.
В условиях ведения, в отношении Российской Федерации гибридной войны, и агрессивных выпадов США и их сателлитов, направленных на провоцирование военных столкновений между Китаем и Тайванем, следует действовать на опережение [1].
Речь не ведется о военных действиях, но требуется сосредоточиться на максимальном развитии и закреплении положительных результатов, достигнутых в финансово-валютной сфере при осуществлении процесса (реализации мега проекта) дедолларизации.
Практические результаты процесса (мега проекта), свидетельствуют о том, что развивающиеся страны достигли необходимого инновационного этапа осознания, что перспективы всестороннего экономического развития, имею только суверенные государства, обладающие новой, отвечающей современным запросам, финансово-валютной системой.
С учетом мирового признания достижений Поднебесной, и активно происходящих изменений, обеспечить исключение из мировой экономической практики негативных подходов, навязанных американской финансовой системой доллара, разработав и обеспечив поэтапное внедрение инновационной финансово-валютной системы.
Следует, с учетом происходящих трансформаций современных рыночных отношений, накопленного положительного практического опыта, использовать потенциалы мега проектов для реализации доминирующих направлений, таких как транспортная логистика, фармацевтика и биотехнологии, искусственный интеллект, микроэлектроника и многих других.
Источники:
2. Ван Чэньсин Экономический пояс Шёлкового пути и Евразийский экономический союз: сравнительный анализ. / В книге: Россия и Китай в Евразийской интеграции: сотрудничество или соперничество?. - СПб.: Нестор-История, 2015. – 298-309 c.
3. Косогорова Л.А. Крутиков В.К., Шаров С.В. Бизнес и наука в развитии Арктической зоны РФ (АЗРФ) // Экономика и предпринимательство. – 2019. – № 7(108). – c. 314-317.
4. Крутиков В.К. Национальное возрождение Поднебесной: опыт для Отечества. / Монография. - Калуга: ИП Стрельцов И.А. (Изд-во «Эйдос»), 2020. – 131 c.
5. Крутиков В.К., Якунина М.В. Влияние геополитических факторов на экономический прорыв. / Монография. - Калуга: Издательство АКФ «Политоп», 2019. – 137 c.
6. Люй Бэньфу Пароль для доступа к быстрому развитию // Китай. – 2022. – № 4(195). – c. 26.
7. Сильвестров С.Н. Новый американский законодательный акт о санкциях: очередные политические и экономические вызовы России // Российский экономический журнал. – 2017. – № 3. – c. 61-68.
8. Фролова И.Ю. Китайский проект «Экономический пояс Шёлкового пути»: развитие, проблемы, перспективы // Проблемы национальной стратегии. – 2016. – № 5(38). – c. 47-67.
9. Хо Цзяньго Путь будущего развития АБИИ // Китай. – 2019. – № 8. – c. 5.
10. Цай Цзимин Эпохальное построение единого общенационального рынка // Китай. – 2022. – № 5(196). – c. 5.
11. Цзин Ту Держать руку на пульсе китайской экономики // Китай. – 2022. – № 1(195). – c. 38.
12. Беляков Е. Мир ждет самый мощный в истории экономический кризис: что будет с рублем и к чему готовиться россиянам. Мир ждет самый мощный в истории экономический кризис: что будет с рублем и к чему готовиться россиянам. Комсомольская правда. [Электронный ресурс]. URL: http://KP.RU (дата обращения: 18.05.2023).
13. Величенков А. Китай может дедолларизировать Южную Америку и сделать из БРИКС новую ООН. Дзен. [Электронный ресурс]. URL: http://dzen.ru (дата обращения: 18.05.2023).
14. Воропаева Е. Reuters узнал об отказе России и Индии от механизма расчетов в рупиях. Reuters узнал об отказе России и Индии от механизма расчетов в рупиях. Экономика: РБК. [Электронный ресурс]. URL: http://rbc.ru (дата обращения: 19.05.2023).
15. Егорова В. Путин: Между РФ и Китаем сформирован инвестиционный пакет на 165 млрд. долларов. Президент России. [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru (дата обращения: 18.05.2023).
16. Зуенко И. Как пройдет китайский шелковый путь и кто на нем заработает. Carnegie.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://carnegie.ru/commentary/63395 (дата обращения: 19.05.2023).
17. Кокарев К.А. О российско-китайском сотрудничестве в реализации трансконтинентальных проектов. Сайт РИСИ. [Электронный ресурс]. URL: http://riss.ru/analitycs/26249/ (дата обращения: 17.05.2023).
18. Китаист Александр Лукин: «Психологически надо готовиться к тому, что Россия по сравнению с Китаем будет страной менее влиятельной, а со временем — и менее развитой». Фонтанка.Ру. [Электронный ресурс]. URL: https://www.fontanka.ru/2023/03/23/72157082/ (дата обращения: 18.05.2023).
19. Матвеев Д. Кто кого переблефует? Китай поднимает ставки, оформляя формулу «три против трёх». Дзен. [Электронный ресурс]. URL: http://dzen.ru (дата обращения: 17.05.2023).
20. Посол КНР: Китай и Россия к 2024 году намерены достичь товарооборота в $200 млрд. Tass.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ekonomika/6761153 (дата обращения: 18.05.2023).
21. Статья Путина В.В. в «Жэньминь Жибао». «Россия и Китай – партнёрство, устремлённое в будущее». Kremlin.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/70743 (дата обращения: 19.05.2023).
22. Родионов М. Россия и Индия приостановили переговоры о торговле в рупиях. «Механизм не работает». Москва и Дели не смогли договориться о торговле в рупиях. Газета. Ru. [Электронный ресурс]. URL: http://gazeta.ru (дата обращения: 17.05.2023).
23. Си Цзиньпин назвал стратегическим выбором Пекина укрепление отношений с Москвой. Тасс. [Электронный ресурс]. URL: http://tass.ru (дата обращения: 18.05.2023).
24. Kommersant. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5915725 (дата обращения: 27.05.2023).
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:45:38