Роль государства в реализации инновационных проектов в России (на примере Калужской области)

Мельников О.Н.1, Краевский И.С.2,3
1 Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана
2 Российская академия народного хозяйства и
3 государственной службы при Президенте Российской Федерации

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 3, Номер 1 (2013)

Цитировать:
Мельников О.Н., Краевский И.С. Роль государства в реализации инновационных проектов в России (на примере Калужской области) // Вопросы инновационной экономики. – 2013. – Том 3. – № 1. – С. 20-25.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=26236613

Аннотация:
В статье на примере Калужской области рассмотрены вопросы механизмом стимулирования инвестиционной деятельности и комплексного социально-экономического развития региона. Показано, что участие крупнейших представителей автомобильной отрасли позволит сформировать в Калужской области кластер по производству автомобилей и автокомпонентов.

Ключевые слова: инновации, инвестиции, венчурное финансирование, кластеры



Введение

После распада СССР научно-технические инновации практически исчезли из экономической жизни страны. Отсутствие востребованности со стороны частного сектора, а также прекращение финансирования госпредприятий снизило спрос на инновационные разработки практически до нуля. Но в новом веке российское общество начало осознавать, что дальнейшее движение вперед на основе того, что осталось после советского времени, невозможно, и России требуется развивать свой научно-технический потенциал и переходить на новый, инновационный тип экономики, иначе нашей стране суждено остаться сырьевым придатком глобальной экономики.

Сама сфера инноваций сопряжена с высоким риском, что делает стандартные механизмы финансирования данной деятельности неприменимыми. В связи с этим за рубежом еще с середины прошлого столетия был разработан механизм венчурного финансирования, который позволял активно развиваться новым высокотехнологичным проектам.

Анализ международного опыта, особенно американского, показывает, что венчурное финансирование инновационных проектов в основном является диалогом только между инвестором и техническим специалистом - носителем идеи (реципиентом инвестиций). В России же ситуация несколько иная, и зачастую в этот процесс глубоко вовлечена третья сторона – государство в лице региональной или федеральной власти.

Подобная практика во многом характерна для проектов, ориентированных на внутренний спрос, в то время как те проекты, продукция или услуги которых предназначены более широкому кругу потребителей (в глобальном масштабе), строятся по западной модели, без активного привлечения государства.

На рисунке 1 изображена базовая модель взаимодействия основных субъектов инновационной деятельности [И – инвестор, Т – технический специалист (носитель идеи), Г – государство]. В реальной ситуации границы между этими участниками часто размываются, и происходит их агрегация. Например, государство кроме отраслевого регулятора является и финансовым инвестором, или инвестор одновременно является носителем технологий, а государство только создает комфортные инвестиционные условия для его деятельности. Но в любом случае, в России непосредственным участником всех процессов является государство.

Рис.1 – Основные субъекты инновационной деятельности

Данная ситуация объясняется тем, что российский бизнес очень зависит от пресловутого «административного ресурса», без привлечения которого бизнес будет стагнировать, постоянно встречая на своем пути различные преграды: госрегулирование экономической деятельности хозяйственных субъектов, отсутствие соответствующей инфраструктуры или нормативной базы. Все это говорит об отсутствии комфортного инвестиционного климата, способного привлекать финансовых и технологических инвесторов в Россию.

В последнее время можно отметить некоторый сдвиг в этой сфере: государство создает особые экономические зоны, фонды различного уровня финансирования, строит необходимую инвесторам инфраструктуру, а также внедряет новые технологии привлечения инвестиций (например, режим промышленной сборки). В качестве успешного примера можно привести опыт Ленинградской, Нижегородской или Калужской областей, которые смогли привлечь инвесторов как раз за счет активной позиции государства, а именно региональных властей.

Показательными могут быть действия администрации Калужской области по созданию специальной коммерческой структуры, занимающейся всеми инвестиционными проектами области: созданием и развитием необходимой инфраструктуры индустриальных парков и технопарков. Так в ноябре 2007 года правительством Калужской области в лице Министерства экономического развития было учреждено открытое акционерное общество "Корпорация развития Калужской области". Основными направлениями его деятельности являются анализ и содействие решению социально-экономических задач, повышение инвестиционной привлекательности региона и управление привлеченным капиталом и инвестициями. Являясь инструментом реализации бизнес-проектов, осуществляемых правительством Калужской области на основе принципов государственно-частного партнерства, корпорация обеспечивает эффективное взаимодействие между администрацией и инвесторами, создавая условия для территориального и хозяйственного развития региона.

Создание и развитие инфраструктуры индустриальных парков является по-настоящему действенным механизмом стимулирования инвестиционной деятельности и комплексного социально-экономического развития регионов. Использование данного механизма в Калужской области уже позволило заинтересовать такие крупные автомобильные концерны, как Volkswagen AG, Volvo Truck Corporation, PSA Peugeot Citroën и Mitsubishi Motors Corporation, в размещении своих производственный мощностей в данном регионе. Таким образом, участие крупнейших представителей отрасли позволит сформировать в Калужской области кластер по производству автомобилей и автокомпонентов.

На данный момент при поддержке государства в Калужской области удалось создать целую сеть инвестиционных проектов: технопарк Грабцево, проект А-парк, индустриальный парк Ворсино, индустриальный парк Калуга-Юг и индустриальный парк Росва. Но деятельность районной администрации не сводилась только к созданию инфраструктуры, региональные власти также привлекали под гарантии Калужской области кредитные ресурсы Внешэкономбанка для реализации региональных инвестиционных проектов и тем самым обеспечивали быстрое и эффективное выполнение обязательств области по заключенным инвестиционным соглашениям.

Таблица 1 - Крупнейшие инновационные проекты Калужской области


Компания
Объем инвестиций
Выход на полную мощность
Объем выпуска продукции
1.
Volkswagen
774 млн евро
В 2010 г.
150 тыс. автомобилей
2.
PSA Citroen, Mitsubishi Motors
470 млн евро
В 2012 г.
150 тыс. автомобилей
3.
Volvo Trucks
100 млн евро
В 2010 г.
15 тыс. грузовиков
4.
Samsung
200 млн долларов
В 2012 г.
3 млн. единиц техники
Источник: данные компаний

Вывод

Тот факт, что на территории Калужской области обосновались такие гиганты мировой промышленности, как Volkswagen, PSA Peugeot Citroën, Samsung Electronics и другие, является несомненной заслугой администрации региона и ярким примером того, как нестандартные решения и политическая воля могут обеспечить приток не только финансовых, но и технологических инвестиций в регион.


Источники:

1. Федеральный закон от 29.11.2001 №156-ФЗ «Об инвестиционных фондах».
2. Антонец В. А., Нечаева Н. В., Хомкин К. А., Шведова В. В. – Инновационный бизнес. Формирование моделей коммерциализации перспективных разработок. – М.: Дело, Академия народного хозяйства, 2009. – 320 с.
3. В. Чан Ким, Рене Моборнь. – Как распознать бизнес-идею которая принесет успех. Управление инновациями: Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 237 с.
4. Гостева Е. - Рынок коллективных инвестиций начался с 500 тысяч рублей, 2010 г. // http://www.bfm.ru/articles/2010/11/19/rynok-kollektivnyh-investicij-nachalsja-s-500-tysjach-rublej.html
5. Зинов В. Г., Лебедева Т. Я., Цыганов С. А. – Инновационное развитие компании. Управление интеллектуальными ресурсами. – М.: Дело, Академия народного хозяйства, 2009. – 248 с.
6. Ким В.Чан, Моборнь Р. – Создание нового рыночного пространства. Управление инновациями: Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 237 с.
7. Концепция развития финансового рынка России до 2020г. Рейтинговое агентство «Эксперт РА», Ассоциация региональных банков России, 2008г. // http://www.raexpert.ru/strategy/conception/
8. Макаров В.Л., Варшавский А.Е. – Инновационный менеджмент в России: вопросы стратегического управления и научно-технологической безопасности. – М.: Наука, 2004.
9. Мицуаки С. – Эпоха системных инноваций. В поисках новой парадигмы маркетинга: Пер. с англ. – М.: Ваш полиграфический партнер, 2006. – 248с.
10. Пирсон Э. – Как осуществить инновации. Инновации в бизнесе: Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 189 с.
11. Харгадон Э., Саттон Р. – Построение фабрики инноваций. Управление инновациями: Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 237 с.
12. Harvard Business School – Radical Innovation. Boston, 2000.
13. Magretta J. – "Why Business Models Matter." Harvard Business Review 80(5), 2002.
14. Thomson Learning. – Strategic management. Fourth edition. London, 2001.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 02:28:06