State Participation in Innovation Projects in Russia (Case Study of Kaluga Region)
Oleg N. Melnikov1, Igor S. Kraevsky2,3
1 Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана
2 Российская академия народного хозяйства и
3 государственной службы при Президенте Российской Федерации
Download PDF | Downloads: 15
Journal paper
Russian Journal of Innovation Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 3, Number 1 (2013)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=26236613
Abstract:
Using the example of Kaluga Oblast, the authors discuss the mechanism of stimulating investment activity and complex socio-economic development of a region. They prove that participation of the largest representatives of the automotive industry will allow creating an automobile production cluster in Kaluga Oblast.
Keywords: innovations, investments, clusters, venture capital financing
Введение
После распада СССР научно-технические инновации практически исчезли из экономической жизни страны. Отсутствие востребованности со стороны частного сектора, а также прекращение финансирования госпредприятий снизило спрос на инновационные разработки практически до нуля. Но в новом веке российское общество начало осознавать, что дальнейшее движение вперед на основе того, что осталось после советского времени, невозможно, и России требуется развивать свой научно-технический потенциал и переходить на новый, инновационный тип экономики, иначе нашей стране суждено остаться сырьевым придатком глобальной экономики.
Сама сфера инноваций сопряжена с высоким риском, что делает стандартные механизмы финансирования данной деятельности неприменимыми. В связи с этим за рубежом еще с середины прошлого столетия был разработан механизм венчурного финансирования, который позволял активно развиваться новым высокотехнологичным проектам.
Анализ международного опыта, особенно американского, показывает, что венчурное финансирование инновационных проектов в основном является диалогом только между инвестором и техническим специалистом - носителем идеи (реципиентом инвестиций). В России же ситуация несколько иная, и зачастую в этот процесс глубоко вовлечена третья сторона – государство в лице региональной или федеральной власти.
Подобная практика во многом характерна для проектов, ориентированных на внутренний спрос, в то время как те проекты, продукция или услуги которых предназначены более широкому кругу потребителей (в глобальном масштабе), строятся по западной модели, без активного привлечения государства.
На рисунке 1 изображена базовая модель взаимодействия основных субъектов инновационной деятельности [И – инвестор, Т – технический специалист (носитель идеи), Г – государство]. В реальной ситуации границы между этими участниками часто размываются, и происходит их агрегация. Например, государство кроме отраслевого регулятора является и финансовым инвестором, или инвестор одновременно является носителем технологий, а государство только создает комфортные инвестиционные условия для его деятельности. Но в любом случае, в России непосредственным участником всех процессов является государство.
Рис.1 – Основные субъекты инновационной деятельности
Данная ситуация объясняется тем, что российский бизнес очень зависит от пресловутого «административного ресурса», без привлечения которого бизнес будет стагнировать, постоянно встречая на своем пути различные преграды: госрегулирование экономической деятельности хозяйственных субъектов, отсутствие соответствующей инфраструктуры или нормативной базы. Все это говорит об отсутствии комфортного инвестиционного климата, способного привлекать финансовых и технологических инвесторов в Россию.
В последнее время можно отметить некоторый сдвиг в этой сфере: государство создает особые экономические зоны, фонды различного уровня финансирования, строит необходимую инвесторам инфраструктуру, а также внедряет новые технологии привлечения инвестиций (например, режим промышленной сборки). В качестве успешного примера можно привести опыт Ленинградской, Нижегородской или Калужской областей, которые смогли привлечь инвесторов как раз за счет активной позиции государства, а именно региональных властей.
Показательными могут быть действия администрации Калужской области по созданию специальной коммерческой структуры, занимающейся всеми инвестиционными проектами области: созданием и развитием необходимой инфраструктуры индустриальных парков и технопарков. Так в ноябре 2007 года правительством Калужской области в лице Министерства экономического развития было учреждено открытое акционерное общество "Корпорация развития Калужской области". Основными направлениями его деятельности являются анализ и содействие решению социально-экономических задач, повышение инвестиционной привлекательности региона и управление привлеченным капиталом и инвестициями. Являясь инструментом реализации бизнес-проектов, осуществляемых правительством Калужской области на основе принципов государственно-частного партнерства, корпорация обеспечивает эффективное взаимодействие между администрацией и инвесторами, создавая условия для территориального и хозяйственного развития региона.
Создание и развитие инфраструктуры индустриальных парков является по-настоящему действенным механизмом стимулирования инвестиционной деятельности и комплексного социально-экономического развития регионов. Использование данного механизма в Калужской области уже позволило заинтересовать такие крупные автомобильные концерны, как Volkswagen AG, Volvo Truck Corporation, PSA Peugeot Citroën и Mitsubishi Motors Corporation, в размещении своих производственный мощностей в данном регионе. Таким образом, участие крупнейших представителей отрасли позволит сформировать в Калужской области кластер по производству автомобилей и автокомпонентов.
На данный момент при поддержке государства в Калужской области удалось создать целую сеть инвестиционных проектов: технопарк Грабцево, проект А-парк, индустриальный парк Ворсино, индустриальный парк Калуга-Юг и индустриальный парк Росва. Но деятельность районной администрации не сводилась только к созданию инфраструктуры, региональные власти также привлекали под гарантии Калужской области кредитные ресурсы Внешэкономбанка для реализации региональных инвестиционных проектов и тем самым обеспечивали быстрое и эффективное выполнение обязательств области по заключенным инвестиционным соглашениям.
Таблица 1 - Крупнейшие инновационные проекты Калужской области
№
|
Компания
|
Объем
инвестиций
|
Выход
на полную мощность
|
Объем
выпуска продукции
|
1.
|
Volkswagen
|
774
млн евро
|
В
2010 г.
|
150
тыс. автомобилей
|
2.
|
PSA Citroen, Mitsubishi Motors
|
470
млн евро
|
В
2012 г.
|
150
тыс. автомобилей
|
3.
|
Volvo Trucks
|
100
млн евро
|
В
2010 г.
|
15
тыс. грузовиков
|
4.
|
Samsung
|
200
млн долларов
|
В
2012 г.
|
3
млн. единиц техники
|
Вывод
Тот факт, что на территории Калужской области обосновались такие гиганты мировой промышленности, как Volkswagen, PSA Peugeot Citroën, Samsung Electronics и другие, является несомненной заслугой администрации региона и ярким примером того, как нестандартные решения и политическая воля могут обеспечить приток не только финансовых, но и технологических инвестиций в регион.
Страница обновлена: 26.04.2025 в 17:41:25