Внешняя торговля Кыргызстана: география и перспективы развития
Хоу Цзе1
1 Бишкекский гуманитарный университет им. К. Карасаева, г. Бишкек
Скачать PDF | Загрузок: 13
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
Том 17, Номер 8 (Апрель 2016)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В данной статье рассмотрены вопросы развития и географического распространения внешней торговли Кыргызстана. Выявлены проблемы и определены перспективы развития торгово-экономических отношений со странами, входящими в ЕАЭС, и странами - членами ВТО. Данная статья будет полезна исследователям и практическим работникам в области внешней торговли Кыргызской Республики, Китая и ЕАЭС.
Ключевые слова: рыночный механизм, внешнеэкономическая политика, внешнеторговая политика, региональное сотрудничество, страны-партнёры, инвестиционные связи
Введение
Реализуемая государством экономическая политика по отношению к другим странам призвана регулировать отношения и связи с зарубежными странами таким образом, чтобы национальная экономика могла взаимодействовать с мировым хозяйством в выигрышных позициях. Стратегический курс внешнеэкономической политики Кыргызстана – это эффективная интеграция республики в мировое хозяйство и мировую торговлю.
На протяжения столетий внешняя торговля была и есть основа международных экономических отношений, так как рост мирохозяйственных связей ускорил процесс формирования международного разделения труда, что соединяет все страны в единое хозяйственное целое. Это свидетельствует о том, что интернационализация хозяйственных связей обусловлена развитием производительных сил, которые, перерастая национальные рамки, подводят к необходимости интернационализации производства. Для экономического роста и развития стран в постоянно развивающейся мировой экономике очень большое значение имеет внешняя торговля.
В конце ХХ в. в постсоветских республиках начался переход к рыночным отношениям. Произошел коренной поворот внешнеэкономической политики от относительной замкнутости к открытой экономике и интеграции в систему мирохозяйственных связей, к либерализации всех форм внешнеэкономических отношений. Проведение обоснованной и взвешенной торгово-экономической политики позволит решать и внутренние экономические проблемы в интересах повышения устойчивости и роста национальной экономики. Решение этой актуальной задачи во многом зависит от успешного реформирования внешней торговли, повышения экспортного потенциала страны и от того, насколько способна национальная экономика улучшить свою конкурентную позицию на мировом рынке и завоевать новые рыночные сегменты за рубежом, для чего необходимо проделать большую работу и, прежде всего, сократить в стране коррупцию.
Существует общепризнанный в мире рейтинг стран по Индексу восприятия коррупции, который ежегодно рассчитывает Международная неправительственная организация по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции по всему миру «Трансперенси Интернешнл» («Transparency International»). Согласно этому рейтингу, по индексу восприятия коррупции Кыргызстан в 2010–2011 гг. находился на 164 месте. В 2012 году он улучшил свои позиции, перейдя на 154 место среди 176 государств, и находится в окружении таких стран, как Гвинея и Йемен. В планах правительства республики – переместиться в этом рейтинге на 50-е место к 2017 году. Но, по мнению некоторых ученых из Кыргызстана, это слишком нереальная цель – обогнать, к примеру, Турцию и Чехию, которые на протяжении 2006–2012 гг. занимают устойчивые и достаточно высокие позиции, в рейтинге-2012 у них 54-е место [1, с. 138].
Опрос инвесторов, проведенный Международным деловым советом в июне 2012 года, показал, что после стабилизации социально-экономического положения в Кыргызстане поменялась приоритетность подходов при планировании инвестиций. На первое место инвесторы поставили проблему коррумпированности чиновников, а на второе – легкость борьбы с бюрократией. В этих целях разрабатываются и внедряются мероприятия по формированию в стране благоприятного инвестиционного климата путем предоставления равных прав и возможностей как отечественным, так и иностранным инвесторам, правовое соблюдение прав иностранной собственности, предоставление льготного налогообложения и другое. Но при этом проводимая страной политика, осуществляется в первую очередь с точки зрения соблюдения собственных интересов, активно участвуя во внешнеэкономических связях, где ведущее положение занимает внешняя торговля.
Внешняя торговля представляет особый интерес, поскольку эта деятельность в составе внешнеэкономической деятельности страны наиболее масштабная и наиболее экономически содержательная для Кыргызстана и по существу является индикатором экономического положения страны по следующим причинам:
- по соотношению объемов экспорта и импорта торговли определяется состояние товарного производства страны, являющейся фундаментальной основой экономики государства;
- по структуре экспорта и импорта определяется состояние (уровень развития) сфер товарного производства страны;
- показатель дефицита во внешней торговле характеризует достаточно приличную часть внешнего долга государства;
- по перечню государств, с которыми осуществляются внешние торговые операции, определяется товарный и торгово-экономический потенциал страны;
- по соотношению импорта товаров и товарному производству государства устанавливается товарная безопасность страны, в особенности продовольственная безопасность;
- в зависимости от качества и потребительских или производственных признаков экспортируемых товаров определяется состояние технологии товарного производства в государстве;
- по оформлению и содержанию документов по экспортированию или импортированию товаров определяется уровень профессионализма лиц, организующих внешнеторговую деятельность в государстве;
- по защищенности и обеспечению безопасности внешнеторговых операций определяется состояние функционирования органов правопорядка, таможни и налогов.
Внешняя торговля Кыргызской Республики характеризуется следующими показателями. Внешнеторговый оборот Кыргызской Республики за 2014 год составил 5 млрд 7361.5 млн долл. США (397 млрд 279.1 млн сом), по сравнению с 2013 годом снизился на 370.3 млн долл. США (снижение – на 4.8%). Импорт Кыргызстана за 2014 год достиг 5 млрд 720,8 млн долл. США по сравнению с 2013 годом в фактических ценах уменьшился на 253,3 млн долл. США.
Экспорт Кыргызстана за 2014 год составил 1 млрд 640.7 млн долл. США. Объем экспорта, по сравнению с 2013 годом, уменьшился на 117 млн долл. США (снижение – на 3,3%). Сальдо торгового баланса внешней торговли 2014 года сложилось отрицательное и составило (‑) 4 млрд 080 млн долл. США, против (-) 4 млрд 216,4 млн долл. США 2013 года. В 2014 году экспорт осуществлялся в 88 стран мира, в том числе в 78 стран дальнего зарубежья и 10 стран ближнего зарубежья. Импорт осуществлялся из 138 cтран, в том числе из 128 дальнего и 10 стран ближнего зарубежья.
Общая же география экспортно-импортных операций представлена 80 странами мира. Анализ данных, представленных в таблице 1, показывает, что внешнеторговый оборот со странами ближнего зарубежья составил 46,3% от всего товарооборота и достиг 3 млрд 411,1 млн долл. США, по сравнению с 2013 годом снизился на 274,1 млн долл. США. Наиболее крупными торговыми партнерами являются Россия, Казахстан и Узбекистан. Товарооборот со странами дальнего зарубежья снизился на 2,4% и достиг 3 млрд 950,4 млн долл. США. Из этих стран основными торговыми партнерами являются Китай, Швейцария, Япония и Турция. Общий объем импорта Кыргызской Республики в 2014 году составил 5 млрд 897,4 млн долл. США по сравнению с аналогичным периодом 2013 года снизился на 4,2%. Снижение объемов импорта обусловлено сокращением поставок как из стран СНГ (на 5,6%), так и стран дальнего зарубежья (на 3,0%).Среди торговых партнеров Кыргызстана более трети всего импорта приходится на Россию (32,2%), на Китай – 21,0%, Казахстан – 9,8%. Таким образом, 63% всего импорта приходится на эти страны (2013 год – 66,2%). Импорт из стран дальнего зарубежья в 2014 году, по сравнению с 2013 годом, сократился на 3,0% и составил 2 млрд 960,0 млн долл. США. Доля импорта из стран дальнего зарубежья в объеме общего импорта составила 51,7% (за 2013 год – 51,1%). Основными торговыми партнерами Кыргызстана со странами дальнего зарубежья являются Китай, Япония, Соединенные Штаты Америки, Турция и Германия. На их долю приходится более 75% объема импорта из стран дальнего зарубежья.
В 2014 году наблюдается уменьшение объемов экспорта. Экспорт Кыргызской Республики за отчетный 2014 год составил 1 млрд 640,7 млн долл. США, что на 117,0 млн долл. США меньше стоимостных показателей 2013 года. В отраслевой структуре общего экспорта за 2014 год основную долю по стоимостным показателям занимают «драгоценные металлы», тогда как по натуральным показателям – «минеральные продукты». Основной объем в экспорте минеральных продуктов занимает экспорт сланца, гранита, руды драгоценных металлов. Экспорт товаров в страны СНГ в 2014 году составил 650,6 млн долл. США и по сравнению с 2013 годом, снизился на 14,6%. В объеме общего экспорта доля экспорта товаров в СНГ составила 46,3% (в 2013 году – 47,7%).
В настоящее время внешняя торговля Кыргызской Республики имеет наиболее либеральный режим среди стран СНГ. На территории республики отсутствуют предприятиz с эксклюзивными правами, которые могли бы оказывать влияние на свободу торговли. Значительно сокращен перечень товаров, подлежащих обязательному лицензированию. Порядок лицензирования остался только для узкого перечня товаров, таких как лекарства, драгоценности и некоторые другие. Сложившаяся практика ведения внешней торговли значительно расширяет горизонты внешней торговли и увеличивает ее товарооборот, который достиг одного миллиарда долларов США.
Проведенный анализ позволяет сказать, что за годы независимости экономика Кыргызстана значительно продвинулась в вопросе интеграции в мировое хозяйство, развивает внешнеторговые связи со многими странами как в рамках СНГ, так и вне СНГ. Вступил в силу договор о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы [3, с. 49]. Вместе с тем, на наш взгляд, до настоящего времени Кыргызстан надлежащим образом не использует преимущества членства в ВТО в плане развертывания производственных внешнеэкономических связей, концентрируя основное внимание на развитии торговых внешнеэкономических связей.
В результате изменения доли экспорта и импорта в общем объеме товарооборота, что видно из данных таблицы 2, произошло изменение в определении места в рейтинге стран-торговых партнеров Кыргызстана: по экспорту лидирует Швейцария и уверенно улучшают свои позиции Казахстан, Узбекистан и Китай. Россия является основным торговым партнером Кыргызстана и занимает традиционно первое место в рейтинге по импорту товаров, улучшила свои позиции Япония. Основные страны-партнеры Кыргызстана (Китай, Япония, Германия, США и Турция) в общем объеме импорта занимали 39,2%. Из Китая ввозились предметы одежды, обувь, изделия из чугуна и стали, аппаратура и оборудование электросвязи, ткани, автомобили, шины, мебель, текстильная пряжа, мясо и мясопродукты, неорганические химические вещества; Японии и Германии – автомобили, шины, энергогенераторные машины и оборудование, электрические машины, аппараты; США – автомобили, транспортное оборудование и различные машины; из Турции – предметы одежды, обувь, медикаменты, изделия из пластмассы, специальные машины, текстильная пряжа и ткани.
В 1998 году Кыргызстан вступил в ВТО, а в 2015 году стал членом ЕАЭС. После вступления Кыргызстана в ВТО произошло оживление внешней торговли, ожидается, что и вступление республики в ЕАЭС окажет положительное влияние на развитие внешней торговли, а также на другие сферы внешнеэкономического сотрудничества. Членство в ЕАЭС позволит отменить таможенные пошлины с торговыми партнерами этого союза. Как принято считать, модель Таможенного союза соответствует европейской модели интеграции и позволит избежать ошибок более ранних попыток интеграции [4, с.18].
Таблица 2
Ранжирование доли экспорта и импорта Кыргызстана
Страны
|
В процентах
|
Место в ранге
| ||||
2010
|
2011
|
2012
|
2010
|
2011
|
2012
| |
Экспорт
| ||||||
Швейцария
|
26,1
|
44,1
|
32,8
|
1
|
1
|
1
|
Казахстан
|
12,2
|
14,6
|
23,6
|
4
|
2
|
2
|
Россия
|
17,3
|
14,4
|
13,1
|
3
|
3
|
3
|
Узбекистан
|
2,7
|
6,3
|
11,4
|
6
|
5
|
4
|
Китай
|
1,9
|
2,1
|
3,7
|
9
|
7
|
5
|
Импорт
| ||||||
Россия
|
33,6
|
33,5
|
32,6
|
1
|
1
|
1
|
Китай
|
20,7
|
21,7
|
21,8
|
2
|
2
|
2
|
Казахстан
|
12,0
|
9,7
|
12,5
|
3
|
3
|
3
|
США
|
5,9
|
4,9
|
4,5
|
4
|
4
|
4
|
Япония
|
2,7
|
3,9
|
3,9
|
7
|
5
|
5
|
Принятие решения о вступлении Кыргызской Республики в ЕАЭС серьезно подкорректировало дальнейшие планы и перспективы внешней торговли республики. Данное вступление приведет, с одной стороны, к росту товарооборота с членами ЕАЭС из-за отмены таможенных пошлин на импорт и экспорт, а, с другой стороны, затруднит торговлю со странами, которые не являются членами ЕАЭС. Это касается, прежде всего, Китая, с которым у Кыргызстана укрепились торговые отношения. В целом, создание единого экономического союза со стратегическими партнерами Кыргызстана положительным образом повлияет на объемы внешнеэкономической деятельности, поскольку суммарные торговые обороты с тремя странами ЕАЭС составляют около 2 000 млн долл. США, или 40% от общих объемов товарооборота.
Поэтому одной из главных задач к сегодняшнему дню является принятие необходимых мер по сохранению и увеличению экспорта в страны ЕАЭС. Кыргызская Республика сможет осуществлять беспошлинные поставки практически всех значимых товаров, в импорте которых нуждается кыргызский рынок, а также упростить привлечение инвестиций для реализации материалоемких проектов с сфере гидроэнергетики, нефтегазовой отрасли, строительства жилой и транспортной инфраструктуры. Также Кыргызстан будет получать стабильные поставки горюче-смазочных материалов в страну без экспортных и импортных пошлин.
Необходимо отметить, что в Кыргызстане большой объем бизнеса, который занимается реэкспортом товаров из Китая, претерпит существенные изменения. На первых этапах это будет связано с ростом безработицы и существенным ростом цен. Но в дальнейшем Кыргызстан сможет получить положительные результаты, в частности, комплексное восстановление производственного потенциала страны, утраченного за период независимости. Результаты интеграционных процессов в рамках Таможенного союза и дальнейший переход к более совершенной форме интеграционного процесса ЕАЭС оказывают положительное воздействие [5, с. 60]. Перспективы Кыргызстана в дальнейшем будут связаны с ЕАЭС и ВТО, и от того, насколько республика сможет адаптироваться к возникающим внешним условиям, будут зависеть процветание и интеграция в мировое торговое сообщество.
Китай в силу существенных объемов своей экспортной продукции имеет определенные ограничения по доступу на мировой рынок. В то же время Кыргызская республика не имеет практически никаких ограничений по доступу на рынки европейских стран. И, как отмечают кыргызские исследователи, открытие совместных с китайскими производителями производств позволило бы расширить кыргызский экспорт, который будет выгоден и китайской стороне. Кыргызская Республика испытывает большую необходимость в привлечении китайских инвестиций [6, с. 125].
Однако на современном этапе еще недостаточно отрегулирован механизм взаимодействия Кыргызстана с партнерами из ЕАЭС. Так, чтобы осуществлять торговые отношению бизнесмену из Кыргызстана необходимо собрать восемь документов, в то время как для торговли с партнерами – не членами союза требуется всего три-четыре документа. Сложившаяся ситуация порождает контрабанду, при этом страдает законопослушный предприниматель. Имеются также и другие проблемы. Так, например, на внутренних границах между странами ЕАЭС снят таможенный контроль, что дало возможность развитию нелегального потока товаров как в Кыргызстан, так и из Кыргызстана. Чтобы устранить возникшую ситуацию, в Кыргызстане введен новый порядок транспортировки товаров. Субъект, который намерен перевозить грузы через границу Кыргызстана любым видом транспорта, должен за 30 дней информировать об этом налоговый орган страны, заполнив в трех экземплярах уведомление по месту регистрации. Такая мера позволяет устранить поток нелегально провезенных товаров и обеспечит нормальное администрирование налогов.
Активное развитие транспортных услуг позволит сделать Кыргызстан не потенциальным, а реальным транзитным центром. В этих целях необходимо изучить возможности автотранспортного сообщения по маршруту через Кашгар, Яркенд (Китай) и далее через перевал Каракорум. Товаропоток между странами Европы и Юго-Восточной Азии, по оценкам экспертов, составят около 500 млрд долл. Его будут обслуживать более 3,0 млн большегрузных контейнеров. Транссибирский международный контейнерный мост оценочно сможет принести доход от десяти до двадцати млрд долл. Для Кыргызской Республики чрезвычайно важно привлечь хотя бы часть этого товаропотока через Великий Шелковый Путь и получить от этого определенную долю стабильного дохода в год. Кроме того, для республики особо важное значение имеет строительство ветки Трансазиатской железнодорожной магистрали (проект ТРАСЕКА) Корла– Кашгар (Китай) – Торугарт – Джалал – Абад (Кыргызстан). Основой дальнейшего развития транспортной инфраструктуры являются Турксиб + Трасека + Каракорумское шоссе. Турксиб даст выход на север и северо-запад, ТРАСЕКА – на юго-восток, Каракорумское шоссе – на юг.
Вопрос о росте конкурентоспособности Кыргызских товаров может быть решен только за счет активизации инвестиционных, торговых и других внешнеэкономических связей, развитие которых необходимо направить на подъем таких отраслей экономики, которые обладают значительным экспортным потенциалом, что позволит усилить преимущества от членства в ВТО, а также создать совершенную структуру внешней торговли, дающую возможность успешнее адаптироваться экономике Кыргызстана в мировую систему хозяйства на принципах выгодности и соблюдения взаимных интересов.
Но чтобы добиться этого преимущества, на наш взгляд, основное внимание должно уделяться развитию агропромышленного комплекса Кыргызской Республики, который, в основном, обеспечивается собственным сырьем. Это подтверждается высказыванием американского ученого М. Портера: «успех зависит от правильно выбранной стратегии фирмы и соотношения факторов (детерминантов) конкурентных преимуществ» [7, с. 96]. Экспортным потенциалом обладают такие виды продукции агропромышленного комплекса, как семена сахарной свеклы, люцерны, мясо, мясные консервы, шерсть, табак, консервированные фрукты и овощи, несколько видов растительного масла и многое другое. В связи с ежегодно ухудшающейся экологической обстановкой во всем мире растет спрос на лекарственные препараты, способствующие выведению из организма токсичных и вредных веществ. В этой связи необходимо повышенное внимание уделять развитию фармацевтической отрасли агропромышленного комплекса, в первую очередь выпуску доброкачественных сорбентов из скорлупы и косточек урюка и абрикоса, а также производству лекарственных трав, персикового и абрикосового масла и других препаратов, также электроэнергетика и продукция горнодобывающей продукции. А членство в ВТО и ЕАЭС может способствовать снижению цен на местные товары на внешних рынках за счет уменьшения тарифов и транспортных издержек, а также росту качества товаров, обусловленному потенциальным ростом инвестиций в перспективные отрасли. Используя методы прогнозирования и математического моделирования, нами проведены соответствующие расчеты и составлен прогноз, что к 2020 году ожидается прирост экспорта свыше 820 млн долл. за счет кумулятивного эффекта от вступления остальных членов ЕАЭС в ВТО.
Реализуемая государством экономическая политика по отношению к другим странам призвана регулировать отношения и связи с зарубежными странами таким образом, чтобы национальная экономика могла взаимодействовать с мировым хозяйством в выигрышных позициях.
Заключение
Стратегический курс внешнеэкономической политики Кыргызстана – это эффективная интеграция республики в мировое хозяйство и мировую торговлю, соблюдение принципов и норм международного законодательства, активное участие в работе международных организаций и развитие двусторонних внешнеэкономических отношений с целью обеспечения своей стране достойного места в мировой экономике для успешного социально-экономического развития. В этих условиях внешняя торговля становится все более важным фактором развития народного хозяйства и экономической стабилизации Кыргызстана. Она играет особую роль в проведении политики последовательного развития взаимовыгодного товарообмена со всеми зарубежными странами, которые проявляют к этому готовность.
Источники:
2. Внешняя торговля Кыргызской Республики 2009-2013: Статистический сборник. – Бишкек: Национальный статистический комитет Кыргызской Республики, 2014. – 190 с.
3. Федоров В. Евразийская экономическая интеграция в треугольнике «политика – экономика – общество» // Интеграция в Евразии. Народ и элиты стран ЕЭП: Сборник статей. – М.: Европа, 2006. – 152 с. – С. 48-49. – (Евровосток).
4. Глазьев С.Ю., Клоцвог Ф.Н. Перспективы экономического развития СНГ при интеграционном и инерционном сценариях взаимодействия стран-участниц // Российский экономический журнал. – 2008. – № 7-8. – С. 24-34.
5. Погодина Н.А. Перспективы развития России, Казахстана и Белоруссии в рамках Таможенного союза // Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана: проблемы становления и перспективы развития: Сборник материалов конференции. – Саратов: Саратовский источник, 2012. – 78 с. – С. 59-62.
6. Савин В.Е. Развитие торговых отношений Кыргызстана и Китая // Вестник Бишкекского гуманитарного университета им. К. Карасаева. – 2014. – № 3. – С. 124-126.
7. Портер М. Международная конкуренция: Конкурентные преимущества стран. – М.: Международные отношения, 1993. – 896 с. – С. 96.
Страница обновлена: 29.10.2024 в 10:59:08