Развитие внешнеторгового сотрудничества Кыргызстана и России в условиях ЕАЭС
Аракелян А.А.1, Кузьмина Т.И.1
1 Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова
Скачать PDF | Загрузок: 25
Статья в журнале
Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 1 (Январь-март 2024)
Цитировать:
Аракелян А.А., Кузьмина Т.И. Развитие внешнеторгового сотрудничества Кыргызстана и России в условиях ЕАЭС // Экономические отношения. – 2024. – Том 14. – № 1. – С. 73-86. – doi: 10.18334/eo.14.1.120409.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=65634613
Аннотация:
Статья исследуется генезис развития внешнеэкономических отношений между Россией и Кыргызстаном. В условиях турбулентности мировой экономики и геополитики, на фоне трансформации внешнеэкономических связей, важно обозначить фундамент развития внешнеэкономических отношений и выявить динамику, траекторию, и перспективу их развития. Статья предоставляет анализ интеграционных процессов, укрепления экономических и торговых связей, а также подчеркивает важность импортозамещения и локализации производства. Особый интерес статьи заключается в привлечении третьих стран через программу импортозамещения, расширение локализации производства и увеличение экспортного потенциала. Работа направлена на аудиторию, интересующуюся внешнеэкономическими отношениями, стратегиями импортозамещения и развитием промышленности в контексте экономического регионального блока ЕАЭС. На основе ретроспективного анализа в статье выделены шесть ключевых этапов развития двусторонних отношений между странами.
Ключевые слова: импортозамещение, мировая экономика, ЕАЭС, внешнеэкономические отношения, интеграционные процессы, торгово-экономические отношения, инвестиции, стратегическое развитие, промышленность
JEL-классификация: F01, F02, F15
Введение
Став независимым государством, Кыргызская Республика начала активно развивать внешнеэкономические связи и заключила договора с рядом независимых государств. В июне 1991 года был подписан двухсторонний договор с Российской Федерацией, который определил фундаментальные основы взаимоотношений между странами. Договор положил начало формированию новейших законодательных и нормативных документов, в формате текущих дипломатических отношений между двумя государствами. В настоящее время Российская Федерация является важным внешнеэкономическим партнером для Кыргызской Республики.
Научное исследование направлено на изучение развития внешнеэкономических отношений между Россией и Кыргызстаном в контексте современных глобальных вызовов. В условиях глобальной турбулентности и геополитических изменений важно выявить фундамент развития этих отношений и проанализировать интеграционные процессы. Научная новизна статьи заключается систематизации и выделении этапов развития внешнеэкономических связей между странами и обосновании целей двустороннего партнерства России и Кыргызстана в сфере промышленности и кооперации. Данную тему затрагивали в своих исследовательских работах ученые экономисты, политические деятели и дипломаты Хасбулатов Р.И. [3, с. 167-174.], Койчуев Т. [1, с. 248.], Джекшенкулов А. [4, с. 48.], Крутько А.А. [2, с. 5.], Кушкумбаев С.К. [5, с. 76.], Савин В.Е. [7, с. 53-59.], Жакшылык К. Р. [6, с. 53-59.], Кузьмина Т. И. [11, с. 54-59.], Дробот Е.В, Костылева С.О. [12, с. 125-131.].
Необходимость исследования обусловлена не только актуальностью внешнеэкономических взаимосвязей, но и нехваткой комплексного анализа ключевых этапов развития отношений между Россией и Кыргызстаном. Авторская гипотеза основывается на предположении, что эффективное развитие внешнеэкономических связей основывается на желании государств к экономической интеграции обусловленной реализацией экономических интересов, которые могут стать движущей силой для развития промышленности и кооперации. Методология исследования включает аналитический метод, метод изучения информационных материалов, метод статистического анализа, графический метод, структурный метод.
Работа предоставляет уникальный взгляд на вопросы внешнеэкономических отношений, призванный привлечь внимание аудитории, заинтересованной в стратегиях импортозамещения и развитии промышленности в рамках экономического блока ЕАЭС.
Основная часть
В начале 90-х в после разрыва хозяйственных связей с рядом государств постсоветского пространства в Кыргызстане были проведены экономических реформ, которые оказались малоэффективными и привели к закрытию ряда заводов и фабрик, увеличению неконтролируемой безработицы и внешней трудовой миграции населения [1].
Но уже в 1993 году правительство Кыргызстана учредило Посольство в России, основной функцией которого было возобновление внешнеторговой деятельности и помощь РФ в осуществлении восстановительных процессов в экономике Кыргызстана.
Фундаментом укрепления развития межгосударственного сотрудничества между Россией и Кыргызстаном, являлся интерес к «Шанхайской пятерке». Саммит «Шанхайской пятерки», состоявшийся 24-25 августа 1999 года, ознаменовал собой новый этап развития торгово-экономических отношений стран-участниц СНГ. Важно подчеркнуть тот факт, что реализация межгосударственных реформ в сфере экономики Кыргызстана и России проводилась с учетом разных уровней в рамках макроэкономической конъюнктуры. Это позволяло успешно строить экономические взаимоотношения государств и обладало большой, стратегически важной перспективой для экономического развития. На этом этапе между Россией и Кыргызстаном возросло количество встреч межгосударственного уровня, с заключением большого количества соглашений в рамках стратегий экономического развития, миграционных процессов, формирования совместных предприятий, международной торговли товарами и услугами, развития бизнес-секторов, реструктуризации государственного долга Кыргызстана перед Россией [2]. Такой порядок внешнеэкономического сотрудничества России и Кыргызстана приобрел статус стратегического характера.
Двусторонние внешнеэкономические связи России и Кыргызстана, в конце 90-х годов продолжали развиваться и совершенствоваться. В основе этого процесса был заложен принцип взаимовыгодности, взаимоуважения, формирования совместного рынка сбыта товаров и услуг, капитала и трудовой рабочей силы. Кроме того, продолжалось развитие сотрудничества в сфере производства, финансов и координирования внешнеэкономической деятельности [3].
Важно отметить, что внешнеэкономические отношения двух государств осуществляли свое развитие как в рамках стран-участниц СНГ, так и в рамках двустороннего сотрудничества [4]. На начальных стадиях развития сотрудничества были заключены ряд двусторонних соглашений и межгосударственных договоров по вопросу развития свободной торговли и формированию внешнеэкономических связей.
Заключенные соглашения в области торгово-экономического взаимодействия Кыргызстана и России, предоставили возможность реализации поставок наиболее важной продукции по принципу эквивалентности. В рамках данного процесса были реанимированы ряд кыргызских предприятий, доставшихся в «наследство» от СССР. К началу 2000-х годов, было сформировано около 700 российско-кыргызских предприятий, часть из которых продолжает функционировать в настоящее время в горнорудном и обогатительном производствах, в переработке сельскохозяйственных продуктов, производстве молочных изделий и др. что стало основой для расширения и укрепления экономических связей между Кыргызстаном и Россией.
Обращая внимание на сложившуюся тяжелую конъюнктуру экономики Кыргызстана в период 90-х годов, между Россией и Кыргызстаном было заключено соглашение о реструктуризации государственного долга. Правительством России было принято решение об оказании помощи, инструментом которой было списание государственных долгов Кыргызстану, в т.ч. вексельную и имущественную задолженность. Кроме этого РФ осуществила модернизацию и технического переоборудование на ряде промышленных предприятий Кыргызстана, инвестировав на эти цели более 175 млн долл.
В начале 2000-х, лидеры ряда государств Средней Азии, предложили формирование объединенного евразийского пространства [5], что дало новый импульс развитию российско-кыргызских взаимоотношений, который перевел сотрудничество двух государств на новую стадию - стратегического развития. Одним из итогов заключенной декларации о стратегическом сотрудничестве, стало укрепление военного сотрудничества между странами в рамках Договора о коллективной безопасности.
В 2015 году Кыргызстан стал членом в ЕАЭС. Создание Евразийского союза послужило стимулом для дальнейшей активизации торгово-экономических отношений Кыргызской Республики и РФ, в т.ч. с рядом российских регионов.
В рамках Евразийского экономического союза, для стран-участниц блока были активизированы интеграционные процессы, расширены возможности выхода национальных предприятий на общий рынок стран-участниц, обрело свободу движение капитала, труда, производимых товаров и услуг. Этот интеграционный процесс ознаменовал новую стратегически важную траекторию развития внешнеэкономических отношений стран участниц Союза, в т.ч. двухстороннего сотрудничества Кыргызстана и России.
Несмотря на возникающие противоречия, периодически возникающие в отношениях между Россией и Кыргызстаном, Российская Федерация остается важным стратегическим партнером Кыргызстана в рамках ЕАЭС. Так, в период с 2015-2018 гг. объем взаимной торговли стран-участниц был снижен на 2,5%, при этом в 2018 году Россия занимает самый больший удельный вес в торговых операциях с Кыргызстаном по сравнению с остальными участниками объединения и составляет около 66,26%. Удельный вес экспортных поставок Кыргызстана в РФ составлял 55,25%, а в импортных - 69,78%.
В указанный период между Россией и Кыргызстаном усилилось сотрудничество в энергетической сфере. Начиная с 2017 года, в РФ были отменены вывозные пошлины на экспорт нефтяных продуктов и Российская Федерация стала единственным экспортером нефти и нефтепродуктов в Кыргызстан. Кроме того, Россия оказывает помощь Кыргызстану и в решении ряда других проблем. К примеру, российская энергетическая компания «Газпром» объявила о покупке убыточного предприятия «Кыргызгаз», которое сегодня обеспечивает бесперебойное снабжение газом промышленных предприятий и населения Кыргызской Республики.
Другим примером сотрудничества является Российско-Кыргызский Фонд развития, обеспечивающий реализацию адаптационного процесса экономики Кыргызстана к условиям сотрудничества в рамках ЕАЭС. Ресурсы Фонда развития направляются на создание новых и модернизацию предприятий различных отраслей кыргызской промышленности, что позволило в Кыргызской Республике сформировать как совместные, так и дочерние компании.
Внушительная часть российского бизнес-сектора ориентировала свои ресурсы в направлении кыргызских золоторудных месторождений. Российское предприятие ОАО «Востокгеологодобыча» одержало победу в международном конкурсе на разработку месторождения в Таласской области и инвестировала в реализацию данного проекта более 200 млн долл.
В Кыргызстане успешно функционирует проект по рекультивации хвостохранилищ оставшихся после производства урана. Данный проект имеет статус межгосударственного и реализован в рамках Евразийского союза. Совокупная стоимость проекта – около 14,5 млн долл. Наряду с этим компаниями России были запущены процессы модернизации производства кыргызского химико-металлургического завода на сумму 6 млн долл. С использованием российских инвестиций запланированы модернизационные процессы Токтогульской ГЭС, а также, возведение Верхне-Нарынского каскада ГЭС, в дополнение к ряду проектов по созданию мини-ГЭС.
Сформированная конъюнктура позволяет сделать вывод, что создание общего рынка в условиях ЕАЭС, предоставило Кыргызской Республике новые возможности выхода на региональный рынок сбыта, стоить и развивать глобальные цепочки экспорта отечественных товаров и услуг. Интеграция в ЕАЭС имеет важную роль для развития национальной экономики Кыргызстана, полезную часть в ее внешнеэкономической деятельности, в том числе, еще больше укрепляя сотрудничество двух государства, в рамках членства в ЕАЭС.
По причине глобальной пандемии COVID-19, многие запланированные проекты и мероприятия, приуроченные к перекрестному году Кыргызстана и России, не были реализованы в силу перераспределения ресурсов. Важно отметить то, что сотрудничество Кыргызстана и России представляет собой стратегически важное сотрудничество, партнерство, подтверждающее стремительный рост экономического показателя двустороннего товарооборота в 2020 году, который составил 1,69 млрд долл., в котором импорт российских товаров составил 1,45 млрд долл., экспорт товаров из Кыргызстана достиг 238 млн долл. На территории Кыргызстан успешно развивается ряд российских компаний, в числе которых «Газпром», «Роснефть», «Русская платина» и т.п.
В 2014 году был сформирован Кыргызско-российский фонд развития, уставной капитал которого составлял 500 млн долл. Ресурсы Фонда нацелены на реконструкцию и восстановительные процессы существующих предприятий, позволяет формировать новые инновационные, промышленные и в том числе, аграрные предприятия. Таким образом, в конце 2020 года, было предоставлено одобрение на кредитование 2 798 проектов, с совокупной стоимостью в 417 млн долл. Успешное развитие продолжается и в рамках регионов России с Кыргызстаном и его областями, в направлении торгово-экономической, научно-практической и культурно-гуманитарной сферах.
Общими целями участия России и Кыргызстана в ЕАЭС является увеличение эффективности национальной экономики, реализация внешнеэкономического потенциала страны, формирование совокупных рынков товара, услуг, капитала и труда. Для реализации поставленных целей в Евразийском союзе ликвидированы нетарифные барьеры в торговле товарами и услугами, интегрированы унифицированные правовые нормы и стандарты при пересечении государственных границ трудовыми ресурсами, капиталом, товарами и услугами. На уровне Правительств стран-участниц ЕАЭС осуществлена гармонизация нормативно-правовой документации, техрегламентов и стандартов; интегрирована унифицированная маркировка на товары Союза, что оказало существенное влияние для значение на улучшение торговли внутри объединения.
Начиная с 2020 года, с момента появления глобальной пандемии, сформировалась негативная тенденция развития мировой экономики, связанная с сокращением объемов производства в наиболее уязвимых секторах экономики. В результате пандемии в России и в Кыргызстане произошла остановка в работе и в дальнейшем закрытие ряда сервисов, торговых и строительных компаний, часть трудовых мигрантов была вынуждена вернуться из России в Кыргызстан, что повлекло увеличение показателя безработицы и усугубило нагрузку на рынок труда [6]. Все это привело к спаду совокупных объемов производства товаров и услуг, сокращению взаимной торговли между Россией и Кыргызстаном, а также другими странами-участницами ЕАЭС.
Но уже в 2021 году происходит постепенный рост и нормализация взаимной торговли между странами-участницами ЕАЭС, показатель которой увеличился на 31,9%, что объясняется спадом глобальной пандемии, снятием введенных ранее ограничений и нормализации бизнес сектора и их возвращения на прежние позиции. Важно отметить, что снятие эпидемиологических барьеров способствовало мобильности рабочей силы, увеличению объемов производства и как следствие возрастанию притока денежных переводов из России в Кыргызстан [7].
По данным национальной статистики, главными торговыми партнерами Кыргызской Республики в 2022 году были Российская Федерация (товарооборот 3475,7 млн долл. или 28,8% в общем объеме товарооборота), Китай - 4 130,3 млн долл. США (34,3%), Казахстан - 1 181,1 млн долл. (9,8%)), Узбекистан - 599,3 млн долл. (5,0%). Наибольший объем экспортных поставок в 2022 году также пришелся на Россию (47,4%), Казахстан (18,2%), Узбекистан (10,5%), Турцию (6,2%), Китай (2,7%), Беларусь (1,1%).
Динамика кыргызско- российской торговли представлена в табл.1.
Таблица 1 - Динамика взаимной торговли Кыргызской Республики с Российской Федерацией (млн долл. США) [9]
Table 1 - Dynamics of mutual trade between the Kyrgyz Republic and the Russian Federation (million US dollars)
Показатели
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
2022
|
в % к 2021 г.
|
Внешнеторговый
оборот
|
1868,8
|
1685,6
|
1577,2
|
2304,8
|
3475,7
|
150,8
|
Экспорт
|
358,2
|
281,3
|
257,3
|
393,3
|
1069,7
|
272,0
|
Импорт
|
1510,6
|
1404,3
|
1319,9
|
1911,5
|
2406,0
|
125,9
|
Сальдо
(Кыргызстан)
|
-
1152,4
|
-
1123
|
-
1062,6
|
-
1518,2
|
-
1336,3
|
88,0
|
Анализ данных, представленных в табл. 1, позволяет сделать вывод, что товарооборот между Кыргызстаном и Россией увеличивается, и в 2022 г. достиг 3475,7 млн долл. США, что на 150,8% выше уровня 2021 года. Принимая во внимание современное санкционное давление, оказываемое на Российскую Федерацию, Кыргызстан за 2022 год нарастил экспортные поставки на 272% от уровня 2021 года. Размер экспорта в Российскую Федерацию в 2022 году составил 1069,7 млн долл. США, что составляет 47,4 % от общего размеров экспортных поставок Кыргызстана, и вырос в 2,7 раза в сравнении с 2021 годом (см. табл.2).
Таблица 2 - Экспорт отдельных видов товаров в Россию из Кыргызстана, (млн долл. США) [9]
Table 2. - Export of certain types of goods to Russia from Kyrgyzstan, (million US dollars)
Товарные позиции
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
2022
|
Металлические
руды и металлический лом
|
79,5
|
62,5
|
39,0
|
132,3
|
102,5
|
Предметы
одежды и одежные принадлежности
|
134,6
|
74,2
|
63,8
|
52,7
|
155,8
|
Овощи,
свежие или замороженные
|
8,4
|
16,9
|
21,5
|
20,9
|
29,4
|
Текстильная
пряжа
|
0,1
|
0,1
|
0,1
|
0,0
|
117,7
|
Фрукты
и орехи, свежие или сушеные
|
16,5
|
25,7
|
27,8
|
28,5
|
47,5
|
Обувь
|
14,6
|
0,5
|
0,6
|
5,6
|
48,4
|
Оборудование
и механические устройства, их части
|
2,6
|
1,2
|
3,7
|
2,1
|
57,8
|
Электрические
машины и оборудование, их части
|
8,1
|
4,6
|
8,6
|
5,8
|
27,3
|
Прокатное
стекло и стекло со шлифованной поверхностью
|
2,9
|
5,1
|
1,3
|
25,5
|
5,6
|
По данным таблицы 2, можно проследить объемы экспортных поставок отдельных товаров из Кыргызстана в Российскую Федерацию. Так, в 2022 году, на экспорт отправлялись одежда и одежные принадлежности на 155,8 млн долл. США, это составило 14,6 % из общего объема экспортных поставок в Российскую Федерацию, металлические руды и металлический лом - 102,5 млн долл. (8,1 %), трикотажное полотно - 52,4 млн долл. (4,9 %), фрукты - 52,8 млн долл. (4,9%), из них сушеные фрукты - на 28,9 млн. (2,7 %), виноград - 3,2 млн долл. (0,3%), молоко и молочная продукция - 25,0 млн долл (2,3 %), из них сливочное масло - 13,8 млн долл. (1,3 %), овощи - 44,8 млн долл. (4,2 %), из них овощи бобовые сушеные - 19,8 млн долл. США (1,9 %).
Необходимо отметить, что показатель импорта из Российской Федерации также вырос, и составил в 2022 году 125,9% к уровню 2021 года (см. табл.3).
Таблица 3 - Импорт отдельных видов товаров из России в Кыргызстан, (млн долларов США) [9]
Table 3. - Import of certain types of goods from Russia to Kyrgyzstan, (million US dollars)
Товарные позиции
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
2022
|
Нефтепродукты
|
676,7
|
501,1
|
371,4
|
707,1
|
813,2
|
Автомобили
|
31,5
|
15,0
|
41,3
|
79,6
|
105,9
|
Чугун
и сталь
|
159,9
|
167,6
|
205,9
|
179,6
|
208,7
|
Медикаменты
(включая ветеринарные медикаменты
|
17,7
|
25,7
|
31,4
|
26,6
|
36,2
|
Эфирные
масла, резиноиды и парфюмерные вещества
|
31,1
|
38,3
|
34,8
|
40,4
|
48,7
|
Жиры
и масла животного или растительного происхождения
|
32,7
|
29,1
|
35,7
|
51,2
|
78,3
|
Удобрения
|
14,7
|
13,9
|
17,8
|
23,1
|
40,1
|
Пластмассы
и изделия из них
|
11,1
|
33,4
|
34,5
|
48,6
|
57,2
|
Древесина
и изделия из нее; древесный уголь
|
48,3
|
66,3
|
50,7
|
71,3
|
85,6
|
Анализ данных табл. 3, демонстрирует, что в 2022 г. из Российской Федерации импорт товаров составил 2406,0 млн долл. США, т.е. в сравнении с 2021 г. объем импорта увеличился на 25,9%. Основными импортируемыми товарами были: нефтепродукты - 813,2 млн долл. США (33,7 %), древесина и изделия из нее - 85,6 млн долл. ( 3,6 %), чугун и сталь - 207,7 млн долл. (8,8 %), удобрения – 40,1 млн долл. (1,8 %), бумага и бумажные изделия - 37,9 млн долл. (1,6 %), мясо и мясопродукты - 16,5 млн долл. (0,7%).
Необходимо отметить, что Россия также является основным инвестором для Кыргызстана, в 2022 г. удельный вес российских инвестиций в страну в общем объеме инвестиций составил 12,1 % (см. табл.4).
Таблица 4 - Поступление прямых иностранных инвестиций в Кыргызстан (млн долл. США) [10]
Table 4. - Inflow of foreign direct investment into Kyrgyzstan (USD million)
Показатели
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
2022
|
Всего
|
851,7
|
1076,9
|
537,6
|
1006,1
|
1202,6
|
Беларусь
|
0,0
|
0,4
|
0,1
|
0,7
|
0,8
|
Казахстан
|
29,.5
|
38,2
|
33,6
|
65,6
|
90,6
|
Российская
Федерация
|
124,4
|
38,2
|
13,5
|
147,2
|
145,6
|
Из общего объема полученных инвестиций, большая часть была направлена в обрабатывающее производство, предоставление электроэнергии, газа, пара и кондиционирование воздуха, строительство, оптовую и розничную торговлю Кыргызстана.
Подводя итоги, важно отметить, что членство Российской Федерации и Кыргызской Республики в едином региональном блоке ЕАЭС минимизирует влияние глобальных вызовов на страны – члены Союза, а снятие торговых барьеров внутри блока положительно влияет на экономическую конъюнктуру рынка, развитие среднего и малого бизнеса, на повышение конкурентоспособности национальных производителей на зарубежных рынках. Снижаются показатели безработицы, формируется возможность локализации излишка трудовой силы в рамках стран-участниц ЕАЭС. Улучшается развитие внешнеторговых отношений и усиливаются интеграционные процессы на основе внедрения и широкого применения цифровых технологий [11].
Приведенные данные свидетельствуют о том, что происходит наращивание объемов экспортно-импортных поставок между Российской Федерацией и Кыргызской Республикой. Россия и Кыргызстан, как страны-партнеры, имеют планы не только по дальнейшему наращиванию темпов внешнеторгового сотрудничества между собой, но развивать и другие формы внешнеэкономических связей. И как указывают некоторые исследователи, также привлекать и другие страны к этому сотрудничеству [12].
Заключение
В этой связи необходимо расширить формы внешнеэкономических связей между Россией и Кыргызстаном и включить в этот процесс новые формы, прежде всего, в сфере промышленного производства. В условиях санкционного давления на первый план выходит обеспечение потребительского рынка отечественными товарами [13]. Важно активно привлекать к этому сотрудничеству, не только страны-члены ЕАЭС, но и третьи страны мирового хозяйства.
На основе проведенного ретроспективного анализа внешнеэкономических взаимоотношений между Кыргызстаном и Россией нами предлагается следующая периодизация развития этого процесса в рамках новейшей истории, которая может быть представлена следующими этапами развития.
Первый этап – советский период в составе СССР. Во время этого этапа был заложен крепкий фундамент для дружественных социально-экономических отношений между Россией и Кыргызстаном. В этот период в Кыргызстане была сформирована достаточно развития промышленность и республика превратилась из аграрной в индустриальную.
Второй этап –это период трансформационного кризиса, дезинтеграции и разрыва хозяйственных связей на фоне формирования независимых государств на базе бывших советских республик, Он продолжался в 90 годы ХХ века, когда и в России, и Кыргызстане осуществлялся переход от командно-административной системы к рыночной, проводились радикальные реформы. Строились социально-экономические отношения на новой основе как двух независимых государств.
Третий этап – 2000-2005 гг. развитие российско-кыргызских взаимоотношений на новом этапе, переведший сотрудничество на новую стадию - стратегического развития. Была принята декларация о стратегическом сотрудничестве, стал вопрос об укреплении военного сотрудничества между странами в рамках Договора о коллективной безопасности. Развитие взаимоотношений между странами проходило в сложных условиях, на них оказывали свое влияние США. На территории Кыргызстана стояла военная база этого государства.
Четвертый этап - 2005-2010 годы - период укрепления внешнеэкономических отношений, начинался подъем экономических и торговых отношений между Россией и Кыргызстаном. Этот период проходил под воздействием усиливавшегося потока трудовой миграции из Кыргызстана в Россию, в которой происходил подъем в экономике и требовалась дополнительная рабочая сила, а в Кыргызстане было сложное положение, выросла безработица и бедность среди населения. Страна находилась после двух народных революций 2005 и 2010 годов.
Пятый этап – 2010-2015 годы, период укрепления внешнеторговых отношений между Россией и Кыргызстаном и рост интеграционных отношений, подготовка к вступлению в ЕАЭС.
Шестой этап – 2015-по настоящее время, развитие в условиях членства в ЕАЭС, укрепление интеграционных процессов и развитие внешнеэкономического сотрудничества в условиях ЕАЭС. Происходило укрепление экономических и торговых отношений на основе подготовки вступления Кыргызстана в ЕАЭС, а с 2015 года Кыргызская Республика стала членом этого интеграционного объединения, усилились интеграционные процессы между двумя странами, они стали по настоящему многосторонними, развиваясь не только в торговле, но и других сферах.
Резюмируя вышесказанное, можно сформулировать ключевые цели двустороннего партнерства России и Кыргызстана в сфере промышленности и кооперации:
- Привлечение третьих стран в рамках программы импортозамещения промышленных товаров на совокупном рынке сбыта экономического регионального блока ЕАЭС, посредством увеличения показателей взаимных поставок товаров и услуг среди стран-участниц блока, параллельно обеспечивая импортозамещение отечественными товарами и услугами, экспортируемой на собственные внутренние сегменты совокупного евразийского рынка;
- расширение локализации производства товаров и услуг, как в рамках межгосударственного взаимовыгодного партнерства Кыргызстана и России, так и в рамках сотрудничества государств-членов ЕАЭС;
- наращивание экспортного потенциала продукции обрабатывающей промышленности, сельскохозяйственных товаров посредством укрепления межгосударственных отношений России и Кыргызстана и объединения усилий всех стран-участниц экономического блока ЕАЭС;
- ускорение процессов в области технологического развития промышленных комплексов среди стран-участниц ЕАЭС, создания унифицированной инновационной инфраструктуры, и ее развития в перспективе, в условиях двусторонних отношений между Россией и Кыргызстана.
Источники:
2. Крутько А.А. Российско - киргизские отношения на современном этапе: состояние и перспективы // Вестник КРСУ. – 2014. – № 14(6). – c. 5.
3. Хасбулатов Р.И. Международные экономические отношения. - М.: Юрайт, 2014. – 168-174 c.
4. Джекшенкулов А. Новые независимые государства Центральной Азии в мировом сообществе. - М., 2000. – 48 c.
5. Кушкумбаев С.К. Центральная Азия на путях интеграции: геополитика, этничность, безопасность. - Алматы, 2002. – 76 c.
6. Жакшылык К.Р., Чылабаева А.К., Аракелян А.А. Влияние экономического сотрудничества Кыргызстана и России на снижение безработицы и роста доходов населения // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. – 2023. – № 2. – c. 16.
7. Савин В.Е., Таранова Е.В., Аракелян А.А. Мониторинг осуществления денежных переводов из России в Кыргызстан // Экономика: теория и практика. – 2023. – № 3. – c. 53-59. – doi: 10.31429/2224042X_2023_71_53.
8. Статистический ежегодник Евразийского экономического союза; Евразийская экономическая комиссия. - Москва, 2022. – 162 c.
9. Внешняя и взаимная торговля Кыргызской Республики 2018-2022. / статистический сборник / Нацстатком Кырг. Респ. - Бишкек, 2023. – 199 c.
10. Инвестиции в Кыргызской Республике 2018-2022. - Б.: Нацстатком Кырг. Респ., 2023. – 224 c.
11. Кузьмина Т.И., Подбиралина Г.В. Углубление интеграционных процессов на основе цифрового сотрудничества стран членов ЕАЭС // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. – 2022. – № 7. – c. 54-59. – doi: ULQXTU.
12. Дробот Е.В., Костылева С.О. Актуальные проблемы экономической интеграции России в мировую экономику в условиях функционирования Евразийского экономического союза // Экономические отношения. – 2016. – № 4. – c. 125-131. – doi: 10.18334/eo.6.4.37381.
13. Савин В. Е., Таранова Е. В., Мырзалиева М. А. Роль пищевой промышленности в насыщении потребительского рынка продовольственными товарами в условиях ЕАЭС // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. – 2022. – № 4. – c. 5.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 08:39:44