Развитие внешнеторгового сотрудничества Кыргызстана и России в условиях ЕАЭС

Аракелян А.А.1, Кузьмина Т.И.1
1 Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова

Статья в журнале

Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 1 (Январь-март 2024)

Цитировать:
Аракелян А.А., Кузьмина Т.И. Развитие внешнеторгового сотрудничества Кыргызстана и России в условиях ЕАЭС // Экономические отношения. – 2024. – Том 14. – № 1. – doi: 10.18334/eo.14.1.120409.

Аннотация:
Статья исследуется генезис развития внешнеэкономических отношений между Россией и Кыргызстаном. В условиях турбулентности мировой экономики и геополитики, на фоне трансформации внешнеэкономических связей, важно обозначить фундамент развития внешнеэкономических отношений и выявить динамику, траекторию, и перспективу их развития. Статья предоставляет анализ интеграционных процессов, укрепления экономических и торговых связей, а также подчеркивает важность импортозамещения и локализации производства. Особый интерес статьи заключается в привлечении третьих стран через программу импортозамещения, расширение локализации производства и увеличение экспортного потенциала. Работа направлена на аудиторию, интересующуюся внешнеэкономическими отношениями, стратегиями импортозамещения и развитием промышленности в контексте экономического регионального блока ЕАЭС. На основе ретроспективного анализа в статье выделены шесть ключевых этапов развития двусторонних отношений между странами.

Ключевые слова: импортозамещение, мировая экономика, ЕАЭС, внешнеэкономические отношения, интеграционные процессы, торгово-экономические отношения, инвестиции, стратегическое развитие, промышленность

JEL-классификация: F01, F02, F15



Введение

Став независимым государством, Кыргызская Республика начала активно развивать внешнеэкономические связи и заключила договора с рядом независимых государств. В июне 1991 года был подписан двухсторонний договор с Российской Федерацией, который определил фундаментальные основы взаимоотношений между странами. Договор положил начало формированию новейших законодательных и нормативных документов, в формате текущих дипломатических отношений между двумя государствами. В настоящее время Российская Федерация является важным внешнеэкономическим партнером для Кыргызской Республики.

Научное исследование направлено на изучение развития внешнеэкономических отношений между Россией и Кыргызстаном в контексте современных глобальных вызовов. В условиях глобальной турбулентности и геополитических изменений важно выявить фундамент развития этих отношений и проанализировать интеграционные процессы. Научная новизна статьи заключается систематизации и выделении этапов развития внешнеэкономических связей между странами и обосновании целей двустороннего партнерства России и Кыргызстана в сфере промышленности и кооперации. Данную тему затрагивали в своих исследовательских работах ученые экономисты, политические деятели и дипломаты Хасбулатов Р.И. [3, с. 167-174.], Койчуев Т. [1, с. 248.], Джекшенкулов А. [4, с. 48.], Крутько А.А. [2, с. 5.], Кушкумбаев С.К. [5, с. 76.], Савин В.Е. [7, с. 53-59.], Жакшылык К. Р. [6, с. 53-59.], Кузьмина Т. И. [11, с. 54-59.], Дробот Е.В, Костылева С.О. [12, с. 125-131.].

Необходимость исследования обусловлена не только актуальностью внешнеэкономических взаимосвязей, но и нехваткой комплексного анализа ключевых этапов развития отношений между Россией и Кыргызстаном. Авторская гипотеза основывается на предположении, что эффективное развитие внешнеэкономических связей основывается на желании государств к экономической интеграции обусловленной реализацией экономических интересов, которые могут стать движущей силой для развития промышленности и кооперации. Методология исследования включает аналитический метод, метод изучения информационных материалов, метод статистического анализа, графический метод, структурный метод.

Работа предоставляет уникальный взгляд на вопросы внешнеэкономических отношений, призванный привлечь внимание аудитории, заинтересованной в стратегиях импортозамещения и развитии промышленности в рамках экономического блока ЕАЭС.

Основная часть

В начале 90-х в после разрыва хозяйственных связей с рядом государств постсоветского пространства в Кыргызстане были проведены экономических реформ, которые оказались малоэффективными и привели к закрытию ряда заводов и фабрик, увеличению неконтролируемой безработицы и внешней трудовой миграции населения [1].

Но уже в 1993 году правительство Кыргызстана учредило Посольство в России, основной функцией которого было возобновление внешнеторговой деятельности и помощь РФ в осуществлении восстановительных процессов в экономике Кыргызстана.

Фундаментом укрепления развития межгосударственного сотрудничества между Россией и Кыргызстаном, являлся интерес к «Шанхайской пятерке». Саммит «Шанхайской пятерки», состоявшийся 24-25 августа 1999 года, ознаменовал собой новый этап развития торгово-экономических отношений стран-участниц СНГ. Важно подчеркнуть тот факт, что реализация межгосударственных реформ в сфере экономики Кыргызстана и России проводилась с учетом разных уровней в рамках макроэкономической конъюнктуры. Это позволяло успешно строить экономические взаимоотношения государств и обладало большой, стратегически важной перспективой для экономического развития. На этом этапе между Россией и Кыргызстаном возросло количество встреч межгосударственного уровня, с заключением большого количества соглашений в рамках стратегий экономического развития, миграционных процессов, формирования совместных предприятий, международной торговли товарами и услугами, развития бизнес-секторов, реструктуризации государственного долга Кыргызстана перед Россией [2]. Такой порядок внешнеэкономического сотрудничества России и Кыргызстана приобрел статус стратегического характера.

Двусторонние внешнеэкономические связи России и Кыргызстана, в конце 90-х годов продолжали развиваться и совершенствоваться. В основе этого процесса был заложен принцип взаимовыгодности, взаимоуважения, формирования совместного рынка сбыта товаров и услуг, капитала и трудовой рабочей силы. Кроме того, продолжалось развитие сотрудничества в сфере производства, финансов и координирования внешнеэкономической деятельности [3].

Важно отметить, что внешнеэкономические отношения двух государств осуществляли свое развитие как в рамках стран-участниц СНГ, так и в рамках двустороннего сотрудничества [4]. На начальных стадиях развития сотрудничества были заключены ряд двусторонних соглашений и межгосударственных договоров по вопросу развития свободной торговли и формированию внешнеэкономических связей.

Заключенные соглашения в области торгово-экономического взаимодействия Кыргызстана и России, предоставили возможность реализации поставок наиболее важной продукции по принципу эквивалентности. В рамках данного процесса были реанимированы ряд кыргызских предприятий, доставшихся в «наследство» от СССР. К началу 2000-х годов, было сформировано около 700 российско-кыргызских предприятий, часть из которых продолжает функционировать в настоящее время в горнорудном и обогатительном производствах, в переработке сельскохозяйственных продуктов, производстве молочных изделий и др. что стало основой для расширения и укрепления экономических связей между Кыргызстаном и Россией.

Обращая внимание на сложившуюся тяжелую конъюнктуру экономики Кыргызстана в период 90-х годов, между Россией и Кыргызстаном было заключено соглашение о реструктуризации государственного долга. Правительством России было принято решение об оказании помощи, инструментом которой было списание государственных долгов Кыргызстану, в т.ч. вексельную и имущественную задолженность. Кроме этого РФ осуществила модернизацию и технического переоборудование на ряде промышленных предприятий Кыргызстана, инвестировав на эти цели более 175 млн долл.

В начале 2000-х, лидеры ряда государств Средней Азии, предложили формирование объединенного евразийского пространства [5], что дало новый импульс развитию российско-кыргызских взаимоотношений, который перевел сотрудничество двух государств на новую стадию - стратегического развития. Одним из итогов заключенной декларации о стратегическом сотрудничестве, стало укрепление военного сотрудничества между странами в рамках Договора о коллективной безопасности.

В 2015 году Кыргызстан стал членом в ЕАЭС. Создание Евразийского союза послужило стимулом для дальнейшей активизации торгово-экономических отношений Кыргызской Республики и РФ, в т.ч. с рядом российских регионов.

В рамках Евразийского экономического союза, для стран-участниц блока были активизированы интеграционные процессы, расширены возможности выхода национальных предприятий на общий рынок стран-участниц, обрело свободу движение капитала, труда, производимых товаров и услуг. Этот интеграционный процесс ознаменовал новую стратегически важную траекторию развития внешнеэкономических отношений стран участниц Союза, в т.ч. двухстороннего сотрудничества Кыргызстана и России.

Несмотря на возникающие противоречия, периодически возникающие в отношениях между Россией и Кыргызстаном, Российская Федерация остается важным стратегическим партнером Кыргызстана в рамках ЕАЭС. Так, в период с 2015-2018 гг. объем взаимной торговли стран-участниц был снижен на 2,5%, при этом в 2018 году Россия занимает самый больший удельный вес в торговых операциях с Кыргызстаном по сравнению с остальными участниками объединения и составляет около 66,26%. Удельный вес экспортных поставок Кыргызстана в РФ составлял 55,25%, а в импортных - 69,78%.

В указанный период между Россией и Кыргызстаном усилилось сотрудничество в энергетической сфере. Начиная с 2017 года, в РФ были отменены вывозные пошлины на экспорт нефтяных продуктов и Российская Федерация стала единственным экспортером нефти и нефтепродуктов в Кыргызстан. Кроме того, Россия оказывает помощь Кыргызстану и в решении ряда других проблем. К примеру, российская энергетическая компания «Газпром» объявила о покупке убыточного предприятия «Кыргызгаз», которое сегодня обеспечивает бесперебойное снабжение газом промышленных предприятий и населения Кыргызской Республики.

Другим примером сотрудничества является Российско-Кыргызский Фонд развития, обеспечивающий реализацию адаптационного процесса экономики Кыргызстана к условиям сотрудничества в рамках ЕАЭС. Ресурсы Фонда развития направляются на создание новых и модернизацию предприятий различных отраслей кыргызской промышленности, что позволило в Кыргызской Республике сформировать как совместные, так и дочерние компании.

Внушительная часть российского бизнес-сектора ориентировала свои ресурсы в направлении кыргызских золоторудных месторождений. Российское предприятие ОАО «Востокгеологодобыча» одержало победу в международном конкурсе на разработку месторождения в Таласской области и инвестировала в реализацию данного проекта более 200 млн долл.

В Кыргызстане успешно функционирует проект по рекультивации хвостохранилищ оставшихся после производства урана. Данный проект имеет статус межгосударственного и реализован в рамках Евразийского союза. Совокупная стоимость проекта – около 14,5 млн долл. Наряду с этим компаниями России были запущены процессы модернизации производства кыргызского химико-металлургического завода на сумму 6 млн долл. С использованием российских инвестиций запланированы модернизационные процессы Токтогульской ГЭС, а также, возведение Верхне-Нарынского каскада ГЭС, в дополнение к ряду проектов по созданию мини-ГЭС.

Сформированная конъюнктура позволяет сделать вывод, что создание общего рынка в условиях ЕАЭС, предоставило Кыргызской Республике новые возможности выхода на региональный рынок сбыта, стоить и развивать глобальные цепочки экспорта отечественных товаров и услуг. Интеграция в ЕАЭС имеет важную роль для развития национальной экономики Кыргызстана, полезную часть в ее внешнеэкономической деятельности, в том числе, еще больше укрепляя сотрудничество двух государства, в рамках членства в ЕАЭС.

По причине глобальной пандемии COVID-19, многие запланированные проекты и мероприятия, приуроченные к перекрестному году Кыргызстана и России, не были реализованы в силу перераспределения ресурсов. Важно отметить то, что сотрудничество Кыргызстана и России представляет собой стратегически важное сотрудничество, партнерство, подтверждающее стремительный рост экономического показателя двустороннего товарооборота в 2020 году, который составил 1,69 млрд долл., в котором импорт российских товаров составил 1,45 млрд долл., экспорт товаров из Кыргызстана достиг 238 млн долл. На территории Кыргызстан успешно развивается ряд российских компаний, в числе которых «Газпром», «Роснефть», «Русская платина» и т.п.

В 2014 году был сформирован Кыргызско-российский фонд развития, уставной капитал которого составлял 500 млн долл. Ресурсы Фонда нацелены на реконструкцию и восстановительные процессы существующих предприятий, позволяет формировать новые инновационные, промышленные и в том числе, аграрные предприятия. Таким образом, в конце 2020 года, было предоставлено одобрение на кредитование 2 798 проектов, с совокупной стоимостью в 417 млн долл. Успешное развитие продолжается и в рамках регионов России с Кыргызстаном и его областями, в направлении торгово-экономической, научно-практической и культурно-гуманитарной сферах.

Общими целями участия России и Кыргызстана в ЕАЭС является увеличение эффективности национальной экономики, реализация внешнеэкономического потенциала страны, формирование совокупных рынков товара, услуг, капитала и труда. Для реализации поставленных целей в Евразийском союзе ликвидированы нетарифные барьеры в торговле товарами и услугами, интегрированы унифицированные правовые нормы и стандарты при пересечении государственных границ трудовыми ресурсами, капиталом, товарами и услугами. На уровне Правительств стран-участниц ЕАЭС осуществлена гармонизация нормативно-правовой документации, техрегламентов и стандартов; интегрирована унифицированная маркировка на товары Союза, что оказало существенное влияние для значение на улучшение торговли внутри объединения.

Начиная с 2020 года, с момента появления глобальной пандемии, сформировалась негативная тенденция развития мировой экономики, связанная с сокращением объемов производства в наиболее уязвимых секторах экономики. В результате пандемии в России и в Кыргызстане произошла остановка в работе и в дальнейшем закрытие ряда сервисов, торговых и строительных компаний, часть трудовых мигрантов была вынуждена вернуться из России в Кыргызстан, что повлекло увеличение показателя безработицы и усугубило нагрузку на рынок труда [6]. Все это привело к спаду совокупных объемов производства товаров и услуг, сокращению взаимной торговли между Россией и Кыргызстаном, а также другими странами-участницами ЕАЭС.

Но уже в 2021 году происходит постепенный рост и нормализация взаимной торговли между странами-участницами ЕАЭС, показатель которой увеличился на 31,9%, что объясняется спадом глобальной пандемии, снятием введенных ранее ограничений и нормализации бизнес сектора и их возвращения на прежние позиции. Важно отметить, что снятие эпидемиологических барьеров способствовало мобильности рабочей силы, увеличению объемов производства и как следствие возрастанию притока денежных переводов из России в Кыргызстан [7].

По данным национальной статистики, главными торговыми партнерами Кыргызской Республики в 2022 году были Российская Федерация (товарооборот 3475,7 млн долл. или 28,8% в общем объеме товарооборота), Китай - 4 130,3 млн долл. США (34,3%), Казахстан - 1 181,1 млн долл. (9,8%)), Узбекистан - 599,3 млн долл. (5,0%). Наибольший объем экспортных поставок в 2022 году также пришелся на Россию (47,4%), Казахстан (18,2%), Узбекистан (10,5%), Турцию (6,2%), Китай (2,7%), Беларусь (1,1%).

Динамика кыргызско- российской торговли представлена в табл.1.

Таблица 1 - Динамика взаимной торговли Кыргызской Республики с Российской Федерацией (млн долл. США) [9]

Table 1 - Dynamics of mutual trade between the Kyrgyz Republic and the Russian Federation (million US dollars)

Показатели
2018
2019
2020
2021
2022
в % к 2021 г.
Внешнеторговый оборот
1868,8
1685,6
1577,2
2304,8
3475,7
150,8
Экспорт
358,2
281,3
257,3
393,3
1069,7
272,0
Импорт
1510,6
1404,3
1319,9
1911,5
2406,0
125,9
Сальдо (Кыргызстан)
- 1152,4
- 1123
- 1062,6
- 1518,2
- 1336,3
88,0

Анализ данных, представленных в табл. 1, позволяет сделать вывод, что товарооборот между Кыргызстаном и Россией увеличивается, и в 2022 г. достиг 3475,7 млн долл. США, что на 150,8% выше уровня 2021 года. Принимая во внимание современное санкционное давление, оказываемое на Российскую Федерацию, Кыргызстан за 2022 год нарастил экспортные поставки на 272% от уровня 2021 года. Размер экспорта в Российскую Федерацию в 2022 году составил 1069,7 млн долл. США, что составляет 47,4 % от общего размеров экспортных поставок Кыргызстана, и вырос в 2,7 раза в сравнении с 2021 годом (см. табл.2).

Таблица 2 - Экспорт отдельных видов товаров в Россию из Кыргызстана, (млн долл. США) [9]

Table 2. - Export of certain types of goods to Russia from Kyrgyzstan, (million US dollars)

Товарные позиции
2018
2019
2020
2021
2022
Металлические руды и металлический лом
79,5
62,5
39,0
132,3
102,5
Предметы одежды и одежные принадлежности
134,6
74,2
63,8
52,7
155,8
Овощи, свежие или замороженные
8,4
16,9
21,5
20,9
29,4
Текстильная пряжа
0,1
0,1
0,1
0,0
117,7
Фрукты и орехи, свежие или сушеные
16,5
25,7
27,8
28,5
47,5
Обувь
14,6
0,5
0,6
5,6
48,4
Оборудование и механические устройства, их части
2,6
1,2
3,7
2,1
57,8
Электрические машины и оборудование, их части
8,1
4,6
8,6
5,8
27,3
Прокатное стекло и стекло со шлифованной поверхностью
2,9
5,1
1,3
25,5
5,6

По данным таблицы 2, можно проследить объемы экспортных поставок отдельных товаров из Кыргызстана в Российскую Федерацию. Так, в 2022 году, на экспорт отправлялись одежда и одежные принадлежности на 155,8 млн долл. США, это составило 14,6 % из общего объема экспортных поставок в Российскую Федерацию, металлические руды и металлический лом - 102,5 млн долл. (8,1 %), трикотажное полотно - 52,4 млн долл. (4,9 %), фрукты - 52,8 млн долл. (4,9%), из них сушеные фрукты - на 28,9 млн. (2,7 %), виноград - 3,2 млн долл. (0,3%), молоко и молочная продукция - 25,0 млн долл (2,3 %), из них сливочное масло - 13,8 млн долл. (1,3 %), овощи - 44,8 млн долл. (4,2 %), из них овощи бобовые сушеные - 19,8 млн долл. США (1,9 %).

Необходимо отметить, что показатель импорта из Российской Федерации также вырос, и составил в 2022 году 125,9% к уровню 2021 года (см. табл.3).

Таблица 3 - Импорт отдельных видов товаров из России в Кыргызстан, (млн долларов США) [9]

Table 3. - Import of certain types of goods from Russia to Kyrgyzstan, (million US dollars)

Товарные позиции
2018
2019
2020
2021
2022
Нефтепродукты
676,7
501,1
371,4
707,1
813,2
Автомобили
31,5
15,0
41,3
79,6
105,9
Чугун и сталь
159,9
167,6
205,9
179,6
208,7
Медикаменты (включая ветеринарные медикаменты
17,7
25,7
31,4
26,6
36,2
Эфирные масла, резиноиды и парфюмерные вещества
31,1
38,3
34,8
40,4
48,7
Жиры и масла животного или растительного происхождения
32,7
29,1
35,7
51,2
78,3
Удобрения
14,7
13,9
17,8
23,1
40,1
Пластмассы и изделия из них
11,1
33,4
34,5
48,6
57,2
Древесина и изделия из нее; древесный уголь
48,3
66,3
50,7
71,3
85,6

Анализ данных табл. 3, демонстрирует, что в 2022 г. из Российской Федерации импорт товаров составил 2406,0 млн долл. США, т.е. в сравнении с 2021 г. объем импорта увеличился на 25,9%. Основными импортируемыми товарами были: нефтепродукты - 813,2 млн долл. США (33,7 %), древесина и изделия из нее - 85,6 млн долл. ( 3,6 %), чугун и сталь - 207,7 млн долл. (8,8 %), удобрения – 40,1 млн долл. (1,8 %), бумага и бумажные изделия - 37,9 млн долл. (1,6 %), мясо и мясопродукты - 16,5 млн долл. (0,7%).

Необходимо отметить, что Россия также является основным инвестором для Кыргызстана, в 2022 г. удельный вес российских инвестиций в страну в общем объеме инвестиций составил 12,1 % (см. табл.4).

Таблица 4 - Поступление прямых иностранных инвестиций в Кыргызстан (млн долл. США) [10]

Table 4. - Inflow of foreign direct investment into Kyrgyzstan (USD million)

Показатели
2018
2019
2020
2021
2022
Всего
851,7
1076,9
537,6
1006,1
1202,6
Беларусь
0,0
0,4
0,1
0,7
0,8
Казахстан
29,.5
38,2
33,6
65,6
90,6
Российская Федерация
124,4
38,2
13,5
147,2
145,6

Из общего объема полученных инвестиций, большая часть была направлена в обрабатывающее производство, предоставление электроэнергии, газа, пара и кондиционирование воздуха, строительство, оптовую и розничную торговлю Кыргызстана.

Подводя итоги, важно отметить, что членство Российской Федерации и Кыргызской Республики в едином региональном блоке ЕАЭС минимизирует влияние глобальных вызовов на страны – члены Союза, а снятие торговых барьеров внутри блока положительно влияет на экономическую конъюнктуру рынка, развитие среднего и малого бизнеса, на повышение конкурентоспособности национальных производителей на зарубежных рынках. Снижаются показатели безработицы, формируется возможность локализации излишка трудовой силы в рамках стран-участниц ЕАЭС. Улучшается развитие внешнеторговых отношений и усиливаются интеграционные процессы на основе внедрения и широкого применения цифровых технологий [11].

Приведенные данные свидетельствуют о том, что происходит наращивание объемов экспортно-импортных поставок между Российской Федерацией и Кыргызской Республикой. Россия и Кыргызстан, как страны-партнеры, имеют планы не только по дальнейшему наращиванию темпов внешнеторгового сотрудничества между собой, но развивать и другие формы внешнеэкономических связей. И как указывают некоторые исследователи, также привлекать и другие страны к этому сотрудничеству [12].

Заключение

В этой связи необходимо расширить формы внешнеэкономических связей между Россией и Кыргызстаном и включить в этот процесс новые формы, прежде всего, в сфере промышленного производства. В условиях санкционного давления на первый план выходит обеспечение потребительского рынка отечественными товарами [13]. Важно активно привлекать к этому сотрудничеству, не только страны-члены ЕАЭС, но и третьи страны мирового хозяйства.

На основе проведенного ретроспективного анализа внешнеэкономических взаимоотношений между Кыргызстаном и Россией нами предлагается следующая периодизация развития этого процесса в рамках новейшей истории, которая может быть представлена следующими этапами развития.

Первый этап – советский период в составе СССР. Во время этого этапа был заложен крепкий фундамент для дружественных социально-экономических отношений между Россией и Кыргызстаном. В этот период в Кыргызстане была сформирована достаточно развития промышленность и республика превратилась из аграрной в индустриальную.

Второй этап –это период трансформационного кризиса, дезинтеграции и разрыва хозяйственных связей на фоне формирования независимых государств на базе бывших советских республик, Он продолжался в 90 годы ХХ века, когда и в России, и Кыргызстане осуществлялся переход от командно-административной системы к рыночной, проводились радикальные реформы. Строились социально-экономические отношения на новой основе как двух независимых государств.

Третий этап – 2000-2005 гг. развитие российско-кыргызских взаимоотношений на новом этапе, переведший сотрудничество на новую стадию - стратегического развития. Была принята декларация о стратегическом сотрудничестве, стал вопрос об укреплении военного сотрудничества между странами в рамках Договора о коллективной безопасности. Развитие взаимоотношений между странами проходило в сложных условиях, на них оказывали свое влияние США. На территории Кыргызстана стояла военная база этого государства.

Четвертый этап - 2005-2010 годы - период укрепления внешнеэкономических отношений, начинался подъем экономических и торговых отношений между Россией и Кыргызстаном. Этот период проходил под воздействием усиливавшегося потока трудовой миграции из Кыргызстана в Россию, в которой происходил подъем в экономике и требовалась дополнительная рабочая сила, а в Кыргызстане было сложное положение, выросла безработица и бедность среди населения. Страна находилась после двух народных революций 2005 и 2010 годов.

Пятый этап – 2010-2015 годы, период укрепления внешнеторговых отношений между Россией и Кыргызстаном и рост интеграционных отношений, подготовка к вступлению в ЕАЭС.

Шестой этап – 2015-по настоящее время, развитие в условиях членства в ЕАЭС, укрепление интеграционных процессов и развитие внешнеэкономического сотрудничества в условиях ЕАЭС. Происходило укрепление экономических и торговых отношений на основе подготовки вступления Кыргызстана в ЕАЭС, а с 2015 года Кыргызская Республика стала членом этого интеграционного объединения, усилились интеграционные процессы между двумя странами, они стали по настоящему многосторонними, развиваясь не только в торговле, но и других сферах.

Резюмируя вышесказанное, можно сформулировать ключевые цели двустороннего партнерства России и Кыргызстана в сфере промышленности и кооперации:

- Привлечение третьих стран в рамках программы импортозамещения промышленных товаров на совокупном рынке сбыта экономического регионального блока ЕАЭС, посредством увеличения показателей взаимных поставок товаров и услуг среди стран-участниц блока, параллельно обеспечивая импортозамещение отечественными товарами и услугами, экспортируемой на собственные внутренние сегменты совокупного евразийского рынка;

- расширение локализации производства товаров и услуг, как в рамках межгосударственного взаимовыгодного партнерства Кыргызстана и России, так и в рамках сотрудничества государств-членов ЕАЭС;

- наращивание экспортного потенциала продукции обрабатывающей промышленности, сельскохозяйственных товаров посредством укрепления межгосударственных отношений России и Кыргызстана и объединения усилий всех стран-участниц экономического блока ЕАЭС;

- ускорение процессов в области технологического развития промышленных комплексов среди стран-участниц ЕАЭС, создания унифицированной инновационной инфраструктуры, и ее развития в перспективе, в условиях двусторонних отношений между Россией и Кыргызстана.


Источники:

1. Койчуев Т. Избранные сочинения: Политика, экономика, миросвязи Кыргызстана. - Б., 2007. – 248 c.
2. Крутько А.А. Российско - киргизские отношения на современном этапе: состояние и перспективы // Вестник КРСУ. – 2014. – № 14(6). – c. 5.
3. Хасбулатов Р.И. Международные экономические отношения. - М.: Юрайт, 2014. – 168-174 c.
4. Джекшенкулов А. Новые независимые государства Центральной Азии в мировом сообществе. - М., 2000. – 48 c.
5. Кушкумбаев С.К. Центральная Азия на путях интеграции: геополитика, этничность, безопасность. - Алматы, 2002. – 76 c.
6. Жакшылык К.Р., Чылабаева А.К., Аракелян А.А. Влияние экономического сотрудничества Кыргызстана и России на снижение безработицы и роста доходов населения // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. – 2023. – № 2. – c. 16.
7. Савин В.Е., Таранова Е.В., Аракелян А.А. Мониторинг осуществления денежных переводов из России в Кыргызстан // Экономика: теория и практика. – 2023. – № 3. – c. 53-59. – doi: 10.31429/2224042X_2023_71_53.
8. Статистический ежегодник Евразийского экономического союза; Евразийская экономическая комиссия. - Москва, 2022. – 162 c.
9. Внешняя и взаимная торговля Кыргызской Республики 2018-2022. / статистический сборник / Нацстатком Кырг. Респ. - Бишкек, 2023. – 199 c.
10. Инвестиции в Кыргызской Республике 2018-2022. - Б.: Нацстатком Кырг. Респ., 2023. – 224 c.
11. Кузьмина Т.И., Подбиралина Г.В. Углубление интеграционных процессов на основе цифрового сотрудничества стран членов ЕАЭС // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. – 2022. – № 7. – c. 54-59. – doi: ULQXTU.
12. Дробот Е.В., Костылева С.О. Актуальные проблемы экономической интеграции России в мировую экономику в условиях функционирования Евразийского экономического союза // Экономические отношения. – 2016. – № 4. – c. 125-131. – doi: 10.18334/eo.6.4.37381.
13. Савин В. Е., Таранова Е. В., Мырзалиева М. А. Роль пищевой промышленности в насыщении потребительского рынка продовольственными товарами в условиях ЕАЭС // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. – 2022. – № 4. – c. 5.

Страница обновлена: 31.01.2024 в 23:12:35