Экономическая эффективность ремонта большегрузного транспорта

Безденежных Д.С.1, Нигматуллин Р.Г.
1 Уфимский Государственный Авиационный Технический Университет

Статья в журнале

Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 5, Номер 4 (Октябрь-Декабрь 2015)

Цитировать:
Безденежных Д.С., Нигматуллин Р.Г. Экономическая эффективность ремонта большегрузного транспорта // Экономические отношения. – 2015. – Том 5. – № 4. – С. 56-62.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=29289317

Аннотация:
В работе на примере рассмотрена периодичность ТО грузового автомобиля исходя из статистических данных. В статье произведен расчет периодичности и эффективности технического обслуживания, приведены комплексные показатели оценки эффективности технической эксплуатации и надежности автомобиля КамАЗ-5410 за 2014 год, а также показана периодичность ТО и ремонта автомобиля КамАЗ-5410 на практике.

Ключевые слова: транспорт, ремонт, техническое обслуживание транспорта, ремонт транспорта



Введение

Задачей транспорта было и остается своевременное и качественное удовлетворение потребностей организаций и населения в перевозках грузов. Экономически – работа автомобильного транспорта обеспечивается регулярным техническим обслуживанием.

Для продвижения предприятия в конкурентной среде необходимо максимально механизировать зоны технического осмотра (ТО) и текущего ремонта (ТР) для обслуживания большегрузных автомобилей.

В настоящей статье рассмотрен КамАЗ-5410 1986 г.в.

График ремонта и технического обслуживания грузового транспорта составляется согласно регламентируемым положениям [4], однако на практике износ некоторых деталей происходит раньше заявленных сроков. Для максимального сокращения расхода на непредвиденный ремонт следует учесть, что заявленная периодичность ТО и фактическая при расчете отличается.

Периодичность ТО-1 и ТО-2, устанавливается второй частью Положения о ТО и ремонте заводами-изготовителями для конкретных марок автомобилей, прицепов и полуприцепов, а также разделяется различными климатическими районами [4]. В нашем случае это – Камаз, с полуприцепом III категории, эксплуатируемый в умереннохолодном климатическом районе: ТО-1 2400 км, ТО-2 14000 км, пробег до кап. ремонта 320000 км.

Периодичность ТО-1 высчитывается по формуле:

, км

где: – нормативная периодичность ТО-1,

К1 коэффициент учитывающий влияние категории условий эксплуатации (т.к. категория условий эксплуатации III, то К1=0,8),

К3 – коэффициент учитывающий влияние природно-климатических условий (т.к. климатический район умереннохолодный, то К3=0,9),

L1=2400x0.8x0.9=1728км

После определения скорректированной периодичности ТО-1 проверяют ее кратность со среднесуточным пробегом.

где: n1 – величина кратности.

Периодичность ТО-2 высчитывается по формуле:

км

где: – нормативная периодичность ТО-2,

L2=14000x0.8x0.9=10080 км

После определения скорректированной периодичности ТО-2 проверяют ее кратность с периодичностью ТО-1.

где: n2 – величина кратности.

Пробег до капитального ремонта рассчитывается по формуле:

где: – нормативный пробег до кап. ремонта,

К2 – коэффициент корректирования нормативов в зависимости от модификации подвижного состава (т.к. подвижной состав автомобиля – цистерна, то К2=1,0).

Lкр=320000x0.8x1.0x0.9=230400 км

После определения расчетной величины пробега до капитального ремонта проверяется ее кратность с периодичностью ТО-1:

где: n3 – величина кратности.

Скорректированная по кратности величины периодичности ТО-1 принимает вид:

Скорректированная по кратности величина периодичности ТО-2 принимает вид:

Скорректированная по кратности величина периодичности КР принимает вид:

Суммарная продолжительность время нахождения автомобилей в определенном состоянии составляет цикл Дцэнр. Цикл может быть кратковременным (сутки, неделя, месяц) или длительным: от года(Дцг) до проведения капитального ремонта(Дц=LK) или списания(Дц=La).

Все данные возьмем из реальных показателей. Рассчитаем основные показатели стационарного состояния автомобиля за период 01.01.14 – 31.12.14. Примем: Дэ=194 д. (на линии–в эксплуатации), Дн=138 д. (в зоне хранения), Др=33 д. (в зоне ТО и ремонта).

Основные показатели стационарного состояния автомобиля (парка):

ав – коэффициент выпуска, определяющий долю календарного времени, в течение которого автомобиль фактически осуществляет транспортную работу на линии:

,

ат – коэффициент технической готовности (КТГ), определяющий долю рабочего времени, в течение которого автомобиль исправен и может быть использован в транспортном процессе:

ан – коэффициент нерабочих дней, определяющий долю календарного времени, в течение которого исправный автомобиль не используется в транспортном процессе по организационным причинам:

=,

Коэффициент технической готовности является одним из показателей, характеризующих работоспособность автомобиля и парков.

Рассмотрим соотношение

откуда

Таким образом, коэффициент выпуска непосредственно зависит от коэффициента технической готовности и коэффициента нерабочих дней, а соотношение этих трех коэффициентов определяет вклад каждой из подсистем автомобильного транспорта в транспортный процесс и производительность автомобиля Wa. Для грузовых перевозок

где q - номинальная грузоподъемность (q=14,9 тн);

γ - коэффициент использования грузоподъемности

β - коэффициент использования пробега автомобиля

lсс - среднесуточный пробег (в данном случае 43,9 км).

Коэффициент использования грузоподъемности вычисляется для каждой поездки отдельно, по формуле

где mгрузамасса фактически перевезенного груза; γ – в данном случае 0,97.

Коэффициент использования пробега автомобиля вычисляется для каждой поездки отдельно, по формуле

где Sгррасстояние, пройденное автомобилем с грузом, км; Sобщ – общее расстояние, пройденное автомобилем в течение рабочей смены, км; β – в данном случае 0,51

Среднесуточный пробег автомобиля в километрах, определяется делением общего пробега автомобилей на дни в работе.

Данные возьмем из реальных показателей.

Таким образом, производительность данного автомобиля:

. [15]

Средний пробег заданного автомобиля за месяц 850 км. Следовательно за год 10200 км. Получается за год автомобиль проходит ТО-1 5 раз и ТО-1 + ТО-2 1 раз. Кроме прохождения ТО случаются не запланированные поломки.

На основании проведенных расчетов становится возможным поддерживать в исправном техническом состоянии данный автомобиль, бесперебойно выполняя планы грузоперевозок.

На предприятии владеющим данным автомобилем обслуживание и ремонт водители проводят самостоятельно с помощью механиков и слесарей., что позволяет значительно снизить затраты на содержание автопарка.

Распишу по очередности обслуживание автомобиля и произведенные мероприятия за год. Расходы на запчасти перечислены в отчете по расходу на автотранспорт.

1. ТО-1 (1728 км) 13-14 февраля

Проведены проверки, перечисленные в разделе 2 данного реферата, вследствие чего были выполнены следующие работы: замена втулки, 2х уплотнительных колец и 2х фланцев, затрачено согласно перемещению материалов 00000287.

Затраты за работу составили 600 руб. (зар.плата за 2 дня ТО водителя).

2. ТО-1 (3456 км) 13 мая

Проведены проверки, перечисленные в разделе 2 данного реферата, вследствие чего были выполнены следующие работы: замена тормозной жидкости (4,455 л.), затрачено согласно перемещению материалов 00000556.

Затраты за работу составили 300 руб. (зар.плата за 1 день ТО водителя).

3. ТО-1 (5184 км) 16 июня

Проведены проверки, перечисленные в разделе 2 данного реферата, вследствие чего были выполнены следующие работы: замена 5ти приборных ламп, затрачено согласно перемещению материалов 00000510.

Затраты за работу составили 300 руб. (зар.плата за 1день ТО водителя).

4. ТО-1 (6912 км) 12-13 августа

Проведены проверки, перечисленные в разделе 2 данного реферата, вследствие чего были выполнены следующие работы: замена комплекта пневмогидроусилителя (ПГУ), замена комплекта реле втягивающего стартера СТ-25 (комплект СТ-25 включает в себя: диск, 2 болта и крышку) и замена ЭФВ (элемент фильтрующий воздушный), затрачено согласно перемещению материалов 00000799.

Затраты за работу составили 600 руб. (зар.плата за 2 дня ТО водителя).

5. ТО-1 (8640 км) 10 октября

Проведены проверки, перечисленные в разделе 2 данного реферата, вследствие чего были выполнены следующие работы: замена рукава высокого давления, затрачено согласно перемещению материалов 00001094.

Затраты за работу составили 300 руб. (зар.плата за 1 день ТО водителя).

6. ТО-1 + ТО-2 (10368 км) 11 декабря

Проведены проверки, перечисленные в разделе 2 данного реферата, вследствие чего были выполнены следующие работы: замена тосола, затрачено согласно перемещению материалов 00001557.

Затраты за работу составили 300 руб. (зар.плата за 1 день ТО водителя).

Кроме ТО были затраты на ремонт автомобиля, в результате чего:

· 28 мая произведена замена: пальца РЗШ (резинометаллический шарнир), граверной шайбы и шплинта, затрачено согласно перемещению материалов 00000501 и зар.плата за 1 ремонтный день водителя 100 руб.

· 8-9 июля заменены подшипники наружной и внутренней ступицы и отремонтирована тяга рулевой трапеции, затрачено согласно перемещению материалов 00000522 и зар.плата за 2 ремонтных дня водителя 200 руб.

· 22 июля заменены гайки реактивного пальца и отремонтирована тяга рулевая продольная, затрачено согласно перемещению материалов 00000605 (прил.3) и зар.плата за 1 ремонтный день водителя 100 руб.

· 24 сентября заменены гайки шпильки колеса, палец реактивной штанги и масло, затрачено согласно перемещению материалов 00001069 и зар.плата за 1 ремонтный день водителя 100 руб.

· 12-13 ноября заменено реле поворота, ремень, граверные шайбы, затрачено согласно перемещению материалов 00001397 и зар.плата за 2 ремонтных дня водителя 200 руб.

За 2014 год на запчасти израсходовано 22210,54 руб. и выплачена зар.плата водителю (за ремонтные дни и дни ТО) 3100 руб. Итого 25310,54 руб. Учитывая возраст транспорта, на его обслуживание в 2014 году было выделено 30000 руб. Это на 4689,46 руб. больше чем было израсходовано.

Рисунок. Отчет по расходу на автотранспорт (услуги, запчасти) (составлен авторами)

Выводы

Своевременный ремонт и диагностика позволяют оперативно выявлять неисправности агрегатов и систем автомобилей, что даёт возможность устранять эти неисправности до того, как они приведут к серьезным нарушениям в работе автомобиля.

Также была просчитана производительность данного автомобиля. Производительностью определяют эффективность использования подвижного состава за указанный период времени и характеризуют эффективность организации перевозок. Учитывая возраст транспорта производительность 62243,8 тн∙км/год является вполне адекватной.

За счет грамотно спланированного графика ТО удалось избежать серьезных и дорогостоящих поломок. Все предпосылки поломок были устранены при проведении ТО. Вследствие этого на ремонте и ТО автомобиль провел лишь 33 дня из 365 и отработал 194 дня. К тому же, материалы, затребованные при ремонте автомобиля, закупались заранее, что сокращает время ремонтного простоя транспорта.


Источники:

1. Хасанов Р.Х.Основы технической эксплуатации автомобилей: Учебное пособие – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003. – 193 с.
2. Техническое обслуживание автомобилей. Методические указания по выполнению курсового проекта. - Н.Новгород, 2004.
3. Основы проектирования предприятий автомобильного транспорта методические указания по курсовому проектированию. // Хохлов А. Л., Сафаров К. У., Китаев В. А. - М., 2009.
4. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. - М., 2002.
5. Братченко И.И. Эксплуатация грузового автомобильного транспорта. Изд: Транспорт 1971 – 418 с.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 08:53:43