Модель комплексной оценки эффективности
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 1-1 (126), Январь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Данилова А.О., Катанаева М.А. Модель комплексной оценки эффективности // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 1. – С. 86-92.
Аннотация:
Для современных предприятий к наиболее актуальным видам менеджмента можно отнести системы: менеджмента качества (ИСО 9001); экологического менеджмента (ИСО 14001); менеджмента охраны труда и здоровья (OHSAS 18001) и др. Их объединение позволяет предприятию создать интегрированную систему менеджмента (ИСМ).
Ключевые слова: менеджмент, менеджмент качества, экологический менеджмент, iso, менеджмент охраны труда и здоровья
Обеспечение высокого качества управления является основной задачей внедрения ИСМ. Тем не менее, многие предприятия, несмотря на интенсивную работу по формированию ИСМ, не смогли добиться улучшения своих экономических показателей. Существует ряд причин, лежащих в основе этой проблемы. Наиболее серьезная – отсутствие модели комплексной оценки эффективности ИСМ.
Оценивать эффективность функционирования ИСМ возможно в зависимости от степени выполнения конкретных целей и задач с учётом отклонений от установленных законодательством и самим предприятием норм (процедур, инструкций, стандартов).
Модель оценки ИСМ и как она работает
Мы пришли к выводу, что комплексную оценку эффективности ИСМ необходимо осуществлять двумя способами:
‑ оценкой соответствия ИСМ установленным требованиям стандартов на системы менеджмента [1, 2, 3];
‑ оценкой экономического эффекта от её внедрения.
В модель комплексной оценки эффективности ИСМ мы включили наиболее перспективные методы и методики (рисунок 1). Отталкиваясь от предложенной модели, эффективность ИСМ будет зависеть от четырёх составляющих характеристик: степени соответствия интегрируемых элементов ИСМ требованиям стандартов на системы менеджмента – C1 [1, 2, 3]; степени интегрированности систем менеджмента – C2; степени эффективности управления рисками – C3 и экономического эффект от внедрения ИСМ – Ээф.
Рис. 1. Модель комплексной оценки эффективности интегрированной системы менеджмента.
С1 оценивается экспертами при внешнем аудите по чек-листу, в котором определены критерии для каждого уровня и объекта управления – результативность планирования, организации, контроля, улучшения и мотивации. Это позволяет судить о выполнении совокупности требований по каждому из элементов ИСМ (качество, экология, охрана труда и т.д.).
С2 оценивается по второму чек-листу, в котором сформулированы вопросы для определения уровня интеграции элементов в ИСМ. Например, интегрированы ли цели организации, разрабатываются ли общие планы, интегрированы ли процедуры систем менеджмента.
Оценка С1 и С2 осуществляется путём приведения показателей к единой системе измерения. Для этого экспертный анализ каждой функции управленческой деятельности предполагает в чек-листах пять вариантов оценки:
0 – деятельность не ведётся;
1 – ведётся от случая к случаю;
2 – ведётся частично;
3 – ведётся систематически;
4 – ведётся эффективно.
Суммарная оценка делится на максимально возможную, и, таким образом, определяется совокупный показатель, соответствующий определённому уровню зрелости ИСМ: 0 – неопределённый; 1 - определенный; 2 –воспроизводимый; 3 – стабильный; 4 – эффективный.
Оценка С3 проводится через определение уровней зрелости риск-менеджмента предприятия (табл. 1).
Таблица 1
Уровни зрелости риск-менеджмента
Уровень
зрелости |
Описание состояния уровня
|
Примечание
|
0
|
Отсутствуют подходы к управлению рисками.
|
-
|
1
|
Идентифицированы все существующие в ИСМ риски.
|
Начальный
|
2
|
Выбраны критерии значимости рисков; осуществляется
оценка и определение значимых рисков.
|
+
к 1-му уровню
|
3
|
Сформирована стратегия управления рисками,
установлены цели, определены средства по снижению значимости рисков; выбраны
методы управления рисками.
|
+
ко 2-му уровню
|
4
|
Реализуется стратегия; планируются и внедряются
процессы для реализации целей, механизмы контроля, мониторинг рисков.
Принимаются оперативные решения.
|
+
к 3-му уровню
|
Как оценить экономический эффект от внедрения ИСМ?
Экономический эффект от внедрения ИСМ определяется предприятием путём самооценки результатов деятельности [6, 7]. В то же время, руководству важно ориентироваться не только на финансовые, но и на нефинансовые показатели, используя модель Balanced Scorecard [8]. Модель включает четыре блока:
‑ «Финансы/экономика»;
‑ «Рынок/клиенты» (доля рынка, число новых и постоянных клиентов, индекс удовлетворённости клиентов, объём повторных продаж и т.д.);
‑ «Бизнес-процессы» (средний срок выполнения заказа, доля брака, число рекламаций, доля своевременных поставок, среднее время выполнения процессов);
‑ «Инфраструктура/сотрудники» (степень изношенности мощностей, степень автоматизации процессов, текучесть кадров, затраты на персонал, индекс удовлетворённости персонала).
Оценка экономического эффекта от внедрения ИСМ зависит от скорости и ускорения роста финансовых и нефинансовых показателей деятельности предприятия и соответствует определённому уровню зрелости (табл. 2).
Таблица 2
Оценка экономического эффекта от внедрения ИСМ
Уровень
зрелости
|
Описание состояния уровня
|
0
|
Отсутствует положительная динамика у всех
показателей по сравнению с предыдущим годом. Основные финансовые показатели
ниже аналогичных результатов несертифицированных компаний контрольной группы
|
1
|
У нефинансовых показателей и некоторых основных
финансовых показателей (до 25% от общего числа) выявлена положительная
динамика. Основные финансовые показатели находятся на уровне аналогичных
результатов несертифицированных компаний контрольной группы
|
2
|
У измеряемых нефинансовых показателей (от 25% до 50%
от общего числа) выявлена положительная динамика. Выявлен рост и ускорение
роста не менее четверти основных финансовых показателей. Отмечено
относительное улучшение финансовых показателей по сравнению с аналогичными
показателями несертифицированных компаний контрольной группы
|
3
|
У измеряемых нефинансовых показателей (от 51% до 75%
от общего их числа) выявлена положительная динамика по сравнению с предыдущим
годом. Выявлен рост и ускорение роста не менее половины всех основных
финансовых показателей. Основные финансовые показатели превышают аналогичные
показатели несертифицированных компаний контрольной группы
|
4
|
По всем показателям выявлена положительная динамика
по сравнению с предыдущим годом. Скорость роста и ускорение роста показателей
деятельности компании выше, чем у конкурентов
|
В итоге рассчитывается эффективность ИСМ (ЭИСМ), и полученное значение сравнивается со шкалой комплексной оценки эффективности ИСМ (табл. 3).
Таблица 3 Шкала комплексной оценки эффективности ИСМ
ЭИСМ
|
Оценка эффективности
|
Описание
|
0-1
|
меньше 25%
|
ИСМ не решает поставленных задач по обеспечению
эффективного менеджмента и конкурентоспособности предприятия. Степень
соответствия элементов ИСМ требованиям стандартов, а также их
интегрированность и эффективность управления рисками ниже 25%. Отсутствует
экономический эффект от внедрения ИСМ
|
1-2
|
от 25% до 50%
|
Сформированы и сосуществуют отдельные системы менеджмента.
Риски идентифицированы и классифицированы, но управление ими осуществляется
не в полном объёме. Улучшаются некоторые финансовые и нефинансовые
показатели. ИСМ имеет потенциал для развития, но он слабо реализован
|
2-3
|
от 50% до 75%
|
Идентифицированы общие элементы ИСМ и началось их
интегрирование. В ИСМ выполняются основные нормативные требования, но
отдельные её элементы требуют доработки. Сформирована, но не всегда
реализуется стратегия управления рисками. Выявлены рост и ускорение роста не
менее половины всех основных финансовых и нефинансовых показателей.
Реализуется постоянное совершенствование качества менеджмента по большинству
направлений и предупреждение несоответствий
|
3-4
|
от 75% до 100%
|
ИСМ сформирована и внедрена. Требования стандартов выполняются.
Общие элементы систем менеджмента интегрированы во всех областях.
Осуществляется эффективный менеджмент рисками. Наблюдается явный
экономический эффект от внедрения ИСМ. Достигнуты максимальные результаты по
всем направлениям управленческой деятельности. Предприятие конкурентоспособно
и является лидером на рынке
|
Таким образом, за счёт осуществления количественной и качественной оценки параметров эффективности ИСМ, прогнозирования их изменения и целенаправленного, непрерывного улучшения будет обеспечиваться достижение высоких результатов деятельности предприятия.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:58:22