Анализ функций института образования в подготовке молодых специалистов в Республике Крым

Цёхла С.Ю.1, Романюк Е.В.1
1 Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 9, Номер 12 (Декабрь 2015)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=25450233
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:

В данной статье систематизированы и проанализированы основные функции института образования в подготовке молодых специалистов в Республике Крым. Исследована значимость функций института образования в подготовке молодых специалистов в регионе. Выделены сформировавшиеся противоречия между институтом образования и молодежным рынком труда. Уточнено определение «институт образования». Разработаны предложения по улучшению функций института образования в подготовке молодых специалистов в Республике Крым.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, рынок труда, образование, молодые специалисты, работодатели, функции, институт образования



Введение

В современных сложных политических, социально-экономических и трудовых условиях подготовка молодых специалистов институтом образования является актуальной проблемой, поскольку затрагивает не только интересы конкретной личности, но и эффективное развитие государства. Уровень развития профессионального образования зависит от развития общества. От качественного образования зависит квалифицированность молодежи и перспективное трудоустройство на рынке труда.

Главным показателем эффективной работы института образования является востребованность и конкурентоспособность выпускников на рынке труда. Институт образования охватывает множество функций, и, реализуя их, он обеспечивает молодых людей определенными профессиями и специальностями. Поэтому актуальным является исследование основных функций института образования в подготовке молодых специалистов, а также выявление взаимосвязи института образования и рынка труда.

Вопросы института образования и его функции изучали и исследовали многие ученые-экономисты, среди которых можно выделить таких как: Мисиков Б.Р. (Мисиков, 2006), Морозов В.В. (Морозов, 2012), Савчук О.В. (Савчук, 2010), Самаруха В.И. (Самаруха, Унжакова, 2007), Сулейманов Т.Д. (Сулейманов, 2011), Унжакова Е.П. (Самаруха, Унжакова, 2007), Чиркова Н.В. (Чиркова, 2012) и др.

Мисиков Б.Р. синтезировал функции в основные четыре группы: трансляционная, социализация, социальная селекция, социальные и культурные изменения (Мисиков, 2006).

Морозов В.В. рассматривает важнейшую функцию образования – социализацию – и обосновывает ее значимость (Морозов, 2012; С. 297).

Савчук О.В. при анализе функций института образования предлагает: функцию социального воспроизводства, социальной мобильности, социальной селекции, социализации, коммуникативную и гуманистическую (Савчук, 2010).

Ученые Самаруха В.И., Унжакова Е.П. выделили следующие функции института образования: формирование интеллектуального потенциала, обеспечение саморазвития и самообразования, а также гуманистическую (Самаруха, Унжакова, 2007; С. 115).

Сулейманов Т.Д. в своем научном труде определил и исследовал наиболее значимые функции: трансляцию культуры и знаний, просвещения, социализацию и интеграцию, а также селекцию и создание общественной конъюнктуры (Сулейманов, 2011; С. 12-13).

Чиркова Н.В. подчеркивает, что институт образования выполняет главную функцию – профессиональную подготовку (Чиркова, 2012; С. 115).

Вышеперечисленные ученые в своих научных трудах исследуют проблемы профессионального образования, сущность, роль и структуру института образования в подготовке молодых специалистов, множество его функций, при этом отсутствует их единая классификация и не детализируются функции института образования в подготовке молодых специалистов на региональном уровне, в связи с этим возникает необходимость в анализе основных функций института образования на уровне региона.

Целью работы является исследование основных функций института образования и проведение их анализа в Республике Крым на современном этапе.

В настоящее время молодые специалисты являются одним из важных экономических ресурсов производительных сил не только в регионе, но и в государстве в целом. Молодые люди обладают специфическими трудовыми особенностями, определенными профессиональными знаниями и умениями, конкретными навыками. Обладая высокой общеобразовательной и специальной подготовкой, молодые специалисты вкладывают свой труд в функционирование и развитие различных хозяйствующих субъектов, что в конечном результате положительно влияет на темпы социального, научно-технического и культурного прогресса.

Сегодня работодатели выдвигают высокие требования и желают сотрудничать с компетентными специалистами с соответствующим профессиональным уровнем, стажем и опытом работы. Молодые специалисты, несмотря на свои преимущества по отношению к другим конкурентам на рынке труда, менее конкурентоспособны. В связи с этим встает острый вопрос профессиональной подготовки молодых специалистов институтом образования.

Институт образования должен обеспечивать молодых специалистов функциями в полном объеме для конкурентоспособности на рынке труда. От качества образования зависит дальнейшая трудовая деятельность молодежи и ее карьерный рост. В сложившейся экономико-политической ситуации для рынка труда Республики Крым очень остро стоит проблема занятости молодых специалистов. На состояние и развитие рынка труда молодежи повлияли следующие причины. Во-первых, мировой финансово-экономический кризис отразился негативно как на экономике, так и на рынке труда региона. Во-вторых, влияет переходный период, который связан с вхождением Крыма в правовое поле Российской Федерации. В-третьих, отсутствует согласованность между потребностями рынка труда и институтом образования.

В настоящее время в сфере образования происходит переход на стандарты российского образования. Что касается школьного образования, то младшие классы перешли на российские стандарты уже с 1 сентября 2014 года, средние классы будут проходить в течение трех лет в связи с потребностью в адаптации к учебным программам. В настоящее время одной из главных политик Министерства образования и науки РФ является укрепление регионального образования, в связи с этим в регионе создан Федеральный университет с целью максимального объединения вузов и расширения программ подготовки, и получения высшего образования.

На рынке труда Республики Крым также отразился переходный период и наблюдаются противоречия между спросом и предложением на труд, вызванные количественно-качественным несоответствием рабочих мест и рабочей силы, в результате чего появился дисбаланс спроса и предложения и молодежная безработица. В Республике Крым в связи с реорганизацией многих учреждений здравоохранения, образования, банковской и других сфер образовался дисбаланс между спросом и предложением на труд. В настоящее время среди вакансий в Центре занятости большая доля – это временные, сезонные работы. Также требуются такие рабочие профессии, как: слесари, сборщики, электрики, монтеры, бетонщики, дорожные рабочие, штукатуры, маляры, электрогазосварщики и др., которые востребованы в промышленной и строительной сферах Крыма. Рабочие специальности не пользуются спросом у молодых людей в связи с тем, что, по мнению молодежи, они низкооплачиваемые и не могут обеспечить достойный уровень жизни. В сельском хозяйстве региона работодателям требуются виноградари и трактористы. Горничные, повара и официанты требуются в курортной сфере. Несмотря на вакансии Центра занятости и потребности экономики региона, сегодня многие молодые люди обучаются и получают «престижные профессии», например, экономисты, юристы, бухгалтеры, менеджеры и др., которые не пользуются спросом у работодателей. Некоторые молодые люди получают образование по «престижным профессиям» и тем самым переполняют рынок труда региона невостребованным предложением, после чего переучиваются или попадают на учет в службу занятости и получают статус безработного. Кроме отсутствия переориентации института образования на потребности современного рынка труда, существует проблема качества подготовки молодых специалистов, что является очень важным для работодателей. Многие работодатели сегодня предпочитают приглашать на работу уже опытного квалифицированного работника и стараются не брать молодых специалистов, недавно окончивших учебное заведение, не имеющих практического опыта работы и стажа в связи с тем, что считают их неконкурентоспособными и недостаточно владеющими информацией. Некоторые молодые специалисты слабо адаптируются к окружающей среде, желают сразу трудоустроиться на высокооплачиваемую работу по полученной специальности с благоприятными условиями труда и карьерным ростом. Молодые люди, которые заканчивают учебные заведения и выходят на рынок труда, идеализируют свою будущую трудовую деятельность, а когда сталкиваются с реальным рабочим местом, то предлагаемая работа не всегда их устраивает. Чем дольше молодой специалист находится в поиске подходящей работы, тем больше утрачивается ценность обретения профессионального мастерства, готовность овладеть новой профессией. Затрудняет трудоустройство молодых специалистов то, что со стороны работодателей выдвигаются высокие требования, выраженные в достаточно высоком образовательном, профессионально-квалификационном уровне будущего работника. Поэтому перед учебными заведениями стоит главная задача – качественное образование, которого можно достичь с помощью хорошей теоретической базы, необходимых теоретических знаний, навыков, умений и практического опыта. В настоящее время институт образования должен оперативно реагировать на потребности экономики региона в специалистах различных профессий и разных уровней подготовки.

На современном рынке труда постоянно растут требования у работодателей к молодым специалистам, из-за чего молодые люди нуждаются в новых знаниях, умениях, навыках. В свою очередь система образования ограничена возможностями предоставлять все необходимые образовательные услуги для полного удовлетворения потребностей регионального рынка труда. Получив образование, молодые люди должны быть сразу трудоустроены для получения и приобретения практического опыта, знаний и умений, а не заниматься долгим поиском подходящей работы и приобретением статуса безработного в центре занятости.

Взаимодействие между институтом образования и рынком труда не является согласованным. Институт образования включает в себя многоуровневую структуру: дошкольное, школьное среднее, среднее специальное, высшее образование, аспирантуру и различные виды подготовки и переподготовки кадров. Особенно важным является среднее специальное и высшее образование, т.к. получив его, как правило, молодые люди стремятся найти подходящее рабочее место и трудоустроиться. Так, Гударенко Ю.А. подчеркивает, что современные противоречия между основными агентами системы взаимодействия, институтом высшего профессионального образования и рынком труда в значительной степени обусловлены автономностью, различной темпоральностью, отсутствием синхронности развития процессов взаимодействия (Гударенко, 2010; С. 26). По мнению Логинова А.В. относительно высших учебных заведений, вузы не всегда могут вовремя и адекватно отреагировать на запросы рынка труда (Логинов, 2015; С. 119).

На основании вышеизложенного можно выделить следующие противоречия между институтом образования и молодежным рынком труда:

- недостаточное соответствие выпуска молодых специалистов потребностям работодателей в необходимом кадровом персонале;

- переобучение молодого специалиста другой профессии службой занятости в связи с невостребованностью на рынке труда приобретенной в учебном заведении;

- переобучение или частичное обучение молодого специалиста работодателем в трудовом процессе;

- несоответствие полученных знаний и навыков молодыми специалистами реальным предъявленным требованиям работодателя;

- отсутствие целенаправленного заказа на обучения молодых специалистов институтом образования.

Следует отметить, что институт образования выполняет множество функций. Благодаря функциям института образования удовлетворяются социальные потребности и профессиональные интересы граждан. С помощью функций институт образования приносит пользу в виде поставленных задач и комплекса целей, предоставления образовательных услуг. Обратим внимание, что функции динамичные и меняются в зависимости от изменений и преобразований, происходящих в обществе.

Множество ученых в своих научных трудах исследовало функции института образования. Так, Мисиков Б.Р. синтезировал функции в основные четыре группы: трансляционная, социализация, социальная селекция, социальные и культурные изменения. Трансляционная представляет распространение культуры в обществе, т.е. научные знания, достижения в области искусства и литературы, моральные ценности и нормы поведения, опыт и навыки, которые присущи различным профессиям. Социализация обеспечивает формирование у молодежи установок, ценностных ориентаций, жизненных идеалов. Социальная селекция обеспечивает возможность осуществить дифференцированный подход к учащимся с целью отбора наиболее способных и талантливых для получения ими образовательных услуг, которые наиболее полно соответствуют индивидуальным интересам и возможностям. Социальные и культурные изменения реализуются в процессе научных исследований, проводимых в стенах вузов, что способствует научному и культурному прогрессу. Происходит интеграция науки, высшего образования и производства, результатом которой является ускорение научно-технического прогресса (Мисиков, 2006).

Кроме трансляционной, социализации, социальной селекции, социальных и культурных изменений выделяют такие функции, как:

- социально-экономическая. Подготовка к трудовой деятельности рабочей силы разного уровня квалификации;

- интеграционная. Приобщая к единым ценностям, обучая определенным нормам, образование стимулирует единые действия, объединяет людей;

- функция социальной мобильности. Образование выступает каналом социальной мобильности;

- функция отбора. Существует отбор детей в элитные школы, их дальнейшее продвижение;

- гуманистическая. Всесторонне развитие личности учащегося. Функция ориентирована на развитие личности, повышение уровня его культуры, формирование системы личностных качеств [1].

Кроме этого, Савчук О.В. предлагает такие функции, как: функция социального воспроизводства и коммуникативная. Функция социального воспроизводства предусматривает воссоздание социальной структуры общества. Коммуникативная функция лежит в основе образовательного процесса, поскольку эффективность обучения и воспитания в значительной степени зависит от совершенства общения, а также от того, насколько в процессе педагогической переработки культуры в образование попали действительно лучшие носители приобретенного опыта (Савчук, 2010).

Сулейманов Т.Д. также выделяет наиболее важные функции – трансляция культуры и знаний, передача следующим поколениям накопленных знаний, культурных и социальных ценностей, моральных норм. А также функция просвещения как гарант передачи накопленного опыта и сохранения государственности. Еще одна важная функция института образования заключается в социализации и интеграции ребенка в социальную систему. По мнению ученого, через обучение истории, литературе, языку и постоянное общение у детей формируется система ценностей, которая разделяется их сверстниками и принимается старшим поколением. Развитие лидерских качеств через создание условий для проявления индивидуальных способностей, навыков и знаний определяет другую важнейшую функцию института образования – функцию социальной селекции. Кроме этого, ученый подчеркивает, что институт образования также выполняет такую функцию, как создание общественной конъюнктуры, поясняя данное утверждение следующим. В процессе научных исследований осуществляется взаимосвязь науки и производства, результатом которой является ускорение научно-технического прогресса. Также развитие науки способствует росту эффективности системы высшего образования, так как новейшие научные идеи включаются в учебные программы, обеспечивая тем самым повышение уровня профессионализма выпускников (Сулейманов, 2011; С. 12-13).

Несмотря на множество функций, предложенных учеными, на наш взгляд, необходимо выделить образовательную функцию, которая является основной и включает в себя предоставление и получение систематизированных знаний и практических навыков на основании специальных программ и планов образования молодым специалистам с целью дальнейшего их трудоустройства. По мнению Лукомской М.М., профессиональное образование – особая сфера социальной жизни, когда процесс передачи знаний и социального опыта выделился из других видов жизнедеятельности общества и стал делом специально занимающихся обучением в определенной области знаний (Лукомская, 2012; С. 83). Молодые люди, получая знания в высших и средних специальных учебных заведениях, приобретают умения и навыки и при выходе на рынок труда должны быть конкурентоспособными, готовыми к выполнению предоставленного объема работы работодателем в зависимости от специфики его видов деятельности (финансовой, аналитической, управленческой, производственной (технологической), научной, методической, исследовательской и др.). В процессе образования обучающиеся должны стремиться к самореализации, использовать все свои внутренние возможности и способности и в конечном итоге раскрыть потенциал своей личности. Качественное образование, полученное молодым специалистом, обеспечит его на современном рынке труда конкурентоспособностью и профессиональным становлением личности, предоставит возможность найти желаемую работу. В современном обществе постоянно происходят различные преобразования и трансформации как в политической, так и в экономико-социальной, трудовой сферах, поэтому молодым специалистам постоянно необходимо повышать свою квалификацию с помощью профессиональной переподготовки. Молодые специалисты приобретают дополнительные знания, умения и навыки по образовательным программам, которые предусматривают изучение различных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, которые нужны для освоения нового вида трудовой деятельности (Лукомская, 2012; С. 84).

Кроме этого, необходимо расширить возможности социально-экономической функции, т.к. институт образования не только подготавливает к трудовой деятельности рабочую силу разного уровня квалификации, но и способствует в трудоустройстве молодых специалистов, поэтому можно выделить социально-трудовую функцию, которая представляет собой подготовку к трудовой деятельности молодых специалистов, а также помощь в поиске будущей работы. В вышеуказанную функцию входит:

- информирование и консультирование студентов и выпускников о наличии свободных вакансий и трудоустройстве на рынке труда;

- организация профориентационной работы с целью обеспечения максимальной возможности трудоустройства;

- консультирование и информирование обращающихся работодателей по вопросам подбора и трудоустройства молодых специалистов;

- проведение специальных семинаров, конференций;

- публикация аналитических отчетов, информационных выпусков, справочников и методических пособий и рекомендаций;

- мониторинг трудоустройства молодых специалистов на региональном рынке труда;

- предоставление данных по специфике регионального рынка труда для молодых специалистов в разрезе специальностей и профессий;

- организация и проведение выставок, конкурсов, семинаров, конференций, ярмарок вакансий и др.

Наряду с социально-трудовой функцией можно выделить отдельно финансово-экономическую функцию, которая направлена на обеспечение процесса образования денежными средствами. Например, предоставление денежных ресурсов на различные опыты, разработки, проведение конкурсов, т.е. финансирование научно-исследовательской деятельности, выплату стипендий студентам, заработной платы профессорско-преподавательскому составу и другие статьи расходов института образования.

Одной из важных функций института образования является инновационная, которая представляет собой новые методы и способы обучения, разработку и создание новейших идей, теорий, концепций, открытий и изобретений. Например, дистанционные курсы обучения, новые дисциплины, рабочие программы и планы. Инновационная функция улучшает и совершенствует процесс образования с целью дальнейшего трудоустройства молодых специалистов. Молодые люди должны постоянно получать новые знания, обучаться научно-техническим, производственным, социально-экономическим и иным новациям.

По мнению Дубининой Т.Н., инновационное поведение проявляется в готовности и способности личности к реализации новшеств для повышения качества собственного существования и открытия потенциальных возможностей для действующей социокультурной системы. Инновационное поведение неизбежно побуждает человека к позитивному экспериментированию, понимаемому как осмысленная свобода творчества и последующая ответственность за результаты своей деятельности (Дубинина, 2013). Молодежь, обучаясь новому, развивается и совершенствуется. Инновационные изменения в образовании затрагивают преобразования в следующем:

- в целях, содержании, методах и технологии, в структуре формы организации и системе управления;

- в организации учебно-познавательного процесса;

- в системе контроля и оценки уровня образования;

- в системе финансирования;

- в учебно-методическом обеспечении;

- в системе воспитательной работы;

- в учебных планах и программах;

- в деятельности учащегося и преподавателя (Нетребко, 2008, С. 117; Орлова, 2012, С. 3; Смагин, 2013, С. 176).

В настоящее время изменения образования с помощью инноваций вызваны развитием и потребностями современной экономики и сформировавшимися тенденциями на рынке труда. Профессиональное образование должно приобретать высокий мировой статус, полученное обучение должно соответствовать приобретенным знаниям и квалификации, подготовленные специалисты должны соответствовать реальным потребностям рынка труда региона. Инновационное образование ориентировано не на устаревшие рабочие программы, планы, не на слабую подготовку молодежи, а на получение молодыми специалистами качественного образования и оперативное трудоустройство.

Далее рассмотрим базисную функцию – предоставление знаний и навыков для дальнейшего непрерывного профессионального обучения. Например, молодой человек закончил школьное среднее образование и продолжил свое обучение в техникуме или в вузе, в аспирантуре, а также мог в дальнейшем пойти обучаться на специальных учебных курсах. Полученные знания и навыки будут являться фундаментальными и способствуют дальнейшему обучению с целью получения образования и трудоустройства.

Обобщая и систематизируя рассмотренные функции образования, можно выделить такие, как: образовательная; социально-трудовая; финансово-экономическая; инновационная; базисная; трансляционная; социализирующая; социальный отбор; социальная мобильность; гуманистическая; коммуникативная; социальное воспроизводство.

Вышеуказанные функции представлены ниже в таблице.

Таблица

Основные функции института образования в подготовке молодых специалистов


п/п
Основные функции института образования
Значимость функций
1.
Образовательная
Обучение и получение образования
2.
Социально-трудовая
Подготовка к трудовой деятельности. Помощь в трудоустройстве.
3.
Финансово-экономическая
Обеспечение денежными ресурсами процесса образования
4.
Инновационная
Новые способы и методы обучения. Разработка и создание новых идей, теорий, концепций, открытий и изобретений.
5.
Базисная
Предоставление знаний и навыков для дальнейшего непрерывного профессионального обучения
6.
Трансляционная
Распространение культуры в обществе
7.
Социализирующая
Формирование ценностных ориентаций, жизненных идеалов
8.
Социальный отбор
Дифференциация молодежи и дальнейшее продвижение
9.
Социальная мобильность
Изменение молодым специалистом своей социальной позиции в социальном пространстве
10.
Гуманистическая
Всестороннее развитие молодого специалиста
11.
Коммуникативная
Общение и его совершенство в процессе обучения
12.
Социальное воспроизводство
Создание новой социальной стратификации современного российского общества
Источник: составлено авторами на основании обобщения и систематизации данных ученых (Борцов, 2012, С. 257; Мисиков, 2006; Морозов, 2012, С. 297; Савчук, 2010; Самаруха, Унжакова, 2007, С. 115; Сулейманов, 2011, С. 12-13; Чиркова, 2012, С. 115).

Следует отметить, что вышеперечисленные функции института образования в подготовке молодых специалистов выполняются не одинаково в связи с тем, что реализуются различными образовательными учреждениями. Кроме учебного заведения, функции института образования зависят от предоставления услуг и продукта образования, профессорско-преподавательского состава, количества поступивших, материально-технической базы и прочих факторов.

На основании теоретических подходов к функциям института образования можно сформулировать его определение: институт образования представляет собой многоуровневую структуру, включающую в себя дошкольное, школьное среднее, среднее специальное, высшее образование, аспирантуру и различные виды подготовки и переподготовки кадров, выполняющую множество функций, направленных на приобретение молодыми людьми систематизированных знаний, практических навыков и умений с целью получения профессионального образования и дальнейшего трудоустройства на рынке труда.

С целью улучшения и совершенствования образования в регионе необходимо в первую очередь усилить образовательную и инновационную функции института образования. Образование, полученное молодым специалистом, должно быть качественным и фундаментальным. Студент в процессе обучения должен проходить практику, в результате которой приобретать опыт в практической работе. В связи с этим учебное заведение должно разработать специальную программу прохождения практики и заключить договоры с предприятиями для этой цели. Молодые специалисты по окончании учебного заведения должны пользоваться конкурентоспособностью на рынке труда и быть трудоустроены по приобретенной специальности с минимальными затратами времени на поиск подходящей работы.

Целесообразно проводить модернизацию содержания образования за счет разработки и внедрения новых научно-методических рекомендаций и предложений, инновационных образовательных программ. Следует больше использовать в учебном процессе дистанционное профессиональное обучение, которое позволяет сэкономить время и обучающегося и преподавателя, сократить организационные и коммунальные расходы. Необходимо больше применять интернет-образование, мультимедийные учебные курсы, а также электронные учебники. Следует использовать в работе института образование E-learning – современную систему профессионального обучения с помощью информационных, электронных технологий, к которой относятся электронные учебники, образовательные услуги и технологии.

Сегодня молодежь в процессе обучения получает необходимую информацию и данные электронным способом, например, учебную литературу. Использование высоких технологий в образовании способствуют приобретению новых знаний, умений, навыков, которые будут применяться молодыми специалистами в трудовом процессе. Овладение и использование в учебном процессе молодыми специалистами информационных коммуникационных технологий позволит им в дальнейшем самосовершенствоваться, реализоваться и достичь желаемого карьерного успеха и роста на рабочем месте, а также быть незаменимым специалистом широкого профиля.

Развитие современного общества и экономики требует высококвалифицированных работников. E-learning включает в себя много методов дистанционного обучения с учетом индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Преимущества E-learning заключаются в том, что предполагает место учебы по желанию, согласованное и удобное время проведения, предоставление необходимых знаний, постоянный контакт с преподавателем, индивидуальный график работы и обучения, сокращение денежных средств на обучение и экономию учебного времени.

Важным при инновационном развитии обучения является пересмотр кадровой политики института образования, объем учебной нагрузки и ее соответствие качественным характеристикам, а также вопросы оплаты труда работников, повышение квалификации и подготовки кадров и др.

Кроме изменения образовательной и инновационной функций института образования, в совершенствовании нуждается и социально-трудовая функция. Трудоустройство молодых специалистов – это важная социально-экономическая проблема как для системы образования, рынка труда, так и для региона. Через социально-трудовую функцию осуществляется трудоустройство выпускников учебных заведений различных уровней аккредитации. Для эффективного трудоустройства необходимо согласование и синхронность между системой образования и рынком труда. В связи с этим важная задача стоит в компетентном управлении процесса образования с учетом потребностей работодателей в специалистах.

Согласованность предоставляемых услуг образования потенциальными работодателями и потребностями развития региона даст возможность адаптироваться выпускникам учебных заведений и решить проблему их занятости в сферах экономики. Однако несогласованность выпускников и потребностей работодателей отрицательно скажется на адаптации и трудоустройстве молодых специалистов. Своевременное трудоустройство молодых специалистов после окончания учебного заведения показывает эффективность работы системы образования и согласованность с рынком труда.

Молодежь, которая поступает на рынок труда после учебного заведения, является недостаточно конкурентоспособной категорией, относится к социально-незащищенной группе. Проблемы молодежи связаны с адаптацией на рынке труда. Молодые люди не имеют практического социально-экономического профессионального опыта работы на предприятии, что соответственно препятствует быстрому трудоустройству на рынке труда. В Республике Крым молодые люди не трудоустраиваются оперативно после окончания учебного заведения, а, как правило, находятся в поиске подходящей работы по специальности, становятся на учет в центр занятости и там пользуются услугами специалистов, иногда теряют свою квалификацию при долгом поиске желаемого рабочего места.

Для того чтобы молодые специалисты были востребованными на рынке труда региона, необходимо, чтобы учебные заведения, как высшие, так и средне-специальные, подготавливали квалифицированных молодых специалистов, которые свободно владеют полученной профессией. Молодые специалисты должны также ориентироваться в смежных сферах деятельности, уметь использовать инновационные подходы в работе и пользоваться современными средствами коммуникации. Вместе с тем молодые люди должны постоянно повышать свою профессиональную квалификацию.

На современном этапе развития система профессионального образования различных уровней должна обладать оперативностью удовлетворения меняющихся потребностей экономики в работниках необходимой специальности и квалификации. В свою очередь студенты должны иметь возможность расширять и совершенствовать свои навыки, знания и умения в зависимости от того, как и в каких направлениях развивается региональный рынок труда.

Особое внимание следует уделить компетентности молодого специалиста. Компетентность рассматривается с позиции определенных знаний, навыков, которыми обладает молодой специалист. Учебные заведения кроме знаний дисциплин должны научить молодого специалиста работать в группе, быть инициативным и готовым к риску, обладать способностью принимать решения, просчитывать их возможные последствия и нести за них ответственность. Поэтому, с целью трудоустройства молодых специалистов, учебные заведения должны обеспечить не только профессиональными знаниями, навыками, умениями, но и научить ориентироваться в большом потоке различной информации, выбирать необходимую.

Кроме этого, молодой специалист должен обладать коммуникативной способностью, уметь работать в рабочем коллективе и быть готовым к решению конфликтных и спорных сложившихся ситуаций на предприятии. Из вышеизложенного можно сделать вывод, что между учебными заведениями и работодателями должны развиваться партнерские отношения, в основе которых, с одной стороны, лежит трудоустройство выпускников, с другой стороны – удовлетворение потребностей работодателей в необходимом кадровом персонале.

В настоящее время институт высшего образования в Республике Крым для обеспечения потенциальных работодателей конкурентоспособными профессиональными кадрами должен решить первоочередные задачи – укрепление материально-технической и технологической базы, обеспечение комфортабельными зданиями и корпусами, а также увеличение программно-целевого бюджетного финансирования профессионального образования.

Неотъемлемая задача перед институтом образования – это кадровый персонал. Как отмечалось выше, система высшего образования в Республике Крым была подвержена компетентной оптимизации и модернизации, в результате чего укрупнение вузов привело к созданию Крымского федерального университета, что в свою очередь объединило высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав и материально-техническую базу, что позволяет выпускать конкурентоспособных молодых специалистов, пользующихся спросом у потенциальных работодателей на региональном рынке труда.

Заключение

1. С помощью института образования передаются научная информация, систематизированные знания и практические навыки и умения социального и профессионального опыта молодым специалистам с целью формирования личности, мировоззрения, различных качеств, культуры для дальнейшей конкурентоспособности на рынке труда и состояния в профессиональном становлении и развитии.

2. В результате проведенного исследования института образования систематизированы и проанализированы такие функции, как: образовательная, социально-трудовая, финансово-экономическая, инновационная, базисная, трансляционная, социализирующая, гуманистическая, коммуникативная, а также функции – социальное воспроизводство, социальный отбор и социальная мобильность.

3. Между рынком образовательных услуг и рынком труда должны устанавливаться тесное партнерское социальное сотрудничество, согласованность и синхронность. Обучение молодежи должно осуществляться под заказ потенциальных работодателей и потребностей экономики региона.

4. Профессиональное образование нуждается в совершенствовании методов, средств, методик, форм, содержания, техники и технологий, а также согласованности с потребностями рынка труда региона. Вместе с тем необходимо совершенствовать образовательную, инновационную, социально-трудовую, финансово-экономическую функции института образования.

[1] Социальные институты. Институт образования // Zdos.ru


Страница обновлена: 24.10.2024 в 21:41:24