О проблеме подготовки специалистов по межоператорскому взаимодействию
Савельев А.А.1
1 Московский городской педагогический университет, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 10 | Цитирований: 2
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 7 (Июль 2021)
Цитировать:
Савельев А.А. О проблеме подготовки специалистов по межоператорскому взаимодействию // Креативная экономика. – 2021. – Том 15. – № 7. – С. 2953-2974. – doi: 10.18334/ce.15.7.112305.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=46398184
Цитирований: 2 по состоянию на 07.08.2023
Аннотация:
Автором рассматривается межоператорское взаимодействие как особый потребительский рынок в телекоммуникационной отрасли, требующий решительных мер по оптимизации бизнес-процессов в виду тенденции к снижению объёма рынка на фоне замедления роста телекоммуникационной отрасли в целом. Одним из инструментов, способных положительным образом повлиять на оптимизацию бизнес-процессов, является подготовка специалистов по межоператорскому взаимодействию. Современная система образования не в полной мере отвечает на запрос рынка по подготовке квалифицированных кадров в этой области, обучение по большей части осуществляется в процессе работы на местах. По итогам анализа профессиональных требований к специалистам автором составлена модель компетенций и предложен тематический план обучающего курса, который может быть использован для разработки программы дополнительного профессионального образования или специальных корпоративных курсов.
Ключевые слова: телекоммуникации, услуги связи, межоператорское взаимодействие, рынок B2O, дополнительное образование, подготовка кадров, модель компетенций
JEL-классификация: L84, L86, M53
Введение
В эпоху цифровой экономики роль телекоммуникационных технологий неоспоримо велика: без подключения к сетям передачи данных невозможна работа ни одной цифровой экосистемы – будь то государственные или финансовые услуги, социальные сети, образовательные проекты и т.п. Современные цифровые сервисы в настоящее время находятся на подъеме, в то время как телекоммуникационный рынок, предоставляющий инфраструктуру для функционирования цифровых сервисов, в целом находится в состоянии стагнации (рост наблюдался в отдельных сегментах в период перехода на удаленную работу на фоне пандемии COVID-19).
По предварительным данным «ТМТ Консалтинг», объем рынка телекоммуникаций в 2020 году составил 1,73 трлн руб. Годовая динамика рынка составила -0,7%, это самый низкий показатель за всю современную историю телекоммуникаций – в период предыдущих кризисов рынок сохранял рост за счет того, что основные сегменты рынка на тот момент еще не достигли насыщения. К негативной динамике привело снижение темпов роста в сегментах мобильной связи, широкополосного интернет-доступа и платного ТВ. Небольшой рост этих рынков не смог компенсировать падение доходов от фиксированной телефонии, межоператорских услуг и ряда других сервисов [5] (TMT Consulting, 2021).
На XXIV Петербургском международном экономическом форуме в июне 2021 года президент РФ В.В. Путин в своем обращении к участникам и гостям форума отметил, что одним из приоритетных направлений международного экономического сотрудничества будет являться совершенствование телекоммуникационной инфраструктуры [2] (SPIEF, 2021).
Важную роль в формировании и развитии телекоммуникационной инфраструктуры играет межоператорское взаимодействие – как направление, призванное объединить ресурсы отдельных операторов связи в единую глобальную телекоммуникационную экосистему. Подготовке кадров как одному из подходов к повышению качества межоператорского взаимодействия в контексте совершенствования глобальной телекоммуникационной инфраструктуры посвящено настоящее исследование.
Гипотезой исследования является идея о том, что целенаправленное профессиональное обучение специалистов по межоператорскому взаимодействию поспособствует ускорению и совершенствованию бизнес-процессов в данном направлении и благоприятно повлияет на экономические показатели межоператорского рынка.
Научные публикации последних лет, посвященные образованию в сфере телекоммуникаций, рассматривают в основном проблемы подготовки инженерно-технических кадров.
Коллектив авторов из Екатеринбурга констатирует, что связь – быстро и зачастую неравномерно развивающаяся отрасль экономики. В инновационных телекоммуникационных фирмах нужны специалисты, способные развивать производство здесь и сейчас в условиях жесткой конкуренции. Учебные же программы вузов часто не успевают отследить вновь обозначившиеся потребности отрасли [3] (Mukhamedzyanov, Vasiliev, Lyadsky, Orlov, 2015). Приобретенная ранее профессия может оказаться невостребованной. Вместо «офисного планктона», сформировавшегося 10–15 лет назад, для инновационного роста экономики требуются инженеры, способные эффективно решать потребности отрасли. В этих условиях второе, а то и третье высшее образование никого уже не удивляет [3].
Авторы Мокин и Лядский отмечают, что в строительных и эксплуатационных организациях телекоммуникационной отрасли работает много инженеров, не имеющих «прямого» связистского образования. Многие проблемы связистов даже в весьма уважаемых компаниях обусловлены отсутствием строительных компетенций, незнанием механизма организации изысканий, проектирования и строительства объектов связи, актуальной нормативно-технической документации по строительству и т.д. [4] (Mokin, Lyadsky, 2018).
Проблемам подготовки специалистов в области телекоммуникаций была посвящена секция XX международной научно-технической конференции «Проблемы техники и технологии телекоммуникаций», организованной Уфимским государственным авиационным техническим университетом в 2018 году. Из 16 докладов, представленных в рамках секции, только один был посвящен преподаванию экономических дисциплин. Автор А.Б. Штриков рассуждает о преимуществах и возможностях электронного обучения в преподавании экономики [5] (Shtrikov, 2018).
Публикаций, посвященных подготовке коммерсантов для телекоммуникационной отрасли и, в частности, специалистов по межоператорскому взаимодействию, не было обнаружено, что свидетельствует о научной новизне настоящего исследования.
Целью настоящего исследования является формирование рекомендаций для разработки специальной образовательной программы подготовки специалистов по межоператорскому взаимодействию на основе актуальных требований рынка. В ходе исследования проведен анализ российского межоператорского рынка для определения его состояния и места в телекоммуникационной отрасли, анализ предъявляемых к специалистам по межоператорскому взаимодействию требований, сформулирована модель компетенций специалистов на основе теории управления по компетенциям, рассмотрены предлагаемые ведущими профильными вузами РФ образовательные программы в области телекоммуникаций на предмет их соответствия модели компетенций, разработан и предложен тематический план учебной программы для подготовки специалистов по межоператорскому взаимодействию на основе модели компетенций.
Место межоператорского взаимодействия в телекоммуникационной отрасли
Современный телекоммуникационный рынок в Российской Федерации представлен федеральными, мультирегиональными, региональными и локальными операторами подвижной и фиксированной электросвязи, а также так называемыми виртуальными операторами, предоставляющими услуги с использованием физической инфраструктуры других операторов. Более 90% рынка занимают 5 крупнейших компаний: МТС, МегаФон, Ростелеком, Вымпелком (Beeline) и Tele2. Всего Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) на сегодняшний день выдано >6000 лицензий на оказание услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации, >8000 лицензий на оказание телематических услуг связи и т.д. [6] (Savelyev, 2020).
Помимо географических и технологических рынков внутри телекоммуникационной отрасли можно выделить 4 ключевых потребительских рынка:
1) B2C (business-to-customer) – рынок услуг для частных пользователей (мобильная связь, домашний Интернет и телефон, цифровое и спутниковое телевидение, и т.д.);
2) B2B (business-to-business) – рынок услуг для корпоративных пользователей (корпоративная мобильная связь, подключение объектов коммерческой недвижимости к сети Интернет, традиционная и IP-телефония, объединение географически распределенных объектов в единую сеть, защита корпоративных сетей от DDOS-атак, и т.д.);
3) B2G (business-to-government) – оказание услуг связи для государственных и муниципальных заказчиков в соответствии с законодательством о контрактной системе и государственных закупках;
4) B2O (business-to-operator) – рынок межоператорских услуг, таких как присоединение сетей передачи данных, пропуск интернет- и голосового трафика, роуминг, развитие MVNO-сетей, предоставление в аренду физических и виртуальных каналов связи.
Ключевой особенностью рынка B2O является тот факт, что операторы связи, сотрудничающие в рамках межоператорского взаимодействия, одновременно являются конкурентами на рынках B2C, B2B и B2G. Эта особенность свидетельствует о необходимости таким образом выстроить бизнес-процессы и деловые коммуникации, чтобы избежать конфликта интересов между игроками.
Самой популярной услугой на межоператорском рынке является предоставление в аренду каналов связи – виртуальных (например, каналы L2 VPN «точка-точка») и физических (аренда оптических волокон и лямбд). Необходимость в такой услуге возникает тогда, когда оператору необходимо подключить к сети передачи данных объект коммерческой недвижимости, при этом строительство собственной волоконно-оптической трассы оказывается нерентабельным и целесообразнее воспользоваться инфраструктурой оператора-партнера для организации участка трассы, или когда требуется подключить точку крупного сетевого корпоративного клиента, расположенную на территории обслуживания стороннего оператора. Тарифы на аренду каналов связи на межоператорском рынке, как правило, на 20–30% ниже, чем на услуги доступа в Интернет на B2B-рынке, таким образом, оба сотрудничающие оператора имеют возможность заработать свою долю дохода от услуги, поставляемой конечному заказчику. Операторы сотовой связи арендуют каналы у операторов фиксированной связи для подключения собственных базовых станций. Федеральные операторы связи арендуют каналы у транзитных операторов. Для подключения международных клиентов операторы могут организовывать сборные международные каналы, арендуя отдельные участки сетей у различных операторов.
Согласно данным агентства «ТМТ Консалтинг», в 2016 году доля межоператорских услуг на российском телекоммуникационном рынке составила 5% (~79,8 млрд руб.). [7] (TMT Consulting, 2016). В последующие годы наблюдалось сокращение объема межоператорского рынка на ~6,1% ежегодно [8–10, 5] (TMT Consulting, 2017, 2018, 2019, 2020). К концу 2020 года объем рынка снизился до ~62 млрд руб. Аналитики связывают устойчивое сокращение с падением цен по отдельным международным направлениям [9] (TMT Consulting, 2018) и консолидацией рынка путем слияний и поглощений на фоне сетевой олигополизации телекоммуникационной отрасли в целом [10, 11] (TMT Consulting, 2019; Safonova, Zavyalova, 2017).
Рисунок 1. Динамика сокращения объемов межоператорского рынка
Источник: составлено автором по данным «ТМТ Консалтинг».
Представители профессионального межоператорского сообщества также связывают сокращение рынка с такими качественными факторами, как устаревшие бизнес-процессы, не позволяющие организовывать межоператорские услуги настолько оперативно, насколько это требует современный рынок, а также длительный период обучения и адаптации новых сотрудников к специфике работы на межоператорском рынке, в связи с чем оператор может не успевать организовать услуги связи в требуемые сроки и потерять часть заказов в конечном результате.
Модель компетенций специалиста по межоператорскому взаимодействию
Модель компетенций – термин для обозначения полного набора компетенций (с уровнями или без них) и индикаторов поведения. Модели могут содержать детальное описание стандартов поведения персонала конкретного отдела или стандарты действий, ведущих к достижению специальных целей, но могут и включать основные стандарты поведения, разработанные для полного описания деловой структуры или деятельности, направленной на достижение комплекса разнообразных корпоративных целей. Набор деталей, входящих в описание модели компетенции, зависит от предполагаемого практического применения конкретной модели [12] (Whiddett, Holliforde, 2008).
Для составления матрицы компетенций специалиста по межоператорскому взаимодействию рассмотрим функциональные обязанности и требования к соискателям на соответствующие должности российских операторов связи. В качестве эмпирической базы для сбора информации рассмотрим должностную инструкцию руководителя отдела по работе с операторами связи одной из столичных телекоммуникационных компаний (название компании не публикуется в связи с требованием о неразглашении коммерческой тайны), а также вакансии на соответствующие должности в различных телекоммуникационных компаниях, размещенные в открытых источниках.
Должностная инструкция содержит следующие требования и должностные обязанности:
«На должность Руководителя отдела назначается лицо, имеющее высшее образование и стаж работы по специальности в аналогичной должности не менее 1,5 лет.
Руководитель отдела должен знать:
• принципы выполнения задач: уяснение задачи, планирование порядка выполнения задачи, подготовка сил и средств, выполнение задачи, контроль и анализ выполнения задачи,
• принципы организации труда,
• принципы построения сети, используемое сетевое оборудование,
• особенности работы с клиентом,
• описание и условия предоставления услуг Компании,
• типовые договоры с клиентами на предоставление Компанией услуг связи,
• внутренние регламенты Компании в части предоставления услуг,
• зону покрытия сети,
• принципы исходящего и входящего телемаркетинга,
• принципы ценообразования,
• принципы претензионной деятельности,
• принципы формирования программ лояльности и порядка их реализации,
• актуальное содержание веб-сайта Компании,
• используемые в компании информационные технологии,
• используемые в компании программные и аппаратные средства,
• специализацию подразделений Компании и производственные связи между ними,
• основы делового этикета, культуры речи, деловой переписки, правила установления деловых контактов,
• правила и нормы охраны труда, правила техники безопасности, производственной санитарии и гигиены, противопожарной безопасности, гражданской обороны,
• правила внутреннего трудового распорядка.
Руководитель отдела должен обладать навыками спокойного и вежливого общения с клиентами и третьими лицами в любых ситуациях.
Руководитель отдела должен обладать коммуникабельностью и опытом управления персоналом.
Основные обязанности:
1. Продвижение услуг связи на рынке B2O:
• организация работы с операторами связи по поиску и привлечению новых договоров и проектов;
• предоставление операторам связи в аренду каналов связи;
• работа с операторами связи по аренде каналов для абонентов;
• участие в тендерах и конкурсах, других мероприятиях по привлечению клиентов, баз операторов.
2. Текущее взаимодействие с операторами.
3. Снижение уровня оттока выручки от операторов связи.
4. Работа с дебиторской задолженностью, снижение уровня задолженности.
5. Снижение затрат на аренду каналов связи для новых абонентов и действующей абонентской базы.
6. Формирование и внедрение программы лояльности для операторов.
7. Организация и контроль документооборота, договорной и претензионной работы с операторами связи.
8. Контроль выполнения входящих обращений (заявки на подключение и ремонт, звонки, письма, обращения и т.д.).
9. Организация и контроль работы отдела.
10. Анализ показателей и выработка мер по повышению результативности (сценарии переговоров, регламенты взаимодействия, и т.д.).
11. Взаимодействие со структурными подразделениями и партнерами компании.
12. Обеспечение своевременной отчетности по работе отдела».
Приведенная информация позволяет классифицировать компетенции руководителя по межоператорскому взаимодействию на основные кластеры:
ü корпоративные (знания и навыки, применимые в конкретной компании – владение специальным внутренним ПО, знание локальных нормативных актов, содержание сайта и т.п.);
ü управленческие (распределение задач, управление персоналом, отчетность по работе подразделения);
ü профессиональные (компетенции, связанные непосредственно с деятельностью по межоператорскому взаимодействию), которые, в свою очередь, можно поделить на составляющие:
- коммерческие (продвижение услуг, поиск заказчиков, ценообразование, программы лояльности, взаимодействие с клиентами);
- финансовые (работа с дебиторской задолженностью);
- технические (принципы построения сетей);
- юридические (условия договоров);
- деловые (коммуникабельность, деловой этикет).
Для составления более полной модели компетенций необходимо рассмотреть содержание вакансий на аналогичные должности, размещенные в открытом доступе.
Телекоммуникационная компания «Первая Линия» (ООО «Высокие технологии») в вакансии на должность руководителя отдела по работе с операторами связи указывает следующие требования к кандидату: высшее образование; грамотная устная и письменная речь, умение работать в команде; уверенный пользователь ПК; опыт в сферах телекоммуникаций и ИТ; нацеленность на результат; самопрезентация и развитые коммуникативные навыки; умение работать в команде и отвечать за свой результат; уверенное владение компьютером (Интернет, MS Office); знание основ построения сетей, схем оказания услуг связи и модели OSI; понимание технической составляющей подключения телекоммуникационных услуг; исполнительность, коммуникабельность, многозадачность, клиентоориентированность, стрессоустойчивость; умение вести переговоры с партнерами, подрядчиками, клиентами; умение быстро находить нужные решения; приветствуется знание рынка телекоммуникаций и наличие контактов с операторами связи [13] (Pervaya Liniya, 2018). Из представленного перечня требований видно, что данная позиция также ориентирована на закупку ресурсов у операторов-партнеров, что позволяет добавить в кластер коммерческих компетенций компетенции в области закупочной деятельности.
В вакансии крупного федерального оператора связи АО «Компания ТрансТелеКом» на позицию главного специалиста отдела организации подключений корпоративных клиентов и операторов связи содержатся следующие требования к кандидатам: образование: высшее; опыт: от 2 лет в сфере телекоммуникаций; знание ПК – продвинутый пользователь; знание топологии и особенностей сетей связи (SDH/DWDM/IP MPLS); знания общих принципов организации сетей связи (каналы, интерфейсы); знания и понимание принципов работы IP (для сдачи услуг клиенту); способность принимать оперативные решения, хорошие организаторские способности, инициативность, ответственность, коммуникабельность, стрессоустойчивость [14] (TransTeleCom, 2020). Представленные требования подчеркивают необходимость обладания специализированными техническими знаниями в области телекоммуникаций.
Вакансия крупнейшего государственного оператора связи ПАО «Ростелеком» на позицию руководителя направления в межоператорском сегменте (B2O) содержит следующий перечень требований: «высшее образование; опыт работы в операторах связи; знание межоператорского (B2O) рынка; умение быстро реагировать на изменение; знание НПА отрасли Связь; знание и понимание программы «Цифровая экономика Российской Федерации»; знание основных технологических процессов организации услуг связи; умение объяснить различие между L2 и L3, отличить пиринг от биринг». [15] (Rostelecom, 2020) Приведенное описание уточняет модель компетенций в части технического и правового кластеров компетенций.
Вакансия на позицию руководителя по продаже услуг передачи данных международным операторам в компании ПАО «Вымпелком» (Beeline) предусматривает следующие требования: от 5 лет профессионального опыта в области телекоммуникаций в рамках межоператорской деятельности и продаж услуг связи; умение отстаивать свою точку зрения на высоком уровне, навыки проведения деловых встреч и сложных переговоров; отличные навыки анализа и консолидации информации, умение планировать работу подразделения, с учетом специфики отрасли и ситуации на рынке в целом; знание законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих межоператорскую деятельность и отрасли связи в целом; знание английского языка на уровне Upper-intermediate» [16] (Beeline, 2020). Данная вакансия подчеркивает важность развитых личностных компетенций (soft skills) наравне с профессиональными.
Также рассмотрим вакансию на позицию менеджера по межоператорскому взаимодействию в компанию «РТП-Медиа», специализирующуюся на решениях по транзиту телевизионных сигналов. «Требования: активность, стрессоустойчивость, коммуникабельность; самоорганизация и самоподготовка; опыт ведения переговоров, согласований, административной работы; опыт продаж в сегменте B2О» [17] (RTP-Media, 2020). Данное описание также уточняет модель компетенций в части soft skills.
По итогам рассмотрения представленных материалов составим модель компетенций специалиста по межоператорскому взаимодействию в виде таблицы.
Таблица 1
Модель компетенций специалиста по межоператорскому взаимодействию
Кластер
компетенций
|
Наименование
компетенции
|
Содержание
компетенции
|
1.
Корпоративные. Могут быть освоены в самом начале испытательного срока либо до
назначения на должность в случае внутреннего перевода сотрудника
|
1.1. Локальные нормативные акты
|
Знание внутренних приказов, распоряжений,
положений, распорядков, регламентов, принятых в конкретной компании
|
1.2. Информационные системы
|
Владение специализированным программным
обеспечением и информационными системами, используемыми в конкретной
компании.
Применительно к межоператорскому взаимодействию это могут быть: биллинговые системы, электронный документооборот, 1С, CRM, тикет-системы, системы мониторинга сети и т.д. | |
1.3. Информационные ресурсы
|
Корпоративный веб-сайт компании,
рекламно-информационные ресурсы компании, обучающие материалы по продуктам и
услугам компании
| |
2. Soft
skills (личностные качества)
|
2.1. Управленческие (для руководителей профильных
подразделений)
|
Принципы организации труда, распределения и
контроля выполнения задач, делегирование полномочий, планирование работы
подразделения
|
2.2. Персональные
|
Активность, коммуникабельность, умение работать в
режиме многозадачности, time-management,
«коммерческая жилка», клиентоориентированность, умение вести переговоры на
различном уровне, умение работать в команде
| |
2.3. Уровень образования
|
Высшее образование, знание английского языка на
уровне, достаточном для понимания технических терминов, или для
взаимодействия с зарубежными партнерами
| |
3. Hard
skills (специальные знания
и навыки)
|
3.1. Нормативная-правовая база
|
Знание нормативно-правовых актов в
телекоммуникационной отрасли, законодательная база.
Умение вести работу по согласованию и заключению договоров с заказчиками и поставщиками. Знание делового документооборота |
3.2. Коммерческие компетенции
|
Знание конъюнктуры телекоммуникационной отрасли,
основных игроков рынка.
Знание принципов ценообразования. Умение вести торг в ходе переговоров с заказчиком. Принципы сопровождения и обслуживания клиентов. Навыки продаж. Умение следить за рыночной ситуацией. Умение анализировать коммерческую информацию. Умение вести отчетность | |
3.3. Компетенции в области закупок
|
Знание инструментов поиска поставщиков услуг.
Умение вести торг в ходе переговоров с поставщиком. Умение выбрать оптимальное предложение среди предложенных. Выстраивание долгосрочных партнерских отношений с поставщиками. Претензионная работа с поставщиками услуг связи | |
3.4. Технические компетенции
|
Знание продуктов и услуг на межоператорском рынке.
Знание основ построения сетей связи. Знание технологий передачи данных и голосовой информации. Знание технологических процессов организации и подключения услуг связи | |
3.5. Финансовые компетенции
|
Знание первичных бухгалтерских документов.
Знание основ управления дебиторской задолженностью. Умение проводить финансовую оценку проектов (расчет прибыли и затрат) |
Решение проблемы подготовки специалистов по межоператорскому взаимодействию
Специализированной подготовкой кадров для телекоммуникационной отрасли занимаются технические вузы. Рассмотрим основные образовательные программы, предлагаемые ведущими профильными вузами РФ.
На сайте Московского технического университета связи и информатики, учредителем которого является Федеральное агентство связи (Россвязь), представлено 6 программ среднего профессионального образования технической направленности и 128 образовательных программ высшего образования, из которых лишь 9 (7%) имеют экономическую направленность. Профили экономических программ:
- экономика предприятий и организаций (инфокоммуникаций);
- бизнес-информатика. Бизнес-технологии цифровой экономики в инфокоммуникационных компаниях;
- экономика. Инновационное развитие бизнеса;
- реклама и связи с общественностью. Реклама и связи с общественностью в отрасли (в инфокоммуникациях) [18] (MTUCI, 2020).
Первые 3 профиля предлагают базовую подготовку по экономическим дисциплинам, специализированные дисциплины применительно к телекоммуникационной сфере представлены в вариативной части учебного плана. Наиболее специализированный учебный план представлен в рамках профиля «Реклама и связи с общественностью».
Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича в 2020 году предлагает абитуриентам 80 образовательных программ, из которых лишь 8 (10%) имеют экономическую направленность. Профили экономических программ:
- менеджмент в инфокоммуникациях;
- менеджмент в электронном бизнесе;
- реклама и связи с общественностью в коммерческой сфере [19] (SPbSUT, 2020).
На сайте Поволжского государственного университета телекоммуникаций и информатики представлено 18 профилей обучения, из которых 3 (16,6%) имеют экономическую направленность:
- управление инновациями;
- электронный бизнес;
- реклама и связи с общественностью в отрасли [20] (PSUTI, 2020).
Изучив научно-образовательную базу на тему подготовки специалистов в области телекоммуникаций, автор пришел к выводу о несоответствии современной системы образования требованиям рынка, что также подтверждается другими авторами в обзоре научных публикаций, приведенном во введении к настоящему исследованию. Решение проблемы может быть разработано представителями научного и профессионального сообщества совместными усилиями.
На основании модели компетенций специалиста по межоператорскому взаимодействию автор предлагает тематический план для разработки учебной программы, представленный в таблице 2. Тематический план может быть использован для разработки программы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации), учебных курсов, преподаваемых в корпоративных университетах или на образовательных онлайн-площадках.
Таблица 2
Тематический план учебной программы для подготовки специалистов по межоператорскому взаимодействию
Модуль
|
Тема
|
Содержание
темы
|
Кол-во ак. ч.
|
1.
Правовые основы в сфере услуг связи
|
1.1. Государственные институты в отрасли связи
|
1.1.1. История и направления деятельности
Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ
1.1.2. Деятельность подведомственных организаций (Роскомнадзор, Россвязь, Главный радиочастотный центр, Центральный научно-исследовательский институт связи) 1.1.3. Операторы связи занимающие существенное положение на сети связи общего пользования |
3
|
1.2. Легализация и лицензирование сетей связи
|
1.2.1. История развития коммерческих операторов
связи
1.2.2. Порядок разрешительной работы по организации услуг связи |
1
| |
1.3. Коммерческие договоры об оказании услуг связи
|
1.3.1. Предмет и условия типовых договоров на
оказание услуг связи
1.3.1.1. Абонентские договоры 1.3.1.2. Межоператорские договоры 1.3.1.3. Практическая работа по согласованию договоров с партнерами |
2
| |
2. Коммерческие основы межопера-торского
взаимо-действия
|
2.1. Обзор российского телекоммуникационного рынка
|
2.1.1. Федеральные, международные,
межрегиональные, региональные, локальные и виртуальные операторы связи
|
1
|
2.2. Классификация межоператорских услуг
|
2.2.1. Аренда каналов связи
2.2.2. Присоединение сетей передачи данных и пропуск интернет-трафика 2.2.3. Интерконнект и пропуск голосового трафика 2.2.4. Роуминг 2.2.5. SMS-роуминг 2.2.6. MVNO |
4
| |
2.3. Особенности ценообразования на
межоператорском рынке
|
2.3.1. Ценообразование услуг аренды каналов связи
2.3.2. Ценообразование услуг пропуска трафика 2.3.3. Ценообразование за услуги интерконнекта 2.3.4. Ценообразование в роуминге 2.1.5. Модели MVNO-бизнеса |
2
| |
2.4. Закупочная деятельность на межоператорском
рынке
|
2.4.1. Инструменты и технологии поиска поставщиков
на межоператорском рынке
2.4.1. Практическая работа по поиску поставщиков каналов связи и выбору оптимального предложения 2.4.2. Практическая работа по формированию претензионного обращения оператору связи |
3
| |
2.5. Продажи и маркетинг на межоператорском рынке
|
2.5.1. Порядок организации услуг для
операторов-заказчиков
2.5.2. Инструменты привлечения заказчиков на межоператорском рынке 2.5.3. Практическая работа по формированию коммерческих предложений для операторов связи |
4
| |
3. Работа с финансами в направлении B2O
|
3.1. Основы
бухгалтерского учета
|
3.1.1. Первичные бухгалтерские документы
3.1.2. Сверка взаиморасчетов 3.1.3. Взаимозачеты |
1
|
3.2. Основы управления дебиторской задолженностью
|
3.2.1. Инструменты контроля дебиторской
задолженности
3.2.2. Инструменты взыскания дебиторской задолженности |
1
| |
4. Технические основы оказания межопера-торских
услуг
|
4.1. Услуги передачи данных
|
4.1.1. Дата-центры и точки присоединения сетей
4.1.2. Организация услуг обмена трафиком 4.1.4. Каналы связи L1, L2, L3 |
2
|
4.2. Услуги передачи
голосовой информации
|
4.2.1. Номерные емкости операторов
4.2.2. Местный трафик 4.3.3. Внутризоновый, междугородный и международный трафик |
2
| |
4.3. Межоператорские услуги в сфере подвижной
связи
|
4.3.1. Организация междугороднего и международного
роуминга
4.3.2. Организация SMS-обмена 4.3.4. Принципы организации сетей MVNO |
2
| |
5. Развитие личностных компетенций
|
5.1. Основы деловой этики
|
5.1.1. Деловая этика в межоператорском
взаимодействии
5.1.2. Практическая работа по подготовке деловой корреспонденции |
2
|
|
5.2. Ведение переговоров
|
5.2.2. Мастер-класс по переговорам на
межоператорском рынке
5.2.3. Деловая игра |
4
|
Итого:
|
34
|
Предложенный тематический план был рассмотрен и положительно оценен руководителями профильных подразделений столичных операторов связи «Комкор» («Акадо»), Нэт Бай Нэт Холдинг (Wifire), Старлинк.
Заключение
В последние годы наблюдается сокращение объема российского межоператорского рынка. Причиной тому являются макрофакторы (снижение цен по международным направлением, олигополизация телекоммуникационной отрасли) и внутренние факторы, такие как устаревание бизнес-процессов и отсутствие кадров со специальной подготовкой с учетом специфики рынка. Для устранения последнего фактора автор предлагает совместными усилиями научного и профессионального сообществ разработать мероприятия по подготовке специалистов по межоператорскому взаимодействию. Проведен анализ материалов, содержащих профессиональные требования к профильным специалистам, разработана модель компетенций специалистов по межоператорскому взаимодействию, предложен тематический план учебных курсов по подготовке специалистов.
Возможные направления дальнейших исследований по теме настоящей публикации: методология и практика внедрения учебной программы подготовки специалистов по межоператорскому взаимодействию, анализ удовлетворенности слушателей пройденным обучением, анализ эффективности внедрения учебной программы с точки зрения бизнес-результатов.
БЛАГОДАРНОСТИ: За содействие в проведении исследования и подготовке публикации автор выражает благодарность руководителям подразделений по межоператорскому взаимодействию столичных операторов связи «Комкор» («Акадо») и «Нэт Бай Нэт Холдинг» (Wifire), персоналу коммерческого блока оператора «Старлинк» и московского офиса телекоммуникационной компании «Первая Линия», а также профессорско-педагогическому составу кафедры экономики и менеджмента Московского городского педагогического университета. |
Источники:
2. Участникам XXIV Петербургского международного экономического форума // Петербургский международный экономический форум – 2021: журнал-каталог Фонда Росконгресс. 2021. – c. 4.
3. Мухамедзянов М., Васильев И., Лядский В., Орлов В. Качественное профессиональное образование – основа успешности решения телекоммуникационных задач // Первая миля. – 2015. – № 1. – c. 76-79.
4. Мокин Е., Лядский В. Решения проблем дополнительного профессионального образования в сфере телекоммуникаций // Первая миля. – 2018. – № 6. – c. 64-70.
5. Штриков А.Б. Использование электронного обучения в практике преподавания экономических дисциплин // Проблемы техники и технологии телекоммуникаций. Оптические технологии в телекоммуникациях: Материалы XX Международной научно-технической конференции, XVI Международной научно-технической конференции. В 2-х томах. – Уфа: Уфимский государственный авиационный технический университет. Уфа, 2018. – c. 481-482.
6. Савельев А.А. Институциональные факторы развития российского телекоммуникационного рынка // Экономические науки. – 2020. – № 3(184). – c. 95-99.
7. ТМТ Рейтинг «Российский рынок телекоммуникаций: предварительные итоги 2016 года». ТМТ Консалтинг. [Электронный ресурс]. URL: http://tmt-consulting.ru/wp-content/uploads/2016/12/ТМТ-телеком-2016.pdf (дата обращения: 20.06.2021).
8. ТМТ Рейтинг «Российский рынок телекоммуникаций: предварительные итоги 2017 года». ТМТ Консалтинг. [Электронный ресурс]. URL: http://tmt-consulting.ru/wp-content/uploads/2017/12/ТМТ-телеком-20171.pdf (дата обращения: 20.06.2021).
9. ТМТ Рейтинг «Российский рынок телекоммуникаций-2018: рекордный рост за последние 5 лет». ТМТ Консалтинг. [Электронный ресурс]. URL: http://tmt-consulting.ru/wp-content/uploads/2018/12/ТМТ-телеком-2018.pdf (дата обращения: 20.06.2021).
10. ТМТ Рейтинг «Российский рынок телекоммуникаций - 2019». ТМТ Консалтинг. [Электронный ресурс]. URL: ТМТ-телеком-2019.pdf (дата обращения: 20.06.2021).
11. Сафонова Л.А., Завьялова Л.А. Об особенностях формирования конкурентной среды на рынке телекоммуникационных услуг // Научный форум: Экономика и менеджмент: сборник статей по материалам VII международной заочной научно-практической конференции. – № 5 (7). – М.: Изд. «МЦНО». 2017. – c. 30–35.
12. Уиддет С., Холлифорд С. Руководство по компетенциям. / пер. с англ. Н. Друговейко. - М.: ГИППО, 2008. – 228 c.
13. Вакансия Руководитель отдела по работе с операторами связи в Москве, работа в компании Высокие технологии. HeadHunter. [Электронный ресурс]. URL: https://hh.ru/vacancy/27532121 (дата обращения: 18.06.2021).
14. Вакансия Главный специалист отдела организации подключений (B2B, B2O) в Москве, работа в компании Компания ТрансТелеКом. HeadHunter. [Электронный ресурс]. URL: https://hh.ru/vacancy/39952456 (дата обращения: 18.06.2021).
15. Вакансия Руководитель направления в межоператорском сегменте (B2O) в Москве, работа в компании Ростелеком. HeadHunter. [Электронный ресурс]. URL: https://hh.ru/vacancy/40001160 (дата обращения: 18.06.2021).
16. Вакансия Руководитель по продаже услуг передачи данных международным операторам в Москве, работа в компании Билайн. HeadHunter. [Электронный ресурс]. URL: https://hh.ru/vacancy/40389456 (дата обращения: 18.06.2021).
17. Вакансия Менеджер по межоператорскому взаимодействию в Москве, работа в компании Ртп. HeadHunter. [Электронный ресурс]. URL: https://hh.ru/vacancy/36751645 (дата обращения: 18.06.2021).
18. Образование. Мтуси. [Электронный ресурс]. URL: https://mtuci.ru/sveden/education/ (дата обращения: 18.06.2021).
19. Образование. СПбГУТ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sut.ru/sveden/education (дата обращения: 18.06.2021).
20. Профили обучения. ПГУТИ. [Электронный ресурс]. URL: https://abitur.psuti.ru/napravleniya-podgotovki/profili/ (дата обращения: 18.06.2021).
Страница обновлена: 18.07.2024 в 18:25:54