Механизм совершенствования профессиональной подготовки и интеграции молодых специалистов в экономику региона
Статья в журнале
Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 12, Номер 1 (Январь 2025)
Введение
Социально-экономические трансформации развития современного общества оказывают значимое влияние на формирование новых подходов к подготовке кадров в системе профессионального образования. Подготовка кадров в России осуществляется образовательными организациями высшего образования, профессиональными образовательными организациями («образовательными организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения»); организациями дополнительного профессионального образования» [1].
Теоретический анализ научных публикаций, посвященных исследованию проблем формирования системы подготовки кадров [1-22] позволяет выделить определенные подходы к подготовке кадров. Р.А. Долженко, С.Б. Долженко указывают на существование определенной «избирательности в развитии профессий и перспектив появления новых согласно «Атласу новых профессий», который в разных вариантах пытается «вытянуть» рынок труда через представление вариантов профессий, которыми он должен быть насыщен исходя из прогнозируемого будущего. При этом институциональные ограничения и «воля рынка труда» к самосохранению не учитываются» [2, с. 43].
А.В. Зинич в ходе проведения оценки надпрофессиональных навыков среди молодежи выделяет такие, как: «системное мышление, программирование, работа с искусственным интеллектом и пр.» [5]. В основу современной системы подготовки кадров положен ключевой принцип непрерывного образования. «Непрерывное образование с позиций органов управления представляет собой некую постоянно действующую систему, точнее такую систему образования, которая обеспечивает возможность получения гражданином (жителем региона, налогоплательщиком) образования, профессиональных навыков, повышения квалификации многократно в течение всей жизни или в разные ее периоды» [10, с. 24]. Как отмечают Д.В. Круглов, Ч. Сюэ, «необходимость создания эффективной системы обучения на предприятии, обеспечивающей постоянное совершенствование своих навыков и знаний сотрудниками, является очевидно» [6, c. 2916].
Ученые Н.А. Симченко, А.А. Яновская подчеркивают роль цифровой среды в развитии современного рынка труда, выделяя «системообразующие компоненты цифровой среды в сфере регулирования развития рынка труда: система управления цифровой средой, система управления элементами трудовых отношений, а также блок экосистемных направлений регулирования труда» [14, с. 118]. Также на основании исследования влияния технологических процессов промышленных революций на трансформацию форм организации труда учеными обосновано влияние новых технологий на организацию труда, которые проявились сперва на первичном вытеснении физического труда (технологии, появившиеся в период первой промышленной революции), а затем на массовом вытеснении умственного труда (технологии, появившиеся в период четвертой промышленной революции) [17, с. 135].
Несмотря на обширность представленных трудов по обозначенной проблематике, недостаточно изученными остаются вопросы профессионально ориентированной подготовки молодых специалистов в современных условиях.
Целью статьи является разработка и обоснование механизма совершенствования профессиональной подготовки и интеграции молодых специалистов в экономику региона (на материалах Омской области).
Основная часть
Исследование теоретико-концептуальных подходов к формированию системы подготовки кадров позволило выделить совокупность таких базовых составляющих системы подготовки кадров, как: планирование профессиональной подготовки кадров; профессиональная подготовка кадров; профессиональная переподготовка кадров; повышение квалификации кадров; обучение кадров; управление каровым резервом; система поощрений и наказаний; система социальной поддержки, включая социальные льготы (оплата проезда, обеспечение бесплатными путевками в санатории и дома отдыха, доступное получение высшего и среднего образования, улучшения жилищных условий, установление сниженного тарифа по коммунальным платежам и т. д.); карьерный рост; система профессионального продвижения; организация воспитательной работы; контроль эффективности системы подготовки кадров.
Ситуация на рынке труда Омской области характеризуется существующей потребностью в работниках у работодателей. Изучая количество заявленных работодателями вакансий, можно отметить существенное сокращение за исследуемый период: с 33,9 тыс. чел. в 2020 году до 13,7 тыс. чел. на начало 2024 года. При этом численность ищущих работу лиц в этот период также уменьшилась: с 14,0 тыс. чел. в 2020 году до 10,2 тыс. чел. на начало 2024 года (рис. 1).
Рис. 1 Динамика изменений численности граждан, имущих работу, и количества заявленных вакансий по Омской области
Источник: составлено автором по данным [2]
Перечень наиболее и наименее востребованных профессий на рынке труда Омской области в 2023 году представлены в табл. 1.
Таблица 1. – Востребованные профессии на рынке труда Омской области в 2023 году
Квалификация
профессионального образования
|
Профессии
с наибольшим количеством вакансий
|
Профессии
с наименьшим количеством вакансий
|
Квалифицированные
рабочие
|
машинист
котельной (1808 ед.),
водитель автомобиля (987 ед.), тракторист-машинист (932 ед.) |
маляр
(191 ед.),
продавец продовольственных товаров (180 ед.), швея 131 ед. |
Служащие
|
мастер
(493 ед.), электромеханик (457 ед.),
делопроизводитель (385 ед.) |
воспитатель
детского сада (яслей-сада) (71 ед.),
кассир (67 ед.) |
Специалисты
с высшим образованием
|
инженер
(305 ед.),
инженер-технолог (299 ед.), инженер-конструктор (294 ед.) |
педагог
дополнительного образования (63 ед.),
менеджер (61 ед.), инженер по качеству (58 ед.) |
Рассмотрение заявленных вакансий в отраслевом перечне свидетельствует о том, что наибольшее количество вакансий в 2023 году заявлено по деятельности профессиональной, научной и технической (19,2% от общей потребности в работниках), в сфере государственного управления и обеспечения военной безопасности, социального обеспечения (12,0%), сельском и лесном хозяйстве (10,2%), строительстве (10,2%), в остальных отраслях – менее 10%.
При содействии центров занятости Омской области ведется трудоустройство граждан, завершивших профессиональное обучение. В 2023 году выросла доля трудоустроенных представителей молодежи в возрасте 18-29 лет с 72,0 % до 73,0 % по сравнению с численностью за 2022 год [4].
Профессиональная подготовка
Профессиональную подготовку в Омской области осуществляют образовательные организации среднего профессионального образования и высшего образования, численность которых составляет 57 единиц и 12 единиц соответственно [5].
Набор контингента на обучение в целом увеличивается по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих, по подготовке специалистов среднего звена и по высшему образованию наблюдаются колебания по набору контингента:
- набор на обучение по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих ежегодно увеличивается: 3,3 тыс. чел. в 2020 году, 3,5 тыс. чел. в 2021 году, 3,6 тыс. чел. в 2022 году;
- набор на обучение в образовательные организации по программам подготовки специалистов среднего звена снизился с 15,6 тыс. чел. в 2020 году до 14,5 тыс. чел. в 2021 году, но в 2022 году вырос на 0,3 тыс. чел., составив 14,8 тыс. чел.;
- численность набора по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры увеличилась на 1,2 тыс. в 2021 году (с 21,8 тыс. чел. до 24,0 тыс. чел.), в 2022 году снизилась до 23,2 тыс. чел.
У поступающих в образовательные организации Омской области наибольший интерес вызывают специальности и профессии в области информационных технологий, инженерного дела, технологий и технологических наук, образование и педагогические науки [6].
Подготовка кадров по программам среднего профессионального образования в Омской области осуществляется по 195 профессиям и специальностям по 36 укрупненным группам. Численность обучающихся образовательных организаций, осуществляющих деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования возросла с 56,9 тыс. чел. до 59,3 тыс. чел. как за счет прироста обучения квалифицированных рабочих, служащих, так и специалистов среднего звена (рис. 2).
Рисунок 2. – Динамика численности обучающихся в образовательных организациях Омской области по образовательным программам среднего профессионального образования, тыс. чел.
Источник: составлено автором по данным [7]
Подготовка кадров в образовательных организациях высшего образования осуществляется по 245 направлениям подготовки и специальностям по 49 укрупненным группам. Численность студентов, получающих высшее образование в последний год увеличилось до 73,6 тыс. чел., из них около 80% обучаются в государственных образовательных организациях (рис. 3).
В Омской области размещены образовательные организации высшего образования, имеющие отраслевую специфику деятельности – медицинской, сельскохозяйственной, творческой, спортивной и транспортной направленности. На рис. 4 представлено распределение приведенного контингента студентов по отраслям наук в соответствии с направлениями подготовки и специальностями.
Рис. 3 Динамика численности обучающихся в образовательных организациях высшего образования Омской области, тыс. чел.
Источник: составлено автором по данным [8]
Рисунок 4. – Распределение приведенного контингента студентов по отраслям наук в образовательных организациях высшего образования Омской области, %
Источник: составлено автором по данным [9]
Наибольшее количество молодежи обучается:
– инженерному делу, технологиям и техническим наукам в Омском государственном техническом университете, Омском государственном университете путей сообщения, Сибирском государственном автомобильно-дорожном университете, Омском государственном аграрном университете имени П.А. Столыпина и Омском государственном университете им. Ф.М. Достоевского и др.;
– наукам об обществе в Омском государственном университете им. Ф.М. Достоевского, Сибирском институте бизнеса и информационных технологий, Омском государственном техническом университете, Омском государственном университете путей сообщения и др.,
– педагогическим наукам и образованию в Омском государственном педагогическом университете, Омской гуманитарной академии, Омском государственном университете им. Ф.М. Достоевского, Сибирском государственном университете физической культуры и спорта и др.,
– медицинским наукам и здравоохранению в Омском государственном медицинском университете.
После получения образования и окончания учебного заведения перед молодыми специалистами стоит задача трудоустроиться – по специальности/полученной профессии.
Трудоустройство молодых специалистов
Данные по трудоустройству выпускников образовательных организаций высшего образования Омской области свидетельствуют о достаточно высоком уровне соответствующего показателя. Отчетные данные о трудоустройстве выпускников в 2023 году, размещенные на официальных сайтах образовательных организаций высшего образования Омской области, представлены на рис. 5.
Рисунок 5. – Уровень трудоустройства выпускников образовательных организаций высшего образования Омской области в 2023 году
Источник: составлено автором по данным [10] [11] [12]
Трудоустройство выпускников является показателем качества подготовки образовательных организаций и результатом востребованности подготовленных молодых специалистов. Проведенный анализ трудоустройства выпускников образовательных организаций Омской области показал, что полное трудоустройство достигнуто только по отдельным специальностям.
На рынке труда работодатель преимущественно отдает большее предпочтение молодому специалисту, у которого имеется стаж работы по специальности. Востребованность выпускника напрямую зависит от того, насколько во время обучения он смог получить дополнительный опыт и знания, демонстрация которых на собеседовании при приеме на работу может сыграть ключевую роль.
Во многих случаях выпускники, не имеющие профессионального стажа, получают отказы в работе и вынуждены работать не по специальности, неполный рабочий день и прочее или остаются безработными. По данными Департамента занятости населения Министерства труда и социального развития Омской области в 2023 году по сравнению с предыдущим годом снизилась доля трудоустроенных среди выпускников образовательных организаций, обратившихся за помощью в содействии поиска работы, с 81,3% до 74,2%, т.е. на 7,1% [13]. Но это не означает, что молодые специалисты, не обратившиеся за помощью в поиске работы, нашли работу по специальности или смогли трудоустроиться по полученной профессии.
Аналитики считают, что в стране более 30% выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений не работают по специальности [15]. По результатам проведенного Минспортом Омской области в 2022 году социологического исследования и мониторинга молодежной среды, в оценке перспектив для реализации собственных интересов, карьеры и благополучной жизни почти равное количество респондентов высказалось, что перспективы в Омской области ниже, чем в большинстве регионов или такие же, как и в других (47,6% и 48,8% соответственно), более половины молодых жителей Омской области (57,6%) указали, что планируют переезд [14].
Поэтому в регионе необходимо формировать социально-экономические условия и стимулы для закрепления и привлечения молодых специалистов в экономику региона, создавать механизм совершенствования подготовки и интеграции молодых специалистов в экономику Омской области.
Формирование механизма совершенствования профессиональной адаптации и интеграции молодых специалистов
Формирование механизма адаптации и интеграции молодых специалистов обусловлена необходимостью закрепления и профессионального развития молодежи в регионе. Профессиональная интеграция молодого специалиста на предприятиях области не только положительно сказывается на производительности труда и результативности осуществляемой трудовой деятельности, но открывает долгосрочные перспективы профессионального развития. В успешной профессиональной интеграции молодых специалистов заинтересованы также работодатели и региональные органы власти, так как каждый трудоустроенный участвует в формировании экономических результатов деятельности, создании валового регионального продукта.
Процесс профессиональной интеграции молодых специалистов на предприятиях основного трудоустройства способствует развитию и углублению профессиональных функций, формированию профессиональной уверенности и ответственности. Профессионально ориентированный подход позволяет создавать максимальную представленность профессиональной сферы и формировать необходимые компетенции и навыки нужной квалификации для конкретной профессии.
Предложен механизм совершенствования профессиональной адаптации и интеграции молодых специалистов в экономику региона, основанный на принципах профессионально ориентированного похода (рис. 6). Такой механизм нацелен на создание благоприятных условий на предприятиях для проявления профессиональных знаний, практических навыков, формирования базы для продуктивной трудовой деятельности и дальнейшего профессионального развития.
Рисунок 6 – Организационный механизм совершенствования профессиональной подготовки и интеграции молодых специалистов в экономику региона (разработано автором)
Профессиональная интеграция не ограничивается предприятием, где трудоустроен молодой специалист, развитие профессиональных интересов может распространяется и на отраслевой масштаб, и на научно-исследовательский уровень. Считаем, что профессионально ориентированный подход при подготовке молодежи к трудовой деятельности имеет значительные положительные стороны, способен повлиять не только на процессы адаптации молодых специалистов на рабочих местах, но и улучшать деятельность предприятий и организаций, участвуя новыми знаниями в развитии, а также способствовать укреплению экономики региона.
Таким образом, проведенные исследования позволили разработать механизм совершенствования профессиональной подготовки и интеграции молодых специалистов в экономику региона, нацеленный на обеспечение отраслей региональной экономики специалистами. Новизна предложенного механизма состоит в обосновании эффективных мер по реализации сотрудничества и взаимодействия образовательных организаций с действующими предприятиями и организациями регионального местонахождения для выработки и формирования профессиональных компетенций в ходе подготовки специалистов, трудовой адаптации и профессиональной интеграции молодых специалистов на региональном рынке труда. Разработанная система действий позволяет преодолеть разрозненность действий и фрагментарность сотрудничества и сформировать согласованные взаимоотношения всех участников на этапах подготовки, трудоустройства, интеграции молодых специалистов, их дальнейшего профессионального развития.
[1]Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 08.08.2024) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/40728addd66c7cbf867770d615398b1164ec4fee/?ysclid=m3mmef589e513874193 (дата обращения: 19.10.2024 г.)
[2] Ситуация на регистрируемом рынке труда Омской области в январе – декабре 2023 года Экспресс-информация. Сб. – Омск, 2024. – 21 с.
[3] Ситуация на регистрируемом рынке труда Омской области в январе – декабре 2023 года Экспресс-информация. Сб. – Омск, 2024. – 21 с.
[4] Там же.
[5] Омская область в цифрах: Крат. стат. сб. / Омскстат. – Омск, 2024. – 40 с.
[6] Доклад «О положении молодежи и реализации государственной молодежной политики в Омской области» за 2022 год. – 76 с. – URL: https://www.omsk-parlament.ru/Files/Доклад%20%202022.pdf (дата обращения: 28.10.2024).
[7] Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования 2023 года. Сибирский федеральный округ. Омская область. – ГИВЦ Минобрнауки России. – URL: https://monitoring.miccedu.ru/iam/2023/_vpo/material.php?type=2&id=10904 (дата обращения: 27.10.2024).
[8] Омский областной статистический ежегодник «2023»: Стат. сб. / Омскстат. – Омск, 2023. – 162 с.
[9] Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования 2023 года. Сибирский федеральный округ. Омская область. – ГИВЦ Минобрнауки России. – URL: https://monitoring.miccedu.ru/iam/2023/_vpo/material.php?type=2&id=10904 (дата обращения: 27.10.2024).
[10] Отчет о результатах самообследования за 2023 год. –77 с. // ФГАОУ ВО «Омский государственный технический университет». – URL: https://omgtu.ru/sveden/document.pdf (дата обращения: 03.11.2024).
[11] Отчет о самообследовании ФГБОУ ВО Омский ГАУ за 2023 год. – 218 с. // Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина. – URL: http://omgau.ru/sveden/files/vir/Otchet_o_samoobsledovanii_Omskogo_GAU_za_2023_god.p.pdf (дата обращения: 03.11.2024).
[12] Отчет о результатах самообследования деятельности федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации за 2023 год. – 203 с. // ФГБОУ ВО ОмГМУ Минздрава России. – URL: https://omsk-osma.ru/files/r/UU/2024/samoobsled2023-2.pdf (дата обращения: 03.11.2024).
[13] Омская область в цифрах: Крат. стат. сб. / Омскстат. – Омск, 2024. – 40 с.
[14] Доклад «О положении молодежи и реализации государственной молодежной политики в Омской области» за 2022 год. – 76 с. – URL: https://www.omsk-parlament.ru/Files/Доклад%20%202022.pdf (дата обращения: 28.10.2024).
Страница обновлена: 09.12.2024 в 19:01:37