Подготовка специалистов в сфере государственно-частного партнерства

Хусаинов Р.В.1,2
1 Киевский национальный лингвистический университет
2 Одесский национальный экономический университет

Статья в журнале

Государственно-частное партнерство *
Том 2, Номер 2 (Апрель-Июнь 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=25597193
Цитирований: 5 по состоянию на 05.09.2022

Аннотация:
В представленной статье определены базовые основы государственно-частного партнерства как эффективного инструмента активизации инновационных процессов в экономики. Проанализирован опыт подготовки специалистов в сфере государственно-частного партнерства на примере России, Беларуси, Казахстана и Украины. Рассмотрены основные участники рынка образовательных услуг в сфере государственно-частного партнерства данных стран. Детально проанализирован процесс внедрения в учебный план высшего учебного заведения курса «Теория и практика государственно-частного партнерства» и доказана необходимость активизации подготовки специалистов в сфере государственно-частного партнерства.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, инновационная экономика, образование, знания, инфраструктурные проекты

JEL-классификация: J24, L32, O57, I23



Как показывает опыт развитых стран, осуществляющих проекты на основе механизма государственно-частного партнерства (далее – ГЧП), важнейшим фактором, без которого невозможно выполнение всех условий, является подготовка квалифицированных кадров. Особенно это актуально в эпоху экономики знаний, когда добавленную стоимость для любого предприятия создают квалифицированные и обученные специалисты.

На сегодняшний день существует множество определений ГЧП, часть из них представлены в таблице 1.

Таблица 1

Определения категории «Государственно-частное партнерство»

Автор
Определение
Матаев Т.М.
(Матаев, 2014; С. 11)
Форма взаимоотношений между государством или органами местного самоуправления и частными партнерами, которые оформляются в виде договора, предусматривают реализацию и совместное финансирование общественно значимых проектов на долгосрочной основе и распределение рисков, ответственности и вознаграждений.
Абдрахманов А.И.
(Абдрахманов, 2013;
C. 14)
Институт взаимовыгодного сотрудничества двух многосоставных субъектов партнерских отношений государства и частных предпринимателей всех уровней, на базе которого формируется симбиоз и объединение ресурсов, опыта и знаний обеих сторон, направленных на решение общественно значимых социальных и управленческих задач в широком спектре областей (от промышленной отрасли до сферы государственных услуг).
Мировой банк [1]
Соглашения между публичной и частной сторонами по поводу производства и оказания инфраструктурных услуг, заключаемые с целью привлечения дополнительных инвестиций и, что еще более важно, как средство повышения эффективности бюджетного финансирования.
Международный валютный фонд [2]
Соглашение, в котором частный сектор предоставляет объекты инфраструктуры и соответствующие услуги, которые традиционно предоставляло государство.
Всемирный экономический форум [3]
Добровольный союз различных субъектов из разных секторов экономики, которые согласны работать вместе для достижения общей цели или для удовлетворения конкретных потребностей общества, что подразумевает распределение ответственности, средств, компетенции и рисков.
Варнавский В.Г. (Варнавский, 2004)
Стратегический, институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре отраслей промышленности и НИОКР.

В условиях острого дефицита кредитных ресурсов, стагнации промышленного производства и политической нестабильности поиск новых инструментов развития страны, регионов и отраслей народного хозяйства приобретает важное значение. Переход большинства стран мира на инновационную основу требует колоссальных ресурсов и повышения качества управления во всех сферах хозяйствования, и в большей степени в управлении государственным имуществом. Низкая эффективность такого управления отчетливо видна на примере стран бывшего Советского Союза, где порой государственные издержки на управление государственным (муниципальным) имуществом настолько велики, что выгодней закрыть предприятие, нежели дать шанс продолжить ему функционировать. Механизм государственно-частного партнерства в связи с вышеизложенными аргументами должен стать тем самым локомотивом роста, который поможет решить ряд ключевых задач, в частности:

· привлечение финансовых ресурсов;

· повышение эффективности деятельности предприятий и организаций;

· повышение качества услуг и удовлетворенности населения;

· реформирование стагнирующих отраслей народного хозяйства;

· переход страны на инновационный путь развития, где преобладают знания, доступ к информации, бережливое производство и современные технологии.

Преимущества партнерства государства и бизнеса подтверждаются практикой его использования в развитых и развивающихся странах. Анализ опыта управления в области ГЧП и концессий стран Организации экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР) показывает, что существует широкий разброс практик применения ГЧП во многих экономиках и существуют возможности для повышения эффективности ГЧП-проектов [4]. В частности ГЧП позволяет привлекать финансовые ресурсы частного сектора в отрасли и сферы деятельности, находящихся в зоне ответственности государства, использовать опыт бизнеса для повышения эффективности управления государственной и муниципальной собственностью, а также способствует внедрению инновационных технологий в капиталоемкие отрасли экономики.

Механизм государственно-частного партнерства предусматривает, что государство является заказчиком услуг. Именно оно определяет условия такого сотрудничества, создает возможности принятия управленческих решений для частного сектора, а также осуществляет постоянный мониторинг, при этом объект инвестирования остается в государственной собственности. Совместно начатый проект реализуется в конкурентной среде, которая создает стимул к внедрению инноваций в проект и приводит к эффективному и качественному предоставлению конечных услуг (Матаев, 2014; С. 11). В ГЧП частный партнер отвечает за строительство, частичное финансирование, операции на активы и предоставление услуг. Несмотря на интенсивное использование, остается неясным, приведет ли использование ГЧП к более эффективному использованию государственных ресурсов; однако «инфраструктурный разрыв» подразумевает, что долгосрочные глобальные перспективы ГЧП остаются сильными. Понимание правительствами мотивации в использовании ГЧП и их способности использовать его для повышения эффективности государственного сектора является ценным для будущего успеха ГЧП [5].

Для успешной имплементации проектов на основе ГЧП в рамках аппарата государственного управления создаются специальные структуры, которые способствуют развитию ГЧП в своих странах. Это могут быть либо отдельные органы государственной власти, либо специально созданные структурные единицы в рамках действующих министерств и ведомств. В настоящее время Министерство экономического развития РФ позиционирует себя в качестве структуры, ответственной за реализацию вопросов ГЧП в России. С этой же целью Министерство финансов осуществляет пересмотр бюджетной политики. Так, начиная с 2012 г. бюджет Российской Федерации уже включает в себя 40 программ развития российской экономики в различных сферах. Реализация данных программ рассчитана на период до 2020 г. Значительную часть данных программ должны составлять проекты ГЧП. В структуре Министерства финансов также недавно сформирован Департамент ГЧП. Важным шагом на пути активизации проектов на основе ГЧП является принятие Федерального закона «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вступит в силу с 1 января 2016 года.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития и торговли Украины, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 20.08.2014 № 459, Минэкономразвития является главным органом в системе центральных органов исполнительной власти, в частности обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере государственно-частного партнерства.

Несмотря на активность аппарата государственного управления в вопросах развития ГЧП в России, Украине и других странах бывшего Советского Союза, на сегодняшний день органы власти различных уровней все еще сталкиваются с рядом существенных проблем, что подтверждает небольшое количество совершаемых в настоящее время проектов на основе механизма ГЧП.

Для решения данных проблем, кроме обязательного реформирования институтов (законодательство, коррупция, социальный диалог), следует прибегать к международному опыту. Наработанный в международной практике методологический аппарат моделей государственно-частного партнерства позволяет его использовать в различных отраслях народного хозяйства при решении ряда важных социально-экономических задач. Выбор эффективной модели государственно-частного партнерства в большой степени определяет, будут ли проекты на основе механизма ГЧП успешными (Хусаинов, 2015; С. 177).

Учитывая «живой» интерес со стороны стейкхолдеров к государственно-частному партнерству, в последнее время остро стоит вопрос подготовки специалистов в области ГЧП. В первую очередь для внедрения бакалаврских и магистерских программ подготовки специалистов ГЧП необходимо создать инфраструктуру обучения, ключевым элементом которой является преподаватель. Учитывая практически полное отсутствие специалистов, способных на высоком уровне преподавать специализированные дисциплины из сферы ГЧП, необходимо разработать систему профессиональной сертификации, а также предоставить возможность им пройти либо онлайн обучение, либо организовать учебную стажировку в мировые центры подготовки специалистов в области ГЧП. Например, Институт государственно-частного партнерства (IP3, США) совместно с Центром воды, инженерии и развития Университета Лафборо (WEDC, Великобритания) предлагают совместную программу профессиональной сертификации – Certified Public-Private Partnership Specialist™ Certification Program. Целями этой профессиональной программы сертификации являются создание мирового класса стандартов в развитии навыков государственно-частного партнерства и предоставление участникам, которые выполнят требования программы, международной признанной сертификации, которая подтверждает навыки и знания в технических и управленческих аспектах государственно-частного партнерства и возможность их успешного применения [6].

Целью нашего исследования является совершенствование теоретических и методических основ, а также разработка практических рекомендаций по активизации программ подготовки специалистов в сфере государственно-частного партнерства. На примере России, Беларуси, Казахстана и Украины мы рассмотрим институциональную структуру подготовки специалистов в области государственно-частного партнерства.

Наиболее активно подготовка специалистов в области государственно-частного партнерства среди стран СНГ проводится в Российской Федерации. На сегодняшний день при Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации с 2010 года по инициативе государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» функционирует кафедра «Государственно-частное партнерство». Кафедра проводит обучение по магистерской программе «Управление проектами государственно-частного партнерства», а также осуществляет подготовку аспирантов по специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством» (области исследования: «Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами – промышленность», «Экономика предпринимательства»). Значительное внимание уделяется повышению квалификации, реализуются 4 программы переподготовки кадров по дисциплине «Формирование и развитие государственно-частного партнерства в регионах Российской Федерации» для региональных государственных, муниципальных служащих и сотрудников предпринимательских структур [7].

Другим примером является Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России (далее – МГИМО), где с 2011 года в составе факультета политологии функционирует межфакультетская структурная единица – кафедра экономической политики и государственно-частного партнерства (далее – ЭПГЧП). Сотрудники кафедры преподают для студентов МГИМО следующие курсы: «Государственно-частное (межсекторное) партнерство», «Институционально-правовые основы ГЧП», «Механизмы государственно-частного партнерства в экономической политике», «Основы ГЧП», «Государственное регулирование» и прочее. На регулярной основе кафедра ЭПГЧП совместно с партнерскими организациями проводит курсы повышения квалификации по следующим тематическим блокам: «Проекты государственно-частного партнерства в коммунальной сфере: теория, законодательство, практика», «Подготовка проектов государственно-частного партнерства: теория, законодательство, практика», «Переговоры в ГЧП-проектах» и «Финансовое моделирование ГЧП-проектов, продвинутый уровень» [8].

Другими значительными институциональными единицами, проводящими обучение и научные исследования по тематике государственно-частного партнерства в РФ являются:

· Центр развития государственно-частного партнерства (НП «Центр развития ГЧП»);

· Институт государственно-частного партнерства (ГЧП-Институт);

· Научно-образовательный центр в сфере ГЧП Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ;

· Научно-образовательный центр в сфере ГЧП Санкт-Петербургского государственного политехнического университета;

· Лаборатория «Центр исследований государственно-частного партнерства Института «Высшая школа менеджмента» Санкт-Петербургского государственного университета».

Не менее активными участниками процесса популяризации и внедрения механизма ГЧП в РФ являются институты развития, региональные органы власти и общественные объединения, среди которых Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», где в июне 2008 года была создана Дирекция государственно-частного партнерства; Государственное бюджетное учреждение «Городское агентство управления инвестициями» (г. Москва); Управление инвестиций и государственно-частного партнерства Министерства экономики (Республика Удмуртия); Центр ГЧП «Газпромбанка»; Комитет по государственно-частному партнерству Торгово-промышленной палаты РФ и другие [9].

Республика Беларусь в лице Академии управления при Президенте Республики Беларусь (далее – Академия) готовит специалистов в области государственно-частного партнерства по магистерской образовательной программе «Управление инвестиционными проектами в государственно-частном партнерстве». Также для студентов Академии кафедрой экономической теории преподается ряд дисциплин, напрямую связанных с ГЧП: «Государственно-частное партнерство в системе регулирования национальной экономики», «Государственно-частное партнерство», «Правовое обеспечение государственно-частного партнерства и борьба с коррупцией», «Формы и механизм реализации государственно-частного партнерства» и другие [10].

С апреля 2013 по май 2015 года в Беларуси реализовывался Проект Европейского союза и Программы развития ООН «Укрепление национального потенциала в области применения механизмов государственно-частного партнерства в Республике Беларусь» (далее – Проект) с общим бюджетом 1 080 528 евро. Основная цель Проекта – укрепить потенциал всех заинтересованных сторон, вовлеченных в государственно-частное партнерство с целью продвижения, разработки и исполнения проектов ГЧП в инфраструктурных отраслях. В рамках реализации Проекта был проведен ряд круглых столов, обучающих семинаров для представителей различных заинтересованных сторон [11].

Активно развивает систему подготовки кадров в области государственно-частного партнерства Республика Казахстан. Значительную роль в этом играет созданное в 2008 году постановлением Правительства Республики Казахстан Акционерное общество «Казахстанский центр государственно-частного партнерства» (далее – КЦГЧП). На сегодняшний день КЦГЧП является ведущей организацией в области вневузовской подготовки специалистов в области ГЧП, разработки методологии и экспертизы проектов государственно-частного партнерства. В целях формирования научной базы для дальнейшего развития системы государственно-частного партнерства в Казахстане в 2013 году КЦГЧП совместно с Казахским университетом экономики, финансов и международной торговли (г. Астана) начали реализацию пилотной программы обучения в области ГЧП по системе «Магистратура». Обучение магистрантов осуществляется как по профильному, так и по научно-педагогическому направлению. В рамках данной программы изучаются такие дисциплины, как:

– правовые основы ГЧП;

– управление проектами государственно-частного партнерства;

– проектное финансирование на основе государственно-частного партнерства;

– государственно-частное партнерство в социальной сфере;

– управление рисками в проектах государственно-частного партнерства.

В образовательном процессе задействованы как профессорско-преподавательский состав Университета, так и лучшие специалисты в области ГЧП из числа сотрудников АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства» [12].

В Украине с принятием в 2010 году базового закона «О государственно-частном партнерстве» активизировались процессы создания институциональной среды популяризации и развития ГЧП. Активными участниками данного процесса стали проекты международных организаций, преимущественно финансируемые Агентством США по международному развитию (USAID) [13], среди них:

· «Локальные инвестиции и национальная конкурентоспособность» (ЛИНК), в рамках которого был проведен ряд круглых столов по тематике ГЧП, и издано в 2011 году практическое пособие для органов местной власти и бизнеса «Подготовка и реализация проектов публично-частного партнерства»;

· «Программа развития государственно-частного партнерства» (Public-Private Partnerships Development Program) (октябрь 2010 – сентябрь 2015 гг.), в рамках которой были проведены учебно-методические семинары для преподавателей высшей школы по тематике «Преподавание ключевых аспектов государственно-частного партнерства: украинский опыт» в 2014 и 2015 годах. Данная программа акцентирует свое внимание также на проведении обучающих мероприятий для представителей органов государственной власти и местного самоуправления, поддерживает деятельность национального уполномоченного органа по вопросам ГЧП, проводит анализ в юридической сфере и прочее.

· Программа «Лидерство в экономическом управлении» (Leadership in Economic Governance) (декабрь 2014 – декабрь 2019 гг.). Активность Программы направлена на поддержку реформ по содействию малому и среднему бизнесу, налаживание устойчивого государственно-частного диалога, использование инструментов укрепления потенциала и институциональной способности организаций-участников, в частности тех, которые способны поддержать конструктивный диалог с властью по выбору направлений политики для обеспечения конкурентоспособности частного сектора.

Среди других институциональных субъектов, активно содействующих профессиональному обучению в области ГЧП стоит отметить:

· Государственное предприятие «Центр развития государственно-частного партнерства» (г. Киев);

· Украинский центр содействия развитию публично-частного партнерства (г. Киев), проводящий курсы повышения квалификации, тренинги и конференции по вопросам ГЧП;

· Институт инновационного образования Киевского национального университета строительства и архитектуры, проводящий курсы повышения квалификации «Внедрение государственно-частного партнерства в коммунальном хозяйстве».

Касательно же системы высшего образования, то тут дела обстоят несколько хуже. На сегодняшний день в Украине не существует ни одной бакалаврской или магистерской программы по подготовке специалистов в области государственно-частного партнерства. И это несмотря на то, что страна ощущает острую нехватку таких специалистов. Определенные сдвиги в изменении данной ситуации начали происходить лишь в последние годы, когда ведущие высшие учебные заведения начали внедрять в свои учебные планы дисциплины по ГЧП. Подобные курсы сейчас преподаются в Киевском национальном университете им. Тараса Шевченко, Харьковском национальном университете городского хозяйства им. А.Н. Бекетова, Одесском национальном экономическом университете и других вузах.

Активный интерес к тематике ГЧП, перспективность развития этого направления в Украине, а также активная поддержка ГЧП со стороны международных организаций и фондов побудили один из ведущих вузов Украины – Киевский национальный лингвистический университет (далее – КНЛУ) внедрить в новом учебном году курс «Теория и практика государственно-частного партнерства» (далее – Курс) для студентов IV курса факультета экономики и права. Курс будет преподаваться в первом семестре учебного года для студентов дневной и заочной форм обучения и предусматривает сдачу зачета и выполнение индивидуального задания. Рабочая программа учебной дисциплины подготовлена на основе изучения лучших мировых практик преподавания подобных курсов, в частности на основе рабочих программ ведущих вузов Великобритании, Польши и России. Цель изучения дисциплины состоит в формировании у студентов знаний о механизме государственно-частного партнерства, его законодательном регулировании, международной практике и возможностях его использования в Украине. Тематический план Курса (см. таб. 2) состоит из 5 тем (разделов) и предусматривает 12 часов лекционных занятий и 12 часов практических (семинарских) занятий для очной формы обучения. Несмотря на малое количество аудиторных часов, как правильно заметил Беляев Ю.М.: «Как известно, чтобы вагон катился по рельсам устойчиво при малом воздействии, его надо сначала просто сдвинуть с места» (Беляев, 2015; С. 21).

Таблица 2

Тематический план курса

«Теория и практика государственно-частного партнерства»


Наименование темы (раздела)
Количество часов
1
Введение в дисциплину. Основные положения теории партнерства государства и бизнеса в современной экономике. Терминология, базовые понятия, принципы, формы, модели и сферы применения ГЧП.
4
2
Законодательное регулирование ГЧП в Украине.
1
3
Мировой опыт реализации проектов на основе механизма ГЧП.
2
4
Финансирование проектов ГЧП. Риски при реализации проектов ГЧП.
2
5
Организация проектов ГЧП: особенности, конкурсные процедуры, практическая реализация.
3
Источник: составлено автором

В процессе обучения предусмотрено проведение тренингового занятия по инициации и социально-экономическому обоснованию проекта ГЧП. Также благодаря сотрудничеству с Мировым Банком и Программой развития государственно-частного партнерства (USAID) будут показаны видео-лекции ведущих зарубежных экспертов по отдельным вопросам реализации проектов на основе ГЧП в странах Европы, Северной Америки и Азии.

КНЛУ, внедряя в учебный план курс «Теория и практика государственно-частного партнерства», разработал структуру учебно-методического комплекса, тематику лекций, содержание и формы подачи материалов, которые базируются на действующих программных документах органов государственной власти, нормативно-правовых актах страны, нормативов в сфере высшего образования и т. д. К сентябрю 2015 года планируется издать учебное пособие – Конспект лекций курса «Теория и практика государственно-частного партнерства».

Программа дисциплины тесно связана с другими дисциплинами экономического (профильного) блока, которые преподаются на факультете экономики и права КНЛУ, в частности с такими дисциплинами, как «Управление инновациями» (в рамках темы «ГЧП в инновационной сфере»), «Международные экономические отношения» (в рамках темы «партнерство Украины с международными организациями»), «Управление проектами», «Управление персоналом», «Государственное и региональное управление» и т. п.

Успешность внедрения данного Курса, определяемая анкетированием студентов после его изучения и проверкой их знаний путем тестирования, позволит нам понять, стоит ли открывать магистерскую программу по ГЧП в университете, а также станет основой для открытия курсов повышения квалификации.

Обучение специалистов механизмам ГЧП в Украине, и в КНЛУ в частности, может привести к следующим результатам:

· ознакомлению широкого круга лиц с механизмом государственно-частного партнерства;

· интенсификации реализации проектов на основе ГЧП в стране;

· адаптации лучших мировых практик ГЧП к условиям Украины;

· привлечению зарубежных и внутренних инвестиций в экономику страны;

· содействию изменению «спорных» норм отечественного законодательства в сфере государственно-частного партнерства;

· имплементации механизма государственно-частного партнерства как эффективного инструмента привлечения инвестиций, повышения качества предоставляемых населению услуг и развития отраслей народного хозяйства.

Учитывая отсутствие опыта преподавания подобных дисциплин, руководство КНЛУ активно налаживает сотрудничество с ведущими национальными и мировыми профессиональными организациями в сфере ГЧП. В планах – проведение совместных круглых столов, конференций и обучающих семинаров для преподавателей вуза, обмен методическими материалами и прочее.

Таким образом, по нашему мнению, в последнее время особенно актуальным остается вопрос повышения качества управления государственным имуществом и привлечения инвестиций. Механизм государственно-частного партнерства является эффективным инструментом решения данных задач.

Исследование показало, что наибольшего прогресса в вопросах подготовки специалистов в сфере государственно-частного партнерства добилась Россия. Там существуют специализированные магистерские программы, обеспеченные наличием бюджетных мест, создается мощная институциональная среда в лице аналитических центров и исследовательских структур при высших учебных заведениях. Также активно происходит передача знаний в рамках вневузовского образования путем проведения курсов повышения квалификации, что особенно актуально для государственных служащих и предпринимателей. К слабым сторонам мы относим практически полное отсутствие системы подготовки специалистов в сфере ГЧП в регионах РФ.

Что касается Казахстана и Беларуси, то здесь система подготовки специалистов в сфере ГЧП малоэффективна и далека от международных стандартов. Также хочется отметить, что государство крайне вяло способствует продвижению курсов ГЧП в вузы страны. Хотя в сравнении с Беларусью, Казахстан находится в более выигрышном положении.

В тоже время исследование показало, что подготовка специалистов в области ГЧП особенно актуальна для Украины, где, несмотря на наличие базового закона, механизм ГЧП внедряется в практику крайне медленно и не вызывает доверия среди представителей органов региональной власти в связи с непониманием его базовых принципов. Исходя из этого, изучение дисциплины «Теория и практика государственно-частного партнерства» студентами-экономистами и студентами-юристами является необходимым инструментов активизации механизма государственно-частного партнерства в Украине.

[1] Delmon, J. (2009). Private Sector Investment in Infrastructure: Project Finance, PPP Projects and Risk (2nd Edition; P. 7). Washington, DC: The World Bank and Kluwer Law International.

[2] Киреева, А.В., Соколов, И.А., Тищенко, Т.В. (2012). Государственно-частное партнерство как инструмент поддержки инноваций (С. 140). М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС.

[3] Киреева, А.В., Соколов, И.А., Тищенко, Т.В. (2012). Государственно-частное партнерство как инструмент поддержки инноваций (С. 140). М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС.

[4] Araújo, S., Sutherland, D. (2010). Public-Private Partnerships and Investment in Infrastructure (OECD Economics Department Working Papers; No. 803; P. 33). Retrieved from: http://dx.doi.org/10.1787/5km7jf6q8f0t-en

[5] Sarmento J.M., Renneboog, L. (2014). Public-Private Partnerships: Risk Allocation and Value for Money. (TILEC Discussion Paper; Vol. 2014-017; P. 4). Retrieved from: http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2411450

[6] Benefits // The Institute for Public-Private Partnerships (IP3) website.

[7] Кафедра «Государственно-частное партнерство» // Сайт Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

[8] Кафедра экономической политики и государственно-частного партнерства (ЭПГЧП) // Сайт Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России.

[9] Государственно-частное партнерство в России (2013; С. 31-35). Режим доступа: https://www.tpprf.ru

[10] Магистерская образовательная программа «Управление инвестиционными проектами в государственно-частном партнерстве» // Сайт Академии управления при Президенте Республики Беларусь.

[11] Проекты ПРООН // Сайт Организации Объединенных Наций в Беларуси.

[12] Обучение в области ГЧП и БИ // Сайт Казахстанского центра государственно-частного партнерства.

[13] Ukraine // United States Agency for International Development (USAID) website.


Источники:

Абдрахманов, А.И. (2013). Государственно-частное партнерство в России и государствах Западной Европы: политологический анализ (Автореф. дисс. … канд. полит. наук: 23.00.02). Москва.
Беляев, Ю.М. (2015). Проблемы и пути устойчивого инновационного развития страны. Креативная экономика, 9(1), 9–22.
Варнавский, В.Г. (2004). Государственно-частное партнерство в России: проблемы становления. Отечественные записки, 6, 172–180.
Матаев, Т.М. (2014). Формы государственно-частного партнерства при реализации инфраструктурных проектов. Государственно-частное партнерство, 1(1), 9–20.
Хусаинов, Р.В. (2015). Моделі державно-приватного партнерства: закордонний досвід та перспективи для України [Модели государственно-частного партнерства: зарубежный опыт и перспективы для Украины]. Науковий вісник Одеського національного економічного університету, 4, 177–192.

Страница обновлена: 25.10.2024 в 04:08:31