Оценка условий для развития региональной информационно-консультационной службы

Быков А.В., Михалева Т.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 1-2 (127), Январь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Для деятельности информационно-консультационной службы (ИКС) в аграрном секторе экономики важными обстоятельствами являются условия, в которых эта служба будет функционировать. А это, в свою очередь, зависит от условий развития сельского хозяйства. Данный вопрос актуален, прежде всего, для регионов, в которых пока ИКС не создана.

Ключевые слова: сельское хозяйство, агропромышленный комплекс, консультационные услуги



Практика уже доказала, что сельское хозяйство любого региона нуждается в квалифицированных консультациях, которые были бы предоставлены им специальной службой. Создание и развитие сети государственной информационно-консультационной службы для сельскохозяйственных товаропроизводителей является одним из основных направлений агропродовольственной политики правительства Российской Федерации на период с 2001 по 2010 г.

На сегодняшний момент в 65 регионах Российской Федерации действуют информационно-консультационные службы различных организационно-правовых форм, доказывая свою значимость в повышении эффективности сельскохозяйственного производства. Одной из областей, где до настоящего времени в силу различных причин информационно-консультационная служба пока не создана, является Липецкая область.

Автором данного материала было проведено исследование по изучению условий развития сельского хозяйства в области, как основы для развития информационно-консультационной службы.

Особенности деятельности сельскохозяйственных предприятий в Липецкой области

В сфере сельского хозяйства можно выделить следующие особенности, оказывающие влияние на специфику деятельности сельскохозяйственных предприятий.

1. Сельскохозяйственные предприятия функционируют в условиях приближенных к рынку с совершенной конкуренцией, что позволяет им оказывать влияние на цену лишь посредством улучшения качества товаров и преимущественных условий поставки продукции.

2. Сезонность производства приводит к неравномерным поставкам продукции на рынок и влечет за собой колебания цен в течение года.

3. Сельскохозяйственные предприятия часто являются первым звеном цепочки продовольственного маркетинга, и производимая ими продукция служит сырьем для перерабатывающих компаний. В этих условиях хозяйствам важно опосредованное изучение предпочтений потребителей продовольствия. Поэтому приоритет следовало бы отдать оценке емкости укрупненных рынков (мяса крупного рогатого скота, свинины, овец, птицы, хлебных продуктов высокого качества, сыров и т.д.) и возможностей их насыщения. Исходя из этого, сельскохозяйственные предприятия могли бы планировать структуру производства.

4. Конкретные условия хозяйствования оказывают существенное влияние на средние издержки, что зависит от удельного уровня постоянных издержек в общих затратах, их структуры, плодородия почв, местоположения и т.д. Это побуждает предприятия выбирать наиболее оптимальные технологии производства продукции, добиваясь повышения рентабельности и устойчивости воспроизводства.

5. Риски и неопределенности в сельскохозяйственном производстве обусловливают необходимость осуществлять производство нескольких видов продукции.

6. Сельскохозяйственное производство сопряжено с действием множества факторов, которые могут повлиять на качество продукции и, соответственно, в значительной степени — на ее будущее движение к потребителю (например, зерно товарное и фуражное).

7. Инвестиции в сельское хозяйство должны учитывать эффективность мероприятий по их осуществлению. В итоге преимуществом пользуются не совершенные системы техники, а установление баланса различных природных и техногенных факторов в производственной сфере.

8. Приоритетными должны стать экологичные технологии ведения сельскохозяйственного производства.

Местные особенности растениеводства и животноводства

Оценку перспектив производства сельскохозяйственной продукции в Липецкой области мы проводи с учетом динамики валовой и товарной продукции, себестоимости единицы продукции, цен и уровня рентабельности.

В результате проведённых исследований, был сделан вывод о том, что производство продукции растениеводства в Липецкой области не стабильно, так как область относится к зоне рискованного земледелия. И высокие колебания объёмов производства зерновых по годам создают оптимальные условия для регулирования цен и формирования запасов.

В период с 2000 г. по 2006 г. постоянно увеличивалось производство сахарной свеклы, за исключением 2004 г. Уровень рентабельности изменялся соответственно. Несмотря на то, что сахарная свекла является трудоемкой культурой, ее посевы в Липецкой области весьма перспективны, так как обеспечивают высокую массу прибыли с единицы земельной площади.

Можно отметить более стабильное производство молока и мяса в области, но при этом оно в целом по предприятиям остается убыточным (уровень окупаемости молока в 2006 г. составил 99%).

Несмотря на убыточность животноводства в целом по Липецкой области, его развитие является перспективным для предпринимательских структур на селе. Это обусловлено главным образом тем, что потребление молока и продуктов его переработки в расчете на душу населения в Липецкой области в 2006 г. было ниже рациональной нормы на 44%, потребление же мяса и мясопродуктов - на 36%, хотя в последние годы наметилась тенденция роста среднедушевого потребления продуктов животноводства. Можно предположить, что развитие сельскохозяйственного производства в свою очередь будет стимулировать вложение инвестиций в сельское хозяйство, а конкуренция будет способствовать снижению цены и увеличению качества продукции.

Состояние аграрного сектора области

Таким образом, состояние аграрного сектора Липецкой области можно охарактеризовать следующим образом.

1. Рынок продукции сельского хозяйства не насыщен, о чем, в частности, свидетельствует и высокий уровень импортируемого продовольствия.

2. Производство растениеводческой продукции рентабельно и средний по Липецкой области уровень рентабельности выше процента предоставляемых банковских кредитов.

3. Растущий уровень потребления мяса и перспективность производства продукции животноводства позволяют сделать прогноз повышения спроса на фураж, производству которого следует уделить особое внимание.

4. Рост уровня реальных доходов населения создает предпосылки для экономического роста в аграрном секторе.

Перечисленные особенности дают основание считать, что положительные тенденции развития сельского хозяйства создают все условия для перспективности организации и функционирования информационно-консультационной службы в области.

Вывод: в области есть условия для создания информационно-консультационной службы

При этом, учитывая, что рост объемов производства и рентабельность хозяйств зависят не от формы собственности, а от состояния материально-технической базы и компетентности управленческого персонала, добиться прибыльности сельскохозяйственных организаций позволяют внедрение инноваций в производство, совершенствование структуры управления, организации и мотивации труда работающих, эффективное использование материальных и денежных ресурсов. Все это в значительной мере определяется уровнем обеспеченности сельскохозяйственных производителей актуальной и достоверной экономической, научной, правовой, справочной, коммерческой и другой информацией.

Следует отметить, что в Липецкой области имеется достаточная база для реализации задач информационно-консультационной службы. В области находится ряд научных и образовательных учреждений, оснащенных средствами вычислительной техники. Более 50% сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий области применяют средства вычислительной техники, многие предприятия имеют выход в Интернет и даже собственные WEB-ресурсы.

Учитывая результаты проведенного исследования, мы считаем, что в Липецкой области в настоящее время созданы достаточные условия для создания информационно-консультационной службы, которая будет содействовать развитию аграрного производства и улучшению социально-экономических условий жизни на селе посредством распространения знаний, продвижению инновационных технологий, оказанию информационных и консультационных услуг хозяйствующим субъектам АПК и сельскому населению.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:00:40