Конкурентные преимущества хозяйствующего субъекта
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 1-2 (127), Январь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Конкурентоспособность продукции – одна из важнейших категорий стабилизации и экономического роста производства во всех отраслях и на каждом отдельно взятом предприятии. Однако в условиях рыночной экономики, в отличие от планово-централизованной системы управления, необходим рост конкурентоспособного производства товаров и услуг, удовлетворяющих потребности клиентуры по качественным и ценовым параметрам.
Ключевые слова: конкурентные преимущества, конкурентоспособность
Повышение конкурентоспособности продукции является основополагающим фактором безопасности и стабилизации предприятия в условиях постоянно изменяющейся рыночной конъюнктуры.
Уровень конкурентоспособности предприятия должен стать барометром его экономического состояния, одним из критериев оценки, в дополнение к уже существующим. Возможность управления конкурентоспособностью является жизненно важным для выживания и развития отечественных компаний.
Теория конкуренции А. Смита
Впервые системное изложение теории конкуренции представлено А. Смитом в его классической работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» [3].
Являясь основоположником теории конкуренции, А. Смит сформулировал:
‑ определение конкуренции как механизма, регулирующего цену товара в зависимости от величины его предложения;
‑ принцип «невидимой руки», заставляющей действовать товаропроизводителей в соответствии с «совершенным» планом развития экономики данного сегмента рынка;
‑ условия эффективной конкуренции, предусматривающие наличие большого количества производителей и потребителей, информационное обеспечение производителей о рыночной конъюнктуре и оптимизацию используемых ресурсов. Показал, что отдельный предприниматель не обладает возможностью оказывать значительное влияние на изменение рыночной цены товара.
А. Смит также разработал:
‑ теоретический механизм конкуренции, позволяющий объективно уравновешивать отраслевую норму прибыли и добиваться оптимального распределения ресурсов между отраслями;
‑ модель развития конкурентных отношений. Доказал, что в рыночных условиях возможно максимальное удовлетворение потребителей и эффективное использование ресурсов в масштабах общества в целом.
Конкурентоспособности продукции как базовая категория
Вопросам изучения конкурентоспособности предприятий и ее оценки посвящены работы многих отечественных и зарубежных ученых. Но, несмотря на значительное их количество, существуют некоторые различия в понимании категории «конкурентоспособность»: многовариантность определений, относительность, а также неоднозначность подходов к оценке и анализу конкурентоспособности на разных ее уровнях.
Необходимо отметить, что исследования конкурентоспособности проводятся по всем иерархическим уровням – товара, производителя, отрасли, страны и международном. Но как это не парадоксально, основой конкурентоспособности на любом из них является производство конкурентоспособной продукции конкретным производителем. Таким образом, в основе всех уровней лежит «конкурентоспособность продукции». Следовательно, эта категория является базовой.
Многие исследователи часто приравнивают понятия «конкурентоспособность продукции» и «конкурентоспособность предприятия». Однако первое является необходимым, но не достаточным условием второго. Примером такой ситуации является состояние многих отечественных предприятий военно-промышленного комплекса.
Конкурентоспособность предприятия и конкурентоспособность продукции — в чем отличия?
Между понятиями «конкурентоспособность продукции» и «конкурентоспособность предприятия» можно выделить следующие основные отличия.
1. Конкурентоспособность продукции оценивается по ее качественным, ценовым параметрам и потребительским свойствам, влияющим на динамику спроса и объем реализации. Конкурентоспособность предприятия – суммирующий показатель по всем направлениям производственно-хозяйственной и экономической деятельности, позволяющий иметь преимущества на рынке.
2. Признание конкурентоспособности продукции, как правило, осуществляется на рынке, оценка конкурентоспособности предприятия выполняется самим производителем при наличии достоверной информации о своих преимуществах и недостатках конкурентов.
3. При исследовании и оценке конкурентоспособности продукции и предприятия фактор времени оказывает значительное влияние только в долгосрочном периоде в связи с тем, что периоды жизненного цикла предприятия, как правило, более продолжительны. В оперативном режиме конкурентоспособность продукции и предприятия оценивается по фактическим показателям на данный момент времени.
Конкурентоспособность продукции, т.е. возможность коммерчески выгодной её реализации на конкретном сегменте рынка, определяется в основном потребителями, отдавшими свое предпочтение тому или иному аналогу товара, удовлетворяющего их собственные потребности по их индивидуальной оценке в данный момент времени. В этом случае можно отметить, что данная категория имеет относительный и индивидуальный оттенок.
Категории конкурентоспособности предприятия и конкурентоспособности продукции взаимосвязаны. Обобщенным критерием здесь может являться ценность компании как хозяйствующего субъекта, выпускающего продукцию, удовлетворяющую потребности клиентуры.
В свою очередь, конкурентоспособность предприятия подвержена влиянию совокупности факторов внутренней и внешней среды (рис. 1).
Рис. 1. Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия.
Конкурентные преимущества и механизм мультипликации
Постоянно изменяющаяся рыночная конъюнктура оказывает значительное влияние на поведение хозяйствующих субъектов в рыночной среде. Только наличие у предприятия достоверной информации об участниках рынка позволяет оценить и эффективно управлять конкурентоспособностью. Исследование конкурентов, как правило, проводят по тем же параметрам, по которым анализируют собственные преимущества. Это позволяет обеспечить сравнимость результатов по следующим условиям:
‑ предприятия должны находиться в сопоставимых фазах жизненного цикла и быть сопоставимыми по своим производственным мощностям;
‑ номенклатура выпускаемой продукции, как правило, должна относиться к одному ассортиментному ряду, удовлетворяющему идентичные потребности клиентуры.
Таким образом, качество удовлетворения потребностей позволяет клиенту получить товар в нужное время и в необходимом ассортименте по цене, соответствующей его доходу.
Если соблюдаются эти условия, уровень конкурентного преимущества может быть оценен как отношение рентабельности предприятия к аналогичному показателю лидера рынка, исчисленному за длительную (стратегическую) перспективу [2].
Фактические преимущества хозяйствующего субъекта на рынке можно оценить, используя положения теории мультипликаторов [1]. Механизм мультипликации характеризует цепочку последовательной зависимости эффектов и вызвавших их стимулов [1].
Использование мультипликационного механизма с постоянно возобновляемым импульсом позволяет рассчитать направленный накапливаемый эффект при решении стратегических задач за достаточно продолжительный период по следующей зависимости:
где П – номер периода получения эффекта,
r – коэффициент мотивации потребления, определяемый отношением увеличения объема потребления ΔС в связи с увеличением дохода потребителя R.
Высокий уровень конкурентного преимущества предприятия в целом сохраняется в том случае, если его источники постоянно расширяются и совершенствуются.
[1] Согласно теории мультипликатора Кейнса вовлечение в производство дополнительных рабочих приводит к увеличению занятости, потребления и дохода. Мультипликатор Кейнса — это число, показывающее, во сколько раз суммарный прирост дохода превышает прирост инвестиционных расходов — прим. ред.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:00:56