Система принципов управления качеством

Гупанова Ю.Е.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 2-1 (128), Февраль 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Гупанова Ю.Е. Система принципов управления качеством // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 2. – С. 55-58.

Аннотация:
Управление качеством является одной из важнейших функций и подсистем управления производством и, как неотъемлемая часть общего менеджмента, должно опираться на соответствующую научную методологию управления.

Ключевые слова: менеджмент, управление качеством, качество



Под научной методологией управления понимается совокупность общих принципов, методов и организации управления, которые формируются на основе познания и использования экономических законов, закономерностей и исследования факторов, влияющих на объект управления [3].

Из этого следует, что в основе методологии управления качеством также должны лежать принципы управления, которые являются общими правилами, положениями или требованиями к управлению качеством. В учебнике В.М. Мишина под принципом управления понимается объективно обоснованное руководящее правило, которое должно соблюдаться при осуществлении управления, чтобы оно (управление) отвечало своему назначению и было эффективным [1].

Восемь принципов менеджмента качества

На сегодняшний день наиболее передовые концепции построения систем менеджмента качества (СМК) нашли отражение в международных стандартах ИСО серии 9000 [1], в основу которых положены следующие восемь принципов менеджмента качества: ориентация на потребителя; лидерство руководства; вовлечение работников; процессный подход; системный подход к управлению; постоянное улучшение; принятие решений, основанное на фактах; взаимовыгодные отношения с поставщиками. Данные принципы являются универсальными для любых видов деятельности, отражают базовые концепции философии всеобщего качества, закладывают основу для эффективной системы качества, создавая основные требования к ее устойчивому функционированию, ориентируют предприятия на выявление процессов для определения потребительских запросов и ожиданий.

При этом, несмотря на универсальность указанных принципов, они в большей степени носят практический характер и не могут быть единственными при формировании научной методологии управления качеством. По мнению ряда ученых [3, 6] совокупность научно обоснованных принципов управления качеством представляется как единство общих, общесистемных и специальных принципов, где принципы стандартов ИСО 9000 относятся к последней категории.

Что касается основного общего принципа, то, по сложившемуся мнению, он заключается в том, что системное управление качеством должно быть органичной составляющей системного управления всем предприятием [3], то есть СМК необходимо рассматривать как часть всей системы управления предприятием. Данный подход прямо следует из стандарта ИСО серии 9000 и согласуется со специальными принципами управления качеством.

Далее наряду с общими принципами управления применительно к управлению качеством целесообразно руководствоваться общесистемными принципами [6], так как управление качеством в настоящее время рассматривается со стороны системного подхода. Анализ научных источников [3, 4] по данной проблематике позволил выделить следующие общесистемные принципы управления качеством: целенаправленность; делимость СМК; иерархичность; комплексность; взаимосвязанность СМК со всеми другими системами предприятия; замкнутость общих функций управления качеством в управленческом цикле; систематичность выполняемых работ; преемственность при создании и совершенствовании СМК; простота, необходимая для понимания каждым работником всего, что касается управления качеством.

Специфические принципы управления качеством

В свете рассматриваемой проблемы необходимо отметить, что кроме указанных подходов, другими учеными отмечается, что качество в первую очередь необходимо рассматривать как главный фактор конкурентоспособности, поэтому применительно к управлению качеством целесообразно выделять еще и специфические принципы [1, 7] . По нашему мнению, данные принципы в обозначенной ранее системе могут занимать равное положение со специальными, отмеченными в стандартах ИСО 9000, поскольку и те, и другие по своей сути направлены на укрепление позиций предприятия в рыночной среде.

Исследование работ отдельных авторов [5, 6, 7] позволяет обобщить следующие специфические принципы управления качеством:

1) принцип единства количества и качества, обусловленный его двойственной природой, отражающей техническую и экономическую стороны качества, которые формируются и проявляются в процессе производства и потребления;

2) принцип непрерывности и комплексности контроля качества, позволяющий реализовать не только своевременную корректировку несоответствий, но их оперативное предупреждение;

3) принцип экономического стимулирования, базирующийся на осознании возрастающей ценности человеческого ресурса и необходимости соответствующего механизма мотивации персонала для повышения качества;

4) принцип эффективности качества, предусматривающий единство и неразрывность качества и эффективности производства.

В этой связи важно заметить что, на наш взгляд, данный перечень специфических принципов является неполным, так как он не в полной мере отражает систему отношений по управлению качеством.

Еще один ряд специфических принципов управления качеством

Теоретический анализ научных фактов [2, 3, 4, 5, 7], тенденций и закономерностей управления, их обобщение и систематизация, позволили нам дополнительно сформулировать следующие специфические принципы управления качеством:

1. Сочетание интересов производителя и потребителя в повышении качества товара. Данный принцип вытекает из рыночных законов и направлен на разрешение противоречия между экономическими интересами производителя, стремящегося к получению максимальной прибыли в условиях рынка, и потребителя, заинтересованного в снижении цен на товары.

В связи с этим производителю необходимо стремиться к повышению качества и минимизации цены товара, чтобы обеспечить сбалансированность спроса и предложения. Этим производитель создаст предпосылки для наиболее полного удовлетворения запросов потребителей и получения своей прибыли. Тем самым будет обеспечено высокое качество и цена, доступная для массового потребления.

2. Минимизация стоимости жизненного цикла товара. Данный принцип тесно взаимосвязан с предыдущим и предполагает постоянное снижение затрат на качество как важного резерва уменьшения себестоимости и цены, а также тесно увязан с концепцией всеобщего менеджмента качества, конечной целью которой является достижение абсолютного качества при нулевом количестве дефектов и, соответственно, минимальной стоимости жизненного цикла товара.

3. Надежность СМК. Принцип предполагает надежное, безотказное функционирование системы качества и является интегративным – он базируется на предыдущих специфических принципах и, в свою очередь, является основой их эффективного применения. Любая СМК должна обладать синергетическим эффектом, проявляющимся в приросте эффекта от взаимодействия ее составляющих, что должно стать залогом ее саморегуляции и самоорганизации. Только самоорганизующаяся СМК способна к адекватному реагированию на внешние и внутренние воздействия и обладает характеристиками надежности и безопасности, что является гарантом удовлетворения потребностей общества в качественных товарах.

Таким образом, сформулированные принципы, на наш взгляд, дополняют имеющуюся систему принципов управления качеством, отвечают сложившимся условиям формирования экономики и развивают научную методологию менеджмента качества. Практическая реализация указанной системы принципов должна стать основой планирования мер по постоянному совершенствованию и улучшению качества в краткосрочной и долгосрочной перспективе, а также ядром формирования действенных систем качества.

[1] Речь идет о Стандартах по формированию системы менеджмента качества серии ISO 9000, которые применяются к любой области экономики и распространяющиеся на предприятия с любыми видами деятельности. Стандарты семейства ISO 9000 разработаны Международной организацией по стандартизации (ISO - International Organization for Standardization) и обобщили в себе весь мировой опыт по разработке систем качества. В силу своей универсальности они считаются самыми популярными в мире и занесены в книгу рекордов Гиннеса. В России стандарт ISO 9001:2000 принят в качестве национального и утвержден для всероссийского использования постановлением Госстандарта России от 15.08.2001 № 333-ст "Системы менеджмента качества. Требования ГОСТ Р ИСО 9001-2001" — прим. ред.


Страница обновлена: 16.07.2024 в 15:15:19