Новая модель финансирования инновационного вуза

Орлова Е.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11-2 (123), Ноябрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Инновационный университет – это вуз предпринимательского типа. Основными видами его деятельности являются научная и образовательная на основе инновационных подходов и методов управления.

Ключевые слова: финансирование, научная деятельность, образовательная деятельность, инновационный университет, инновационный вуз



Инновационный университет – это вуз предпринимательского типа. Основными видами его деятельности являются научная и образовательная на основе инновационных подходов и методов управления.

Стратегической целью создания инновационного университета является подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов и введение в хозяйственный оборот результатов НИР, способных обеспечить позитивные изменения в экономике России.Современные экономические условия заставляют образовательные учреждения профессионального образования активно проводить инновационную политику:‑ организовывать обучение по новым специальностям:‑ вводить специальные учебные программы, новые образовательные технологии, отвечающие требованиям времени;‑ расширять комплекс образовательных услуг для населения и предприятий различных форм собственности.Те образовательные учреждения, которые ориентированы лишь на подготовку специалистов для традиционной структуры деятельности, обречены на провал.На сегодняшний день одна из главных проблем – изменение положения экономической системы образования. Это предполагает уход от остаточного принципа финансирования в пользу инвестирования образования. Оно должно строиться на использовании научных методов обеспечения образования, ориентированного на развитие инновационной экономики.Предложенная модель финансирования инновационного вуза предполагает использование трех основных источника - бюджетное финансирование на основе подушевых нормативов, региональные бюджетные субсидии и внебюджетное финансирование. Рассмотрим их.

1. Бюджетное финансирование на основе подушевых нормативов

Переход на нормативное подушевое финансирование ориентирован на повышение эффективности бюджетного финансирования, повышение качества бюджетной образовательной услуги общего образования в сочетании с мерами недопущения снижения фактически сложившегося финансирования отдельных образовательных учреждений в течение переходного периода на принципы нормативного подушевого финансирования (за исключением случаев снижения объема оказываемых учреждением образовательных услуг). При этом финансирование необходимо связать с качеством образования, а именно:‑ с качеством преподавателя (преподаватель должен обеспечивать высокий уровень знаний, заниматься научной деятельностью, при этом вуз должен выплачивать достойную заработную плату);‑ с качеством студента (это должно регулироваться «порогом отсечения» по результатам ЕГЭ);‑ с состоянием материально-технической базы.Для обеспечения затрат в сфере образования, гарантированных Правительством РФ, необходимо разработать и утвердить нормативы финансирования в расчете на одного конечного потребителя услуг, которые должны быть экономически обоснованны. Это будет способствовать подконтрольности и прозрачности использования финансовых потоков и ресурсов.

2. Региональные бюджетные субсидии

Вовлечение регионов в управление высшим образованием позволяет организовывать более эффективное взаимодействие университетов с локальными рынками труда и местными сообществами.Одним из серьезных опасений, высказываемых по поводу регионализации высшего образования в России, является разный уровень финансового положения субъектов федерации. Поэтому очевидно, что на данном этапе социально-экономического развития страны возможно большее вовлечение субъектов федерации в управление высшими учебными заведениями. При этом должна сохраняться решающая роль финансирования вузов из федерального бюджета.В развитии инновационной деятельности российских регионов большое значение имеет совершенствование механизма взаимодействия между участниками инновационного процесса. Работа должна строиться на основе формирования баланса интересов, повышения мотивации и предпринимательской активности предприятий, научных и образовательных учреждений.Мировой опыт показывает, что успешное функционирование отдельных регионов зависит от прогрессивности структуры экономики и способности генерировать и реализовывать инновационные разработки. А для развития средних и малых городов возможно формирование инновационной сферы на основе научно-инновационной структуры, в центре которой может находиться образовательный комплекс.Установлено, что на развитие инновационной сферы может повлиять такой показатель региона, как инвестиционный потенциал. Отсутствие региональной инновационной структуры и системы подготовки кадров для инновационной сферы является одним из основных ограничений для развития промышленного производства.Инновационная региональная структура может быть сформирована как некоммерческое партнерство на базе системы муниципального управления с активным участием академических и городских административных структур, инновационных предприятий и инвесторов. Это позволит осуществить интеграцию учебного процесса, фундаментальных исследований, опытно-конструкторских разработок и внедрение инноваций.В рамках предложенной структуры могут функционировать совместные научные лаборатории, информационный центр, школа инновационного менеджмента, ассоциации выпускников университета, инвестиционный фонд.Для успешной реализации предложенной структуры необходимо развивать формы государственной поддержки инновационной деятельности, усовершенствовать нормативно-правовую базу и создать режим благоприятствования для инвестиций в инновационную структуру региона.Основное значение инновационных региональных программ состоит не столько в финансировании проектов, сколько в стимулировании региональной интеграции между различными субъектами НИОКР, координации инновационной политики регионов, выработке общей стратегии, а также в распространении наилучшего опыта создания инноваций.

3. Внебюджетное финансирование

Любые финансовые средства (как бюджетные, так и внебюджетные) необходимо использовать эффективно для достижения конкретных целей. Сотрудничество образовательных учреждений с наиболее стабильными и крупными работодателями может стать одним из эффективных средств привлечения финансовых ресурсов в систему профессионального образования.Подготовка специалистов, необходимых для данного предприятия, под его заказ, должно сопровождаться дополнительным финансированием со стороны работодателя, который будет заинтересован в экономической эффективности вложенных средств в систему профессионального образования.Основными источниками финансирования в этом разделе могут стать:‑ выполнение НИР и ОКР;‑ образовательные услуги;‑ внедрение инновационных образовательных технологий;‑ создание и реализация инновационной продукции;‑ выполнение региональных, а также международных проектов, консалтинговых услуг;‑ дары спонсоров и меценатов, пожертвования выпускников университета, социально-культурного сервиса.Одним из источников финансирования может стать плата за обучение. Для развития образовательного кредитования представляется необходимым принятие специального федерального закона, который предусматривал бы:‑ условия и порядок предоставления и возврата образовательных кредитов;‑ права и обязанности кредитных организаций и заемщиков;‑ меры государственной поддержки системы образовательного кредитования.При регулировании предельного размера процента по образовательному кредиту государство должно компенсировать банкам потери, возникающие из-за установления пониженной ставки. В отдельных случаях на государство должна возлагаться взаимная ответственность перед банком по долгам заемщика.Процентное соотношение долей трех основных источников финансирования в бюджете инновационного вуза не может быть определено точно, так как это довольно сложно. В зависимости от каждой конкретной ситуации ежегодно университеты должны защищать свои источники финансирования перед учредителем. Тогда он будет знать свою ответственность за университет.


Источники:

1. Похолков Ю.П., Агранович Б.Л., Чудинов В.Н., Чучалин А.И. Организационная структура инновационного университета // Инженерное образование. - 2004. - № 2. - С. 24-31.
2. Управление в высшей школе: опыт, тенденции, перспективы: аналитический доклад / Руководитель авторского коллектива В.М. Филиппов. - М.: Логос, 2005. - 540 с.
3. Шукшунов В.Е. Инновационное развитие университетов. - М.: МАН ВШ, 2003.

Страница обновлена: 21.09.2024 в 23:14:06