Концепция «зеленого» вуза: основные положения и перспективы развития

Островкин Д.Л.1, Симонова В.О.1
1 Уральский государственный лесотехнический университет, Россия, Екатеринбург

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 17, Номер 10 (Октябрь 2023)

Цитировать:
Островкин Д.Л., Симонова В.О. Концепция «зеленого» вуза: основные положения и перспективы развития // Креативная экономика. – 2023. – Том 17. – № 10. – С. 3879-3892. – doi: 10.18334/ce.17.10.119187.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54773126

Аннотация:
В статье рассматриваются теоретические аспекты внедрения «зеленых» технологий в деятельность высших учебных заведений для достижения устойчивого развития общества и рынка. Авторы считают, что «зеленый» вуз может стать лидером в борьбе за потребителя и финансирование, а также предлагают минимальный набор изменений, которые могут быть внедрены для достижения этой цели, что нашло отражение в выделении основных характеристик для «зеленого» университета. В заключении представлены основные функции и перспективы реализации стратегии «зеленого» вуза для российских высших учебных заведений.

Ключевые слова: устойчивое развитие, зеленый университет, зеленый вуз, образование, студенты

JEL-классификация: Q01, I23, I25, I26



Введение. Эпоха стремительного развития демографических и экономических процессов ведет к необратимым последствиям, увеличивая экологический кризис. В стремлении за удовлетворением собственных потребностей, человек, в свою очередь, наносит огромный ущерб окружающей среде.

В конце XX века высшие учебные заведения начали активно заниматься проблемой устойчивого развития, хотя идея изменения принципов и механизмов человеческой деятельности возникла еще в середине XX века. В 1972 г. на Стокгольмской Конференции ООН по проблемам окружающей среды было заявлено о необходимости включения мер по решению экологических проблем и охране окружающей среды в правительственные программы. Эта конференция стала стимулом для исследования окружающей среды на национальном и международном уровнях, а также повлияла на формирование правовых норм и инициатив в этой области, способствуя развитию международного сотрудничества по защите окружающей среды [1].

Дополнительно, в 1983 году при ООН была создана Международная комиссия по окружающей среде и развитию (МКОСР) под руководством Г.Х. Брутланд. В 1987 г. был опубликован отчет МКОСР под названием «Наше общее будущее» [2]. В этом документе был задан вопрос о возможности перехода человечества к «устойчивому развитию» – способности человечества удовлетворять свои потребности, не ставя под угрозу будущие поколения их

Впоследствии, на второй конференции ООН по окружающей среде и развитию, которая прошла в 1992 го. в Рио-де-Жанейро, тема устойчивого развития снова обсуждалась. Одним из принятых на конференции документов стал план основных действий в целях глобального устойчивого развития, который получил название «Повестка дня на XXI век» [3].

На современном этапе развития общества экологические проблемы, которые были озвучены в 1970 – 1990-е гг. не только не утратили свою актуальность, но и усилились. В связи с этим, по нашему мнению, высшие учебные заведения должны иметь важную роль в формировании экологической культуры. Они являются культурными и образовательными центрами, которые непосредственно взаимодействуют с молодым поколением и оказывают формирующее воздействие на становление личности молодого человека. Высшее учебное заведение взаимодействует с людьми в момент проектирования их личностной траектории профессионального развития, передавая и закрепляя образовательные ценности, идеи и приоритеты, как на уровне социума, так и на уровне отдельной личности. Согласно данным Росстата, на начало 2022 – 2023 учебного года в России числилось более 4,1 млн. студентов. [4].

Важность образования для будущего устойчивого развития человечества была подчеркнута на Восьмой Конференция министров охраны окружающей среды «Окружающая среда для Европы» (Батуми, Грузия, 2016 г.), где в числе прочих присутствовали представители из Российской Федерации. Итогом работы стал Проект Батумского заявления министров по образованию в интересах устойчивого развития [5], было указано на ключевую роль учебных заведений в реализации стратегий устойчивого развития стран, их перехода на принципы зеленой экономики. Для достижения этой цели, к 2030 г. странам-участницам необходимо провести обучение педагогов всех уровней образования по экологической проблематике, обеспечить знаниями и навыками, которые требуются для перехода к устойчивому развитию.

При этом важно, чтобы эко-культура поддерживала экологическое поведение, а не оставалась в пассивном состоянии, а образовательные учреждения перестраивали свою деятельность в рамках принципов устойчивого роста, т.е. реализующих стратегии развития «зеленых» университетов.

На данный момент в исследовательской литературе ряд авторов сформулировали терминологическое понятие «зеленого вуза». Одним из первых авторов, который ввел данный термин, была С. Крейтон [6]. В своей работе «Зеленые вузы: образование для устойчивого развития» (Greening the Ivory Tower: Improving the Environmental Track Record of Universities) она предложил определение зеленого вуза как университета, который стремится к устойчивому развитию, интегрируя принципы устойчивости во все аспекты своей деятельности, включая управление, образование и исследования.

Другие авторы, С. Фиси., А. Ромолини., Е. Гори и М. Контри, в своей работе «Путь к устойчивому зеленому университету: пример Флорентийского университета» (The path toward a sustainable green university: The case of the University of Florence) [7] также определяет зеленый вуз как учебное заведение, которое интегрирует принципы устойчивого развития в свои операции и образовательные программы.

Исследователи Ю. Хан и Джон Чи-Кин Ли в своей статье «Зеленые университеты» в Китае: концепции и действия («Green Universities» in China: Concepts and Actions") [8] подчеркивают важность университетов как моделей для общества в целом и отмечают, что зеленые вузы должны быть лидерами в области устойчивости, внедряя инновационные технологии и практики.

Также стоит отметить работу Йи-Синь Цай, Шен Чжун Оу, Суан-Хунг Чен и Цзянь-Чэнь Чиу «Ключевые стратегии устойчивого и энергосберегающего развития для зеленых университетов» (Key strategies of sustainable and energy-saving development for green universities) [9], где авторы предлагают практические рекомендации для университетов по внедрению и продвижению устойчивого развития.

Все эти работы подчеркивают важность роли университетов в устойчивом развитии и предлагают различные подходы и стратегии для достижения этой цели.

Российские исследователи также активно изучают концепцию зеленого вуза и вносят свой вклад в развитие этой области. Например, в работе «Устойчивое развитие университетов: мировые и российские практики» [10] исследуется опыт зарубежных зеленых университетов и предлагаются рекомендации для российских вузов по внедрению принципов устойчивого развития.

В работе «Устойчивое развитие университетов: на пути к «зеленой» экономике», выполненной А. Хододченко, автор анализирует разработку образовательных программ с учетом компетенций устойчивого развития. Переход к «зеленой» экономике, по мнению исследователя, должен привлечь работодателей и специалистов в этой области, а университеты должны играть важную роль в формировании ключевых компетенций и внедрении экологических инициатив. Вместе с этим, университеты имеют возможности вовлечения молодежи в принципы устойчивого развития, т.к. реализация «зеленой» экономики требует формирования экологической культуры, включая студентов.

Представляет интерес работа Т. Колпаковой и А. Беломестнова «Перспективы реализации стратегии «Зеленый вуз» в региональных университетах РФ (на примере забайкальского государственного университета)» [12]. В ней авторы исследуют текущее состояние зеленых вузов в России и предлагают рекомендации для их дальнейшего развития.

Однако, по нашему мнению, наиболее полно данное понятие рассматривается в следующем определении – «Зеленый университет» как высшее учебное заведение, которое проводит мероприятия, направленные на защиту окружающей среды: уменьшает количество выбросов углекислого газа, раздельно собирает отходы, экономит воду и электроэнергию, развивает экологическую инфраструктуру, проводит образовательные программы и формирует экологически чистые привычки и модели поведения людей в обществе [13].

Однако несмотря на то, что исследователи рассмотрели теоретические проблемы формирования «зеленых» университетов, остается не изученным аспект, связанный с выделением критериев для данной категории. В связи с этим, научная новизна исследования состоит в том, что авторы впервые в научной литературе предприняли попытку определить минимальный набор характеристик для образовательной организации, претендующей на статус «зеленого». Вместе с тем, авторами была сформулирована исследовательская цель, которая заключается в разработке и выделении критериальных положений для «зеленого» вуза, ввиду недостаточной разработки темы.

Результаты исследования. В свете международной практики становится все более очевидным, что образовательная система осознает необходимость перехода к устойчивому развитию и активно разрабатывает соответствующие стратегии. В России наблюдается такая же тенденция. В рамках Национального проекта «Экология» [14] была поставлена задача по повышению уровня эффективного потребления, что возможно достричь через вовлечения молодежи в культуру экологии.

Проблемы экологической направленности в России начали обсуждаться сравнительно недавно. Так, в Российской Федерации в 1994 году вышел Указ Президента России «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», где устойчивое развитие получило официальное признание [15]. Немного позднее, в 1996 г. Указом Президента России была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой было указано о необходимости осуществления в РФ последовательного перехода к устойчивому развитию, обеспечивающему сбалансированное решение социально-экономических задач сохранения благоприятной окружающей среды [16].

На сегодняшний день, в рамках принятой парадигмы по экологическому просвещению (Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об охране окружающей среды»), проводятся первые шаги по формированию «зеленых» вузов России, их брендированию и выделению таких университетов в особую категорию.

Программа "Зеленые вузы России" была запущена в 2016 году с целью формирования экологического мышления в университетском сообществе и внедрения конкретных экологических практик на базе университетов. Она ориентирована на студентов, преподавателей и сотрудников администрации вузов. В рамках программы проводятся обучающие мероприятия и прикладные проекты, направленные на формирование экологических компетенций у студентов и реализацию "зеленых" практик в вузах, таких как раздельный сбор отходов, водосбережение, энергоэффективность, озеленение территории и ответственные закупки. Программа также осуществляет обучение преподавателей и сотрудников администрации вузов, развивает всероссийское экосообщество университетов, содействует в реализации "зеленых" практик, создает методические материалы, организует стажировки и трудоустройство выпускников программы, а также включает студентов в международные обменные программы и сотрудничество с другими странами. Вся деятельность программы направлена на просвещение университетского сообщества, внедрение "зеленого" администрирования и включение образовательных учреждений в систему непрерывного экологического воспитания и образования молодежи. Программа "Зеленые вузы России" является единым методическим и консультационным центром для высших учебных заведений России [17].

Кроме того, создана «Ассоциация зеленых вузов России» – площадка для создания условий развития клубов университетов, волонтёрских отрядов и центров, студенческих команд, действующих в сфере экологического добровольчества. На сегодняшний день Ассоциация объединяет 214 университетские команды (волонтёрские движения/ студенческие клубы и отряды) из 65 регионов Российской Федерации [18].

Вступление в Ассоциацию носит заявительный характер и принимается на основе Соглашения о сотрудничестве между администраций университета и экологической общественной организацией. Таким образом, зачастую не понятно, обладает ли университет необходимым набором характеристик, характерным для «зеленого» вуза?

В связи с этим, авторы, совершив анализ в области стратегий «зеленых» вузов сформулировали исследовательский термин и основные отличительные черты, которыми должен обладать университет, чтобы иметь возможность именоваться «зеленым».

По нашему мнению, университет, который активно занимается экологической и устойчивой деятельностью, включая применение зеленых технологий, энергоэффективностью, управлением отходами и ресурсами, а также обучением студентов и сотрудников устойчивому развитию и экологической ответственности называется «зеленым».

При изучении деятельности ряда университетов, которые могут быть классифицированы как «зеленые», например, исследовательский университет Вагенина в Нидерландах, университет Ноттингем Трент в Великобритании, университет прикладных наук Трира в Германии [19] и т.п., можно отметить, что университеты, как правило, имеют свою собственную территорию, где расположены все необходимые объекты, такие как учебные корпуса, лаборатории и студенческий кампус. Благодаря этому, университеты могут свободно внедрять стратегии устойчивого развития, включая строительство и реконструкцию зданий с учетом экологических стандартов зеленого строительства, независимо от городской инфраструктуры. Однако, возможности российских вузов для независимого развития инфраструктуры ограничены. В рамках этого ограничения, авторами предлагается минимальный набор характеристик для «зеленого» образовательного учреждения и получения этого статуса.

Табл. 1. Минимальный набор положений для «зеленого» вуза

Положения
Характеристика
Экологические программы и курсы
«Зеленый» вуз должен предлагать широкий выбор экологических программ и курсов, которые обучают студентов охране окружающей среды, устойчивому развитию, экологическим проблемам и решениям.
Энергоэффективность и использование возобновляемых источников энергии
«Зеленый» вуз должен активно стремиться к энергоэффективности, использованию возобновляемых источников энергии (например, солнечной или ветровой энергии) и сокращению выбросов парниковых газов.
Управление отходами
«Зеленый» вуз должен иметь систему управления отходами, которая включает в себя раздельный сбор и переработку отходов, а также минимизацию использования одноразовых материалов.
Экологические исследования
«Зеленый» вуз должен проводить активные экологические исследования, направленные на изучение проблем окружающей среды и разработку инновационных решений для их решения
Зеленые и устойчивые здания
«Зеленый» вуз должен стремиться к использованию зеленых и устойчивых строительных материалов, технологий при строительстве и обновлении своих зданий.
Социальное вовлечение
«Зеленый» вуз должен активно вовлекать студентов, преподавателей и персонал в экологические инициативы, организацию мероприятий и акций, направленных на охрану окружающей среды.
Партнерство с местными сообществами
«Зеленый» вуз должен устанавливать партнерские отношения с местными сообществами, организациями и предприятиями для совместной работы над экологическими проблемами и поощрения устойчивого развития.
Источник: составлено авторами.

Это только некоторые из характеристик, которые могут быть включены в концепцию «зеленого» вуза. Конкретные характеристики могут различаться в зависимости от страны, региона и индивидуальных целей, а также возможностей каждого вуза.

Российские вузы активно занимаются научно-исследовательской, просветительской и воспитательной деятельностью. Однако, ограниченные возможности для независимого развития инфраструктуры ограничивают практическое применение экологических технологий. В рамках этого ограничения, вузы могут внедрять небольшие изменения, такие как организацию стоянок для велосипедов, раздельный сбор мусора и установку технологий для энергоэффективности.

Заключение. Развитие концепции зеленого вуза может стать одним из ключевых направлений деятельности вузов, что позволит им стать лидерами в реализации стратегии устойчивого развития. Однако, при рассмотрении вклада университетов в стратегию устойчивого развития можно выделить следующие направления развития концепции "зеленого" университета:

1. Увеличение числа «зеленых» вузов: с ростом осознания экологических проблем и потребности в устойчивом развитии, можно ожидать увеличения числа вузов, которые будут стремиться стать зелеными. Это может привести к распространению и популяризации концепции.

2. Развитие конкретных критериев и стандартов: дальнейшие исследования и разработка конкретных критериев для оценки зеленых вузов могут помочь установить стандарты и руководство для вузов, желающих стать зелеными. Это позволит сравнивать и оценивать усилия разных вузов и обеспечит прозрачность и достоверность процесса.

3. Внедрение экологического образования: зеленые вузы могут играть важную роль в формировании экологически ответственных граждан. Внедрение экологического образования в учебные программы и создание экологических инфраструктур на территории вуза может помочь студентам получить знания и навыки, необходимые для решения экологических проблем.

4. Повышение общественного сознания: зеленые вузы могут служить примером и вдохновением для других учебных заведений и организаций. Они могут помочь повысить общественное сознание о важности экологической устойчивости и способствовать изменению отношения к окружающей среде.

5. Внедрение инноваций: зеленые вузы могут стимулировать развитие и внедрение новых технологий и практик в области экологической устойчивости. Они могут служить площадкой для тестирования и показа новых решений, которые могут быть применены и в других сферах жизни.

Вместе с этим, в дальнейшей проработке нуждается и сама научная проблематика исследуемой темы, так как на сегодняшний день отсутствую конкретные примеры вузов, подтверждающих эффективность и успешность внедрения «зеленой» концепции. Однако не смотря на этом, отметим, что увеличение числа «зеленых» вузов, безусловно, способствует формированию экологически ответственных граждан, развивает экологическую культуру молодого поколения.


Источники:

1. Цверианашвили И.А. Стокгольмская конференция 1972 г. и ее роль в становлении международного экологического сотрудничества // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2016. – № 1. – c. 89-94.
2. Создание независимой международной комиссии по охране окружающей среды. Hozuyut.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://hozuyut.ru/otxody/sozdanie-nezavisimoj-mezhdunarodnoj-komissii-po-oxrane-okruzhayushhej-sredy.html (дата обращения: 21.06.2023).
3. Повестка дня на XXI век. Un.org. [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/agenda21.shtml (дата обращения: 21.06.2023).
4. Сколько в России школьников, студентов и преподавателей. Mayaksbor.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://mayaksbor.ru/news/obrazovanie/skolko_v_rossii_shkolnikov_studentov_i_prepodavateley/ (дата обращения: 17.07.2023).
5. Восьмая Конференция министров «Окружающая среда для Европы». Unece.org. [Электронный ресурс]. URL: http://www.unece.org/fileadmin/DAM/env/documents/2016/ece/ece.batumi.conf.2016.11.r.pdf (дата обращения: 19.06.2023).
6. Creighton S.H. Greening the Ivory Tower: Improving the Environmental Track Record of Universities, Colleges, and Other Institutions. - USA: MIT Press, 1998. – 358 p.
7. Silvia Fissi, Alberto Romolini, Elena Gori, Marco Contri The path toward a sustainable green university: The case of the University of Florence // Journal of Cleaner Production. – 2021. – p. 123655. – doi: 10.1016/j.jclepro.2020.123655.
8. Yu Huang, John Chi-Kin Lee “Green Universities” in China: Concepts and Ac-tions // Sustainable Development. – 2014. – p. 175-192. – doi: 10.1007/978-94-017-8866-3_9.
9. Yi-Xin Cai, Sheng-Jung Ou, Hsuan-Hung Chen, Chien-Chen Chiu Key strategies of sustainable and energy-saving development for green universities // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. – 2019. – № 1. – p. 012018. – doi: 10.1088/1755-1315/291/1/012018.
10. Гаврильева Т.Н., Сугимото А., Масахико Ф., Яманако Р., Павлов Г.Н., Кириллин Д.А. Устойчивое развитие университетов: мировые и российские практики // Высшее образование в России. – 2018. – № 7. – c. 52-65. – doi: 10.31992/0869-3617-2018-27-7-52-65.
11. Ходоченко А.В. Устойчивое развитие университетов: на пути к «зеленой» экономике // От экологического образования к экологии будущего: Сборник материалов и докладов VI Всероссийской научно-практической конференции по экологическому образованию. Москва, 2020. – c. 2019-2026.
12. Колпакова Т.В., Беломестнова А.А. Перспективы реализации стратегии «Зеленый вуз» в региональных университетах РФ (на примере забайкальского государственного университета // Архитектура многополярного мира в XXI веке: экология, экономика, геополитика, культура и образование: Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. Биробиджан, 2022. – c. 242-249.
13. Ануфриев В.П., Али Б.Э., Ануфриева Е.И. Зеленые университеты- модель зеленой экономики регионов // Российские регионы в фокусе перемен. Екатеринбург, 2020. – c. 470-473.
14. Паспорт национального проекта «Экология». Mnr.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mnr.gov.ru/docs/np_ecology/passport_ecology.pdf?ysclid=lj5yfy3gvr843119794 (дата обращения: 21.06.2023).
15. Указ Президента Российской Федерации «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» от 04.02.1994 № 236. Kremlin.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/5422 (дата обращения: 21.06.2023).
16. Указ Президента Российской Федерации «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» от 01.04.1996 № 440. Kremlin.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/9120/print (дата обращения: 21.06.2023).
17. Программа «Зеленые вузы России» на 2021–2026 годы. Ecamir.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://ecamir.ru/upload/medialibrary/5e3/03gawihqv0b752qc2u2kgygzzs0h0r4h.pdf (дата обращения: 17.07.2023).
18. Зеленые вузы РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://зеленыевузы.рф/#slide2 (дата обращения: 17.07.2023).
19. UI GreenMetric 2022: самые экологически устойчивые университеты мира. Education.forbes.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://education.forbes.ru/tpost/307pu7t3r1-ui-greenmetric-2022-samie-ekologicheski (дата обращения: 18.08.2023).

Страница обновлена: 26.01.2024 в 17:19:53