Законы экологии человека, общества, природы как основа формирования системы общественных потребностей

Балыко Е.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9-2 (119), Сентябрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Балыко Е.Н. Законы экологии человека, общества, природы как основа формирования системы общественных потребностей // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 9. – С. 212-215.

Аннотация:
Экономические достижения страны оказывают мощное воздействие не только на удовлетворение, но и на формирование и развитие потребностей общества на всех уровнях жизнедеятельности. Однако на характер потребностей существенно влияют разного рода неэкономические факторы, начиная с духовных ценностей и предпочтений, особенностей психики людей и кончая культурой, идеологией, религией, национально-историческими традициями и т.д.

Ключевые слова: экология, система общественных потребностей



Экономические достижения страны оказывают мощное воздействие не только на удовлетворение, но и на формирование и развитие потребностей общества на всех уровнях жизнедеятельности. Однако на характер потребностей существенно влияют разного рода неэкономические факторы, начиная с духовных ценностей и предпочтений, особенностей психики людей и кончая культурой, идеологией, религией, национально-историческими традициями и т.д.

Экология общества в надлежащих формах и видах своего проявления изучается философией, экономикой, социологией, политологией, историей, социальной психологией, юридическими науками, кибернетикой, однако отраслевые научные подходы к проблемам экологии общества до сих пор стоят в стороне и не объединены в единое научное целое.

С позиций социально-экономических наук и данных о цивилизационном и культурном опыте можно сформулировать ряд объективных законов развития экологии человека, общества и природы.

Законы экологии человека

Закон 1. Процветание человека проявляется в крепости его психического и физического здоровья, а также в долгожительстве. Оно возможно только при условии ведения экологического образа жизни, охватывающего все основополагающие направления жизнедеятельности человека – духовные, интеллектуальные, эмоциональные, биологические (физические).

Закон 2. Высшая степень преуспевания человека достигается в результате раскрытия им творчески-созидательного потенциала своей неповторимой индивидуальной сущности в любимом им деле.

Закон3. При наличии ряда всеобщих параметров экологии человека существует множество таких, которые присущи только определенным типам и группам людей, при дифференциации по уровням их развития, также существуют строго индивидуальные параметры, характерные для конкретно взятого человека.

Закон 4. Проявление, утверждение и развитие высших духовных начал человека имеют место только в ходе его эволюции.

Закон 5. «Просветление» и социальное преобразование происходит с той частью личностных характеристик, которые отражают биологически заданные возможности организма.

Законы экологии общества

Закон 1. Экологическое общество, т.е. живущее в соответствии с объективными требованиями экологии социального организма, должно основываться на жизнедеятельности людей, ведущих экологически оправданный образ жизни.

Закон 2. Доминирование духовных благ над материальными ценностями.

Закон 3. В экологическом обществе все положительные достижения общества на предыдущих ступенях исторического развития объединяются в единое целое и насыщаются положительным содержанием.

Закон 4. Изобилие интеллектуально-информационных и материальных благ есть результат духовного творчества в соответствии с алгоритмом взаимоумножения духовных достижений.

Труд, осуществляемый по творческому вдохновению в соответствии с призванием человека, на порядок более эффективен в сравнении со всяким другим трудом, движимым иными мотивами, например, страхом, материальным или статусным вознаграждением. В условиях информационной экономики сила действия этого закона возрастает многократно, поскольку ведущую роль начинает играть интеллектуальный труд.

В области интеллектуального труда действует алгоритм взаимоумножения результатов (термин автора), блестяще выраженный Б. Шоу посредством такой аналогии: у вас яблоко и у меня яблоко. После обмена яблоками у каждого остается по яблоку. У вас идея и у меня идея. Если мы обменяемся идеями, у каждого из нас останется уже по две идеи.

В отличие от материальных предметов, присвоение которых в собственность одним лицом лишает права собственности на них всех других членов общества, интеллектуальный продукт, легко тиражируемый в сколь угодно большом количестве копий, может одновременно «присваиваться» и отдельным человеком, и любым желающим членом общества. В данной связи имеет место процесс синергетизации интеллектуального богатства общества (термин автора).

При достижении общественным интеллектуальным богатством критической точки прорыва к принципиально новому качеству начинается положительная цепная реакция синергетического взаимоумножения этого богатства.

Закон 5. Приоритет духовных ценностей над материальными и творческого характера труда в соответствии с внутренним призванием каждого человека в экологическом обществе приводит к господствующим отношениям творческого сотрудничества людей.

Действие закона 5 утверждает необходимость для жизнедеятельности экологического общества - господства отношений творческого сотрудничества людей во всей системе общественных отношений. При этом отношения конкуренции базируются уже не на эгоистическом начале, а на стремлении самоутверждения в сфере профессиональной деятельности в соответствии с внутренним призванием человека, живущего по законам нравственности, в связи с чем, конкуренция приобретает свойства честной состязательности, сочетаемой с творческим содружеством и взаимопомощью.

Закон 6. Система общественных отношений экологического общества носит синергетический характер, выражающийся в том, что каждый его гражданин получает свободу действий (особенно в творческом самовыражении) на порядок большую в сравнении со свободой за рамками такого общества.

Законы экологии природы

Ниже речь идет не об экологических законах вообще (это предмет естественно-научных исследований), а о всеобщих законах воздействия человеческого общества на природу с целевой установкой сохранения, возрождения и облагораживания природы.

Закон 1. Минимизация загрязнения природы.

Закон 2. Сохранение в достаточном количестве невозобновляемых природных ресурсов.

Закон 3. Применение такой техники и технологий, которые базируются на возобновляемых источниках энергии и сырья, не загрязняющих природу. Использование безотходных технологий с максимально полной переработкой отходов в полезную продукцию.

Закон 4. Недопущение нарушений равновесия в природе, особенно порождающих негативные цепные реакции.

Закон 5. Противодействие отрицательным для человека тенденциям развития природы, угрожающим его благоденствию и даже существованию, а также облагораживание и очеловечивание природной среды обитания людей.

При определенных условиях в окружающей человека природе (в силу ее внутреннего саморазвития) могут произойти изменения катастрофического порядка, когда человеческая цивилизация окажется на грани разрушения.

Во избежание такого поворота событий необходимо накапливать не материальное богатство, а научно-техническую и производственную мощь в варианте их экологически ориентированного развития с целью противодействия в будущем тем природным процессам, которые рано или поздно станут угрожать самому существованию человеческой цивилизации.

Например, А. Эйнштейн в свое время выдвинул гипотезу, согласно которой в циклах похолодания климата на Земле нарастают ледовые шапки на ее наносах, однако неравномерно, вследствие чего планета переворачивается, а это сопровождается всемирным потопом и разрушением цивилизации, что, судя по всему, уже имело место в истории.

Кроме того, обществу необходимо обеспечивать не только сохранение и возрождение воспроизводственных процессов природной среды обитания человека, но и в меру своих сил и возможностей облагораживать, гуманизировать («очеловечивать») эту среду.

Таким образом, сформулированные объективные законы экологии человека, общества и природы следует, на наш взгляд, положить в основу определения потребностей системы современного общественного воспроизводства.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:55:18