Современные тенденции и особенности функционирования аптечных операторов на российском фармацевтическом рынке
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 9-2 (119), Сентябрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Предметом изучения экономики аптечных учреждений является эффективное использование ограниченных ресурсов лекарственных препаратов (ЛП) или управление ими для максимального удовлетворения спроса на уровне отдельной организации.
Ключевые слова: фармацевтический рынок, здравоохранение, аптечные учреждения
Предметом изучения экономики аптечных учреждений является эффективное использование ограниченных ресурсов лекарственных препаратов (ЛП) или управления ими для максимального удовлетворения спроса на уровне отдельной организации.
Главной особенностью деятельности аптеки, которая определяет ее экономику, является одновременное совмещение нескольких функций – медицинской, производственной, маркетинговой, сбытовой, информационной.
Около половины лекарств отпускается строго по рецептам врача. Это выполнение медицинской функции, однако, такое ограничение в отпуске сдерживает объем реализации. Лекарственные средства – особый медицинский товар, к его качеству, хранению предъявляются повышенные требования, что увеличивает расходы аптек. Сотрудники аптек должны оказывать первую доврачебную помощь, которая осуществляется бесплатно, что также увеличивает расходы.
От чего зависит доход аптек
Расходы аптеки связаны с особенностями выполнения производственной функции, которая заключается в следующем:
‑ приготовление ЛП по индивидуальным прописям и мелкосерийное изготовление,
‑ особые требования к составу помещений (асептический блок, ассистентская, кабинет провизора),
‑ трудовые затраты на приготовление лекарственных препаратов,
‑ использование дополнительной энергии для обеспечения процесса производства (например, для получения воды очищенной).
Спецификой деятельности аптек определяются особенности в экономике:
‑ более низкий (чем в торговле) темп роста продаж,
‑ формирование спроса на ЛП (наличие промежуточных потребителей),
‑ сравнительно высокий уровень издержек,
‑ несовершенство ценообразования,
‑ замедленная оборачиваемость товаров.
От этого зависит величина экономических показателей деятельности аптеки (валовый доход, валовая прибыль, чистая прибыль, издержки).
Неценовая конкуренция
Прогрессивное развитие розничного фармацевтического рынка России характеризуется жесткой конкуренцией (ценовой и неценовой). При этом неценовая конкуренция более принципиальна для определения перспектив развития аптечного бизнеса.
Так, ценовая конкуренция определяется разбросом цен аптечных операторов локального рынка. Однако, очевидно, что потребитель зачастую руководствуется не ценой, а качеством препарата, расположением (близостью) аптеки и уровнем доверия к ней. В этих условиях операторам следует больше внимания уделять методам неценовой конкуренции (ассортимент, дополнительные услуги, уровень квалификации первостольников и т.д.).
Одним из направлений неценовой конкуренции является развитие аптечных сетей. Объединение аптек, как государственных, так и частных, становится общероссийской тенденцией. Динамика оборота в сетевой рознице значительно превышает среднюю динамику по рынку. Прирост оборота на 1 сетевую аптеку в среднем составляет 25-35%, для единичной аптеки эти цифры ниже – 15-20% [1].
Основными целями объединения аптек можно назвать:
‑ создание единой ценовой и ассортиментной политики,
‑ повышение качества управления и обслуживания,
‑ централизация закупок, которая создает возможность усилить контроль над качеством приобретаемых лекарств.
В условиях конкуренции любая организация должна постоянно анализировать рыночную ситуацию, уметь составлять прогноз ее развития и быстро адаптировать свою деятельность к происходящим изменениям.
Рост конкуренции вызвал изменения и в ассортиментной политике: привел к диверсификации ассортимента, его изменению в качественном и количественном отношении, ведению самостоятельного ценообразования. Эти изменения коснулись и ЛП, и парафармацевтических товаров (пищевые добавки, БАД, диетическое питание, травяные чаи, санитарно-гигиенические средства, лечебная косметика), и медицинской техники.
Планирование ассортимента
При сложившейся жесткой конкуренции наиболее важным и актуальным является правильно спланированный ассортимент. Поэтому большую популярность сейчас приобретают методы анализа ассортимента – как для обеспечения роста продаж и рентабельности, так и для формирования наиболее оптимального по номенклатуре товарного запаса [3].
Для анализа ассортимента можно определять рентабельность по каждому наименованию и применять АВС-анализ. В его основе лежит принцип Парето, согласно которому 20% ассортиментных позиций приносят 80% прибыли. На практике при АВС-анализе все полученные наименования лекарственных средств распределяют на несколько групп:
‑ группа А характеризует высокооборачиваемые ЛП, они составляют 10% ассортимента и дают 80% оборота;
‑ группа В – среднеоборачиваемые, на долю которых приходится 15% позиций; 15% товарооборота;
‑ группа С – низкооборачиваемые (около 75% товарных позиций); 5% от оборота.
Дополнительно в настоящее время при анализе аптечного ассортимента во многих аптечных организациях выделяют группу D – высокодоходные ЛП.
АВС-анализ позволяет:
‑ определить оптимальные запасы ЛС и парафармацевтической продукции по наименованиям аптечного ассортимента, в наибольшей степени влияющим на товарооборот, с целью исключения дефектов и отказов;
‑ дифференцированно решать вопросы ценообразования;
‑ более эффективно использовать собственные и заемные оборотные средства;
‑ выделять приоритетных поставщиков, разрабатывать новые условия работы с поставщиками.
Расходы на запасы
Запасы аптеки должны формироваться дифференцированно, исходя из степени влияния каждой группы на оборот и в зависимости от спроса на них. В первую очередь пополняются запасы ассортимента, имеющие более высокую скорость реализации и лучший маркетинговый потенциал.
Структуру аптечного ассортимента составляют обязательные товары. При отсутствии обязательного ассортимента у розничной аптечной организации могут возникнуть сложности при лицензировании фармацевтической деятельности [2]. Вместе с тем руководителю необходимо постоянно следить за динамикой продаж препаратов обязательного перечня и других, регламентируемых к отпуску позиций с тем, чтобы держать минимум запаса по малоходовым препаратам. Используются следующие методы контроля ассортимента: движение товара во времени, сравнение уровня продаж сходных ЛП, оборачиваемость за определенный промежуток времени, применение торговой наценки [3].
Также формируется свободный ассортимент с учетом заболеваемости населения, расположения близлежащих к аптеке лечебно-профилактических учреждений. Например, детская поликлиника, женская консультация влияют на формирование ассортимента с большей долей товаров для детей, для новорожденных. Также учитывается фактор сезонности спроса (например, повышенный спрос у населения в осенне-зимнее время на противопростудные препараты, препараты для профилактики и лечения гриппа, лекарства для повышения иммунитета) и т.д.
Выводы
Обобщая вышесказанное, можно сделать общие выводы:
1. Аптека как учреждение здравоохранения, выполняет ряд социально значимых функций, некоторые из которых являются низкорентабельными (изготовление ЛП по индивидуальным прописям и мелкосерийное изготовление, отпуск лекарств по рецептам врача, в том числе по бесплатным, льготным и т. д.). Тем не менее, правильно организованный аптечный бизнес должен приносить прибыль, но в условиях строгого соблюдения всех норм и требований.
2. На сегодняшний день рынок лекарственных средств характеризуется жесткой конкуренцией. В этих условиях для аптечного предприятия актуально изучение таких экономических явлений, как конкуренция и конкурентоспособность хозяйствующих субъектов на фармацевтическом рынке, создание оптимальных механизмов управления, обеспечивающих преимущества перед конкурентами.
3. Наиболее перспективным является механизм развития сетевых аптек с целью увеличения оборота, снижения цен на лекарства, увеличения ассортимента. Таким образом, достигаются такие цели, как повышение конкурентоспособности товара и максимальное удовлетворение потребителей.
4. Рыночные условия вызвали изменения и в ассортиментной политике. Для правильно спланированного аптечного ассортимента целесообразно применять АВС-анализ, который позволяет оптимизировать закупочную деятельность, а также способствует повышению рентабельности.
Источники:
2. Фармацевтический рынок России. Аналитический обзор. Ноябрь 2007 г.
3. Славутич-Приступа А.С. Формирование ассортимента в аптеках// Экономический вестник фармации. – 2004. ‑ №3. – с. 38.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:05:24