Стратегия конкурентных преимуществ как фактор обеспечения конкурентоспособности оператора сотовой связи
Скачать PDF | Загрузок: 5 | Цитирований: 2
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 5 (65), Май 2012
Цитировать:
Лукашова О.А., Лосев В.С. Стратегия конкурентных преимуществ как фактор обеспечения конкурентоспособности оператора сотовой связи // Креативная экономика. – 2012. – Том 6. – № 5. – С. 110-114.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17693807
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Рассмотрена стратегия конкурентных преимуществ операторов сотовой связи как фактор обеспечения конкурентоспособности в данном секторе телекоммуникаций.
Ключевые слова: конкурентные преимущества, конкурентоспособность, стратегия, сотовая связь, алгоритм
В настоящее время для российского рынка услуг сотовой связи характерны определенные черты, обусловленные высокой динамичностью развития данной отрасли и ростом конкуренции между субъектами, где операторы оказывают давление друг на друга. Поэтому операторам сотовой связи необходим переход от простого наращивания абонентских баз к стратегии развития конкурентных преимуществ, что обеспечивает предоставление новых возможностей для клиентов: востребованных инновационных сервисов и дополнительных VAS-услуг (от ValueAddedServices– услуги с добавленной стоимостью) для обеспечения доходности, увеличения ARPU (от AverageRevenuePerUser– средний за период доход от одного абонента) и укрепления своего положения в данном сегменте.
Недостаточная степень разработанности рассматриваемой проблемы и отсутствие научно обоснованной методики управления конкурентными преимуществами предприятий-операторов с учетом специфики их деятельности и особенностей российского рынка услуг сотовой связи обусловливают актуальность данного исследования.
«Большая тройка» и маленькие «колючки»
Современный рынок сотовой связи является одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики всех регионов нашей страны. В качестве тенденции отметим приближение российского рынка сотовой связи к стадии насыщения, уровень зарегистрированных абонентов (по количеству SIM-карт) превысил численность населения, особенно это заметно в наиболее населенных регионах РФ. Доля услуг сотовой связи в общем объеме телекоммуникаций составляет 43,8%, в данных условиях и без того сильная конкуренция между игроками рынка только обостряется [1,2].
На сегодняшний день сотовая связь представляет собой классический рынок олигополии. Количество участников на нем ограничено небольшим числом, основная доля рынка приходится на операторов «большой тройки»: «МТС», «Билайн», «Мегафон», предприятия-операторы имеют практически равные доли, предлагают похожие услуги и сервисы, копируют предложения друг друга (рис.1) [3].
Рис.1. Доля российского рынка по операторам сотовой связи (данные 2011 г.)
Таким образом, из данных рисунка видно, что основную долю российского рынка сотовой связи, а это около 85%, удерживает «большая тройка» предприятий-операторов. В данных условиях и без того сильная конкуренция между игроками рынка только обостряется.
Наиболее распространенные устойчивые конкурентные преимущества предприятий сотовой связи перед конкурентами-аналогами могут быть представлены следующим образом (рис.2):
Рис.2. Конкурентные преимущества предприятий сотовой связи
Иначе говоря, чтобы быть конкурентоспособным и иметь возможность обеспечить себе лидирующую позицию на рынке, предприятия сотовой связи должны постоянно совершенствовать свои конкурентные преимущества, проводить мониторинг рыночной инфраструктуры, постоянно анализировать конкурентную среду и силу конкуренции.
С целью обеспечения конкурентоспособности оператора сотовой связи на рисунке 3 представлен алгоритм формирования стратегии конкурентных преимуществ на основе внедрения и использования VAS-услуг (услуг с добавленной стоимостью).
Рис.3. Алгоритм формирования стратегии конкурентных преимуществ оператора сотовой связи
Одними звонками не насытишься
Алгоритм формирования стратегии конкурентных преимуществ оператора сотовой связи рассматривается как процесс, связанный с осуществлением мониторинга конъюнктуры рынка сотовой связи, оценкой деятельности и анализом достигнутых результатов. Эффективность реализации стратегии конкурентных преимуществ оператора сотовой связи определяется уровнем конкурентоспособности, то есть расширением границы рынка предоставляемых услуг, ростом доходов и увеличением ARPU (среднего за период дохода от одного абонента).
Таким образом, успех оператора сотовой связи зависит от обладания длительным и устойчивым конкурентным преимуществом. Длительность конкурентного преимущества определяется способностью предприятия-оператора сохранять и обеспечивать его защиту от возможного воспроизведения конкурентами. В настоящее время одним из устойчивых конкурентных преимуществ среди операторов сотовой связи является внедрение и расширение ассортимента дополнительных услуг. В разных сегментах телекоммуникаций под данным термином могут подразумеваться несколько разные понятия. В сотовой связи обычно этим термином обозначают все неголосовые услуги, или так называемые услуги с добавленной стоимостью. Потребность в развитии услуг с добавленной стоимостью появилась у операторов в связи c обострением конкуренции и насыщением рынка стандартными (голосовыми) услугами.
Выводы
Предоставление дополнительных услуг операторами сотовой связи может сегментироваться по нескольким направлениям: передача сообщений; передача данных; контент-услуги. В настоящее время операторы уделяют большое внимание планированию показателей дополнительных услуг, бюджета на их продвижение, оценке экономической эффективности с целью формирования устойчивого конкурентного преимущества и обеспечения конкурентоспособности.
Источники:
2. Статистическое обозрение. Ежеквартальный журнал Федеральной службы государственной статистики, 2011, №3.
3. Официальный сайт ACM-Consulting. [Электронный ресурс] // http://www.acm-consulting.com.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 09:30:48