Механизм регулирования цен в АПК

Воронина С.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9-2 (119), Сентябрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Воронина С.А. Механизм регулирования цен в АПК // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 9. – С. 156-160.

Аннотация:
Механизм изменения и регулирования цен в АПК совершенно отличается от его функционировании в других отраслях экономики. Это связано со спецификой как сельского хозяйства, так и рынка продовольствия. Здесь влияет тесная зависимость сельского хозяйства от сил природы и вытекающая из этого неустойчивость и сезонность производства.

Ключевые слова: ценообразование, агропромышленный комплекс, регулирование цен



Механизм изменения и регулирования цен в АПК [1] совершенно отличается от его функционировании в других отраслях экономики. Это связано со спецификой как сельского хозяйства, так и рынка продовольствия. Здесь влияет тесная зависимость сельского хозяйства от сил природы и вытекающая из этого неустойчивость и сезонность производства.

Использование в качестве основных средств и предметов труда биологических объектов (земли, растений, животных), а также зданий со специфической планировкой и оборудованием, которые используются в течение длительного времени, делает агропромышленный комплекс консервативной отраслью. Увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции требует предварительного наращивания мощностей I сферы АПК и затем ее переработки, т.е. III сферы. В этой связи АПК в целом обладает очень низкой производственной мобильностью.

По этим причинам сельское хозяйство на кратковременное колебание цен не может реагировать, а на длительные изменения отзывается со значительным временным лагом. Иногда агропромышленному комплексу удается привести свои отрасли в соответствие с требованиями рынка лишь за несколько лет.

Получив продукцию, и выйдя с ней на рынок, предприятия II и Ш сфер АПК встречаются с другой большой проблемой – низкой эластичностью спроса на продовольствие в зависимости от цен. Это связано с постоянством и устойчивостью биологических потребностей населения в продуктах питания, а в случае снижения реальных доходов продукты приобретаются за счет уменьшения расходов на товары длительного пользования. Спрос на продовольствие иногда неадекватно реагирует на цены и доходы населения, поэтому ценовое регулирование в этой области не всегда эффективно.

Недопустимость саморегулирования АПК за счет свободного колебания цен

Ценовой механизм регулирования спроса и предложения на рынке продовольствия срабатывает с очень большим опозданием и не адекватно их изменению. Продовольственный рынок при большем количестве производителей продукции и еще большем количестве потребителей очень плохо саморегулируется. Необходимо учесть, что в самом сельском хозяйстве на подавляющее количество продукции нет, и не может быть монополии на производство. Предприятия же и III сферы АПК, от которых сельское хозяйство очень сильно зависит, поскольку у первой покупает машины, удобрения, комбикорма, сырьевые ресурсы и т.п., а второй продает свою продукцию, в России чаще всего выступают как местные монополисты. Они могут договориться между собой и диктовать сельскохозяйственным производителям выгодную им ценовую политику. Исходя из этого, надежда на саморегулирование сельскохозяйственного производства и рынка продовольствия за счет свободного колебания цен в АПК не оправдана и опасна.

Как показывает и хозяйственная практика многих стран, стихийное колебание цен в агропромышленном комплексе столь значительно, что оказывает деструктивное или разрушающее воздействие в первую очередь на сельскохозяйственное производство, расположенное между двумя монополизированными сферами, а затем и на те сферы АПК, развитие которых определяется состоянием сельского хозяйства и рынка продовольствия.

В высокоразвитых странах основным регулятором сельскохозяйственного производства и продовольственного рынка является государство, которое стремится ограничить размах цен на продукцию путем установления не очень отличающейся ограничительной верхней и нижней цены и находящейся между ними условной, или индикативной цены.

Особенности государственной поддержки

Механизм государственного установления и поддержания цен достаточно многообразен и гибок, и те или другие его элементы включаются или усиливаются в зависимости от сложившейся обстановки. К их числу можно отнести и государственные закупки сельскохозяйственной продукции при ее перепроизводстве, и товарные интервенции при недостатке с целью поддержания равновесия спроса, предложения и желаемого уровня цен. Такие крупномасштабные рыночные операции требуют больших финансовых затрат и не всегда достигают цели, поэтому государства вводят прямое планирование производства.

Особые элементы механизма ценового регулирования ориентированы на внешторговую сферу и нацелены на защиту отечественного производства. Уровень защитных систем в различных странах существенно разнится. Он строится по принципу: чем хуже условия производства и менее конкурентны продукты, тем выше уровень защитных систем, который иногда достигает более 200% базовых цен. Большинство экономически развитых стран для поддержки своих производителей сельскохозяйственной продукции держат цены на внутреннем рынке на уровне, в 2-3 раза превышающем уровень цен мирового рынка.

Сельское хозяйство — донор смежных секторов производства

В современном агропромышленном комплексе нет четкого и ограничивающего процесса ценообразования. Соответственно организации стремятся закупить сырье по минимальной стоимости. Регионы пытаются ввести ценовое регулирование и ограничить рост цен на продовольствие, что наносит серьезный урон сельскохозяйственному производству.

Сельскохозяйственное производство, характеризующееся более низким уровнем обобществления и имеющее ограниченный конкурентный потенциал, сильно проигрывает в межотраслевой и внутриотраслевой конкуренции и выступает своеобразным донором более организованных и монополизированных смежных секторов. Выгоды от либерализации цен в АПК при полном отсутствии их регулирования и условий конкуренции получили именно эти смежные отрасли и, прежде всего, стоящие между товаропроизводителями и конечными потребителями продовольствия.

Таким образом, механизм изменения и регулирования цен в агропромышленном комплексе передовых стран многообразен. Саморегулирование рыночного производства сельскохозяйственной продукции в развитых государствах дополняется действенным экономическим регулированием. Оно направлено на повышение доходов фермерских хозяйств посредством поддержания равенства спроса и предложения на товары, прямую экономическую поддержку фермеров и протекционистских мер по защите собственных производителей.

Позитивные изменения

Российское правительство не принимает достаточных мер по повышению конкурентоспособности собственного сельскохозяйственного производства и устранению монополистического ценового диктата крупных промышленных предприятий, в частности монополии предприятий I и III сфер АПК. Ценовая политика государства внутри страны и на международной арене по существу не защищает отечественных производителей сельскохозяйственной продукции, что предопределяет разрушение этой жизненно важной отрасли.

В настоящее время финансовое положение сельскохозяйственных производителей начинает меняться к лучшему. После августовского кризиса 1998 г. стало невыгодно поставлять импортное продовольствие в Россию. Это вызвало рост цен на продукцию отечественных товаропроизводителей. В результате уровень окупаемости приблизился к 100%. Эту благоприятную ситуацию необходимо развивать путем повышения урожайности растений и продуктивности животных, что позволит постепенно сделать производство всех видов продукции прибыльным.


Источники:

1. Любимцева С. Потребительский спрос и предложение на внутреннем рынке. // Экономист. – 2002. ‑ №5. – с. 33-50.

2. Четвертакова В.П. Цены и ценообразование в АПК. – Воронеж: ВГЛТА, 1998. – 96 с.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:05:33