Валютное регулирование и валютный контроль в условиях таможенного союза

Матвеев М.М.

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 3 (20), Сентябрь 2013

Цитировать:
Матвеев М.М. Валютное регулирование и валютный контроль в условиях таможенного союза // Экономика, предпринимательство и право. – 2013. – Том 3. – № 3. – С. 35-44.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=21094530
Цитирований: 6 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В условиях дальнейшей глобализации роль валютного регулирования и контроля как инструментов экономической политики будет возрастать. Это потребует от стран – участниц таможенного союза реализации практических действий в формировании оптимального валютного режима, который способствовал бы развитию как экспортоориентированных отраслей экономик, так и отраслей, ориентированных на внутренний рынок таможенного союза. Степень влияния механизмов валютного регулирования и контроля на внешнеэкономическую деятельность хозяйствующих субъектов, а также их согласованность в рамках таможенного союза, по-прежнему значительна, что и определило актуальность статьи.

Ключевые слова: Республика Беларусь, валютное регулирование, республика Казахстан, таможенный союз, Российская Федерация, валютный контроль



История развития международной интеграции достаточно обширна и сложна. Интеграционные процессы вызревали в условиях трансформации рыночных отношений, либерализации развитых европейских государств, развитии отстающих регионов мира. Причины для возникновения потребности в интеграции появились во второй половине прошлого тысячелетия, а сами условия стали проявляться уже к середине XX в.

Так в 60-х гг. XX в. государства Гватемала, Гондурас, Никарагуа, Сальвадор, Коста-Рика образовали Центральноамериканский общий рынок. В то же время Европейский союз и Турция образовали Таможенный союз, а Египет, Ирак, Иордания, Йемен, Ливия, Мавритания, Сирия договорились о создании Таможенного союза, который получил название Арабский общий рынок.

В 1991 г. была образована подобная организация между восточно-карибскими странами, в число которых вошли ряд стран: Антигуа, Барбуда, Гренада, Доминика, Монтсеррат, Сент-Китс, Невис, Сент-Винсент, Гренадины. Все это говорит о возникновении определенной тенденции в мировой политике и экономике –появлении новой структуры межгосударственной экономической интеграции.

В республике Казахстан для поддержки макроэкономической стабильности предусмотрено осуществление ряда экономических, правовых, организационных мер, в том числе проведение эффективной денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, реализации практических действий в формировании оптимального валютного режима, призванного способствовать развитию как экспортоориентированных отраслей экономики, так и отраслей, ориентированных на внутренний рынок. При этом дальнейшее экономическое развитие предполагает как мониторинг и анализ динамики экономического роста, так и интеграционные процессы [1].

Рост интеграционных объединений, в том числе образование такой формы, как таможенные союзы, расширение и укрепление их позиций в международном сотрудничестве, говорит о перспективности такой формы межгосударственной интеграции и востребованности со стороны многих государств мира. Такой вид интеграции приносит существенные экономические, политические, социальные выгоды для всех участников, т.к. делает экономики государств-участников сильнее, интегрируя их в мощные экономические и политические блоки, оказывающие существенное влияние на международные отношения, увеличивая экономический и политический вес стран участниц. Такие процессы открывают возможности не только для экономик стран – участниц интеграции, но и для их хозяйствующих субъектов, всех экономических агентов этих стран.

Причиной образования Таможенного союза между Казахстаном, Россией и Белоруссией стали, в том числе, и эти положительные практические тенденции глобального масштаба. Обоснование и необходимость такой интеграции, в свое время, были сформулированы Президентом Республики Казахстан Н. Назарбаевым.

Правовая, политическая и экономическая база для Таможенного союза этих государств была обоснованна к 1995 г., когда в январе главы двух государств подписали Соглашение о Таможенном союзе, к которому присоединилась и Республика Казахстан, подписав с Россией и Белоруссией Соглашение о Таможенном союзе. Уже в 1996 г. к Союзу присоединилась Республика Кыргызстан, а в 1999 г. – Таджикистан. Позже это интеграционное объединение имело дальнейшее развитие через укрепление правовой базы посредством заключения соглашений: «Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях», «Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве», «Договора о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза» [2].

Практическая значимость такого объединения стран бывшего СССР связана с естественноисторической близостью интересов стран и существующей исторически определенной интеграцией между ними. Это и послужило базой для соглашения, которая обозначила соответствующие цели Таможенного союза:

– совместные усилия по обеспечению социально-экономического прогресса стран-участниц за счет устранения существующих разделяющих их препятствий, результатом чего должно стать свободное экономическое взаимодействие хозяйствующих субъектов этих стран;

– разработка и введение механизма гарантирования устойчивого развития экономик этих стран, конкурентного товарообмена;

– определение и формирование условий общего экономического пространства;

– объединение усилий стран – участниц Союза к реализации важнейшей цели союза – полноправного участия государств-членов, на мировом рынке.

С учетом этого сегодня в границах Таможенного союза образована общая таможенная территория участвующих государств, в рамках которой существуют определенные условия для экономических отношений хозяйствующих субъектов этих стран, а именно:

– не взимаются таможенные платежи, определенные налоги, сборы;

– действует унифицированный механизм регулирования экономик этих стран, базой которого являются рыночные принципы хозяйствования и схожие принципы законодательства.

В целях унификации законодательств стран – участниц Союза, происходят необходимые изменения и в валютном законодательстве этих стран. Странами – участницами Таможенного союза разработан и постоянно совершенствуется механизм унификации и упрощения процедур валютного контроля. Так, в этом направлении была проведена следующая работа:

– Республика Казахстан определила порядок функционирования нового Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам валютного регулирования и валютного контроля» (от 6.01.2012 г.), а также изменила порядок осуществления экспортно-импортного валютного контроля, через утверждение новых Правил [3];

– Российская Федерация внесла изменение в Федеральный закон, касающийся этих статей и в соответствующие Инструкции [4];

– Республика Беларусь, через Указ Президента РБ, внесла соответствующие изменения в Инструкцию о порядке регистрации сделок, деятельности банков, работе небанковских кредитно-финансовых организаций, функциях агентов валютного контроля [5].

Странами Таможенного союза определены общие цели осуществления валютного регулирования и валютного контроля, суть которых движение к дальнейшей либерализации и приближению к нормам международных актов, что совершенно необходимо для дальнейшей интеграции, унификации законодательств стран Союза, создания условий для принятия новых общих Законов и нормативных Актов.

Цели дальнейшей интеграции и совершенствования деятельности Таможенного союза определяют ее задачи. Известно, что статусы агентов и функциональных органов валютного контроля, в странах Таможенного союза еще недавно, существенно отличались между собой, в результате чего, в 2010 г. были осуществлены правовые изменения в соответствующих Законах. Было принято Соглашение между Правительством РФ, Правительством РБ и Правительством РК от 09.12.2010 г. «О согласованных принципах валютной политики». Цель этих документов – дальнейшая интеграция в валютно-финансовой сфере в рамках Единого экономического пространства. Необходима дальнейшая работа в этом направлении, т.к. результаты правовых изменений еще не коснулись практической части работы в указанной сфере. По нашему мнению, данная работа должна идти в сторону унификации требований к финансовым структурам в рамках валютно-финансовой сферы их деятельности.

Следует заметить, что механизмы осуществления валютного контроля имеют значительные различия, что выражается через существенное отличие в перечнях и объемах документов уполномоченных органов, которые они требуют при проведении валютного контроля. Унификация существующей базы нормативных документов, по нашему мнению, позволит решить и эту важную для работы Союза проблему.

Вызывает нарекания и сама процедура проведения валютного контроля в каждой из стран участниц Таможенного союза, которая, по сути, в этих странах различна. Решение проблемы создания общего порядка проведения валютного контроля субъектов – участников Таможенного союза, одинакового документарного, методического и методологического подхода к этому, по нашему мнению, упростит взаимоотношения соответствующих контрольных органов и способствует их дальнейшему развитию, в сторону единства принципов работы.

Наши предложения основаны на всестороннем и углубленном изучении ряда положений данного Соглашения, которое, по нашему мнению, основанному на этих исследованиях, подлежит совершенствованию, в направлении поэтапной интеграции в области валютно-финансовых отношений. Такая интеграция должна проходить, как между странами Таможенного союза, так и между самим Союзом, в лице указанных стран и другими государствами, партнерами.

Нами проанализирована ситуация, возникшая в области валютного регулирования в Республике Казахстан, Республике Беларусь, Российской Федерации, на основании чего составлена табл. 1.

Таблица 1

Сравнительный анализ структуры валютного регулирования в странах Таможенного союза.


Валютное регулирование
Республика Казахстан
Российская Федерация
Республика Беларусь
1.
Существующий орган, для осуществления валютного регулирования
Национальный банк Республики Казахстан
Центральный банк России,
Правительство Российской Федерации
Национальный банк Республики Беларусь
2.
Режим существующего валютного курса
Управляемый валютный курс (плавающий курс)
Управляемый валютный курс (плавающий курс)
Управляемый валютный курс (совершенствование механизма плавающего курса)
3.
Существующие сегодня ограничения текущих валютных операций,
в том числе
Не применяются
Не применяются
Частично используются
3.1
Установленные ограничения по суммам авансовых платежей связанных с импортом товаров и услуг
Не применяются
Не применяются
Частично используются

3.2
Установленные ограничения по открытию счетов резидентам в иностранных банках
Не применяются
Не применяются
Регулирует Национальный банк
4.
Разрешения на покупку-продажу резидентами и нерезидентами, являющимися физическими лицами, иностранной валюты через банки
Без ограничений
Без ограничений
Без ограничений, (предъявление паспорта)
5.
Разрешение на покупку-продажу хозяйствующими субъектами, являющимися резидентами иностранной валюты через банки
Без ограничений
Без ограничений
Ограничения, которые носят целевой характер покупки и временной характер
6.
Существующие ограничения по открытию счетов нерезидентов в отечественных банках
Без ограничений
Без ограничений
Без ограничений
7.
Разрешения на проведение операций по движению капитала
Проверка НБРК обоснованности операции
Без ограничений
Проверка НБРБ обоснованности операции
Проведенный нами анализ показал, что наибольшие ограничения в организации валютного регулирования в анализируемых странах приходятся на Республику Беларусь, где контроль государства наиболее ощутим, что вызывает определенный перекос в осуществлении деятельности соответствующих межгосударственных структур.

Так, в Республике Беларусь, в отличие от Республики Казахстан и Российской Федерации, действуют такие валютные ограничения, как обязательная продажа валютной выручки субъектами хозяйствования, ограничения по открытию счетов резидентами в иностранных банках, а также необходимость предъявления паспорта при покупке резидентами и нерезидентами, являющимися физическими лицами, иностранной валюты через банки. Также нами было отмечено, что в Республике Беларусь существующий сегодня режим валютного регулирования содержит определенные ограничения по текущему счету платежного баланса, а именно:

– существует лимит на сроки завершения внешнеторговых операций;

– определены обязательные разрешающие критерии авансовых платежей по импорту;

– действует механизм целевой покупки иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, при этом введен институт обязательной продажи валюты.

Объяснения такой финансовой политики, осуществляемой властями РБ вполне понятны и объективны. Ведь применяемые там валютные ограничения по движению капитала сегодня соответствуют той законодательной базе, которая есть в этой стране, условиям организации экономической деятельности, национальным интересам и уровню развития финансового рынка, и способствуют минимизации рисков. Такой перекос в сфере финансовых, в том числе валютных отношений, правовых документах, валютной политики и пр. является исторически объективным, но, по нашему мнению, необходимым к устранению посредством создания единых условий функционирования этих процессов в странах участниках Таможенного союза. Эта проблема должна найти отражение в рамках реализации Соглашения о согласованных принципах валютной политики стран Единого экономического пространства.

Основываясь на исследованиях, которые были нами проведены, мы считаем, что наиболее значимыми мерами в области валютно-финансового сотрудничества могут стать:

– меры дальнейшей консолидации валютно-финансового и информационного рынка указанных выше стран. Эти процессы могут стать основой для расширения возможностей хозяйствующих субъектов этих стран, их финансовых институтов, развитию конкуренции и укреплению их конкурентных позиций;

– создание условий дальнейшего расширения использования национальных валют в межгосударственных торговых отношениях. Важным представляется создание механизмов использования национальных валют при заключении контрактов, что связано с вопросами совершенствования системы текущих курсовых котировок национальных валют стран участников Союза: Казахстана, Беларуси, России;

– совершенствование существующих правил по проведению валютных операций.

Единое экономическое пространство является интеграционным объединением государств Таможенного союза: Казахстана, Белоруссии и России. ЕЭП заработало на территории указанных стран с 1 января 2012 г., что объясняет существующие проблемы ЕЭП ввиду малого времени для координации процессов интеграции в эту организацию. Мы предлагаем совершенствовать процессы эффективной валютной интеграции с целью формирования действенного единого валютного пространства в рамках стран – участников Таможенного союза и Единого экономического пространства. Процесс изменений может быть осуществлен в три этапа.

Первый этап – это реализация механизмов более глубокой интеграции банков стран – участников Таможенного союза и ЕЭП. Примером могут служить Российские банки, которые работают на рынках партнеров в рамках Единого экономического пространства.

Второй этап – это движение к созданию единой платежной валюты, платежного средства, которое будет являться коллективной единицей для взаиморасчетов, с целью обслуживания внешнеторгового оборота государств-участников и исполнения роли инструмента для осуществления единых денежно-кредитной и валютной политик этих государств. Этот этап должен включать создание общего центрального банка, функциями которого могут стать:

– реализация денежно-кредитной политики стран-участниц;

– общий контроль курсообразования в пределах Союза;

– мониторинг, анализ и контроль по выполнению валютных соглашений и работе механизмов валютной интеграции в системе данного объединения;

– продвижение общего платежного средства на мировые финансовые рынки и их использование в финансовых операциях.

Формирование новой платежной системы в рамках рассмотренного процесса даст возможность совершенствовать взаиморасчеты по внешнеэкономическим операциям.

Третий этап – это необходимость введения единой наднациональной валюты и организация валютного союза, расширения участников Единого экономического пространства за счет вступления других стран, что позволит эффективно использовать механизмы эмиссии новой валюты.


Источники:

1. Матвеев М.М. Экономические приоритеты Казахстана в период глобальных кризисных волн // Экономика, предпринимательство и право. – 2011. – № 5 (5). – c. 38. – Режим доступа: http://www.creativeconomy.ru/articles/15414/
2. Кембаев Ж. Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России (проблемы и перспективы зарождающегося Евразийского союза). – Режим доступа: http://www.zakon.kz/203280 -tamozhennyjj-sojuz-belorussii.html
3. О валютном регулировании и валютном контроле: закон Республики Казахстан от 13 июня 2005 г. (с изменениями и дополнениями). – Режим доступа: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30013858
4. О валютном регулировании и валютном контроле: федеральный закон от 10.12.2003 г. – Режим доступа: http://base.garant.ru/12133556/
5. О валютном регулировании и валютном контроле: закон Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. (с изменениями и дополнениями). – Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3801&p0=1

Страница обновлена: 14.07.2024 в 23:55:23