Валютное регулирование и валютный контроль в условиях таможенного союза
Скачать PDF | Загрузок: 8 | Цитирований: 6
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 3 (20), Сентябрь 2013
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=21094530
Цитирований: 6 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В условиях дальнейшей глобализации роль валютного регулирования и контроля как инструментов экономической политики будет возрастать. Это потребует от стран – участниц таможенного союза реализации практических действий в формировании оптимального валютного режима, который способствовал бы развитию как экспортоориентированных отраслей экономик, так и отраслей, ориентированных на внутренний рынок таможенного союза. Степень влияния механизмов валютного регулирования и контроля на внешнеэкономическую деятельность хозяйствующих субъектов, а также их согласованность в рамках таможенного союза, по-прежнему значительна, что и определило актуальность статьи.
Ключевые слова: Республика Беларусь, валютное регулирование, республика Казахстан, таможенный союз, Российская Федерация, валютный контроль
История развития международной интеграции достаточно обширна и сложна. Интеграционные процессы вызревали в условиях трансформации рыночных отношений, либерализации развитых европейских государств, развитии отстающих регионов мира. Причины для возникновения потребности в интеграции появились во второй половине прошлого тысячелетия, а сами условия стали проявляться уже к середине XX в.
Так в 60-х гг. XX в. государства Гватемала, Гондурас, Никарагуа, Сальвадор, Коста-Рика образовали Центральноамериканский общий рынок. В то же время Европейский союз и Турция образовали Таможенный союз, а Египет, Ирак, Иордания, Йемен, Ливия, Мавритания, Сирия договорились о создании Таможенного союза, который получил название Арабский общий рынок.
В 1991 г. была образована подобная организация между восточно-карибскими странами, в число которых вошли ряд стран: Антигуа, Барбуда, Гренада, Доминика, Монтсеррат, Сент-Китс, Невис, Сент-Винсент, Гренадины. Все это говорит о возникновении определенной тенденции в мировой политике и экономике –появлении новой структуры межгосударственной экономической интеграции.
В республике Казахстан для поддержки макроэкономической стабильности предусмотрено осуществление ряда экономических, правовых, организационных мер, в том числе проведение эффективной денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, реализации практических действий в формировании оптимального валютного режима, призванного способствовать развитию как экспортоориентированных отраслей экономики, так и отраслей, ориентированных на внутренний рынок. При этом дальнейшее экономическое развитие предполагает как мониторинг и анализ динамики экономического роста, так и интеграционные процессы [1].
Рост интеграционных объединений, в том числе образование такой формы, как таможенные союзы, расширение и укрепление их позиций в международном сотрудничестве, говорит о перспективности такой формы межгосударственной интеграции и востребованности со стороны многих государств мира. Такой вид интеграции приносит существенные экономические, политические, социальные выгоды для всех участников, т.к. делает экономики государств-участников сильнее, интегрируя их в мощные экономические и политические блоки, оказывающие существенное влияние на международные отношения, увеличивая экономический и политический вес стран участниц. Такие процессы открывают возможности не только для экономик стран – участниц интеграции, но и для их хозяйствующих субъектов, всех экономических агентов этих стран.
Причиной образования Таможенного союза между Казахстаном, Россией и Белоруссией стали, в том числе, и эти положительные практические тенденции глобального масштаба. Обоснование и необходимость такой интеграции, в свое время, были сформулированы Президентом Республики Казахстан Н. Назарбаевым.
Правовая, политическая и экономическая база для Таможенного союза этих государств была обоснованна к 1995 г., когда в январе главы двух государств подписали Соглашение о Таможенном союзе, к которому присоединилась и Республика Казахстан, подписав с Россией и Белоруссией Соглашение о Таможенном союзе. Уже в 1996 г. к Союзу присоединилась Республика Кыргызстан, а в 1999 г. – Таджикистан. Позже это интеграционное объединение имело дальнейшее развитие через укрепление правовой базы посредством заключения соглашений: «Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях», «Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве», «Договора о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза» [2].
Практическая значимость такого объединения стран бывшего СССР связана с естественноисторической близостью интересов стран и существующей исторически определенной интеграцией между ними. Это и послужило базой для соглашения, которая обозначила соответствующие цели Таможенного союза:
– совместные усилия по обеспечению социально-экономического прогресса стран-участниц за счет устранения существующих разделяющих их препятствий, результатом чего должно стать свободное экономическое взаимодействие хозяйствующих субъектов этих стран;
– разработка и введение механизма гарантирования устойчивого развития экономик этих стран, конкурентного товарообмена;
– определение и формирование условий общего экономического пространства;
– объединение усилий стран – участниц Союза к реализации важнейшей цели союза – полноправного участия государств-членов, на мировом рынке.
С учетом этого сегодня в границах Таможенного союза образована общая таможенная территория участвующих государств, в рамках которой существуют определенные условия для экономических отношений хозяйствующих субъектов этих стран, а именно:
– не взимаются таможенные платежи, определенные налоги, сборы;
– действует унифицированный механизм регулирования экономик этих стран, базой которого являются рыночные принципы хозяйствования и схожие принципы законодательства.
В целях унификации законодательств стран – участниц Союза, происходят необходимые изменения и в валютном законодательстве этих стран. Странами – участницами Таможенного союза разработан и постоянно совершенствуется механизм унификации и упрощения процедур валютного контроля. Так, в этом направлении была проведена следующая работа:
– Республика Казахстан определила порядок функционирования нового Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам валютного регулирования и валютного контроля» (от 6.01.2012 г.), а также изменила порядок осуществления экспортно-импортного валютного контроля, через утверждение новых Правил [3];
– Российская Федерация внесла изменение в Федеральный закон, касающийся этих статей и в соответствующие Инструкции [4];
– Республика Беларусь, через Указ Президента РБ, внесла соответствующие изменения в Инструкцию о порядке регистрации сделок, деятельности банков, работе небанковских кредитно-финансовых организаций, функциях агентов валютного контроля [5].
Странами Таможенного союза определены общие цели осуществления валютного регулирования и валютного контроля, суть которых движение к дальнейшей либерализации и приближению к нормам международных актов, что совершенно необходимо для дальнейшей интеграции, унификации законодательств стран Союза, создания условий для принятия новых общих Законов и нормативных Актов.
Цели дальнейшей интеграции и совершенствования деятельности Таможенного союза определяют ее задачи. Известно, что статусы агентов и функциональных органов валютного контроля, в странах Таможенного союза еще недавно, существенно отличались между собой, в результате чего, в 2010 г. были осуществлены правовые изменения в соответствующих Законах. Было принято Соглашение между Правительством РФ, Правительством РБ и Правительством РК от 09.12.2010 г. «О согласованных принципах валютной политики». Цель этих документов – дальнейшая интеграция в валютно-финансовой сфере в рамках Единого экономического пространства. Необходима дальнейшая работа в этом направлении, т.к. результаты правовых изменений еще не коснулись практической части работы в указанной сфере. По нашему мнению, данная работа должна идти в сторону унификации требований к финансовым структурам в рамках валютно-финансовой сферы их деятельности.
Следует заметить, что механизмы осуществления валютного контроля имеют значительные различия, что выражается через существенное отличие в перечнях и объемах документов уполномоченных органов, которые они требуют при проведении валютного контроля. Унификация существующей базы нормативных документов, по нашему мнению, позволит решить и эту важную для работы Союза проблему.
Вызывает нарекания и сама процедура проведения валютного контроля в каждой из стран участниц Таможенного союза, которая, по сути, в этих странах различна. Решение проблемы создания общего порядка проведения валютного контроля субъектов – участников Таможенного союза, одинакового документарного, методического и методологического подхода к этому, по нашему мнению, упростит взаимоотношения соответствующих контрольных органов и способствует их дальнейшему развитию, в сторону единства принципов работы.
Наши предложения основаны на всестороннем и углубленном изучении ряда положений данного Соглашения, которое, по нашему мнению, основанному на этих исследованиях, подлежит совершенствованию, в направлении поэтапной интеграции в области валютно-финансовых отношений. Такая интеграция должна проходить, как между странами Таможенного союза, так и между самим Союзом, в лице указанных стран и другими государствами, партнерами.
Нами проанализирована ситуация, возникшая в области валютного регулирования в Республике Казахстан, Республике Беларусь, Российской Федерации, на основании чего составлена табл. 1.
Таблица 1
Сравнительный анализ структуры валютного регулирования в странах Таможенного союза.
№
|
Валютное регулирование
|
Республика Казахстан
|
Российская Федерация
|
Республика Беларусь
|
1.
|
Существующий орган, для осуществления валютного регулирования
|
Национальный банк Республики Казахстан
|
Центральный банк России,
Правительство Российской Федерации |
Национальный банк Республики Беларусь
|
2.
|
Режим существующего валютного курса
|
Управляемый валютный курс (плавающий курс)
|
Управляемый валютный курс (плавающий курс)
|
Управляемый валютный курс (совершенствование механизма плавающего курса)
|
3.
|
Существующие сегодня ограничения текущих валютных операций,
в том числе |
Не применяются
|
Не применяются
|
Частично используются
|
3.1
|
Установленные ограничения по суммам авансовых платежей связанных с импортом товаров и услуг
|
Не применяются
|
Не применяются
|
Частично используются
|
3.2 |
Установленные ограничения по открытию счетов резидентам в иностранных банках
|
Не применяются
|
Не применяются
|
Регулирует Национальный банк
|
4.
|
Разрешения на покупку-продажу резидентами и нерезидентами, являющимися физическими лицами, иностранной валюты через банки
|
Без ограничений
|
Без ограничений
|
Без ограничений, (предъявление паспорта)
|
5.
|
Разрешение на покупку-продажу хозяйствующими субъектами, являющимися резидентами иностранной валюты через банки
|
Без ограничений
|
Без ограничений
|
Ограничения, которые носят целевой характер покупки и временной характер
|
6.
|
Существующие ограничения по открытию счетов нерезидентов в отечественных банках
|
Без ограничений
|
Без ограничений
|
Без ограничений
|
7.
|
Разрешения на проведение операций по движению капитала
|
Проверка НБРК обоснованности операции
|
Без ограничений
|
Проверка НБРБ обоснованности операции
|
Так, в Республике Беларусь, в отличие от Республики Казахстан и Российской Федерации, действуют такие валютные ограничения, как обязательная продажа валютной выручки субъектами хозяйствования, ограничения по открытию счетов резидентами в иностранных банках, а также необходимость предъявления паспорта при покупке резидентами и нерезидентами, являющимися физическими лицами, иностранной валюты через банки. Также нами было отмечено, что в Республике Беларусь существующий сегодня режим валютного регулирования содержит определенные ограничения по текущему счету платежного баланса, а именно:
– существует лимит на сроки завершения внешнеторговых операций;
– определены обязательные разрешающие критерии авансовых платежей по импорту;
– действует механизм целевой покупки иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, при этом введен институт обязательной продажи валюты.
Объяснения такой финансовой политики, осуществляемой властями РБ вполне понятны и объективны. Ведь применяемые там валютные ограничения по движению капитала сегодня соответствуют той законодательной базе, которая есть в этой стране, условиям организации экономической деятельности, национальным интересам и уровню развития финансового рынка, и способствуют минимизации рисков. Такой перекос в сфере финансовых, в том числе валютных отношений, правовых документах, валютной политики и пр. является исторически объективным, но, по нашему мнению, необходимым к устранению посредством создания единых условий функционирования этих процессов в странах участниках Таможенного союза. Эта проблема должна найти отражение в рамках реализации Соглашения о согласованных принципах валютной политики стран Единого экономического пространства.
Основываясь на исследованиях, которые были нами проведены, мы считаем, что наиболее значимыми мерами в области валютно-финансового сотрудничества могут стать:
– меры дальнейшей консолидации валютно-финансового и информационного рынка указанных выше стран. Эти процессы могут стать основой для расширения возможностей хозяйствующих субъектов этих стран, их финансовых институтов, развитию конкуренции и укреплению их конкурентных позиций;
– создание условий дальнейшего расширения использования национальных валют в межгосударственных торговых отношениях. Важным представляется создание механизмов использования национальных валют при заключении контрактов, что связано с вопросами совершенствования системы текущих курсовых котировок национальных валют стран участников Союза: Казахстана, Беларуси, России;
– совершенствование существующих правил по проведению валютных операций.
Единое экономическое пространство является интеграционным объединением государств Таможенного союза: Казахстана, Белоруссии и России. ЕЭП заработало на территории указанных стран с 1 января 2012 г., что объясняет существующие проблемы ЕЭП ввиду малого времени для координации процессов интеграции в эту организацию. Мы предлагаем совершенствовать процессы эффективной валютной интеграции с целью формирования действенного единого валютного пространства в рамках стран – участников Таможенного союза и Единого экономического пространства. Процесс изменений может быть осуществлен в три этапа.
Первый этап – это реализация механизмов более глубокой интеграции банков стран – участников Таможенного союза и ЕЭП. Примером могут служить Российские банки, которые работают на рынках партнеров в рамках Единого экономического пространства.
Второй этап – это движение к созданию единой платежной валюты, платежного средства, которое будет являться коллективной единицей для взаиморасчетов, с целью обслуживания внешнеторгового оборота государств-участников и исполнения роли инструмента для осуществления единых денежно-кредитной и валютной политик этих государств. Этот этап должен включать создание общего центрального банка, функциями которого могут стать:
– реализация денежно-кредитной политики стран-участниц;
– общий контроль курсообразования в пределах Союза;
– мониторинг, анализ и контроль по выполнению валютных соглашений и работе механизмов валютной интеграции в системе данного объединения;
– продвижение общего платежного средства на мировые финансовые рынки и их использование в финансовых операциях.
Формирование новой платежной системы в рамках рассмотренного процесса даст возможность совершенствовать взаиморасчеты по внешнеэкономическим операциям.
Третий этап – это необходимость введения единой наднациональной валюты и организация валютного союза, расширения участников Единого экономического пространства за счет вступления других стран, что позволит эффективно использовать механизмы эмиссии новой валюты.
Источники:
2. Кембаев Ж. Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России (проблемы и перспективы зарождающегося Евразийского союза). – Режим доступа: http://www.zakon.kz/203280 -tamozhennyjj-sojuz-belorussii.html
3. О валютном регулировании и валютном контроле: закон Республики Казахстан от 13 июня 2005 г. (с изменениями и дополнениями). – Режим доступа: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30013858
4. О валютном регулировании и валютном контроле: федеральный закон от 10.12.2003 г. – Режим доступа: http://base.garant.ru/12133556/
5. О валютном регулировании и валютном контроле: закон Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. (с изменениями и дополнениями). – Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3801&p0=1
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:56:15