Особенности системного подхода к инновационному развитию предприятий

Трофимов О.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5-2 (111), Май 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Проблема инновационного развития в современных условиях является одной из основных. При этом большинство авторов (при рассмотрении проблемы инновационного развития организаций) основное внимание уделяет экономике в целом, другие – регионам или отдельным предприятиям. Такие вопросы целесообразно рассматривать в рамках системного подхода, позволяющего определить совокупный эффект от реализации инновационных мероприятий на разных стадиях принятия управленческих решений.

Ключевые слова: инновации, управление предприятием, инновационное развитие, системный подход



Проблема инновационного развития в современных условиях является одной из основных. При этом большинство авторов (при рассмотрении проблемы инновационного развития организаций) основное внимание уделяет экономике в целом, другие – регионам или отдельным предприятиям. Такие вопросы целесообразно рассматривать в рамках системного подхода, позволяющего определить совокупный эффект от реализации инновационных мероприятий на разных стадиях принятия управленческих решений.

В условиях перехода к постиндустриальной экономике и интеграции России в международное экономическое пространство происходит ужесточение конкурентной борьбы. Поэтому для утверждения на мировом рынке отечественным компаниям следует развиваться посредством инновационной деятельности.

Текущая конкурентоспособность российской экономики обусловлена наличием природных ресурсов и секторов, обладающих высокими технологиями, значительным объемным потенциалом рынка, высококвалифицированной рабочей силой, развитой научно-технической базой и низкой капиталоемкостью НИОКР и т.п. Однако при этом показатели качества экономического развития у нас ниже среднемирового уровня. Это находит отражение в рейтингах Всемирного экономического форума, где Россия по критерию международной конкурентоспособности занимает 65-е место из 80, по ВВП на душу населения – 40-е, по технологическому совершенству страны – 64-е, по инновационной активности компаний – 76-е.

Очевидно, что единственный путь экономики России – возрождение промышленности за счет инновационной политики.

В мировой практике сложились три основные стратегии реализации инновационного потенциала.

1. Стратегия переноса. В данном случае речь идет о переносе научно-технических разработок ведущих стран мира в собственную экономику. Однако применение данной стратегии является нецелесообразным для России в связи с угрозой национальной безопасности.

2. Стратегия догоняющего развития. В основе этой стратегии лежит инновационное развитие за счет применения технологий, которые ранее уже применялись в индустриальных странах. Ярким примером здесь является Китай, характерной чертой экономики которого является массовое производство продукции при низких издержках. Однако стоит заметить, что данная стратегия также не лишена недостатков. В частности, ее применение может привести к тому, что нация не сможет создать институты, сигнализирующие о зарождающемся спаде.

3. Стратегия наращивания (опыт высокоразвитых стран). В основе этой стратегии лежит реализация собственного научно-технического потенциала. При этом реализация инновационных проектов строится на основе сотрудничества ученых ведущих стран мира.

Применение двух первых типов стратегий для России является неприемлемым, так как экспорт технологий не может обеспечить лидерство в постиндустриальной экономике. Следовательно, необходимо ориентироваться на реализацию собственного инновационного потенциала, который должен опираться на коренную модернизацию национального хозяйства. Поэтому третья стратегия является наиболее перспективной. Однако для российской экономики этот путь подходит с определенными ограничениями. Связано это, прежде всего, с отсутствием инновационной системы, разрывом между наукой и производством, что выражается в кризисе отечественной промышленности и низкой конкурентоспособности продукции на мировых рынках.

Таким образом, можно говорить, скорее, о стратегии восстановления инновационного потенциала, которая в перспективе должна перейти в стратегию наращивания. Предпосылки для этого имеются. В частности, РФ обладает достаточно высоким уровнем кадрового состава, а, учитывая, что инновационному развитию отводится достаточно большое внимание со стороны федеральных органов, то имеются и перспективы восстановления инновационного потенциала.

В основе данной стратегии должна лежать реализация и наращивание имеющегося в промышленности конкурентного потенциала, который должен быть реализован в форме конкретных конкурентных преимуществ. Конкурентным потенциалом, или силой они становятся тогда, когда

‑ субъекты хозяйствования способны обеспечить эффективную разработку природных ресурсов для устойчивого экономического роста;

‑ технологические возможности воплощаются в конкурентоспособные продукты;

‑ восприимчивость предприятий к достижениям науки является их внутренним свойством, а нововведения отвечают критериям рыночной эффективности.

Совершенно очевидно, что все из вышеперечисленного есть результат работы первичных звеньев экономики. Поэтому, ставя вопрос о конкурентоспособности экономики, следует понимать, что решение его лежит в области хозяйственной деятельности предприятий. Это дает основание сделать вывод о том, что конкурентоспособность экономики – это уровень конкурентоспособности ее предприятий.

Таким образом, в плане развития конкуренции первейшей задачей для трансформируемой экономики является не обеспечение конкурентности рынков, а повышение конкурентоспособности предприятий. Этим, в общем-то, и определяется вся сложность проблемы развития конкуренции в постиндустриальной экономике, поскольку, с одной стороны, существует потребность в интенсификации соревновательного взаимодействия участников рынка, а с другой — не менее значительная потребность в их защите от конкуренции с целью накопления ими конкурентного потенциала.

Несмотря на повышение роли науки в обществе, существует ряд ключевых вопросов, которые остаются до конца не решенными:

1. «Как с минимальными затратами и быстрее получить новое знание?».

2. «Как с минимальными затратами трансформировать наиболее перспективные результаты в инновационную идею, необходимую для развития предприятия?».

Главная проблема инновационного развития заключается в оторванности инновационных решений от потребителя на их начальной стадии, когда создается идея и концепция применения результата научной деятельности на практике. Поэтому инновационный процесс, а также процессы передачи технологий в России происходят по своим собственным законам, без учета конкретных потребностей промышленного производства. В итоге продукт, основанный на результатах научных исследований, безусловно, будет создан, но его коммерческий успех и конкурентоспособность на рынке не представляются столь очевидными фактами.

Преодоление этих противоречий возможно через построение ориентированной на потребителя системы менеджмента качества исследований и разработок в научных организациях, а также активизации самостоятельной бизнес-деятельности на рынке инноваций. Отсюда следует, что одной из важнейших задач является повышение инновативности предприятий за счет инновационного потенциала, который становится определяющим фактором устойчивого развития предприятия.

Результатом этого будет трансформация научных знаний, идей, изобретений, а также существующих технологий в новые или усовершенствованные продукты. Таким образом, формирование и развитие инновационного потенциала становятся неотъемлемой частью стратегии современного предприятия.


Источники:

1. Фатхутдинов Р. Укрощение строптивой. Как повысить конкурентоспособность России. // Поиск. – 2004. ‑ №4.
2. Заварзин А., Монастырный Е. Готовность предприятия создавать конкурентоспособную продукцию. // Инновации. – 2005. ‑ №7.
3. Николаев А. Инновационное развитие и инновационная культура. // Проблемы теории и практики управления. – 2001. ‑ №5.
4. Прихач А. Значения инновационной деятельности для конкурентных преимуществ фирмы. // Инновации. – 2004. ‑ №10.
5. Козлова Ю. Проблема выбора направления инновационной деятельности предприятия. // Инновации. – 2006. ‑ №7.
6. Ромашова И. Инновационный потенциал предприятия. // Биржа плюс финансы. – 2008. ‑ №1.
7. Кочетков С. Методы стимулирования использования инновационного потенциала предприятия // Инновации. – 2005. ‑ №7.

Страница обновлена: 22.09.2024 в 05:34:33