Транспортные ориентиры социально-экономического развития России
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 11-1 (122), Ноябрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Курников Е.В. Транспортные ориентиры социально-экономического развития России // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 11. – С. 98-102.
Аннотация:
Начало XXI в. ознаменовалось коренными изменениями в развитии всего человечества и отдельных стран. Они проявились в необходимости критического осмысления прошлого опыта, исторических воззрений, существующих теорий и поиска концептуальных подходов к разработке новой инновационной парадигмы.
Ключевые слова: социально-экономическое развитие, транспорт
Сегодня налицо переход к качественно новому технологическому укладу и способу производства. Он базируется на использовании телекоммуникационных технологий, стремительном развитии «новой экономики», интернет-бизнеса, создании глобальных информационно-финансовых центров и мобильных сетей связи. Это привело к развитию постиндустриального общества и поэтапного становления «цифрового мирового пространства».
В этой связи важное значение приобретает не просто выбор приоритетных направлений социально-экономической модернизации, а именно тех, которые можно отнести к наиболее перспективным с позиции возможности наиболее полной реализации национальных конкурентных преимуществ на основе применения последних научно-технических достижений и эффективного участия в глобальной системе разделения труда.
Транспорт — это свобода перемещения, обмена, развития…
Одной из значимых составляющих этого процесса является транспорт. Он выполняет роль основного элемента инфраструктурной архитектуры современной цивилизации, связывая воедино мировое производство, распределение и потребление, обеспечивая бесперебойный процесс трансграничных товарных и пассажирских потоков. Сегодня, по сути, формируется новая транспортная система, которая будет определять географию экономического и цивилизационного развития.В XXI в. перед Россией стоят задачи по разработке новой стратегии развития не только ее национальной экономики, но и транспортного комплекса.
В российской экономике значительно возрастает системообразующая роль транспорта, усиливая взаимосвязь как между задачами по его развитию в соответствии с новыми вызовами трансформации окружающего мира, так и с приоритетами инновационных преобразований. Гарантированное Конституцией РФ единство экономического пространства и свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, сегодня возможны только на основе целенаправленного опережающего устойчивого развития транспорта.
Транспорт объединяет в единый комплекс все отрасли национальной экономики и общественно-социальные структуры. Он обеспечивает условия для ликвидации диспропорций в развитии регионов страны и неравенства доступности благ современной цивилизации городского и сельского населения. Транспорт также способствует обмену новейшими достижениями во всех отраслях народного хозяйства, науке и культуре. Он также, с одной стороны, является доминантой функционирования национальной экономики и индикатором ее эффективного устойчивого развития. С другой — адекватное развитие и оптимизация инфраструктуры транспорта позволяет использовать эффект мультипликатора [1] для повышения конкурентоспособности народного хозяйства в целом.
… но давайте расставим приоритеты,…
В этой связи нам представляется, что государственную политику формирования транспортных ориентиров можно определить как систему приоритетов. Ими руководствуются органы власти, используя возможности отрасли для решения задач общественно-политического, социально-экономического и культурно-нравственного развития страны и ее населения.
Среди основных принципов, используемых государственными органами при определении форм и методов реализации этой политики, являются:
— ответственность государства за обеспечение устойчивого развития транспорта, за состояние и развитие опорно-стратегической транспортно-энергетической инфраструктуры;
— участие государства в развитии транспортной деятельности сводится к оптимально-разумному минимуму, при значительном повышении эффективности регулирования и контроля этой сферы;
— использование финансово-налогового регулирования как инструмента достижения заявленных приоритетов;
— развитие рынка транспортных услуг на основе конкуренции независимых транспортных операторов;
— активизация экспорта транспортных услуг как важнейшего фактора повышения уровня конкурентоспособности России;
— повышение доступности транспорта, развитие самой экономичной, безопасной и экологичной техники и др.
… не забудем про инновации…
При этом, выстраивая ориентиры транспортного развития, следует учитывать тот факт, что российская экономика активно переходит от стабилизации к инновационному прогрессу. В период 2003—2007 гг. были созданы необходимые предпосылки для поддержания роста в среднесрочной перспективе на уровне не ниже 6—7 % в год. Но для того, чтобы эти предпосылки стали еще и достаточными, требуется предельно реально определить возможности и особенности экономической политики. Это тем более необходимо, что впервые в нашей обновленной стране разработан детальный трехлетний бюджет. То есть, фактически, задаются финансовые параметры социально-экономической политики [1]. И от того, как и какие будут выстроены приоритеты, зависит и траектория будущего развития страны, в том числе ее транспортной отрасли, и, в конечном итоге, решение основной задачи государства — роста уровня жизни и благосостояния граждан России.
Главным отличием предстоящего периода 2008—2010 гг. является то, что прежние источники экономического роста, во многом базирующиеся на благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре, утратят свою силу. Во-первых, это касается снижения возможностей наращивания энерго-сырьевого экспорта. Во-вторых, это усиление ограничений со стороны транспортной инфраструктуры.
В этих условиях единственный способ поддержания достигнутых темпов экономического роста и обеспечение удвоения ВВП — переход на инновационный тип развития. Характеризуя экономическую политику России на ближайшие годы, президент Д.А. Медведев указал на ее отличительную особенность: «Это — развитие экономики инновационного типа и радикальное повышение ее эффективности. Нами накоплен такой потенциал для развития, который позволяет осуществить качественное улучшение ситуации в экономике, в технологиях, в уровне жизни наших граждан и сформировать общество, по-настоящему устойчивое к внешним потрясениям» [2].
…передовую транспортную инфраструктуру, …
Это ключевая задача на предстоящее трехлетие и у нее есть несколько составляющих, одна из которых – транспортная инфраструктура. На это обратил внимание В.В. Путин: «Общеизвестно, что для нашей страны с ее огромной территорией современная и передовая транспортная инфраструктура — это поистине дорога в будущее, без всякого преувеличения. Она имеет стратегическое значение для экономического роста и качественного перехода экономики к инновационному пути развития».
В целях уточнения приоритетов и задач государства в области развития транспортного комплекса и его инфраструктуры на долгосрочную перспективу были приняты концептуальные документы. Среди них ФЦП «Развитие транспортной системы Российской Федерации на 2010—2015 годы» [3], «Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года».
…качество и доступность услуг
В указанных программах отмечается, что формирование ориентиров и стратегических направлений развития отрасли должно осуществляться в тесном взаимодействии с общими направлениями и масштабами социально-экономического развития страны. В связи с этим они включают:
— общетранспортные ориентиры;
— общесоциальные (подвижность населения и доступность транспортных услуг, снижение аварийности и др.);
— общеэкономические (представление транспортной отраслью полного объема высококачественных услуг, конкурентный уровень издержек в конечной цене продукции, использование современных механизмов развития конкурентной среды, проведение эффективной тарифной политики и др.).
Актуализация транспортных ориентиров социально-экономического развития определяет активную позицию государства как в части повышения качества услуг, снижения совокупных издержек общества, так и создания благоприятных условий перехода к инновационному социально-ориентированному типу развития национального хозяйства. Это позволит России стать одним из лидеров глобальной экономики.
Источники:
2. Выступление Д.А. Медведева на V экономическом форуме в г. Красноярске 15.02.2008 года // Российская газета. – 2008. – 16 февраля.
3. Мишарин А.С. Федеральная целевая программа развития транспорта до 2015 года: обновленная версия // РЖД-Партнер. – 2008. ‑ №5. – С. 6.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:02:40