Совершенствованию инновационной деятельности организаций агропромышленного комплекса

Федоренко М.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 1 (104), Январь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Анализ агропромышленного комплекса позволяет выделить ряд общих положений, характеризующих современные особенности организации инновационного процесса в этой сфере. Современные сельскохозяйственные предприятия все активнее используют U-образную форму баланса между инновационной активностью снизу и сверху, при которой высшее звено управления разрабатывает лишь общие стратегические направления инновационной деятельности, используя, прежде всего, финансовые рычаги. Научные работники выполняют коммуникативную функцию между низовыми звенья микомпании и менеджментом. На среднем уровне происходит функционально-стоимостная оценка альтернативных проектов, их отсев и предоставление наиболее эффективных из них руководству организации.

Ключевые слова: инновационная деятельность, инновационная активность, агропромышленный комплекс, инновационный процесс



Анализ агропромышленного комплекса позволяет выделить ряд общих положений, характеризующих современные особенности организации инновационного процесса в этой сфере. Современные сельскохозяйственные предприятия все активнее используют U-образную форму баланса между инновационной активностью снизу и сверху, при которой высшее звено управления разрабатывает лишь общие стратегические направления инновационной деятельности, используя, прежде всего, финансовые рычаги. Научные работники выполняют коммуникативную функцию между низовыми звеньями компании и менеджментом. На среднем уровне происходит функционально-стоимостная оценка альтернативных проектов, их отсев и предоставление наиболее эффективных из них руководству организации.

Современная конкурентная политика, основанная на инновативности предприятия в сложившихся рыночных условиях, требует от руководства создания гибкой организационной структуры, позволяющей оптимизировать процесс разработки и внедрения инноваций [3].

Реальная инновативность сосредоточена в производственном подразделении организации, которое инициирует нововведения во всех областях благодаря своей близости к рынку и его потребностям. При этом осуществляется формирование отделов маркетинга и их подотделов в непосредственной близости к потенциальным рынкам сбыта, что позволяет наиболее точно изучать потребности местных потребителей и сокращать сроки адаптации новой продукции на новом рынке.

В последнее десятилетие в агропромышленном комплексе наметились следующие тенденции по совершенствованию инновационной составляющей и формированию инновационной политики:

− развитие внутри организации только прикладных научных исследований и разработок. Доступ к фундаментальным исследованиям осуществляется за счет тесной интеграции с научно-исследовательскими институтами и университетами;

− крупные сельскохозяйственные организации проводят реорганизацию с целью активизации инновационной деятельности в структуре службы маркетинга;

− планомерный отказ от последовательной и параллельной формы организации внедрения инноваций;

− активное использование внутрифирменных венчурных подразделений [1].

На начальном этапе решение о капиталовложениях в новую технику в аграрной сфере первоначально формируется на нижнем уровне управленческой системы сельскохозяйственной организации как свидетельство о несоответствии имеющихся производственных мощностей потребностям или о низкой эффективности и конкурентоспособности выпускаемой продукции.

На втором этапе проводится оценка и выбор предлагаемых проектов в соответствии с целями, стратегическими задачами сельскохозяйственного предприятия, а также финансовыми критериями эффективности, устанавливаемыми руководством. Практика показывает, что чем сложнее организация, тем длиннее иерархическая лестница, по которой должно пройти принимаемое решение. При этом с ростом сложности системы и ускорением научно-технического прогресса скорость принятия решения уменьшается, а скорость развития экономических процессов увеличивается.

Руководство сельскохозяйственных организаций осуществляет инновационный процесс различными путями. При этом выбор наиболее эффективного способа зависит от следующих условий и факторов:

− характер используемой и планируемой к использованию технологии;

− характер агропродовольственного рынка в стране и регионе;

− потенциал сельскохозяйственной организации;

− общехозяйственная конъюнктура и экономический климат в регионе;

− уровень компетентности руководства сельскохозяйственного предприятия.

При организации процесса освоения нововведения необходимо тщательно контролировать последовательность многоэтапных процессов, осуществляемых различными группами, подразделениями и компаниями. Нововведения невозможны без инициативы, настойчивости, крупных затрат. При этом успех инновационной деятельности связан с преодолением многих препятствий и сопротивлений.

Экономические результаты инновационной деятельности в аграрной сфере целиком зависят от умелого использования возможностей создания и реализации продукции, пользующейся спросом на рынке. Типы инноваций в сельском хозяйстве связаны с конкурентной стратегией, разными методами управления и видами инвестиций. Неудачи сельскохозяйственных организаций в рыночной деятельности часто связаны с негибкостью менеджмента, с традиционным подходом к управлению производством и сбытом [2].

В процессе управления инновациями в агропромышленном комплексе особое внимание необходимо уделять следующим факторам:

− целесообразность выбора эффективной технологии, совершенствование организационных форм сельскохозяйственных организаций;

− создание организационного климата, способствующего нововведениям, и стимулирование работников;

− отбор потенциально успешных проектов;

− определение экономически целесообразного объема затрат и ресурсов [3].

На третьем этапе инновационного процесса изучаются последствия внедрения новой продукции в ассортимент сельскохозяйственной организации, а также возможный эффект развития диверсификации, проявляющийся не только в сокращении экономического риска, но и в уменьшении зависимости от потребителей и источников снабжения.

При проектировании инновационной продукции важную роль играет исследование реакции покупателя на новую продукцию сельскохозяйственной организации. Продвижение на рынок товара, полнее удовлетворяющего запросы потребителей, не только повышает авторитет производителя, но и в какой-то мере способствует сбыту и другой его продукции. В то же время, выпуск на рынок неудачных товаров может надолго воспрепятствовать сбыту, и даже после устранения дефектов вызывает недовольство покупателей, психологически воспринимается как «антиреклама» всей продукции фирмы. Выпуск новых товаров, как правило, первоначально осуществляется на внутренний рынок, и в случае неудачи возможный ущерб авторитету торговой марки организации будет минимальным. После оценки реакции покупателей и при необходимости определенной доработки продукция поступает в сферу торговли.

Одним из важнейших требований при организации внедрения нововведений в аграрном секторе является обеспечение гибкости принятия решений, которая зависит от возможностей переработки информации и множественности способов и каналов ее получения. При реализации инновационных проектов в разных странах большое внимание уделяется развитию научно-технической и производственной кооперации в рамках частного сектора, а также с государственными организациями, созданию информационной и научно-исследовательской инфраструктуры, сети обслуживающих организаций и посредников, государственному стимулированию научно-исследовательской деятельности. Внедрение новой технологии, ускорение темпов обновления производства в экономике стимулирует появление нового параметра – гибкости. Гибкость и быстрота модернизации, технического обновления, освоения новых технологий становятся решающими факторами успеха на сельскохозяйственном рынке.

Совершенствование инновационной деятельности организаций агропромышленного комплекса направлено, прежде всего, на решение следующих проблем:

− придание производственной системе и системе управления необходимой гибкости, маневренности в принятии решений и использовании ресурсов сельскохозяйственного производства;

− уменьшение нагрузки руководителя при расширении функций нижестоящих звеньев системы управления;

− развитие инициативы и предпринимательства.

Таким образом, предложенная методика по совершенствованию инновационной составляющей и формированию инновационной политики организаций агропромышленного комплекса состоит из трех последовательных этапов:

− на первом этапе принимается решение о целесообразности капиталовложений в новую технику;

− на втором проводится оценка и выбор предлагаемых проектов в соответствии с целями, задачами и критериями эффективности сельскохозяйственной организации;

− на третьем этапе изучаются последствия внедрения новой продукции в ассортимент сельскохозяйственной организации, а также возможный эффект развития диверсификации производства.


Источники:

1. Афиногентова А., Крылатых Э. Стратегия развития АПК с учетом инновационных факторов // АПК Экономика и управление. -2005. ‑ №10.
2. Баутин В. Инновационная деятельность в АПК // АПК Экономика и управление. – 2005. ‑ №8.
3. Инновационный менеджмент : учеб. пособие / под. ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. – М. : Дело, 2003. – 528 с.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:33:16