Формирование инновационных кластеров как важнейшее направление развития малого наукоемкого предпринимательства

Нестеренко Ю.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7-1 (114), Июль 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Нестеренко Ю.Н. Формирование инновационных кластеров как важнейшее направление развития малого наукоемкого предпринимательства // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 7. – С. 108-111.

Аннотация:
В условиях трансформации экономики России и перевода ее на инновационный путь развития большое значение приобретает формирование единой государственной инновационной инфраструктуры. При этом важно обеспечить усиление интеграционного взаимодействия государства, предприятий крупного и малого бизнеса, организаций науки, университетов и финансовых структур за счет формирования инновационных кластеров.

Ключевые слова: малый бизнес, инновации, малое предпринимательство, инновационная инфраструктура, наукоемкие предприятия, кластеры, инновационные кластеры



В условиях трансформации экономики России и перевода ее на инновационный путь развития большое значение приобретает формирование единой государственной инновационной инфраструктуры. При этом важно обеспечить усиление интеграционного взаимодействия государства, предприятий крупного и малого бизнеса, организаций науки, университетов и финансовых структур за счет формирования инновационных кластеров.

Расширение деятельности кластеров актуально для подъема отечественной экономики, учитывая, что они являются формой совместного предпринимательства, основанной на сочетании деятельности:

‑ учебных и научных учреждений, осуществляющих исследования и конструкторские разработки;

‑ промышленных предприятий различных размерных классов, использующих полученные результаты для непрерывного воспроизводства инноваций;

‑ финансовых структур, государственных организаций и местных органов власти, обеспечивающих ресурсную и институциональную поддержку инновационных процессов.

Кластерные сети выступают эффективным инструментом повышения конкурентоспособности сначала отдельных территорий, а затем и страны в целом. Они являются точками роста экспортно-импортного баланса регионов, важным механизмом развития частно-государственного партнерства в научно-производственной сфере, условием повышения инновационной активности субъектов малого бизнеса.

Малые наукоемкие предприятия за счет вступления в инновационные кластеры обеспечивают стабильность и надежность деятельности, усиливают существующие конкурентные преимущества и приобретают новые. Это оказывает положительное влияние на рост конкурентоспособности малого инновационного бизнеса в целом.

В современной России применение кластерного подхода для расширения активности малых инновационных предприятий (МИП), несмотря на его очевидную эффективность и перспективность, не имеет распространения по масштабам и результатам.

К числу основных проблем, препятствующих широкому и эффективному применению кластерных технологий в стране для развития наукоемкого предпринимательства, можно отнести следующие. Во-первых, российская наука в большей степени ориентирована на фундаментальные исследования, а существующие инновационно-технологические центры занимаются в основном продажей ноу-хау и технологий.

Во-вторых, в стране отсутствует единая государственная политика формирования инновационных кластеров, что не стимулирует развитие взаимодействия между уровнями исполнительной власти при реализации кластерных проектов и не обеспечивает поддержки кластерных инициатив.

В-третьих, у нас недостаточно развиты соответствующие государственные и общественные институты, стимулирующие связи между крупными и малыми инновационными предприятиями, научными и учебными организациями, финансовыми структурами и инвестиционными компаниями. Это приводит к неэффективной координации действий между субъектами инновационной инфраструктуры.

В-четвертых, органы законодательной и исполнительной власти недостаточно информированы в вопросах применения кластерного подхода и его роли в развитии малого инновационного бизнеса. Этим обусловлено отсутствие в данной области квалифицированных специалистов и эффективной методологической базы, которые могли бы обеспечить применение кластерных организационных технологий. Причем в вопросе подготовки кадров существует две стороны. Науке необходимы специалисты по инновационному менеджменту и интеллектуальной собственности, способные ориентировать научные исследования на потребности рынка. Промышленность же нуждается в менеджерах по коммерциализации инновационной продукции и технологий.

Пятой серьезной проблемой является недостаточный уровень развития кооперации между промышленными предприятиями различных размерных классов, а также между наукой и производством. Несмотря на общемировую тенденцию усиления интеграционного взаимодействия субъектов малого и крупного бизнеса, в основе которой лежит стремление к взаимному сотрудничеству, получению общей выгоды и формированию положительного синергического эффекта, система субконтрактации, аутсорсинга, франчайзинга не является в России распространенной.

Недостаточно активно развиваются и связи производственных предприятий с научными организациями. Большинство крупных компаний, как правило, обслуживаются отраслевыми НИИ, они мало взаимодействуют с субъектами малого инновационного бизнеса, не формируют собственные подразделения НИОКР, что отрицательно сказывается на характере и масштабах их деятельности.

В целях стимулирования малого наукоемкого бизнеса в стране и активизации его деятельности в рамках инновационных кластеров предлагаем:

‑ принять федеральную целевую программу по реализации кластерных проектов;

‑ обеспечить свободное вхождение МИП в кластерные инновационные сети;

‑ предоставить информационную и консультационную поддержку;

‑ осуществлять финансирование деятельности МИП на условиях государственно-частного партнерства и привлекать к этому процессу не только средства федерального, региональных и местных бюджетов на условиях долевого финансирования, но и венчурных фондов, крупных компаний, коммерческих банков;

‑ предусмотреть обучение представителей краевых, районных и муниципальных администраций, профессиональных и бизнес-сообществ, руководства научно-исследовательских институтов, ВУЗов, крупных и малых предприятий промышленности и организаций социального сектора экономики основам деятельности инновационных кластеров.

Таким образом, формирование наукоемких кластеров в стране в существенной мере зависит от эффективности проводимой государственной политики в области поддержки инновационного предпринимательства. Она должна предусматривать всю совокупность прямых и косвенных мер:

‑ законодательное обеспечение;

‑ предоставление грантов, льготных кредитов и безвозмездных ссуд;

‑ снижение налоговой нагрузки;

‑ защиту интеллектуальной собственности;

‑ страхование деятельности и снижение рисков;

‑ создание эффективной инновационной инфраструктуры и пр.

Организация эффективного взаимодействия малых предприятий промышленности с крупными компаниями, учреждениями науки и государством в рамках кластерных сетей должна стать важным направлением экономической политики, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Это позволит усилить кооперацию научных организаций, университетов, государства, малого инновационного бизнеса с промышленностью, стимулировать разработки прикладной направленности и увеличить объемы их практического использования, а также решить вопросы увеличения масштабов инновационного предпринимательства и расширения сферы его деятельности.


Источники:

1. Афанасьев М., Мясникова Л. Мировая конкуренция и кластеризация экономики // Вопросы экономики. – 2005. ‑ №4.

2. Баткилина Г.В., Гахокидзе Н.С. Предпринимательские сети в системе интеграционных связей малых и крупных предприятий как фактор реформирования экономики. – М. : Институт экономики РАН, 2003.

3. Вальтер Ж. Содействие развитию инновационных предприятий малого и среднего бизнеса. – М. : Российско-европейский центр экономической политики, 2005.

4. Гринберг Р.С. Перестройка структуры российской экономики – основа модернизации // Проблемы теории и практики управления. – 2007. ‑ №12.

5. Жуков А. Стимулирование инновационной деятельности малого и среднего бизнеса // Проблемы теории и практики управления. – 2007. ‑ №4.

6. Омельченко Е. К проблеме взаимодействия малого и крупнокорпоративного предпринимательства в современном общественном производстве // Российский экономический журнал. – 2002. ‑ №8.

7. Портер М. Конкуренция. – М. : Издательский дом «Вильямс», 2003.

8. Примаков Е.М. О развитии малого предпринимательства // Промышленная политика РФ. – 2003. ‑ №11.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:43:48