Формирование инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности
Скачать PDF | Загрузок: 8
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 7-1 (114), Июль 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Переход России к рыночной экономике и юридическое признание частной собственности на средства производства способствовали активизации предпринимательской деятельности, которая в советское время существовала в жестких рамках ограничений и государственного регулирования. Предпринимательская инфраструктура в то время формировалась за счет коллективной (колхозов, предприятий потребительской кооперации, артелей) и индивидуальной (кустари и индивидуальные производители, работавшие на основе патентов, владельцы садовых участков) собственности. Однако плановая система глобального распределения ресурсов и государственная идеология (ничего общего не имевшая с марксизмом) не позволяли предпринимательству активно развиваться.
Ключевые слова: предпринимательство, предпринимательская деятельность, развитие предпринимательства, инфраструктура, предпринимательская инфраструктура
Переход России к рыночной экономике и юридическое признание частной собственности на средства производства способствовали активизации предпринимательской деятельности, которая в советское время существовала в жестких рамках ограничений и государственного регулирования. Предпринимательская инфраструктура в то время формировалась за счет коллективной (колхозной, предприятий потребительской кооперации, артелей) и индивидуальной (кустари и индивидуальные производители, работавшие на основе патентов, владельцы садовых участков) собственности. Однако плановая система глобального распределения ресурсов и государственная идеология (ничего общего не имевшая с марксизмом) не позволяли предпринимательству активно развиваться.
Предпринимательство ‑ сложное, многогранное явление. Это важнейший компонент рыночной организации хозяйствования, стержнем которой является получение экономических выгод. Нельзя вести бизнес без прибыли – основного источника развития,. Хотя немало ученых считают целью современного предпринимательства удовлетворение покупательского спроса. Думается, это упрощенный взгляд. Здесь цель пытаются подменить одним из путей ее достижения.
Достаточно обратиться, например, к действующей практике хозяйствования американских компаний, описываемой Ли Якоккой – признанным менеджером и успешным предпринимателем в автомобильном бизнесе. «Делай деньги. Забудь обо всем другом. Запомни, парень, мы живем в системе, производящей прибыль. Все остальное – мишура» [5, с. 59].
В основе предпринимательства лежит самостоятельная инициативная деятельность граждан и их объединений. Государство регламентирует функционирование предприятий, но не вмешивается в их дела и не отвечает по их долгам. Однако потребители в критических случаях обращаются к властям за защитой своих интересов от действия предпринимателей. И государство в некоторых случаях идет им навстречу. Например, замораживаются розничные цены основных продуктов питания на период до выборов президента, то есть по мотивам не интересов потребителей, а по политическим мотивам, то есть своим собственным. Но внеэкономические меры регламентации предпринимательской деятельности могут дать краткосрочный эффект и никогда не могут дать его в длительной перспективе.
Государство, как крупнейший предприниматель, совершенно спокойно могло предотвратить рост цен на хлеб, закупив осенью зерно по приемлемым для сельхозпроизводителей ценам, и продав его весной мукомольным предприятиям. Но, являясь важнейшим элементом инфраструктуры предпринимательства, правительство предпочло позицию стороннего наблюдателя, предоставив крестьян один на один с перекупщиками, которые скупали осенью зерно по ценам ниже рыночных. Крестьяне не могли получать за свою продукцию нормальной прибыли и создавать необходимую экономическую базу для развития, ибо находились под прессом долгов за удобрения, горюче-смазочные материалы, дорожающих сельхозмашин и т.д.
Таким образом, государство на этапе транзитивной экономики не является для производителей той инфраструктурой, на которую сельхозпредприниматели могли бы опереться в сложный момент своего развития. Этот пример еще раз наглядно показывает, что власть не может (а может и не желает) быть инфраструктурной опорой для сельхозпроизводителей. Не потому ли Россия попала в продовольственную зависимость от Запада, что не учла и не использует у себя опыт инфраструктурной поддержки отечественного производителя.
Этот пример говорит и о необходимости создания соответствующей потребностям предпринимательства собственной инфраструктуры, дополняющей и даже замещающей государственную. Это, прежде всего, самоорганизация бизнесменов, объединение в различные союзы и создание добровольных профессиональных обществ, принимающих на себя определенные функции государства в сфере предпринимательства.
Как отмечают В.П. Воронин, Ю.Ф. Гончаров, И.М. Подмолодина [1], государство взвалило на свои плечи чрезмерное количество управленческих и контролирующих функций, которые без труда можно передать бизнесу. Достаточный опыт накоплен, например, на рынке ценных бумаг, где регулирующая роль органов власти сведена к минимуму – формированию соответствующей инфраструктуры.
Новый толчок к своему развитию получили такие элементы инфраструктуры предпринимательства, как добровольные объединения предпринимателей:
‑ союзы производителей;
‑ общественная организация малого и среднего бизнеса «Опора»;
‑ Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП);
‑ система торгово-промышленных палат (ТПП) России.
Нереализованный потенциал в этом отношении имеет система торгово-промышленных палат России – добровольное объединение предпринимателей независимо от форм собственности, сфер деятельности, величины компаний. В этом вопросе система ТПП, хотя и относительно молодая (в сравнении с европейскими), отличается своей прогрессивностью, обладает развитой территориальной структурой. Однако исследование проблем функционирования торгово-промышленных палат как инфраструктуры предпринимательства, институтов рыночного хозяйства и инструментов функционирования товарных рынков еще недостаточно.
Инфраструктура ТПП России оказывает существенное влияние на развитие отечественного предпринимательства, становление его цивилизованных форм, повышение эффективности функционирования, укрепления российской экономики. Такими направлениями являются:
‑ разработка промышленной политики для различных уровней управления народным хозяйством;
‑ представление интересов предпринимателей во властных структурах;
‑ участие в разработке законодательства, касающегося предпринимательской деятельности;
‑ предоставление предпринимателям разнообразных услуг по продвижению продукции на отечественный и зарубежные рынки – сертификация продукции, проведение ярмарок и выставок продаж, содействие установлению деловых контактов с отечественными и зарубежными партнерами, проведение рекламно-информационной работы;
‑ юридическое сопровождение и защита интересов бизнеса через арбитражный суд ТПП России, выработка и пропагандирование единых этических норм, защита предпринимателей от рейдерства и захвата компаний;
‑ содействие внедрению новейших и высоких технологий в производство и сбыт продукции, внедрение современных информационных технологий;
‑ определение страны происхождения товара и оценка соответствия его качества действующим стандартам и т.д.
Российская система торгово-промышленных палат базируется на добровольности участия предпринимателей в этом объединении, в отличие от европейской системы, в которой такое участие является обязательным для начала ведения бизнеса.
Учитывая тенденцию освобождения государства от выполнения многочисленных управленческих функций, полагаем необходимым и неотложным осуществить следующие мероприятия:
‑ ввести обязательное членство предпринимателей в торгово-промышленных палатах, как это принято в европейских странах;
‑ передать ТПП ведение реестра предпринимателей.
Тем самым на предпринимательское сообщество перекладывается регламентирующие функции и ответственность за деятельность бизнесменов. В этом случае не будет того множества фирм-однодневок, через которые проводят так называемые серые и криминальные схемы и финансовые расчеты. Исключается чиновничье давление на предпринимателя и сами предприниматели будут следить за этикой ведения бизнеса гласно и открыто через свои организации. Расширение самоуправления предполагает и повышение ответственности за соблюдение российского законодательства, и моральной ответственности перед потребителями за само состояние бизнеса, и обеспечение честности ведения дел между собой.
Можно быть уверенным, что в этом случае облегчится доступ предпринимателей к информации о своих реальных или потенциальных партнерах, а сам бизнес станет более прозрачным и эффективным.
Источники:
2. Федотов В.И. Торгово-промышленные палаты. Ч.2. Теория и практика. – Саратов : СГТПП, 2004. – 320 с.
3. Общеэкономические основы рыночного хозяйствования. – М. : «Путь России», 2002. – 431 с.
4. Энциклопедия рыночного хозяйства. Предпринимательский тип хозяйствования.- М. : «Путь России», «Экономическая литература», 2002. – 231 с.
5. Якокка Ли. Карьера менеджера : пер. с англ. – М. : Прогресс, 1991. – 384 с.
Страница обновлена: 25.09.2024 в 05:58:11