Основные факторы конкурентоспособности и виды конкурентных преимуществ предпринимательских структур
Скачать PDF | Загрузок: 10
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 5-1 (110), Май 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Светлов Г.В. Основные факторы конкурентоспособности и виды конкурентных преимуществ предпринимательских структур // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 5. – С. 75-78.
Аннотация:
В условиях формирования транснационального рынка борьба за старых и новых потребителей заставляет производителей совершенствовать формы и методы конкурентной борьбы, разрабатывать новые механизмы управления конкурентоспособностью товара. В связи с этим конкурентоспособность стала важнейшим фактором эффективного функционирования предпринимательских структур.
Ключевые слова: предпринимательство, логистика, конкурентные преимущества, конкурентоспособность, конкурентоспособность товара, конкуренция
В условиях формирования транснационального рынка борьба за старых и новых потребителей заставляет производителей совершенствовать формы и методы конкурентной борьбы, разрабатывать новые механизмы управления конкурентоспособностью товара. В связи с этим конкурентоспособность стала важнейшим фактором эффективного функционирования предпринимательских структур.
Сегодня для достижения рыночного успеха решающим становится рациональное использование факторов конкурентоспособности товаров, таких как:
- эффективность коммуникативной политики фирм конкурентов;
- практика разработки новых товаров и присвоения торговых марок;
- привлекательность упаковки товаров;
- организация и эффективность сервисной политики конкурирующих фирм;
- показатели сбыта и его организация у конкурентов;
- эффективность каналов товародвижения конкурентов.
Конкуренция представляет собой своеобразную борьбу предпринимательских структур за наибольший объем спроса, состязательность за расширение круга покупателей и увеличение своей доли на рынке.
Конкурентоспособность предпринимательской структуры рассматривается также как совокупность характеристик самой организации, определяемых уровнем использования ее потенциала, внешних социально-экономических и организационных факторов, позволяющих создавать продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательна для потребителей.
К внешним факторам, влияющим на конкурентоспособность предпринимательских структур, относятся:
1. Государственные факторы, в частности экономические методы (амортизационная политика, налоговая политика, финансово-кредитная политика, инвестиционная политика, таможенная политика, целевые программы) и административно-правовые методы (сертификация, стандартизация, законодательная база).
2. Рыночные факторы (тип и емкость рынка, конкуренты, трудовые ресурсы, рынок труда, отраслевые особенности, уровень дохода).
3. Социально-политические факторы (общественные организации, политическая стабильность, уровень культуры, социальное положение).
Внутренними факторами конкурентоспособности предпринимательских структур являются:
- организационная структура предприятия (потенциал маркетинговых служб, производственно-технологический потенциал, материально-техническое обеспечение, финансово-экономический потенциал);
- инновационный потенциал (патентно-правовая работа, кадровый потенциал, НИОКР, контроль и анализ инноваций, система стандартов и сертификатов);
- качество эксплуатации, обслуживания (упаковка, хранение, транспортировка продукции, экологичность продукции, возможность утилизации, монтажные и пусконаладочные работы, послепродажное обслуживание, сервисное и гарантийное обслуживание).
Обеспечение конкурентоспособности предпринимательской структуры связано с решением многих проблем:
- конкурентоспособность производства и технологии выступает как степень адекватности производственно-технической структуры требованиям маркетинговой стратегии, возможность эффективно на принципах ресурсосбережения выпускать качественную и экономичную продукцию;
- конкурентоспособность персонала предпринимательской структуры представляет собой степень осознания работниками маркетинговой стратегии и ее целей;
- конкурентоспособность нормативно-регламентной базы выступает как совокупность нормативных актов, методической, проектно-конструкторской и технологической документации, а также внешних и внутренних качеств продукции;
- конкурентоспособность информационных ресурсов выражается в их конкретности, практической применимости, доверенности, системности.
Предпринимательский успех зависит от многих факторов, среди которых важнейшим является внутренняя предпринимательская среда. Она напрямую зависит от самого предпринимателя, его компетентности, силы воли, целеустремленности, уровня притязаний, умений и навыков в организации и ведении бизнеса, четкого соблюдения предпринимателями и наемными менеджерами законов и нормативных актов, регулирующих деятельность данного вида бизнеса или соответствующей организационно-правовой формы предпринимательской организации.
Конкурентные преимущества проявляются в превосходстве в организационно-экономической, технико-технологической, маркетинговой сферах деятельности предпринимательской структуры в виде дополнительной прибыли, более высокой рентабельности и рыночной доли, увеличении объема продаж; возникают в результате применения современных технологий, снижения себестоимости выпускаемой продукции (услуг), дифференциации производства и использования целевых сегментов рынка, быстрой адаптации к изменениям на рынке.
Важным критерием классификации конкурентных преимуществ является базовое условие, определяющее характер источника их возникновения. По этому признаку можно выделить семь основных видов конкурентных преимуществ:
- экономического характера (общеэкономическое состояние рынка, политика правительства, рыночные факторы, стимулирующие спрос на продукцию, потенциал предпринимательской структуры, уровень финансирования деятельности организации);
- нормативно-правового характера (льготы, субсидии, субвенции, таможенное законодательство, права на интеллектуальную собственность, ноу-хау);
- структурного характера (интеграция процесса производства и реализации продукции, экспансия в рыночные ниши и рыночные окна);
- административного характера (ограничения со стороны государственной и муниципальной власти в выдаче патентов и лицензий, квотирование, порядок регистрации предприятий, препятствия в отведении земельных участков, предоставлении помещений в аренду);
- инфраструктурного характера (наличие средств коммуникаций, организованность и открытость рынков труда, капитала, инвестиционных товаров и технологий в регионах России, развитие дистрибьюторской сети, служб по оказанию консалтинговых, информационных, лизинговых и иного рода деловых услуг, развитие межфирменной кооперации);
- технического характера (технические, технологические особенности производства);
- неправового характера (основанные на географических факторах, основанные на демографических факторах).
Таким образом, конкурентоспособность товара (услуги) и конкурентоспособность предприятия соотносятся как часть и целое. И на поверхности экономической жизни конкуренция предпринимательских структур на рынке принимает характер конкуренции самой продукции, поэтому постоянно возрастает значение потребительских свойств этой продукции. Уровень же этих свойств зависит от уровня и степени использования составляющих потенциала предприятия на всех стадиях жизненного цикла товара. Однако между конкурентоспособностью товара и конкурентоспособностью организации существуют следующие отличия: конкурентоспособность предпринимательской структуры применима к длительному периоду, при этом оценку работе предпринимательской структуры дает не только потребитель, но и сам предприниматель.
Источники:
2. Азоев Г.Л., Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы. – М. : ОАО «Типография «Новости», 2000.
3. Савченко В.Е. Современное предпринимательство: (экономические и организационные основы; проблемы формирования и регулирования). — М. : Экономика, 2003.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:47:33