Методика оценки конкурентной среды на рынке страховых услуг
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 9-2 (98), Сентябрь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Набока М.В. Методика оценки конкурентной среды на рынке страховых услуг // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 9. – С. 66-70.
Аннотация:
Оценка состояния конкурентной среды отраслевого рынка путем расчета соответствующих индексов и коэффициентов является необходимым этапом анализа и развития конкуренции в отрасли и в настоящее время осуществляется в соответствии с Приказом ФАС №108 от 25 апреля 2006 года. В принятой методике не учитываются взаимосвязи (аффилированности) между страховыми компаниями.
Ключевые слова: страхование, конкуренция, страховые услуги, страховые компании
Оценка состояния конкурентной среды отраслевого рынка путем расчета соответствующих индексов и коэффициентов является необходимым этапом анализа и развития конкуренции в отрасли и в настоящее время осуществляется в соответствии с Приказом ФАС №108 от 25 апреля 2006 года [1]. В принятой методике не учитываются взаимосвязи (аффилированности) между страховыми компаниями.
Предлагаем использовать комплексную оценку состояния конкурентной среды, основанную на применении первичной и вторичной информации. Авторский подход к технологии оценки конкурентной среды на рынке страховых услуг заключается:
- в доработке порядка и процедуры этапов ее проведения с использованием общеизвестных показателей (индексов и коэффициентов);
- в предложении коэффициента масштаба бизнеса, с помощью которого учитывается связь между страховыми компаниями, для последующего ранжирования страховых компаний и расчета коэффициентов концентрации.
Для оценки конкурентной среды разработан комплексный алгоритм:
На втором этапе анализируются межотраслевые и внутриотраслевые факторы, оказывающие влияние на состояние и тенденции развития конкурентной среды рынка страховых услуг, выявляются факторы, оказывающие наибольшее влияние, а также оценивается степень их важности, исследуются продуктовые и географические границы рынка страховых услуг [1].
На третьем этапе определяется институциональная структура рынка страховых услуг в пределах выявленных продуктовых и географических границ рынка страховых услуг.
Также определяется объем реализации услуг (Ai, i=1…n) по каждой компании-участнику рынка страховых услуг.
На четвертом этапе для учета взаимосвязи (аффилированности) между страховыми компаниями предлагаем проранжировать компании по безразмерному индексу, характеризующему масштаб их бизнеса (Имб).
По итогам экспертного опроса, проведенного в рамках исследования, удалось выяснить основные параметры, определяющие масштаб бизнеса страховой компании, а также их вес:
- нетто-выручка компании и дочерних компаний;
- общий штат сотрудников;
- количество филиалов и дочерних компаний.
Индекс предлагается рассчитать по формуле:
где Аi – выручка компании за отчетный период, руб.;
Вi – общий штат сотрудников, чел.;
Сi – количество филиалов, дочерних компаний
a1, a2, a3 – весовые коэффициенты, a1+a2+a3=1.
Все величины, используемые при расчете индекса, нормируются на максимальное значение по базе участников (Аmax, Bmax, Cmax).
Предлагаемый индекс прост в расчете, и позволяет ранжировать страховые компании по значению Имб, для дальнейшего корректного расчета индексов концентрации.
На пятом этапе осуществляется расчет доли рынка каждой страховой компании.
На шестом этапе рассчитываются общеизвестные коэффициенты, а именно четырехдольный коэффициент концентрации (CR4) [2]:
где ОР – общий объем реализации страховых услуг, тыс. руб.
ОР1-4 – объемы реализации 1-4-й компании, тыс. руб.
Объем реализации группы компаний (OPi) рассчитывается как сумма объемов реализации отдельных компаний, входящих в группу:
где Aij – объем реализации j-й компании, входящей в i-тую группу компаний, руб.
Далее мы предлагаем рассчитать индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI), которые характеризует концентрацию продавцов на рынке [3], несмотря на то, что при количестве компаний более 15 этот индекс рекомендуется не рассчитывать [1].
На седьмом этапе выявляются качественные показатели, характеризующие структуру рынка страховых услуг:
- наличие (или отсутствие) барьеров входа и выхода на рынке страховых услуг, возможность их преодолимости;
- адекватность информации (степень информационной доступности; источники информации).
На восьмом этапе происходит сопоставление и анализ количественных и качественных характеристик рынка страховых услуг, которое позволяет определить, к какому типу рыночных структур принадлежит изучаемый рынок страховых услуг, оценить степень развитости конкурентной среды на рынке страховых услуг или в его сегменте.
На основании полученных характеристик делаются выводы о состоянии и перспективах развития конкурентной среды, о целесообразности и формах государственного воздействия на рынок. В зависимости от уровня концентрации рынка страховых услуг дифференцируются действия антимонопольных органов по отношению к различным рынкам и действующим на них страховым организациям [4].
Мы проанализировали состояние конкурентной среды на рынке страховых услуг Российской Федерации в 2006 году, используя усовершенствованную авторскую методику. Рынок страховых услуг Российской Федерации в 2006 году характеризовался как низкоконцентрированный, однако, рассчитанные по авторской методике, показатели CR4 и HHI увеличились.
То есть, даже если учитывать аффилированность страховых компаний, то рынок страховых услуг РФ приближается к умеренно концентрированному и сейчас вмешательства государства не требуется.
Для того, чтобы реально оценить состояние конкурентной среды в Российской Федерации, необходимо рассчитать CR4 и HHI по отдельным рыночным сегментам и проанализировать состояние конкурентной среды в этих сегментах (табл. 1).
Рассчитав показатели по сегментам рынка страховых услуг РФ в 2006 году с использованием авторской методики, можно увидеть различия в сегментах добровольного страхования имущества и ОСАГО, то есть в сегментах самых массовых видов страхования.
Рынок добровольного имущественного страхования в 2006 году характеризовался как низкоконцентрированный. По уточненной методике оценки концентрация в данном рыночном сегменте больше (табл.). Рынок ОСАГО в 2006 году характеризуется как умеренно концентрированный.
Основываясь на методике оценки ФАС [1], можно считать, что государству не нужно принимать меры на российском рынке ОСАГО, но используя авторскую методику очевидно, что целесообразно наблюдение за показателями концентрации и контроль за рыночным поведением лидера.
Таблица 1
Сравнение показателей CR4 и HHI, рассчитанных по различным
методикам, в сегментах российского рынка страхования в 2006 году *
Вид страхования
|
Методика
|
Лидеры
|
Показатели
| |
CR4
|
HHI
| |||
Добровольное
страхование имущества |
Стандартная
|
1. Ингосстрах
2. Ресо-Гарантия 3. Согаз |
33
|
432
|
Авторская
|
1. Ингосстрах
2. Росгосстрах 3. Ресо-Гарантия |
38
|
538
| |
Добровольное
личное страхование |
Стандартная
|
1. Согаз
2. Росно 3. Жасо |
43
|
645
|
Авторская
|
1. Согаз
2. Росно 3. Жасо |
43
|
670
| |
Добровольное
страхование ответственности |
Стандартная
|
1. Ингосстрах
2. Золотой полис 3. Согаз |
45
|
830
|
Авторская
|
1. Ингосстрах
2. Золотой полис 3. Согаз |
45
|
836
| |
Добровольное
страхование жизни |
Стандартная
|
1. Капиталъ Страхование жизни
2. Русский стандар страхование 3. AIG Россия |
73
|
1 510
|
Авторская
|
1. Капиталъ Страхование жизни
2. Русский стандар страхование 3. AIG Россия |
73
|
1 539
| |
ОСАГО
|
Стандартная
|
1. Ресо-Гарантия
2. Ингосстрах 3. Росно |
29
|
424
|
Авторская
|
1. Росгосстрах
2. Ресо-Гарантия 3. Ингосстрах |
56
|
1 353
|
Таким образом, авторская методика оценки конкурентной среды рынка страховых услуг с помощью предложенного коэффициента Имб позволяет составить рейтинг страховых компаний с учетом их аффилированности и взаимосвязей. Это дает возможность обосновать выбор компаний для расчета индексов концентрации и более адекватно оценить сложившуюся на указанном рынке, а также в отдельных его сегментах, ситуацию.
Источники:
2. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика: Учебник для вузов/ Г.Л. Азоев. – М.: Центр экономики и маркетинга. 1996. 208 с.
3. Азоев Г.Л. Конкурентные преимущества фирмы: Учебник для вузов/ Г.Л. Азоев А.П. Челенков. – М.: ОАО «Типография «Новости». 2000. 253 с.
4. Конкуренция и монопольное регулирование: Учебное пособие для вузов / Под ред. А.Г. Цыганова. – М.: Логос. 1999. 368 с.
5. Поступления каждого из Российских страховщиков за 2006 год (по данным Федеральной службы страхового надзора) http://www.insur-info.ru/statistics/?year=2006&dec=4
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:37:25