Реализация конкурентных преимуществ регионов как фактор конкурентоспособности российского государства в условиях глобализации экономики

Мигачева С.М.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9-2 (98), Сентябрь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Мигачева С.М. Реализация конкурентных преимуществ регионов как фактор конкурентоспособности российского государства в условиях глобализации экономики // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 9. – С. 3-8.

Аннотация:
Осознание необходимости формирования единого экономического, правового, информационного пространства для осуществления свободной и эффективной предпринимательской деятельности всех субъектов хозяйствования, привело к трансформации интеграционных экономических процессов в новое системное состояние – глобализацию мирохозяйственных связей.

Ключевые слова: конкурентные преимущества, глобализация, экономика региона, развитие региона, конкурентоспособность государства



Осознание необходимости формирования единого экономического, правового, информационного пространства для осуществления свободной и эффективной предпринимательской деятельности всех субъектов хозяйствовании, привело к трансформации интеграционных экономических процессов в новое системное состояние - глобализацию мирохозяйственных связей.

На протяжении последних пятнадцати лет внешнеэкономическая политика России была ориентирована, главным образом, на повышение степени открытости отечественной экономики. Основным ее содержанием являлась либерализация внешнеторговых и валютных операций, демонтаж системы директивного управления внешнеэкономическими связями и формирование нового механизма их государственного регулирования, а также взаимодействия с международными торговыми и финансовыми институтами.

Низкие цены на электроэнергию в России являются естественным конкурентным преимуществом, которое позволяет получать выгоды от внешней торговли продукцией других (энергоемких) отраслей. Поскольку эти выгоды переходят из одной сферы экономики в другую, для теоретического объяснения подобного эффекта, на наш взгляд, уместно введение понятия «мультипликатор сравнительных преимуществ».

Действие этого мультипликатора в российской экономике заключается в том, что если Россия добьется вступления в ВТО на достаточно выгодных для энергорынка условиях, то она получит все возможности, чтобы занять доминирующие позиции в сегментах энергоемкой продукции экспортного рынка.

Иными словами, благодаря действию мультипликатора расширяется сама сфера сравнительных преимуществ. Значение мультипликатора напрямую зависит от этапа появления относительных преимуществ, количества последующих стадий переработки продукции, масштабности той сферы, на которую они распространяются, и меры ее вовлеченности в международный обмен и находится в обратной: связи с закономерным сверхпотреблением относительно дешевого ресурса.

Так, сравнительное преимущество в производстве сырья порождает большее значение мультипликатора, чем преимущество в производстве готовых потребительских товаров. Поэтому российскому государству следует осторожно подходить к предлагаемому некоторыми экономистами введению налога на природную ренту. Неизбежное повышение цены на ресурсы с неэластичным спросом позволит не только в некоторой степени решить бюджетные проблемы, но может одновременно ослабить позиции многих российских отраслей на внешних рынках.

Присоединение России к ВТО не только налагает на страну ряд стандартных и специфических обязательств, но и дает ей преимущества институционально-инновационного характера. Формирование новой институциональной среды, при целенаправленном регулировании этого процесса, позволит решить ряд особенных российских проблем.

Во-первых, произойдет качественное изменение институциональных механизмов выработки экономической политики, в основу которой будут положены не только национальные, но и международные: нормы и стандарты. Существенно ограничится возможность влияния групп интересов на принятие политических решений, а значит ‑ сузится сфера рентоориентированного поведения чиновников.

Во-вторых, на место «размытости» прав собственности во внешнеэкономических отношениях придет более четкая спецификация этих прав с адекватными, международными механизмами их защиты. В этом плане ряд законодательных инноваций при обеспечении их работы соответствующими эффективными внутренними институтами может иметь поистине революционный характер.

Так, отсутствие в России работающего законодательства по защите прав интеллектуальной собственности привело к широкому распространению нелегального импорта продукции интеллектуального труда, что неблагоприятно влияет на международный имидж России, а также ослабляет действие другого российского института, связанного с защитой прав потребителей.

Как показал последний российский кризис, в стране слабо защищены права инвесторов, и законодательные инновации в этой области могут значительно улучшить инвестиционный климат в России, способствовать притоку прямых и портфельных инвестиций, развитию инвестиционной инфраструктуры.

При выявлении последствий вступления в ВТО для российской экономики не следует также игнорировать действие автоматических рыночных регуляторов и отдавать предпочтение исключительно корректирующей государственной политике.

Можно обнаружить и другой автоматический регулятор, препятствующий экспансии импортных товаров на российские рынки. Этим регулятором является платежеспособный спрос населения, который зависит от доходов национального производства. Так, если приток импортных товаров будет подав­лять отечественное производство, доходы населения упадут, снизится платеже­способный спрос, в том числе спрос на импортные товары, хотя доля последних во внутреннем потреблении возрастет.

Скромное место, отводимое ВТО региональным факторам, отражает неоклассическую концепцию регионального развития. Однако представляется, что следует опираться и на другие теории, которые позволяют учесть негативные последствия региональной дифференциации в результате выполнения требований ВТО.

Проблемы адаптации Россией норм ВТО на уровне регионов связаны, прежде всего, с соотношением федерального и регионального законодательства. В некоторых сферах, где требуется выполнение обязательств по ГАТТ, роль региональных факторов значительна, например, в вопросах приватизации и регулирования прав собственности на землю. России нужно четко определить государственные меры и процедуры, которые будут применяться на региональном уровне.

Это может касаться дифференциации нормативов или исключительных прав для отдельных финансовых организаций, предоставленных местными администрациями или режима регулирования свободных зон. Если в соглашениях с ВТО не будут прописаны специ­альные оговорки, данные процедуры не смогут применяться после вступления России в ВТО.

Внешнеторговый оборот Республики Татарстан в 2006 г. составил 6452,5 млн. долл. и увеличился по сравнению с 2005 г. на 37%. Положительное сальдо торгового баланса составило 5290.9 млн. долл., 91% от внешнеторгового оборота занимали экспортные поставки.

Как и для России в целом, для внешнеэкономической деятельности Республики Татарстан характерно сохранение топливно-сырьевой направленности экспорта, что требует диверсификации экономики, развития наукоемких отраслей, увеличение экспорта продукции с высокой степенью переработки.

Процесс присоединения национальной экономики к ВТО носит, главным образом, отраслевой характер и лишь опосредованно затрагивает регионы, где концентрируются данные отрасли: Внутриотраслевая либерализация в связи с принятием новых правил игры неизбежно окажет влияние на процесс реструктуризации различных отраслей; возникнет иное равновесие; произойдет изменение ценовых соотношений, структуры производства; внутренней и внешней торговли.

Внешнеэкономическая стратегия России должна быть нацелена, в первую очередь, на переориентацию экономики от сырьевой направленности на произ­водство и экспорт; конкурентоспособной наукоемкой продукции. Требуются дифференцированные стратегии управления отраслевыми последствиями вступления России в BTO.

Важно учитывать, что целью вступления в ВТО является не только получение новых возможностей и установление новых связей, но и поддержание некоторых существующих позиций России в мировом пространстве. Поэтому необходима координация в процессах вступления стран СНГ в ВТО, - отсутствие которой может осложнить интеграционные процессы и стать фактором нарушения равновесия в пространстве взаимодействия России со странами СНГ.

Таким образом, государственное регулирование внешнеэкономических отношений в процессе вступления России в ВТО ‑ сложный и противоречивый процесс, способствующий достижению нового динамического равновесия российской экономики в мировом экономическом пространстве.


Источники:

1. Либман А., Хейфец Б.. Мировые процессы транснационализации и российский бизнес//Вопросы экономики. 2006. №12.
2. Бородаевский А.Д. Тенденции социально-экономического развития в разных регионах мира//Мировая экономика и международные отношения.- 2007 №4. С.18-28.
3. Программа социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005 - 2010 годы. Раздел 3.14. Внешнеэкономическая деятельность.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:37:54