Кластерные стратегии в агропромышленном комплексе
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 8-2 (96), Август 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Сегодня самым востребованным инструментом промышленной политики является кластерная стратегия, хорошо зарекомендовавшая себя во всем мире и обеспечивающая высокую рентабельность производства, повышение конкурентоспособности продукции, а значит, и расширение рынков сбыта.
Ключевые слова: агропромышленный комплекс, кластер, промышленная политика
Сегодня самым востребованным инструментом промышленной политики является кластерная стратегия, хорошо зарекомендовавшая себя во всем мире и обеспечивающая высокую рентабельность производства, повышение конкурентоспособности продукции, а значит, и расширение рынков сбыта.
Сегодня кластерный подход становится одним из базовых методов реализации государственной экономической политики. Это наиболее действенный и адекватный рыночным механизмам инструмент поддержки национального бизнеса в глобальной конкуренции. Кластерные стратегии получили большое распространение в развитых странах Европы, Азии, Америки. При этом органы власти концентрируют усилия на поддержке и создании кластеров, обеспечивающих конкурентоспособность бизнеса, регионов и национальных экономик в долгосрочной перспективе. Причем, государство не только способствует формированию кластеров, но и само становится их участником. Такой опыт есть в Германии, Великобритании (биотехнологические кластеры), Бельгии (аэронавтика), Норвегии (морское хозяйство), Финляндии (лесопромышленность), Канаде (развитие региональных кластеров).
Кластер – это группа географически локализованных взаимосвязанных компаний –поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг, инфраструктуры, научно-исследовательских институтов, вузов и других организаций, дополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и структуры в целом.
Сегодня можно говорить, что в России существуют только потенциальные кластеры. Среди них – химические в Пермской области и Татарстане, металлургические – на Урале, текстильный – в Ивановской области, транспортно-логистический и машиностроительный ‑ в Нижегородской области. Некоторые кластеры возникли еще в советское время, например, автомобильный – в Самарской области, туристический – в Краснодарском крае, нефтегазовый – в Тюменской области и др. В последнее время и федеральные российские власти стали проявлять заметный интерес к кластерной политике.
Основным инструментом, который эксперты предложили для реализации кластерной политики в России, стала та же система грантов для регионов, которая используется в США и Великобритании, и становится все более популярной в других странах, а также интеграция кластерного подхода в отраслевые стратегии соответствующих министерств.
Институциональное закрепление кластеров, принятие соответствующих государственных программ позволит регионам более результативно выполнять свою функцию по созданию необходимой инфраструктуры – организационной, финансовой, транспортной, логистической, кадровой – для реализации стратегических проектов в рамках развития кластеров.
Существует ряд условий, которые как способствуют, так и препятствуют развитию кластерной системы в регионе. К позитивным факторам можно отнести наличие технологических и научных инфраструктур, высококвалифицированных кадров, а к сдерживающим:
‑ низкую психологическую готовность к кооперации;
‑ низкий уровень развития ассоциативных структур (торговых палат, промышленных ассоциаций), которые не справляются с задачей выработки и продвижения приоритетов и интересов бизнеса;
‑ относительно краткосрочный горизонт планирования.
Для успешной реализации стратегии развития региона и отдельных кластерных систем должны быть взаимно согласованы. При развитии кластерной системы власть и бизнес должны играть разные, но взаимодополняющие роли. Адаптацией подхода может служить создание системы вертикально интегрированных бизнес-групп. Кластерный подход не вступает в конфликт с задачами развития вертикальных корпораций, что и представляет собой главную мотивацию для объединения предприятий.
Организации, работающие в рамках одной системы, имеют взаимосвязанную стратегию развития, определяемую не только экономическими (инвестирование, финансирование и т. д.), но и организационными аспектами, которые предприятия аграрного комплекса используют для реагирования на изменения во внешней среде своей деятельности. В кластерной системе сочетаются элементы рынка и иерархической координации действий, кооперационные, информационные и имущественные связи (в форме долевого участия).
Исследование организационно-экономических ситуаций выявляет значимые факторы, влияющие на процесс трансформации потенциала предприятий аграрной сферы в рамках кластерной системы. Группы влияющих факторов существенно различаются на этапах проектирования кластерной системы, производства продукции внутри кластера и доставки продукции потребителю.
От эффективности использования накопленного производственного потенциала предприятий с учетом его трансформации в пределах аграрного кластера, фаз его развития, этапов жизненного цикла в условиях включения в оборот высоколиквидного избыточного капитала, - зависит величина и уровень использования инвестиционного потенциала социально-экономической системы в регионе.
Вариант эффективного развития кластерной системы в аграрном комплексе, предлагаемый авторами, представляет собой взаимосвязь эффективности функционирования кластера от уровня затрат, потерь и конкретного организационно-экономического передела. В любой организационно-экономической ситуации затраты направлены на снижение потерь, и главной характеристикой ситуации является то, сколько расходов (при тенденции сведения их к минимуму) требуется на обеспечение устойчивости предприятия и достижения эффективности производственно-экономической деятельности.
Примером создания и успешного функционирования кластера в аграрной сфере является АО «Красный Восток», который объединил сельскохозяйственные предприятия в нескольких районах Республики Татарстан: Алькеевском, Верхнеуслонском и Алексеевском. Большая часть средств была вложена в новую технологию и технику.
За 2003-2005 годы было осуществлено инвестирование агропромышленного комплекса в размере 7,2 миллиарда рублей. Из них на приобретение техники, оборудования и других основных средств было вложено 1680 млн. руб., на покупку племенного скота (крупного рогатого скота) – 410 млн. руб., на строительство хлебоприемного пункта, складов, зернотоков – 1400 млн. руб., на строительство молочного комбината – 974 млн. руб.
Основная масса средств АО «Красный Восток» была направлена на строительство мегаферм для содержания крупного рогатого скота – 2,4 миллиарда рублей. В названных районах функционируют четыре мегафермы молочного направления. Они были построены впервые в Республике Татарстан по проекту шведской фирмы «ДеЛаваль».
Холдинговая компания ОАО «Красный Восток-Агро» на строительство молочных комбинатов инвестировала около одного миллиарда рублей. Сданный в эксплуатацию в 2004 году молочный комбинат является уникальным. Его производительность на переработке составляет до 1000 тонн молока в сутки.
Об окупаемости средств инвестирования говорить пока рано, так как инновационный проект рассчитан на 20 лет. В развитие кластера уже вложены большие средства – 7,4 млрд. рублей, однако процесс инвестирования продолжается. Так, в 2006 году начато строительство еще 5 мегаферм стоимостью 570 млн. рублей каждая.
По инновационному проекту к 2010 году предусматривается доведение производства молока до 354 тыс. тонн, что составит около 40% молока, производимого в Республике Татарстан. Уже в 2005 году сумма денежной выручки составила 2540 млн. рублей, а рентабельность производства сельскохозяйственной продукции в холдинговой компании ОАО «Красный Восток-Агро» ‑ 35%.
Рассмотренный пример эффективного использования кластерной стратегии в аграрной сфере может быть распространен в других регионах России.
Источники:
2. Хайруллин А.Н. Готовы ли мы конкурировать в области сельхозпроизводства? // Нива Татарстана. – Казань, 2006. ‑ №1-2.
3. Якушкин Н.М. Варианты аграрных преобразований и их государственное регулирование // Наука – Агропрому. – Казань: Фэн, 2003.
Страница обновлена: 27.10.2024 в 20:18:06