Человеческий капитал как приоритетный объект инвестиций

Дорошенко Ю.А., Лебедев О.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7-2 (94), Июль 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Общим и главным продуктом отраслей социального хозяйства является человеческий капитал, накопление которого в долгосрочной перспективе является не менее важным фактором экономического развития нации, чем накопление физического (основного) капитала. Например, в США, по некоторым оценкам, доля инвестиций в человеческий капитал составляет более 15% ВВП и превышает инвестиции частных компаний в основные средства.

Ключевые слова: человеческий капитал, зарубежный опыт, инвестиции в человеческий капитал



Общим и главным продуктом отраслей социального хозяйства является человеческий капитал, накопление которого в долгосрочной перспективе является не менее важным фактором экономического развития нации, чем накопление физического (основного) капитала. Например, в США, по некоторым оценкам, доля инвестиций в человеческий капитал составляет более 15% ВВП и превышает инвестиции частных компаний в основные средства [1].

Человеческий капитал можно рассматривать применительно к физическому лицу как носителю знаний, умений, способностей и агенту на рынке труда; к государству как институту, призванному обеспечить безопасное и достойное существование нынешнего и будущих поколений; к организации-работодателю, для которой человеческий капитал выступает в качестве фактора производства и инструмента в конкурентной борьбе.

В последнем случае человеческий капитал рассматривается как элемент более общего понятия – интеллектуального капитала, наличие которого объясняет случаи многократного превышения рыночной стоимости бизнеса организаций, действующих в высокотехнологичных отраслях, над рыночной. И тем более ‑ балансовой стоимостью их совокупных активов.

Повышенный интерес к категории интеллектуального капитала в сочетании с проблематичностью однозначной его практической оценки обусловливает разнообразие подходов к идентификации интеллектуального капитала и его элементов.

В составе интеллектуального капитала обычно выделяют три элемента:

‑ человеческий капитал;

‑ структурный (организационный) капитал;

‑ рыночный (потребительский, отношенческий, брэндовый) капитал.

Другими словами, интеллектуальный капитал включает в себя некие структурные элементы нематериального характера, обеспечивающие эффективное использование как человеческого капитала, так и других видов капитала, факторов и ресурсов производства.

Таким образом, термины «интеллектуальный капитал» и «человеческий капитал» определяют место и функции человека в экономике, поэтому имеют много общего. В то же время исторически они используются для исследования различных сторон участия человека в экономических отношениях. Когда речь идет о человеке как носителе способностей, знаний и навыков, а также о совокупных знаниях нации, выступающих источником социально-экономического развития, чаще используется понятие «человеческий капитал».

Накопление человеческого капитала (по Г. Беккеру) состоит из определённых затрат человека (семьи, предприятия, государства) направленных:

‑ на поддержание здоровья, рождение и воспитание детей;

‑ на получение общего и профессионального образования;

‑ на профессиональную подготовку и переподготовку на производстве;

‑ на поиск работы, в том числе затраты на поиск информации о условиях работы и заработках;

‑ на миграцию по зависящим и независящим от человека причинам.

Инвестиции в капитал здоровья являются базой для человеческого капитала вообще, так как продлевают трудоспособный отрезок жизни человека и, таким образом, замедляют физический износ человеческого капитала. Здоровье общества является не только фактором экономического развития государства, но и фактором национальной безопасности.

Инвестиции в капитал образования формируют квалифицированные и более производительные трудовые ресурсы. В специальной литературе рассмотрена проблема морального старения накопленного научно-образовательного потенциала и необходимости инвестиций в переобучение и повышение квалификации.

Инвестиции в капитал культуры имеют, в первую очередь, социальный эффект: повышают склонность человека к коммуникациям, создают предпосылки для более успешной профессиональной подготовки, способствуют передаче культурного достояния общества из поколения в поколение. Вместе с тем, в сфере культуры, безусловно, возможна реализация коммерчески эффективных проектов.

Опыт развитых стран, осуществляющих масштабные инвестиции в человеческий капитал, показывает, что он является важнейшим фактором экономического роста. С экономической точки зрения, инвестиции в человеческий капитал – это затраты, произведенные в социальной сфере в целях будущего увеличения производительности труда и способствующие росту будущих доходов как отдельных носителей капитала, так и общества в целом.

Дж. Гэлбрейт отмечал: «Доллар, вложенный в интеллект человека, часто приносит больший прирост национального дохода, чем доллар, вложенный в железные дороги, плотины, машины и другие капитальные блага. Образование становится высокопроизводительной формой капитальных вложений» [2]. Всемирный банк, базируясь на результатах обследования 192 стран, пришел к заключению, что только 16% экономического роста в странах с переходной экономикой обусловлены физическим капиталом, 20% — природным капиталом, остальные 64% связаны с человеческим и социальным капиталом [1].

Теория человеческого капитала оказала революционное влияние на исследования в области предложения труда. К ее ключевым постулатам можно отнести:

‑ признание человеческих знаний, способностей и времени ключевым производственным ресурсом;

‑ инвестиционную мотивацию поведения агентов на рынке труда;

‑ необходимость перехода от текущих показателей к показателям, охватывающим весь жизненный цикл работников (пожизненные заработки).

Учитывая, что инвестиции в социальную сферу по своей сути есть инвестиции в наращивание человеческого капитала, представляется целесообразным более подробно рассмотреть основные положения указанной теории.

По сложившейся традиции труд и капитал рассматривают как два различных фактора производства. Человеческий капитал стоит на стыке этих понятий.

С одной стороны, труд является процессом использования человеческого капитала в практической деятельности. Некоторые представители теории человеческого капитала, например, Г. Беккер и Б. Чизвик, считают, что результаты трудовой деятельности человека определяются одновременным действием двух факторов: простого труда, то есть труда, выполняемого без необходимого минимума образования, и человеческого капитала.

Рост заработной платы в результате повышения образования не связан с простым трудом, поэтому при капитализации доходов они должны быть очищены от вклада простого труда. Например, экономическая выгода от высшего образования будет равна разнице в пожизненных заработках двух лиц ‑ закончившего университет и получившего среднее образование. Следуя этой логике, заработную плату можно представить следующим образом:

Yn = Y0 + rCn,

где Yn – заработки человека, имеющего n лет высшего образования;

Y0 – заработки человека, имеющего среднее образование;

r – текущая норма доходности инвестиций в образование;

Cn – объем инвестиций в течение n лет обучения.

С другой стороны, человеческий капитал имеет ряд общих черт с физическим, основным капиталом. Он представляет собой:

‑ благо длительного пользования;

‑ требует расходов по ремонту и содержанию (лечению, восстановлению здоровья);

‑ изнашивается и амортизируется;

‑ под влиянием НТП может устаревать еще до того, как произойдет его физический износ.

Для него характерен закон снижающейся предельной отдачи. По мере роста знаний и навыков каждое следующее приращение человеческого капитала делает все меньший вклад в увеличение производительности. Совокупный потенциальный эффект от наращивания человеческого капитала в процессе образования с уменьшением предстоящего периода трудовой деятельности сокращается, а альтернативные издержки по мере роста доходов растут.


Источники:

1. Сорока И.В., Сименко И.В. Инвестиции в человеческий капитал в контексте устойчивого развития экономики Украины. – Донецк: Изд-во ДонГУЭиТ, 2000. – 167 с.
2. Гэлбрейт Д. Экономические теории и цели общества / Под ред. акад. Н. Н. Иноземцева – М.: Прогресс, 1979. – 406 с.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:21:07