Мегаполис в России: самоорганизация и управление развитием

Яновский В.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5-2 (91), Май 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Проблема мегаполисов занимает особое положение среди проблем общепланетарного типа. С одной стороны, мегаполисы - основа растущей общественной производительности труда, с другой - источник экологического кризиса. Для России проблема имеет целый ряд особенностей. В этой работе мы не предлагаем универсальных рецептов, а лишь выражаем представления о содержании проблемы.

Ключевые слова: экология, мегаполис, город, управление развитием, самоорганизация



Проблема мегаполисов занимает особое положение среди проблем общепланетарного типа. С одной стороны, мегаполисы - основа растущей общественной производительности труда, с другой - источник экологического кризиса. Для России проблема имеет целый ряд особенностей. В этой работе мы не предлагаем универсальных рецептов, а лишь выражаем представления о содержании проблемы.

Сегодня крупные города во всем мире стремительно поглощают окрестные поселения, сливаются друг с другом, образуя мегаполисы – урбанизированные социально-экономические системы с населением в десятки миллионов человек. Налицо один из феноменов самоорганизации общества ‑ концентрация людей на громадных урбанизированных территориях.

Урбанизированные системы возникают и в России, в частности вокруг Москвы и Санкт-Петербурга. Концентрация населения в нашей стране неумолимо продолжится в ближайшие годы, поскольку это обусловлено структурной перестройкой промышленности: в постиндустриальном обществе неизбежно растет роль информационно-коммуникационных технологий (ICT) и уменьшается значение добывающей промышленности.

Значительная часть населения России проживает в поселениях при производствах. Переход к новым производствам на базе высоких технологий приведет к тому, что люди будут вынуждены переезжать из деревень в рабочие посёлки, из посёлков в города, из городов в мегаполисы, что обусловлено особенностями производительной деятельности в глобализирующейся экономике.

Многие думают, что развитие общества неизбежно должно привести к исчезновению мегаполисов. Однако эта красивая идея утопична. Основной массе населения России предстоит как раз жить в мегаполисах! Причины подобной концентрации очевидны: в больших городах выше общественная производительность труда.

Концентрация людей на урбанизированных территориях, появление больших городов ‑ явление не сегодняшнего дня. С того момента, как возникла и стала развиваться современная цивилизация, рост городов стал неотвратимым процессом. Очевидно, что жить безопаснее и дешевле вместе: с меньшими затратами усилий можно обеспечить необходимое благополучие.

Наша цивилизация устроена так, что пока определяющим фактором в формировании образа жизни является именно материальная выгода, а вопросы здоровья, удобства жизни и многие другие отходят на второй план. Поэтому дальнейшее существование мегаполисов представляется неизбежным до тех пор, пока наша цивилизация не исчерпает ресурсы развития.

Наблюдаемый сегодня рост городов и образование урбанизированных систем, мегаполисов - естественное следствие процесса развития. Самое главное, наверное, в том, что при равных условиях комфорта в городах жить дешевле, чем в деревне. Таким образом, люди собираются вместе часто против их собственной воли, в силу экономической целесообразности.

Для России в целом проблема мегаполисов имеет специфическое значение. Актуальность этой проблемы обусловлена огромными пространствами нашей страны и ее транспортной инфраструктурой, точнее ее отсутствием, и дороговизной. Экономическое благосостояние России, по-видимому, зиждется на развитой системе внутренних рынков, ориентации производства на внутренние рынки, как и во всех больших странах. Производство нужно направить по линии:

прибыль→ инвестиции→ занятость + хорошие доходы населения→ внутренний рынок→ прибыль.

Эта «цепочка благополучия», как показывает опыт развитых стран, порождает положительную обратную связь, решающую множество экономических и социальных проблем. Однако реализовать такого типа обратную связь при наших просторах и дороговизне транспорта не просто.

Многое упирается в принципы расселения, т.е. в создание ячеистой структуры. Это требует усилий на федеральном уровне для формирования крупных урбанизированных систем как носителей локальной рыночной структуры. Эти урбанизированные системы станут не только основными элементами внутреннего рынка (точнее ‑ внутренних рынков), но и базой специализации: перевозить на большие расстояния имеет смысл только дорогую продукцию, т.е. продукцию высоких технологий.

Трудно и нецелесообразно с экономической точки зрения иметь на каждой урбанизированной территории весь набор высоких технологий, обусловленный задачами обеспечения инновационного пути развития страны, потому необходима специализация мегаполисов. Подобную организацию территории и системы внутренних рынков весьма трудно организовать без «организующего начала» [1]. Конечно, всё подобное может произойти и само собой, но на это уходит много времени и весьма дорого. В США на подобную организацию ушло более ста лет.

Существуют объективные законы самоорганизации общества, из которых главный – необходимость научно-технического прогресса. Даже если в некоторых странах он замедляется, на планете в целом он идет непрерывно. Поэтому снижение темпов его развития часто бывает началом деградации нации.

Основной индикатор здоровья и безопасности мегаполиса как «системы-страны» ‑ развитие научно-технического прогресса. Как только теряется темп развития научно-технического прогресса, начинается неизбежная деградация. Это ‑ опасность, которая грозит урбанизированным системам постоянно.

Возникновение и развитие мегаполиса можно охарактеризовать как стремление человека минимизировать затраты своего труда, улучшить и умножить связи, улучшить условия перемещения людей в пространстве. Страна уже распадается на отдельные мегаполисы (социально-экономические урбанизированные системы), разделенные часто большими, почти безлюдными пространствами в том смысле, в каком может сегодня перенаселенная земля иметь безлюдные пространства. Во всяком случае, точки концентрации очень хорошо фиксируются.

Для победы в конкурентной борьбе в глобализирующейся мировой экономике нужна продуманная долгосрочная стратегия и государственный аппарат, способный эту стратегию реализовать. Поэтому в России должны быть механизмы и структуры для управления гео-экономическими процессами и конфликтами с целью усиления конкурентоспособности страны, поскольку нельзя рассчитывать на успех без наличия адекватных центров по проектированию и управлению «системы – страны». Для этого требуется глубокая реформа государства и государственного управления. В частности, все больше осознается необходимость существования национального экономического совета наподобие совета по национальной безопасности.

Государство как основной институт власти должно быть готовым на только постоянно защищать национальные интересы, но и выявлять их и создавать условия для реализации. Для безопасности и поддержания высокого качества жизни жителей мегаполиса необходимы:

1. Формирование Национального экономического совета с главной задачей выявления национальных интересов на уровне мегаполисов, создания условий для их реализации для поддержания высокой динамики процессов самоорганизации таких сложных урбанизированных социально-экономических систем.

2. Создание на государственном уровне условий для организации «цепочки благополучия», что порождает положительную обратную связь, решающую множество экономических и социальных проблем мегаполисов.

3. Непрерывная поддержка на региональном и федеральном уровне темпов технологического прогресса в мегаполисах.

4. Поддержание и развитие инфраструктуры урбанизированных социально-экономических систем (территорий) и размеров мегаполисов, позволяющих обеспечить достаточный объем, скорость обмена информацией и уровень общения людей.

[1] Термин впервые использовал Александр Александрович Богданов в книге «Тектология: Всеобщая организационная наука» (1913—1922 гг.). «Организующее начало» по Богданову должно предвидеть появление собственных целей и не столько препятствовать их появлению, что, по-видимому, невозможно в принципе, сколько менять их глубинные основания. Менять так, чтобы объективно возникающие цели не препятствовали, а содействовали выполнению дела.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:23:14