Концептуальные подходы к построению систем формирования управленческих решений на предприятии
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 4-2 (89), Апрель 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Сущность интегрированной системы формирования управленческих решений состоит в изучении процесса их вырабатывания, который по своей сути является сложной динамической системой, состоящей из множества элементов функционирующих во взаимосвязи и взаимодействии. При этом изменения, происходящие хотя бы с одним элементом, отражаются на эффективности всей системы в целом.
Ключевые слова: управленческие решения, принятие решений, система принятия решений
Сущность интегрированной системы формирования управленческих решений состоит в изучении процесса их вырабатывания, который по своей сути является сложной динамической системой, состоящей из множества элементов функционирующих во взаимосвязи и взаимодействии. При этом изменения, происходящие хотя бы с одним элементом, отражаются на эффективности всей системы в целом.
Интегрированная система формирования управленческих решений представляет собой совокупность логически, информационно и алгоритмически связанных модулей, отражающих экономические, организационные и технологические процессы на предприятии в их объективно существующем единстве. Только во взаимосвязи всех элементов системы обеспечивается комплексное управленческое решение.
Цель создания систем формирования решений заключается в том, чтобы:
‑ предоставить управленческому персоналу недостающие знания в процессе выполнения им своих профессиональных обязанностей;
‑ научить управленческий персонал конкретным действиям, необходимым для выполнения рекомендаций, представленных системой поддержки принятия решений, с последующим контролем их исполнения.
Концепцию построения и развития системы формирования управленческих решений предприятия следует рассматривать, исходя из результатов морфологического, синтаксического и семантического анализа.
Морфологический анализ раскрывает смысл составляющих концепцию понятий. Он предполагает раскрытие содержания основных понятий, представляющихся важными в рамках описываемой концепции. Так, например, если в общепринятом контексте управление – это процесс организации такого целенаправленного воздействия на объект, в результате которого он переходит в требуемое состояние, то в случаях, когда речь идет о применении математических методов в управлении, реализованных в виде компьютерных моделей и программ, процесс управления в соответствующей части формализуется. Следовательно, формализация позволяет говорить не об управлении вообще, а о наилучшем, оптимальном или рациональном управлении. Поэтому под управлением мы понимаем процесс организации такого целенаправленного воздействия на объект, в результате которого он переходит в требуемое состояние оптимальным образом.
Синтаксический анализ применяется для раскрытия основного замысла концепции, как анализ оправданных (важных) сочетаний понятий, который представляет собой взаимосвязь функций управления и известных информационных технологий. При этом важна связь между функциями и технологиями как составляющими концепции, так как позволяет проследить процесс развития информационных технологий – от констатирующих к обучающим.
Констатирующие информационные технологии применяются для обеспечения функции контроля и учета своевременного отражения в базах данных всех производственно хозяйственных операций с помощью учетных показателей. Констатация фактов – основа для отчетности предприятия и предоставления лицу, принимающему решения, информации в ее простейшей форме (баланс, сводки, запросы и т.д.).
Моделирующие информационные технологии в отличие от констатирующих позволяют производить анализ возможных сценариев, построения прогнозов и оценки вариантов планов. Используются такие технологии для выполнения функций прогнозирования, планирования и регулирования.
Необходимо отметить, что системы формирования управленческих решений – это высшая ступень развития систем поддержки принятия решений, в которой реализованы советующие (консультирующие) и обучающие информационные технологии. Суть этих систем заключается в реализации управленческих функций в наибольшем объеме, а так же в добавлении в процесс управления возможности оперативного обучения лиц, принимающих решения.
Система формирования управленческих решений рассматривается не только как средство генерации и оценки альтернатив, но и как инструмент, способный помочь пользователю применять его неформальные знания, опыт, интуицию, а также способный обеспечить его консультированием и обучением на рабочем месте.
Семантический анализ используется для раскрытия содержательной стороны взаимосвязей понятий. Его удобно рассматривать с помощью семантической сети – ориентированного графа с помеченными вершинами и дугами. Управление как целенаправленное воздействие на производственные, хозяйственные, финансовые и другие процессы в семантической сети представляется предикатом обладает. Это значит, что никакое управление не бывает бесцельным.
Принятое решение может повлечь за собой процессы внедрения новых информационных технологий, в семантической сети это показывает предикат «влечет», что, в свою очередь, потребует реорганизации структуры управления и изменения должностных инструкций персонала. На практике это приводит к переподготовке или обучению персонала, которые, согласно предлагаемой концепции, должны осуществляться на рабочем месте. При этом обучаемый должен иметь возможность получать примеры, подсказки, объяснения к новым процедурам управления, а также комментарии к ним.
Содержание предикатов («влечет», «изменение», «требуется») может быть представлено более детально с помощью блоков, отражающих в укрупненном виде процессы реорганизации (реинжиниринга) системы управления на предприятии. Их детализация иллюстрирует ситуацию, когда принятое решение требует реинжиниринга управленческих процессов.
В результате возможен вариант сокращения штатов с обучением оставшегося персонала новым обязанностям. Или когда система поддержки формирования управленческих решений «выдает» такой набор рекомендаций, который может быть реализован без обучения. Эти аргументы связаны рекомендациями, подкрепленными ресурсами, которые внедряются в практику управления, что ведет к изменению траектории движения объекта управления.
Особая роль отводится предикату «формирует», необходимому для формирования цели обучения и предикату «требуется», отражающему иной способ обучения, более упрощенный и поэтому не требующий предварительного формирования цели. Предикат «требуется» указывает на обучение без самоадаптации обучающей системы к потребностям пользователя. Предикат «формирует» предполагает предварительную адаптацию системы к пользователю.
Излагая основы создания концепции, необходимо отметить две особенности, характерные только для систем формирования управленческих решений:
‑ возможность поддержки процессов принятия решений и пополнение знаний, необходимых для их внедрения в практику управления – процессы, осуществляемые параллельно, и отражающиеся на эффективности данного решения и оперативности его выполнения;
‑ обучение на рабочем месте, которое нельзя отнести к новой парадигме, в то время как способность обучающей системы динамично адаптироваться к изменяющимся целям пользователя можно считать новой.
Таким образом, система формирования управленческих решений концептуально представляет собой интегрированную информационную систему управления, состоящую из логически, информационно и алгоритмически связанных модулей, комплексно отражающих экономические, организационные и технологические процессы на предприятии. Система формирования управленческих решений призвана автоматизировать процессы вырабатывания, принятия и исполнения управленческих решений, повысить эффективность осуществления функций управления для максимального достижения целей предприятия в условиях ограниченности имеющихся ресурсов, а так же дать возможность лицам, принимающим решения использовать накопленные экспертные знания и опыт и обучаться на рабочем месте.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:24:35