Торгово-промышленная палата как инструмент функционирования рынка

Воронин В.П., Гончаров Ю.Ф.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 4-2 (89), Апрель 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Особым институтом в ряду саморегулируемых организаций являются торгово-промышленные палаты – общественные институты, лоббирующие интересы определенных групп промышленников. Своей деятельностью они оказывают существенное влияние на развитие экономики не только своих стран, но и мировой экономики в целом. Российская торгово-промышленная палата начала реально складываться в советский период, и долгое время оставалась не столько инструментом рынка, сколько инструментом государства по проведению государственной промышленно-торговой политики в рамках СССР и отдельных регионов.

Ключевые слова: рынок, саморегулируемые организации, торгово-промышленная палата, общественный институт, сообщество промышленников



Особым институтом в ряду саморегулируемых организаций являются торгово-промышленные палаты – общественные институты, лоббирующие интересы определенных групп промышленников. Своей деятельностью они оказывают существенное влияние на развитие экономики не только своих стран, но и мировой экономики в целом. Российская торгово-промышленная палата начала реально складываться в советский период, и долгое время оставалась не столько инструментом рынка, сколько инструментом государства по проведению государственной промышленно-торговой политики в рамках СССР и отдельных регионов.

В 1994 г. Правительство РФ приняло постановление «О вопросах промышленно-торговой палаты Российской Федерации», которым министерствам и ведомствам предлагалось привлекать торгово-промышленные палаты (ТПП) для участия:

‑ в разработке и осуществлении государственных программ поддержки предпринимательства и развития экономики;

‑ в подготовке актов Правительства РФ по вопросам совершенствования хозяйственного механизма, предпринимательской деятельности и внешнеэкономических связей;

‑ в проведении экспертизы проектов, касающихся данных документов.

Расширение функций ТПП, обеспечивая прозрачность процесса предпринимательской деятельности, способствует развитию принципов самоорганизации и самоуправления, а в конечном итоге – либерализации и демократизации бизнеса в регионе. Сюда можно отнести такие функции, как:

‑ ведение реестра юридических лиц области, чтобы все заинтересованные лица имели доступ к информации о любом партнере, обеспечивая, тем самым, прозрачность предпринимательской деятельности;

‑ участие в разработке и экспертизе нормативно-правовых актов, регулирующих развитие предпринимательства и внешнеэкономической деятельности области;

‑ экспертиза качества и количества товаров и услуг, которые закупаются для государственных нужд.

Важна роль ТПП при подготовке законодательства, регламентирующего предпринимательскую деятельность. Так, например, в Германии проекты таких законов не рассматриваются без предварительного их одобрения промышленно-торговой палатой. В большинстве экономически развитых стран некоторые государственные функции в части сопровождения внешнеэкономической деятельности переданы в ведение торгово-промышленных палат.

ТПП России разработала альтернативный Минэкономразвития России проект «Государственная промышленная политика России. Проблемы формирования и реализации». В данной программе:

‑ обоснованы важнейшие проблемы, без решения которых невозможно осуществить поставленную задачу: разлаженный механизм воспроизводства (финансы, инновации, кадры, природопользование), дефицит государственных инструментов регулирования промышленности, как и самого участия в нем государства, необходимость структурной перестройки, переход на инновационный путь развития;

‑ определены финансовые источники роста, иные решения, как на этапе неотложных мер антикризисного управления, так и на долгосрочном этапе стратегического управления, государственные управленческие меры и проекты базовых нормативно-правовых актов для их реализации;

‑- предложено за счет собственных национально доступных финансовых ресурсов удвоить ежегодные инвестиции в производство, довести за счет этого средние темпы роста ВВП до 10% в год. Расчет-прогноз экономических последствий предполагаемых решений подтверждает их результативность;

‑ даны рекомендации исходя из положений предполагаемой промышленной политики по содержанию административной реформы, по переговорным позициям России, включая длительность требуемого переходного периода при присоединении к ВТО;

‑ определены состав и структура, инструменты, субъекты и объекты государственной промышленной политики, порядок ее реализации, необходимые организационные, общественно-политические условия и меры.

Для обеспечения эффективности и чувствительности к проблемам экономического развития государственной промышленной политики обоснована необходимость консолидации общенационального промышленного представительства в диалоге «бизнес – власть», к организации которого наиболее готова Торгово-промышленная палата РФ с сетью региональных ТПП, а также необходимость усиления механизма представительства регионов в вертикали государственной власти.

Вместе с тем следует отметить, что, к сожалению, большинство промышленных предприятий еще не воспринимают региональные промышленно-торговые палаты как эффективного партнера по организации собственного бизнеса. Возможно, одной из причин выступает искаженное представление высшего менеджмента предприятий о членстве в ТПП как форме объединения предпринимательства и о целесообразности внесения членских взносов в эту организацию. Это происходит по следующим основным причинам:

‑ предприниматели полагают, что от членства в ТПП они не смогут получить никакой выгоды для себя и для своего предприятия;

‑ членские взносы в ТПП рассматриваются высшими менеджерами как нерациональная трата денежных средств, которую следует избегать;

‑ отсутствие корпоративной культуры управления, традиций и навыков добровольного объединения с целью координации своих действий в различных секторах рынка;

‑ менеджеры старого поколения, вырвавшись из-под жестких тисков государственных трестов, больше всего предпочитают действовать по одиночке, видя в этом свою свободу и независимость в принятии любых решений и отсутствия вышестоящего контроля;

‑ менеджеры нового поколения недооценивают экономических выгод от добровольного объединения в саморегулируемые организации, в том числе и в рамках ТПП, и согласованного действия на рынке.

Как результат подобных отношений высшего менеджмента компаний, поданным Торгово-промышленной палаты РФ: только 1,0% российских предприятий приняли решение о вступлении в торгово-промышленную палату, а 54 % от опрошенных руководителей не верят необходимость такого шага.

В этой связи можно сказать, что торгово-промышленные палаты представляют собой саморегулируемые организации по сервисному обслуживанию предприятий, оказанию услуг в сферах: сопровождения внешнеэкономической деятельности предприятий в части оформления сертификатов происхождения товара, предусмотренного Законом РФ «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации»; сертификация услуг торговли;

сертификация систем качества; перевод иностранных текстов.

В настоящее время необходимо активное содействие внедрению в сферу предпринимательства современных информационных технологий, роль которых постоянно возрастает. Опыт отдельных ТПП свидетельствует о необходимости создания на базе ТПП Информационных центров и центров электронной коммерции, услугами которых могли бы пользоваться не только члены палаты, но и все предприниматели региона. При этом важно привлекать к этой работе ученых вузов, сфера приложения научных разработок которых в настоящее время существенно сужена. Что облегчило бы задачу перехода к инновационным технологиям, приобщению большего количества предприятий к реализации национальных проектов. Такой подход осуществляет, например, Воронежская ТПП совместно с технологической академией и госуниверситетом.

Таким образом, основная миссия торгово-промышленных палат – это содействие развитию экономики региона и защита интересов предпринимательского сообщества путем расширения сервисных услуг сопровождения предпринимательской деятельности на внутреннем и внешнем рынках и развития связки «бизнес – власть», государственно-частного партнерства.


Источники:

1. Торгово-промышленные ведомости, 2006, № 24, с.- 6-7.
2. Федотов В.И. Торгово-промышленные палаты. Ч. 2. Теория и практика.- Саратов. Изд-во СГТПП, 2006, с. 5.
3. Торгово-промышленная палата Российской Федерации. Государственная промышленная политика России. Проблемы формирования и реализации. - М., 2003.
4. Рыбаков А.М., Федотов В.И. Доходы торгово-промышленных палат.- Саратов: Изд-во ТПП СО,2006, с. 47

Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:25:44