Анализ состояния и разработка мер по развитию кадрового потенциала торгово-промышленных палат России
Смирнова Е.А.1, Шубенкова Е.В.1, Фатеев М.А.1
1 Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 9
Статья в журнале
Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 8, Номер 10 (Октябрь 2021)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=47106647
Аннотация:
Предмет и тема. В статье освещаются результаты исследования кадрового потенциала торгово-промышленных палат (ТПП) регионов Российской Федерации. Цель исследования. Предпринята попытка анализа состояния трудового потенциала торгово-промышленных палат России на основе оценки качественного состава персонала, показателей движения кадров, затрат на обучение персонала. Методология. В рамках исследования использованы методы сбора и статистического анализа данных с помощью программы MS Excel, а также сравнительного анализа и логического обоснования. Результаты. Осуществлен анализ данных о состоянии кадрового потенциала шести российских региональных торгово-промышленных палат, сформулированы предложения по его повышению. Область применения. Результаты исследования могут быть использованы в рамках укрепления и развития кадрового потенциала системы торгово-промышленных палат регионов Российской Федерации как одного из условий роста эффективности работы ТПП.
Ключевые слова: торгово-промышленная палата, предпринимательство, кадровый потенциал, бизнес-образование, персонал
Финансирование:
Исследование выполнено при содействии Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.
JEL-классификация: L26, J24, M53, M54
Введение
Торгово-промышленная палата (ТПП) – важная институциональная структура, оказывающая поддержку бизнес-сообществу по вопросам нормативно-правового регулирования бизнеса, привлечения инвестиций, внедрения инновационных решений [8]. Торгово-промышленная палата Российской Федерации играет ведущую роль в диалоге государства и бизнес-сообщества в России, а высокий авторитет ТПП связан с опытом, традициями и масштабами деятельности Палаты в стране и за рубежом [1, с. 10] (Katyrin, 2011, р. 10).
Цель торгово-промышленных палат состоит в содействии созданию благоприятных условий ведения бизнеса в России, развитии предпринимательской среды, а также подготовке высококвалифицированных управленческих кадров и формировании системы непрерывного бизнес-образования [10]. Для обеспечения активной реализации поставленных задач в торгово-промышленных палатах должен быть сформирован профессиональный, конкурентоспособный кадровый состав.
Цель данного научного исследования заключается в оценке трудового потенциала торгово-промышленных палат регионов России и разработке практических рекомендаций по его развитию.
Большая часть публикаций, посвященных системе торгово-промышленных палат Российской Федерации, направлена на изучение исторических этапов ее становления и развития, роли и статуса в формировании кадрового потенциала страны, направлений ее деятельности. С.А. Смирнов, первый президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации (1991–2001 гг.), отмечал, что к работникам палат должны предъявляться высокие требования, так как они отстаивают интересы развития предпринимательства на российском и мировом уровне, и для этого они должны обладать профессиональными знаниями в области экономики и права [6, с. 15–16] (Smirnov, 2001, р. 15–16).
В рамках тематики данного исследования отдельно стоит отметить статьи, посвященные вопросам подготовки кадровых ресурсов посредством системы торгово-промышленных палат. Так, через всю статью Е.М. Примакова (президент ТПП РФ с 2001 по 2011 г.) проходит идея о том, что торгово-промышленные палаты должны активно действовать в направлении создания непрерывной системы образования и подготовки кадров для модернизации российской экономики [5, с. 119] (Primakov, 2010, р. 119). Таким образом, профессиональная роль Палаты состоит не только в улучшении делового и инвестиционного климата, но и развитии человеческого потенциала [4, с. 244] (Palagina, 2013, р. 244). В поле зрения ТПП находятся вопросы совершенствования профессионального образования и проблемы кадрового обеспечения региональной экономики [2, с. 37] (Kuznetsov, Tyulicheva, 2014, р. 37). Важное место в формировании отечественного кадрового потенциала занимает корпоративное образование системы торгово-промышленных палат России, которое отличается уникальными характеристиками: практикоориентированность образовательных программ, поддержка предпринимательской инициативы, развитая региональная инфраструктура [9].
В статье Шубенковой Е.В., Войкиной Е.А. анализируется зарубежный опыт развития бизнес-образования, в частности, рассматривается пример взаимодействия правительства, торгово-промышленных палат Италии и частных компаний в рамках государственно-частного партнерства в целях подготовки предпринимательских кадров [7] (Shubenkova, Voykina, 2018).
В части исследования вопросов кадрового потенциала торгово-промышленных палат имеется ограниченное количество статей. Так, в одной из них констатируется, что для формирования кадрового потенциала торгово-промышленной палаты Республики Марий Эл реализуется модель независимой оценки качества профессионального образования [3, с. 763] (Nizova, Biryukova, 2019, р. 763).
Таким образом, авторское исследование направлено на выявление состояния кадрового потенциала торгово-промышленных палат России и выработку рекомендаций по его совершенствованию.
В соответствии с материалами, представленными торгово-промышленными палатами регионов России при содействии Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, был проведен анализ состояния кадрового потенциала шести российских торгово-промышленных палат: Союз «Торгово-промышленная палата Брянской области», Союз «Торгово-промышленная палата Ставропольского края», Союз «Сахалинская Торгово-промышленная палата», Союз «ТПП Саратовской области», Союз «Кузбасская ТПП», Союз «Омская ТПП».
Проведенный анализ текущего состояния кадрового потенциала российских ТПП показал, что в представленных ТПП более 91% сотрудников имеют высшее образование. Следует отметить, что есть также сотрудники, имеющие степень кандидата экономических наук: в Сахалинской ТПП (2 чел.), ТПП Саратовской области (1 чел.) (рис. 1).
Рисунок 1. Доля сотрудников с высшим образованием в общей численности персонала в 2020 г., %
Источник: составлено авторами.
Кроме того, в структуре персонала по категориям работников наибольшую долю занимают специалисты (от 53% до 87,5%) (рис. 2).
Рисунок 2. Доля сотрудников специалистов в общей численности персонала в 2020 г., %
Источник: составлено авторами.
При этом в структуре персонала по полу преобладают женщины, их наибольшая доля в структуре наблюдается в Омской ТПП, наименьшая – в Сахалинской ТПП (рис. 3).
Рисунок 3. Доля женщин в общей численности персонала в 2020 г., %
Источник: составлено авторами.
Важным положительным моментом является наличие молодых кадров в представленных ТПП. Так, в структуре персонала по возрасту от 14% до 35,3% занимают сотрудники в возрасте до 35 лет (рис. 4).
Рисунок 4. Доля сотрудников в возрасте до 35 лет в общей численности персонала в 2020 г., %
Источник: составлено авторами.
Одновременно в структуре персонала по стажу работы в организации достаточно большую долю (более 18%) занимают сотрудники, стаж работы в организации которых составляет до 5 лет. При этом в Сахалинской ТПП доля таких сотрудников равна 100%, в ТПП Брянской области – 85,3% (рис. 5).
Рисунок 5. Доля сотрудников со стажем работы до 5 лет в организации в общей численности персонала в 2020 г., %
Источник: составлено авторами.
Также в соответствии с результатами проведенного анализа показателей движения персонала за 2015–2020 гг. стоит отметить, что в 2020 г. наибольшее значение коэффициента текучести кадров отмечается в ТПП Ставропольского края (13,8%) (рис. 6). В целом в период с 2015 г. до 2020 г. отмечается динамика снижения коэффициента текучести кадров в представленных ТПП. Тем не менее в 2020 г. в Кузбасской ТПП коэффициент текучести кадров вырос с 4,7% до 7,5%, т.е. на 2,8 п.п., или 59,6%.
Рисунок 6. Динамика показателя текучести кадров в 2015–2020 гг., %
Источник: составлено авторами.
На основании представленных данных выявлена ситуация с сокращением персонала в Кузбасской ТПП с 64 чел. в 2015 году до 40 чел. в 2020 г., т.е. на 37,5%. При этом важно отметить, что доля работников в возрасте до 35 лет в общей численности персонала сократилась в Кузбасской ТПП с 49% в 2015 году до 15% в 2020 году, т.е. на 34 п.п., или 69,4%.
Согласно результатам проведенного анализа динамики численности персонала ТПП, прошедшего обучение, и затрат на обучение за 2015–2020 гг., было выявлено, что по исследуемым ТПП 349 человек прошли обучение (с учетом того, что некоторые сотрудники проходили обучение по нескольким программам), затраты на обучение составили 3347,9 тыс. руб. (без учета ТПП Брянской области, по ней имеется информация только по затратам на обучение без количества человек, прошедших обучение) (рис. 7).
Рисунок 7. Анализ динамики численности персонала ТПП, прошедшего обучение, и затрат на обучение за 2015–2020 гг.
Источник: составлено авторами.
Как итог, затраты на обучение 1 чел. в среднем составили 9593 руб. Однако, по представленным данным, наблюдаются региональные различия: в Кузбасской ТПП затраты на обучение 1 чел. в среднем составили 17 535 руб., в Омской – 447 руб.
Заключение
Проведенный анализ текущего состояния кадрового потенциала российских ТПП по представленным ими данным в целом позволяет сделать вывод о высоком качестве трудового потенциала торгово-промышленных палат России. Вследствие анализа авторами были предложены некоторые рекомендации по совершенствованию кадрового потенциала системы торгово-промышленных палат РФ.
В результате проведенного исследования можно сделать вывод о том, что ТПП необходимо проводить кадровую политику, направленную на повышение мотивации и удержание молодых специалистов в ТПП, что также позволит сформировать кадровый резерв ТПП. Для закрепления молодых кадров и снижения коэффициента текучести кадров возможно организовать гибкий график работы; четкие, прозрачные, одинаковые для всех ТПП процедуры карьерного и профессионального роста; руководство проектными группами, которое дает возможность реализовать молодым кадрам лидерский потенциал, выступить экспертом.
Наряду с этим возникает вопрос об особенностях формирования и развития кадрового потенциала ТПП с учетом специфики исторического и социально-экономического развития региона. Здесь стоит обратить внимание на «молодые» ТПП, где кадровый потенциал продолжает свой путь укрепления: Сахалинская ТПП, численность персонала которой составляет 8 человек; Омская ТПП, где наблюдается постепенное снижение численности персонала с 20 чел. в 2015 г. до 16 чел. в 2019 г.; ТПП Брянской области, организованная в 1995 году, позже всех представленных ТПП, которая показывает стабильную численность персонала, достигшую 34 человека в 2020 г.
Также стоит обратить внимание на создание четкой и прозрачной системы обучения персонала в рамках ТПП РФ в целях обеспечения равного доступа к повышению уровня знаний и квалификации. Новые экономические и технологические условия требуют подготовки компетентных кадров для цифровой экономики. В связи с этим программы повышения квалификации должны быть направлены на своевременное получение сотрудниками ТПП ключевых компетенций цифровой экономики, знаний основных изменений законодательства и современных аспектов международного бизнеса. Для примера приведем несколько актуальных программ и курсов, по которым в 2020 г. прошли обучение сотрудники ТПП: «Участие в закупках в условиях форс-мажора: правила для поставщиков» (ТПП Брянской области), курс «Цифровая мастерская» (Омская ТПП), вебинар «Новое в трудовом законодательстве и практике его применения» (Сахалинская ТПП), «Таргетированная реклама в социальной сети Фейсбук» (ТПП Ставропольского края).
В качестве итоговой рекомендации, направленной на развитие кадрового потенциала торгово-промышленных палат регионов России, возможно предложить создание базы данных по отслеживанию динамики качественных и количественных характеристик трудового потенциала ТПП регионов России.
Источники:
2. Кузнецов С.В., Тюличева Л.Д. Роль торгово-промышленных палат в развитии региональных систем профессионального образования // Экономика и управление. – 2014. – № 6(104). – c. 36-39.
3. Низова Л.М., Бирюкова О.Г. Торгово-промышленная палата как феномен развития предпринимательства (на примере Республики Марий Эл) // Российское предпринимательство. – 2019. – № 3. – c. 757-770. – doi: 10.18334/rp.20.3.40074.
4. Палагина А. Н. Торгово-промышленная палата РФ как ключевой элемент адаптивной инфраструктуры поддержки предпринимательства в условиях интеграции России в ВТО // Terra economicus. – 2013. – № 4-3. – c. 241-246.
5. Примаков Е.М. Роль торгово-промышленной палаты российской Федерации в формировании кадрового потенциала // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. – 2010. – № 5. – c. 117-121.
6. Смирнов С.А. Торгово-промышленные палаты: история и современность // Энср. – 2001. – № 2 (7).
7. Шубенкова Е.В., Войкина Е.А. Опыт развития бизнес-образования в Италии // Российское предпринимательство. – 2018. – № 12. – c. 3939-3946. – doi: 10.18334/rp.19.12.39538.
8. Итоги VIII Съезда Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. 01.03.2021. Санкт-Петербургская ТПП. [Электронный ресурс]. URL: http://spbtpp.ru/results-viii-congress-tpp-rf-2/ (дата обращения: 01.09.2021).
9. Титова Н. МИМОП системы ТПП РФ принял участие во Всероссийской неделе ДПО. Торгово-промышленная палата Российской Федерации. 09.06.2021. [Электронный ресурс]. URL: https://oldsite.tpprf.ru/ru/interaction/committee/komobr/news/418376/ (дата обращения: 07.09.2021).
10. Торгово-промышленная палата Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://www.tpprf.ru/ru/ (дата обращения: 07.09.2021).
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:10:10