Управление развитием компетенций новых субъектов технологического развития (на примере профессиональных технологических посредников)

Москвитина Е.И.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 18, Номер 7 (Июль 2024)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=68533892

Аннотация:
Данная работа является продолжением диссертационного исследования автора на тему «Формирование модели региональной инновационной подсистемы» и призвана углубить полученные результаты в части предложений по развитию технологического посредничества (брокерства). На основе анализа современных отечественных научных трудов, посвященных технологическому брокерству, и тематических запросов в системе Яндекс Вордстат установлено, что на сегодняшний день наблюдается недостаточно высокий интерес к проблематике; при этом большая часть научных работ акцентирует внимание на роли и задачах техноброкеров в научно-технологическом развитии Российской Федерации. На основе анализа опыта применения «компетентностного» подхода в условиях трансформации экономических отношений установлено, что профессиональный стандарт служит одним из ключевых инструментов управления развитием компетенций субъектов хозяйственно-экономических отношений; при этом инициатива разработки стандарта не редко формируется «снизу» в профессиональных сообществах и организациях, а затем принимается «наверху» на уровне государственного управления. На основе сопоставления групп компетенций техноброкеров, описанных в научных трудах, с компетенциями, предложенными Торгово-промышленной палатой Российской Федерации для оценки квалификации «Технологический брокер», установлено, что на практике недостаточно внимания уделяется компетенциям в области проектного менеджмента. Разработаны рекомендации по развитию проектных компетенций для технологических брокеров

Ключевые слова: технологическое развитие, технологическое брокерство, технологический брокер, техноброкер, техноброкерство, компетенции, квалификация, профессиональный стандарт

JEL-классификация: O31 O32 O 33



Введение

Концепция технологического развития Российской Федерации до 2030 года определила роль профессиональных технологических посредников (брокеров) как новых субъектов технологического развития наряду с различными технологическими объединениями, научно-образовательными структурами и малыми технологическими компаниями [1].

Результаты анализа современных отечественных научных трудов свидетельствуют о том, что проблемы развития технологического брокерства недостаточно исследованы, на что указывает как небольшое количество научных публикаций, так и количество интернет-запросов по указанной тематике.

В имеющихся научных работах фокус внимания смещен преимущественно в сторону роли технологических брокеров в научно-технологическом развитии и соответствующих задач. Акимкина Д.А., Хрусталев Е.Ю. обосновывают роль технологических брокеров на основе выявленной проблемы отсутствия «диалога» между производителями оборонно-промышленного комплекса и гражданскими, что, например, не позволяет эффективно организовать производство военной технологии на гражданском предприятии, догрузив простаивающие мощности; к задачам технологических брокеров авторы относят налаживание взаимодействия между представителями ОПК и иных секторов промышленности, консультирование по вопросам доработки и адаптации технологии, обеспечение правовой защиты, проведение маркетинговых исследований и другие [3]. Булдаков Н.Р. и В.В. Власова рассматривают категорию «технологический брокеридж», признанный промышленно развитыми странами перспективным направлением для повышения эффективности коммерциализации технологических разработок; к задачам технологических брокеров авторы относят поиск идей, анализ коммерческого потенциала новых технологий, привлечение инвесторов, внедрение перспективных научных технологических разработок и монетизацию [5]. Каширин А.И., Баранов Е.А., Каширин П.А., Филимонов А.В. поднимают проблему низкого уровня запросов на внешние инновации на известных российских брокерских площадках, отмечая, что возможности (компетенции и ресурсы) организаций в разработке и внедрении новых технологических разработок ограничены; к задачам технологических брокеров авторы относят привлечение внешних исполнителей для решения научно-технических проблем и задач, в том числе в рамках развития практики работы краудсорсинговых и скаутинговых компаний [6]. Автором данной работы Москвитиной Е.И. ранее в исследованиях также были выявлены роль и задачи технологических брокеров в инновационном развитии государства, включая региональные инновационные и промышленные подсистемы [8-10]. Вопросы обучения технологических брокеров раскрываются в статье Пудковой В.В., которая отмечает проблему недостаточного уровня развития технологического брокерства как вида профессиональной деятельности и к задачам технологических брокеров относит проектное управление, проведение технологического аудита, анализ законодательства в сфере интеллектуальной собственности [11]; на практике вопросы обучения реализуются в рамках отдельных проектов, например, Школы ТехноБрокеров ИТМО и НИУ ВШЭ НН [23].

Резюмируя результаты анализа ключевых современных научных трудов отечественных авторов, наблюдается недостаточно высокий интерес к проблематике технологического посредничества, что обуславливает необходимость оценки «пользовательско-тематического» интереса и проведение анализа интернет-запросов по ключевым словам. Согласно данным сервиса Яндекс Вордстат по запросу «профессиональный технологический посредник» результаты отсутствуют. По запросам «технологический посредник», «технологический предприниматель», «технологический брокер», «технологическое предпринимательство», «технологическое посредничество», «технологическое брокерство», данные представлены на рисунке 1.

Источник: составлено автором на основе Яндекс Вордстат [24].

Рисунок 1 – Тематические интернет-запросы, шт.

Данные Яндекс Вордстат свидетельствуют о том, что наибольшее число тематических запросов наблюдается в категории «технологическое предпринимательство», однако, принимая во внимание, что технологическое предпринимательство может осуществляться без посредничества, на основе анализа тематических запросов, связанных с технологическим посредничеством, можно предположить, что меньшая часть в категории «технологическое предпринимательство» связана с поиском информации по технологическим брокерам, что еще раз подтверждает сформированное на основе анализа научной литературы положение о недостаточно высоком интересе к рассматриваемой проблематике. Вместе с тем, как было отмечено в начале статьи, на государственном уровне закреплены институционально-стратегические основы технологического посредничества, что во многом обуславливает актуальность исследования вопроса управления развитием компетенций «новых субъектов технологического развития» и определяет цель данного исследования.

Итак, цель данного исследования – выявить ключевые особенности управления развитием компетенций профессиональных технологических посредников как новых субъектов технологического развития. Научная новизна состоит в разработке рекомендаций по актуализации и развитию компетенций технологических посредников (брокеров). Авторская гипотеза заключается в предположении, что ввиду нераспространенности в России практики технологического посредничества модель компетенций технологического брокера на сегодняшний день характеризуется этапом формирования и требует актуализации и дополнения имеющегося перечня компетенций. Методологию исследования составили анализ современной научной литературы российских авторов, контент-анализ коммерческих предложений на сайтах технологических брокеров в лице соответствующих организаций и индивидуальных предпринимателей, анализ практики разработки оценочного инструментария для квалификации «технологический брокер», а также общенаучные методы.

Профессиональный стандарт как ключевой инструмент управления развитием компетенций технологических брокеров

Прежде чем рассматривать особенности управления развитием компетенций технологических брокеров, целесообразно рассмотреть имеющийся в Российской Федерации опыт применения «компетентностного» подхода в условиях трансформации экономических отношений. Ярким примером в этой связи может выступать разработанный и утвержденный в условиях цифровой трансформации профессиональный стандарт «Специалист цифровой трансформации документированных сфер деятельности организации». Механизм разработки и утверждения условно можно разделить на 6 ключевых этапов, как показано на рис. 1

Источник: составлено автором на основе [21].

Рисунок 2 – Этапы разработки и утверждения профессионального стандарта «Специалист цифровой трансформации документированных сфер деятельности организации»

Анализ механизма разработки и утверждения рассмотренного стандарта позволяет отметить важную особенность: процесс разработки стандарта был «запущен» в профессиональном и научно-образовательном сообществе и выведен на государственный уровень, где он получил нормативное правовое закрепление, что во многом свидетельствует об актуальности исследований проблем развития компетенций тех субъектов, практика деятельности которых не нашла должного институционально-правового обеспечения, что актуально и для технологических брокеров. Кроме того, имеющиеся стандарты и соответствующие квалификации также требуют систематического пересмотра и актуализации.

В результате анализа современных отечественных научных трудов выявлены группы задач технологических брокеров, определяющих соответствующие компетенции, как показано на рисунке 3.

Источник: составлено автором на основе [3;5;6;11;14].

Рисунок 3 - Группы задач технологических брокеров, определяющих соответствующие компетенции

Исследование практического опыта функционирования технологических брокеров в лице соответствующих организаций и предпринимателей (Агентство по технологическому развитию [15], Ассоциация брокеров инноваций и технологий [16], Национальная ассоциация трансфера технологий [20], ГК «Деловой Альянс» [17], Московский инновационный кластер [19], техноброкер Гусев Д.В. [22] и др.) позволило установить, что научно-теоретические задачи техноброкеров формализуются в группах компетенций: исследования и аналитика, экспертиза, консалтинг и сопровождение, коммуникации и продвижение. В результате анализа практики разработки модели компетенций для технологического брокера и закрепления ее в рамках профессионального стандарта, выявлено, что в рамках профессионального стандарта «Специалист по управлению интеллектуальной собственностью и трансферу технологий» Советом по профессиональным квалификациям торговой, внешнеторговой и по отдельным видам предпринимательской и экономической деятельности Торгово-промышленной палаты Российской Федерации (далее – ТПП РФ) был разработан и утвержден пример оценочного средства для квалификации «Технологический брокер». Документ содержит перечень компетенций (рис. 4), которые выступают объектом оценки.

Источник: составлено автором на основе [2].

Рисунок 4 – Компетенции для оценки квалификации «Технологический брокер»

Сопоставляя группы компетенций техноброкеров, описанных в научных трудах, с компетенциями, предложенными ТПП РФ для оценки квалификация «Технологический брокер», необходимо отметить, что в научных разработках недостаточно внимания уделено вопросам экологичности технологий, включая наилучшие доступные технологии (но только в контексте технологического посредничества); в свою очередь на практике недостаточно внимания уделяется компетенциям в области проектного менеджмента, требования предполагают знание исключительно основ проектного управления. Вместе с тем, именно проектные навыки во многом лежат в основе успешной коммерциализации технологий, что легло в основу разработанных рекомендаций.

Рекомендации и выводы

Для технологического брокера представляется целесообразным разделить компетенции в сфере проектного управления на 4 ключевых блока: 1) основы проектного управления; 2) проектное управление: индивидуальный уровень; 3) проектное управление: организационный уровень; 4) взаимодействие с органами власти (GR) в рамках национальных, федеральных, ведомственных, региональных и муниципальных проектов, как показано на рисунке 5.

Источник: составлено автором на основе [4;7;12;13;18].

Рисунок 5 – Проектные компетенции для технологических брокеров

Резюмируя полученные результаты исследования:

¾ Выявленный невысокий научный и «пользовательско-тематический» интерес к проблематике технологического посредничества обуславливает актуальность исследования мало изученных вопросов, таких как управление развитием компетенций технологических брокеров;

¾ «Компетентностный» подход формализуется в проекте квалификации «технологический брокер» в рамках соответствующего профессионального стандарта; вместе с тем российская практика развития технологического посредничества ставит вопрос систематического пересмотра и актуализации технологических компетенций;

¾ В рамках доказательного подхода к управлению развитием компетенций технологических брокеров соотнесение научных разработок и практики разработки требований для оценки квалификации «Технологический брокер» обоснована необходимость разработки рекомендаций по развитию проектных компетенций профессиональных технологических посредников, которые позволят повысить эффективность коммерциализации технологий.


Источники:

1. Концепция технологического развития до 2030 года [утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2023 года №1315-р]. Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_447895 (дата обращения: 10.07.2024).
2. Пример оценочного средства для оценки квалификации «Технологический брокер» [утвержден решением Совета по профессиональным квалификациям торговой, внешнеторговой и по отдельным видам предпринимательской и экономической деятельности протокол № 24 от 9 декабря 2022 года]. Торгово-промышленная палата Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/3BozWt (дата обращения: 10.07.2024).
3. Акимкина Д.А., Хрусталев Е.Ю. Технологический брокер как инструмент повышения наукоемкости промышленности // Контроллинг. – 2021. – № 2(80). – c. 62-69.
4. Бойченко О.В., Ремесник Е.С. Организация системы повышения квалификации муниципальных служащих в сфере проектного управления цифровой трансформацией // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – № 76-2. – c. 29-33.
5. Булдаков Н.Р., Власова В.В. Технологический брокеридж как вид предпринимательской деятельности // Экономика и предпринимательство. – 2019. – № 5. – c. 721-724.
6. Каширин А.И., Баранов Е.А., Каширин П.А, Филимонов А.В. Технологический брокеридж - механизм решения научно-технических проблем и задач // Инновации. – 2020. – № 8(262). – c. 3-12.
7. Коптелов А.В., Машуков А.В. Развитие проектной культуры педагогических и руководящих работников - участников конкурсов профессионального мастерства // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2023. – № 2(55). – c. 58-69.
8. Москвитина Е.И., Шедько Ю.Н. Кадровое обеспечение инновационного развития российского государства // Фундаментальные и прикладные вопросы эффективного предпринимательства: новые решения, проекты, гипотезы: Материалы V Международного научного конгресса. Под научной редакцией А.В. Шарковой, И.А. Меркулиной. Москва, 2017. – c. 88-90.
9. Москвитина Е.И. Управление развитием патентно-технологического потенциала для стимулирования цифровой трансформации промышленности на макрорегиональном уровне // Кузнечно-штамповочное производство. Обработка материалов давлением. – 2023. – № 3. – c. 90-95.
10. Москвитина Е.И. Формирование модели региональной инновационной подсистемы. / диссертация,.. кандидата экономических наук : 08.00.05// Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации». - М., 2022. – 203 c.
11. Пудкова В.В. Обучение технологическому брокерству для экосистемы национальной технологической инициативы // // Современное образование: интеграция образования, науки, бизнеса и власти: материалы международной научно-методической конференции. В 2-х частях. Томск, 2022. – c. 71-75.
12. Чуланова О.Л., Куприянова Е.В., Чуланова Д.В., Хозрякова Ю.А. Проектные компетенции персонала в условиях BANI-мира: операционализация, подходы бизнеса и образовательной среды к формированию и развитию // Вестник евразийской науки. – 2022. – № 4. – c. 28.
13. Шаюк Е.И. Проблемные вопросы внедрения гибкого проектного управления в деятельность органов государственной власти // Вестник Академии знаний. – 2023. – № 3(56). – c. 474-477.
14. Шокина Ю. Технологическое брокерство - функция НОЦ: материалы интервью. Российская газета. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2023/10/18/reg-szfo/tehnologicheskoe-brokerstvo-funkciia-noc.html?ysclid=ly4l37thps58467023 (дата обращения: 10.07.2024).
15. Агентство по технологическому развитию. [Электронный ресурс]. URL: https://atr.gov.ru/ (дата обращения: 10.07.2024).
16. Ассоциация брокеров инноваций и технологий. [Электронный ресурс]. URL: https://abit-russia.com/ (дата обращения: 10.07.2024).
17. ГК «Деловой Альянс». [Электронный ресурс]. URL: https://technobroker.group (дата обращения: 10.07.2024).
18. Модель компетенций 3.0. Центр подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС. [Электронный ресурс]. URL: https://cdto.ranepa.ru/competency-models/ (дата обращения: 10.07.2024).
19. Московский инновационный кластер. [Электронный ресурс]. URL: https://i.moscow/technobroker (дата обращения: 10.07.2024).
20. Национальная ассоциация трансфера технологий. [Электронный ресурс]. URL: https://digital-natt.ru/ (дата обращения: 10.07.2024).
21. Профессиональные стандарты в области ИТ в России. TAdviser. [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/34N5VU (дата обращения: 10.07.2024).
22. Техноброкер Гусев Д.В. [Электронный ресурс]. URL: https://technobro.pro/#exp (дата обращения: 04.07.2024).
23. Школа ТехноБрокеров ИТМО и НИУ ВШЭ НН. [Электронный ресурс]. URL: https://technobroker.ru/ (дата обращения: 10.07.2024).
24. Яндекс Вордстат. [Электронный ресурс]. URL: https://wordstat.yandex.ru (дата обращения: 10.07.2024).

Страница обновлена: 27.11.2024 в 20:16:50