Направления активизации финансовых источников капиталовложений в машиностроение

Зиновьева Н.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12 (103), Декабрь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
За последние годы доля инвестиций в основной капитал машиностроения значительно сократилась. При сохранении нынешнего уровня капиталовложений на предприятиях машиностроения в ближайшей перспективе начнется массовое выбытие оборудования, которое будет стремительно превышать его ввод. Для недопущения такой ситуации нужно пересмотреть инвестиционную политику государства и создать систему более эффективного управления финансовыми источниками инвестиций в основной капитал машиностроения.

Ключевые слова: промышленные предприятия, инвестиции, инвестиционная политика, машиностроение



За последние годы доля инвестиций в основной капитал машиностроения значительно сократилась. При сохранении нынешнего уровня капиталовложений на предприятиях машиностроения в ближайшей перспективе начнется массовое выбытие оборудования, которое будет стремительно превышать его ввод. Для недопущения такой ситуации нужно пересмотреть инвестиционную политику государства и создать систему более эффективного управления финансовыми источниками инвестиций в основной капитал машиностроения.

Как известно, инвестиции в основной капитал могут осуществляться за счет собственных средств предприятия, привлеченных и заемных средств.

В современных условиях собственные средства предприятий являются основным источником капитальных вложений в машиностроение. Собственные источники включают прибыль и амортизационные отчисления. Масштабы этих инвестиций не покрывают инвестиционных потребностей машиностроительных предприятий в модернизации производственных фондов из-за низкой рентабельности отрасли.

Значительное влияние на формирование собственных инвестиционных источников оказывает налоговая система. До вступления в силу в 2002 г. главы 25 Налогового кодекса РФ важную роль в финансировании капитальных вложений за счет прибыли играла инвестиционная налоговая льгота. Ставка налога на прибыль составляла 35%, при этом предприятию предоставлялась возможность до 50% прибыли направлять на финансирование капитальных вложений, которые налогом не облагались. Таким образом, для многих предприятий фактический налог на прибыль составлял 17,5%. По ныне действующему законодательству льготы по налогу на прибыль отменены, а ставка налога снижена до 24%. Данная мера привела к сдерживанию инвестиционной деятельности предприятий.

Важным источником внутренних инвестиционных ресурсов предприятий являются амортизационные отчисления. Объем амортизационных отчислений зависит от балансовой стоимости основных фондов предприятия, уровня норм амортизации и применяемых методов начисления амортизации. Балансовая стоимость основных фондов машиностроения в последние годы изменилась незначительно, что связано с малыми физическими объемами вводимых объектов, а также с отменой обязательных переоценок основных фондов.

Таким образом, сумма начисленной амортизации по этим основным фондам будет постоянно уменьшаться из-за их низкой остаточной стоимости. Применяемый также большинством предприятий машиностроения линейный метод начисления амортизации не обеспечивает возврата первоначальных капиталовложений в основные фонды с учетом фактора времени и инфляции.

Вместе с тем, применение методов ускоренной амортизации позволяет в более короткий срок накопить амортизационные отчисления, а затем использовать их для реконструкции и технического перевооружения производства, что будет способствовать расширению инвестиционных возможностей предприятия.

Отсюда следует, что отмена инвестиционной льготы, несмотря на снижение ставки налога на прибыль и применяемые методы амортизации основных средств, не приведет к увеличению внутренних инвестиционных ресурсов предприятий машиностроения. Только за счет внутренних источников невозможно модернизировать производство, нужны дополнительные средства – ссуды банков, финансовая аренда (лизинг), целевое бюджетное финансирование.

Доля бюджетных средств в общем объеме инвестиций в основной капитал машиностроения постоянно снижалась. Из-за скудности средств, выделяемых машиностроению из бюджета, в последние годы перешли к избирательному «точечному» финансированию конкретных объектов и формированию состава таких объектов на конкурсной основе.

Так, в рамках федеральной адресной инвестиционной программы государственные капиталовложения в промышленность в целом возросли, однако доля бюджетных средств, направляемых в машиностроение, осталась небольшой. Это свидетельствует о недостаточной роли федерального бюджета в реальных инвестициях в машиностроение. Бюджетные инвестиции в настоящее время не являются достаточными для проведения перевооружения предприятий отечественного машиностроения.

Среди привлеченных источников финансирования капитальных вложений одним из основных является долгосрочный кредит. Однако этот источник имеет ограниченный характер из-за высокого процента коммерческого кредита и сложного механизма его получения, связанного с необходимостью обеспечения кредита, что делает кредиты банков для многих предприятий машиностроения недоступными.

Одним из наиболее эффективных источников финансирования средств в основные фонды является лизинг. Лизинг выгоден как предприятиям, не имеющим достаточных денежных средств для технического перевооружения производства, так и производителям, которые получают дополнительный источник сбыта своей продукции. Преимуществом лизинга является то, что при заключении договора лизинга предприятию нет необходимости располагать значительными денежными средствами, т.к. первоначальная плата составляет только часть от стоимости оборудования. Лизинговые платежи относятся на себестоимость производимой продукции, что позволяет экономить средства при уплате в бюджет налога на прибыль. Налоговый кодекс РФ разрешает применять ускоренную амортизацию в отношении имущества, полученного предприятием по договору лизинга. По истечении действия договора имущество может быть выкуплено по остаточной стоимости. Поэтому лизинг может стать реальным источником финансирования инвестиций для машиностроительных предприятий, не располагающих достаточными собственными средствами для приобретения нового оборудования.

Остаются незначительными иностранные инвестиции в машиностроение. Их доля сократилась за последние годы в несколько раз, что связано с низкой рентабельностью отрасли и вытеснением инвестиций в высокорентабельный топливный комплекс.

В целом, проведенный сравнительный анализ финансовых источников капиталовложений в машиностроение показал, что собственные средства остаются их основным источником. Вместе с тем, проблема финансирования инвестиций в машиностроение не может быть решена без участия государства.

При высокой доли физически изношенной и морально устаревшей активной части основных производственных фондов необходимо использовать все возможности для стимулирования инвестиционной активности.

Прежде всего, нужно вернуть льготу при налогообложении прибыли предприятий, проводящих техническое перевооружение производства. Для восстановления основной функции амортизации обязательно строго целевое использование амортизационного фонда, поскольку сегодня значительная доля амортизационных отчислений превратилась в источник финансирования оборотного капитала предприятий машиностроения, что привело к заметному старению активной части основных фондов.

Одним из направлений государственной инвестиционной политики должно стать поддержание научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) за счет их финансирования из бюджетных средств. Сегодня развитые промышленные страны тратят на НИОКР значительные средства, что позволяет им проводить техническое перевооружение отраслей за короткий срок.


Источники:

1. Инвестиции в России 2005: Стат. Сб./Росстат.-М.: Фед. служба гос. статистики, 2005.- 287с. -ISBN 5-89476-184-0
2. Кудимов Н.Н. Инвестирование реального сектора экономики: источники и государственная политика/Препринт.-М.: ЦЭМИ РАН, 2002.-32 с. – ISBN 5-8211-0228-6
3. Основные тенденции и итоги социально-экономического развития в 2006 году. [Электронный ресурс]. – Электрон.дан. – Режим доступа: http:// www.economy.gov.ru

Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:29:09