Российский рынок соевых белков в условиях экспансии продукции китайского производства
Скачать PDF | Загрузок: 9
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 12 (103), Декабрь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Мыриков В.Н. Российский рынок соевых белков в условиях экспансии продукции китайского производства // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 12. – С. 123-127.
Аннотация:
Деградация сырьевой базы мясной индустрии, последствия которой до сегодняшнего времени не восстановлены, и необходимость обеспечения белкового баланса в питании человека делают актуальным вопрос расширения в России, как и во всем мире, рынка соевых белков (текстурированной и нетекстурированной муки, концентратов и изолятов).
Ключевые слова: мясная промышленность, пищевая промышленность, Китай, соевые белки
Деградация сырьевой базы мясной индустрии, последствия которой до сегодняшнего времени не восстановлены [1], и необходимость обеспечения белкового баланса в питании человека делают актуальным вопрос расширения в России, как и во всем мире [2], рынка соевых белков (текстурированной и нетекстурированной муки, концентратов и изолятов).
Сравнение объема потребления мясного сырья в РФ и его производства дает возможность оценить недостаток мясного сырья отечественного производства на уровне 2 млн.т в год. Современная ситуация позволяет путем введения соевых белков обеспечить восполнение 15% недостающего мясного сырья. Причем научно обоснованное развитие рынка соевых белков даст возможность увеличить уровень восполнения недостающего мясного сырья до 30-40%, обеспечив экономию затрат на формировании сырьевой базы пищевой промышленности (при сохранении пищевой ценности) от 150 млн. до 300 млн. долл. США ежегодно. При этом устраняются определенные трудности, с которыми сопряжены импортные поставки мяса. Сформировавшийся к настоящему времени рынок потребления соевых белков в совокупности с технологическими возможностями мясоперерабатывающих предприятий, позволяет при рациональном использовании возместить до 300 тыс.т недостающего мясного сырья.
В период до 2005 г. российский рынок соевых белков характеризовался устойчивым ростом потребления, хорошо дифференцированной структурой товарных групп и преобладанием режима монопоставок во взаимодействиях поставщиков и потребителей. Объем потребления соевых белков в России в 2005 г. достиг максимума - 91,43 тыс.т. Однако 2006 г. стал точкой начала отсчета совершенно нового периода развития российского рынка соевых белков. Показав себя за предыдущие годы как действительно необходимый компонент пищевой промышленности, обеспечивающий восполнение дефицита белка и одновременно демонстрирующий свойства прекрасной функциональной добавки, соевые белки стали привлекательным объектом поставок, в результате чего сформировались неоправданные ожидания в отношении объемов их потребления. Вместе с тем, потребление соевых белков в пищевой промышленности строго регламентировано, а перегретые ожидания рынка в отношении их ликвидности были скорректированы в 2006 г., в результате общий объем импорта соевых белков снизился на 21,3% и составил 71,91 тыс.т.
Главными чертами новой фазы развития российского рынка соевых белков являются следующие тенденции:
− уход от режима монопоставок и агрегирования рынка;
− диверсификация структуры поставок по поставщикам;
− изменение структуры рынка соевых белков по товарным группам вследствие активного внедрения продуктов-субститутов;
− ухудшение имиджа соевых белков как генетически-модифицированных продуктов и возникновение тенденций демаркетинга;
− расширение марочного ассортимента соевых белковых продуктов;
− ценовой дисбаланс на границе товарных групп, сопровождающийся вытеснением высокоценового сегмента концентратов низкоценовым сегментом изолятов;
− активная экспансия на российский рынок китайских производителей.
Как показал анализ рынка, большая часть вышеуказанных тенденций связана с резкими структурными изменениями поставок с географической точки зрения. Если в 1998-2000 г.г. Китай практически не присутствовал на российском рынке соевых белков, то в период с 2001 г. по 2003 г. сформировался поток поставок изолятов соевого белка китайского производства. В 2004 г. продукция китайского производства присутствует уже в двух группах соевых белков - в изолятах и концентратах. Начиная с 2005 г. китайские производители соевых белков присутствуют во всех трех сегментах - соевая мука, концентраты и изоляты соевого белка. Общий объем поставок из Китая составил 5,73 тыс.т, что соответствует доле присутствия на рынке на уровне 6,3%. В 2005 г. по сравнению с предыдущим годом объем поставок соевых белков из Китая в Россию вырос на 50,8%. Очевидно, что сформировалась тенденция расширения присутствия Китая на российском рынке соевых белков. Однако до 2006 г. наблюдаемые тенденции не давали оснований называть это расширение экспансией.
2006 г. характеризуется бурным ростом объема поставок соевых белков из Китая - 25,36 тыс. тонн, в том числе 5,88 тыс.т соевой муки (25,8% общего объема импорта в этом сегменте), 1,57 тыс.т соевых концентратов (7,5% российского импорта данной товарной группы) и 17,91 тыс.т изолятов соевого белка, то есть 62,1% импорта соевых белков. Доля Китая на российском рынке соевых белков по итогам 2006 г. достигла 35,3%.
Ранее основным каналом поставок соевых белков в Россию были США и Европа где уровень цен на соевые белки определялся структурой затрат, сформировавшихся именно в европейских странах с их довольно высоким уровнем оплаты труда и жестким контролем за качеством выпускаемой продукции.
В современных условиях Китай получил возможность противопоставить европейскому продукту свои предложения, при этом не поддерживая европейский уровень цен, поскольку структура производственных затрат в странах Азиатско-Тихоокеанского региона существенно отличается. Кроме того, китайские производители более свободно чувствуют себя в определении качества тех или иных товарных групп соевых белков. Фактически, тот ассортимент соевых концентратов и изолятов, который Китай предлагает на российском рынке по более низкой цене, смещает границу между товарными группам "концентрат соевого белка" и "изолят соевого белка", вытесняя высокоценовой сегмент концентратов низкоценовым сегментом изолятов. Этот ценовой дисбаланс на границе товарных групп привел к изменению структуры потребления соевых белков на российском рынке. Так, если в 2003 г. доля изолятов в общем объеме потребления соевых белков составляла 29,3%, то в 2006 г. этот сегмент расширился до 39,3%. При этом повышенное использование именно изолятов не было продиктовано технологическими или иными требованиями.
В условиях, когда Россия фактически не имеет собственного производства соевых белков, преобладает стремление производителей мясных изделий максимально сократить издержки, причем зачастую в ущерб качеству, столь активная экспансия Китая на одном из направлений пищевого рынка нашей страны вызывает озабоченность. По всей видимости, участники российского рынка соевых белков вполне отчетливо ощущают и эти тенденции, и насыщенность отечественного рынка китайскими изолятами соевого белка. В первом квартале 2007 г. доля Китая в общем объеме российского импорта соевых белков сократилась до 22%. Однако этот откат был практически полностью преодолен в апреле, и по итогам 4 месяцев текущего года доля Китая выросла до 31,4%. При этом доля китайской продукции в сегменте импорта изолятов соевого белка в январе-апреле этого года составила 66,2%, то есть достигла уровня, ранее никогда не зафиксированного.
Следует отметить, что поставки соевых белков из Китая характеризуются довольно широким марочным ассортиментом, что не позволяет, например, регулировать вопросы конкуренции с помощью существующей законодательной базы. При этом демпинг, который довольно часто используется китайскими поставщиками, дает основания полагать, что действия китайских компаний нарушают условия конкуренции между европейскими и китайскими поставщиками соевых белков на российском рынке.
Источники:
2. Лищенко В.Ф. Мировая продовольственная проблема: белковые ресурсы (1960-2005 г.г.). - М.: Делипринт, 2006.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:30:12