Перспективы развития рынка FoodTech в России

Канунникова К.И.1, Хвойников А.Н.1, Павлова Е.А.1, Орлова О.Ю.1
1 Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, Россия, Санкт-Петербург

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 2 (Апрель-июнь 2021)

Цитировать:
Канунникова К.И., Хвойников А.Н., Павлова Е.А., Орлова О.Ю. Перспективы развития рынка FoodTech в России // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – Том 11. – № 2. – С. 523-536. – doi: 10.18334/vinec.11.2.112082.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=46251189
Цитирований: 8 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье рассмотрено современное состояние мирового и российского рынка FoodTech его перспективы. Выявлены основные направления развития, актуальность каждого направления. Приведена статистика объема мирового рынка FoodTech по ключевым направлениям в 2018-2025 годах, темпы роста мирового рынка FoodTech, структура мирового рынка FoodTech. Отдельно выделен рынок микроводорослей как быстроразвивающийся сегмент FoodTech, который по прогнозам экспертов будет быстро расти в связи с тенденцией и запросом человечества на альтернативные источники белка и микроэлементы, содержащиеся в микроводорослях. Далее были выделены основные составляющие сегмента доставки продуктов в России и перспективные направления рынка FoodTech. А также, обозначены основные причины роста и развития рынка FoodTech. Таким образом, в данной работе суммируются статистика, темпы роста, направления и тенденции данного FoodTech бизнеса.

Ключевые слова: FoodTech, белок, питание, технология, сервис, рынок, продукты, упаковка

JEL-классификация: O31, O32, O33, Q13, Q18



Введение

Понятие FoodTech всегда трактуют по-разному, но чаще всего люди считают, что этот термин связан с онлайн-сервисами по доставке готовой еды или продуктов из ресторанов и магазинов. Данная трактовка связана с тем, что онлайн-сервисы по доставке еды занимают более 50 % от всего мирового и Российского рынка FoodTech [1]. Но термин FoodTech значительно шире – это объединение биотехнологий, информационных и цифровых технологий во всей пищевой цепочке, начиная от ферм и производства продуктов питания до упаковки, хранения, приготовления и утилизации пищевых продуктов.

Большинство потребителей в 2020 году были вынуждены начать пользоваться сервисами доставки продуктов и готовой еды из магазинов и ресторанов ввиду карантинных ограничений. Это стало мощнейшим импульсом для и без того динамично растущего сегмента FoodTech как во всем мире, так и в России. Еще один мировой тренд – это рост спроса на мясо и молочную продукцию с использованием растительного сырья. Данный сегмент развивается высокими темпами в США и Китае, в России пока значительного роста не наблюдается.

На сегодняшний день рынок FoodTech можно разделить на две составляющие. Первая составляющая (B2C) – ориентирована на конечных потребителей продукции, которая включает традиционное питание и заменители обычной пищи, а также сегмент персонализированного питания. Вторая (B2B) – ориентирована на организации и взаимодействия между ними в процессе производства и продажи продукции. Основой развития FoodTech выступают технологии, которые сформировали отдельный сектор экономики.

Все вышесказанное подтверждает актуальность выбранной темы.

Изучив источники по исследуемой проблематике, было выявлено, что степень научной разработанности темы можно охарактеризовать как недостаточную, так как в научных изданиях ей не уделяется должного внимания. В процессе написания статьи были использованы труды таких авторов, как Е. Н. Юматов [3] (Yumatov, 2019), А. В. Анищенко [7] (Anishchenko, Shutkov, 2019), О. А. Сагина [11] (Sagina, Мaricheva, 2019), Е. В. Баландин [13] (Balandin, 2015), В.И. Куликов [16] (Kulikov, 2020) и другие.

Цель исследования заключается в определении динамики и перспектив развития рынка FoodTech в России.

Гипотеза исследования заключается в том, что рынок FoodTech в России является динамично развивающейся отраслью и выступает перспективным направлением для развития бизнеса.

В представленной работе были использованы общенаучные методы системного и комплексного подхода, методы обобщения, методы статистического и сравнительного анализа, группировки.

Научная новизна заключается в том, что в статье систематизированы статистические данные рынка FoodTech в России и мире, а также обоснован рост данного рынка с приведением прогнозных значений.

Текущее положение рынка FoodTech в России и мире

Мировой рынок FoodTech развивается по 5 основным направлениям [1].

1. Новые источники белка и инновационные продукты питания.

2. Сельскохозяйственные биотехнологии.

3. IT в сельском хозяйстве и интернет вещи (IoT).

4. Умная упаковка (Smart packing).

5. Персонализированное питание.

Рассмотрим каждое направление подробно.

К направлению альтернативные источники белка и инновационные продукты питания относится следующее [2]:

- клеточное мясо и рыба;

- мясные, рыбные и молочные продукты на основе растительного сырья;

- протеин из насекомых;

- протеин из водорослей;

- безглютеновые продукты питания;

- низкокалорийные продукты питания;

- продукты питания без сахара и др.

Актуальность освоения и развития новых источников белка и других инновационных продуктов обусловлена следующими факторами:

1. Рост населения: к 2050 году ожидается 9,7 миллиардов жителей, при этом потребность в еде увеличится на 70% [4].

2. Климатические факторы [1]:

- 30 % суши занято под животноводство;

- 72 % лесов вырубается под нужды сельского хозяйства;

- около 75 % пресной воды тратится на сельскохозяйственные нужды.

3. Здоровье населения:

- сопротивляемость организма к антибиотикам и рост аллергических реакций;

- тренд у потребителей к разумному потреблению продуктов питания.

4. Гуманистические факторы (отношение людей к животным): для того, чтобы накормить 7 миллиардов человек, ежедневно люди убивают 70 миллиардов животных.

К 2025 году сегмент мяса, которое создано на основе растительного белка (в лабораторных условиях), будет составлять 10 % от всего мирового рынка мяса. В ближайшие 10 лет, по оценкам экспертов в данной области, сегмент «альтернативное мясо» будет составлять $ 140 миллиардов [1].

Также наблюдается заинтересованность у покупателей в таком сегменте, как альтернативная рыба (на основе растительного сырья или с использованием клеточных технологий). По оценкам экспертов, данный сегмент будет достигать более $ 300 миллионов [1].

Еще отмечается рост рынка протеина из насекомых. К 2023 году мировой рынок съедобных насекомых составит около $ 1,2 миллиарда [2]. Стоит отметить, что новые потребители будут из Европы и Латинской Америки, а не из Азии, где это достаточно привычная еда. Больше 60 % данного рынка на сегодняшний день приходится на сельскохозяйственный сектор (корм для животных). Протеин из животных в ближайшее время планируется добавлять в печенье, хлебобулочные изделия и батончики.

Говоря о рынке микроводорослей, можно сказать, что на сегодняшний день их производством занимаются более чем в 60 странах, а в таких странах, как США, Мексика, Таиланд, Китай, Япония, производство микроводорослей достигает более 30 тысяч тонн в год. Последние несколько лет наблюдается рост объема продаж продуктов из микроводорослей в стоимости. Это связано с тенденцией и запросом человечества на альтернативные источники белка и микроэлементы, содержащиеся в микроводорослях. Согласно прогнозам аналитиков, глобальный рынок микроводорослей будет расти в среднем на 8% в год и к 2023 году его объем достигнет более 36 тысяч тонн [5].

В сегмент новых источников белка в России в основном входит только рынок протеина из насекомых. Но на сегодняшний день существует небольшое количество проектов, которые основываются на переработке отходов животноводства и выпуске насекомых кормов для животных на основе биомассы.

Под сегментом IT-технологий и Интернет вещей (IoT) в сельском хозяйстве понимается развитие технологий Big Data, Machine Learning и Artificial Intelligence в области производства продуктов питания, а также робототехника и другие технологии. Такие технологии позволяют [6]:

- повышать операционную эффективность;

- максимизировать производительность и минимизировать потери за счет сбора и анализа данных в режиме реального времени.

Глобальный рынок Интернета вещей в сельском хозяйстве, по оценкам экспертов, в период с 2018 до 2025 года будет увеличиваться. Ежегодный рост оценивается в 15 % и этот рынок вырастет до 48 714 миллионов [9]. Рост объясняется и тем, что снижается стоимость технологий из-за продолжающихся в настоящее время исследований и разработок в данной сфере, а также поддержкой со стороны государства в разных странах мира.

Экономический эффект от внедрения Интернета вещей в различные отрасли экономии на сегодняшний день можно оценить в $ 1,9 триллионов [9]. Всего 4 % приходится на долю сельского хозяйства, что составляет примерно $ 76 миллиардов.

Если говорить о нашей стране, активное развитие получают системы автоматизации тепличных хозяйств и городских вертикальных ферм с использованием IoT-датчиков. Примерами компаний, использующих такие технологии, являются «iFarm», «Сити Фермер» и «Greenbar».

К сегменту «сельскохозяйственные биотехнологии» относится следующее:

- генетика;

- новые технологии экстракции, переработки сырья;

- новые ферменты и микроорганизмы.

Ожидается, что к 2025 году мировой рынок сельскохозяйственных биотехнологий по прогнозам экспертов в данной области будет составлять $67 миллиардов [1]. Активное развитие будет у сегмента «редактирование генома». Основным драйвером развития данного рынка будет повышение спроса на технологии, которые способствуют увеличению урожайности, но при этом около 50 % роста этого рынка обеспечат США, в первую очередь, из-за политики государства в области генной инженерии.

Основными странами Европы, которые инвестируют в биотехнологическую отрасль являются Франция, Германия, Дания, Швеция и Швейцария. В ближайшие 5 лет ожидается значительный рост биотехнологий в таких странах как Китай и Индия.

В общем объеме мирового рынка биотехнологий доля России незначительна. Основным барьером в развитии внутреннего рынка сельскохозяйственных биотехнологий является принятый в 2016 году Закон о запрете ГМО [9]. По оценкам экспертов, этот закон ограничивает развитие российского рынка сельскохозяйственных биотехнологий [1].

Еще одним из основных направлений рынка FoodTech являются новые технологии хранения продуктов питания, например:

- экологичная упаковка (биоразлагаемая, перерабатываемая, повторно используемая);

- технологии отслеживания движения пищевых продуктов;

- «умная» упаковка;

- активная упаковка и новые технологии для увеличения срока годности.

Рынок «умной» и «активной» упаковки к 2025 году составит $ 32,3 миллиарда [1]. Если говорить про «умную» упаковку, которая содержит «умные компоненты», такие как индикаторы свежести и временно-температурные индикаторы – они позволят увидеть подробную информацию о состоянии продукта (без использования маркировки «годен до»), максимально сокращая излишние отходы. В свою очередь, активная упаковка содержит специальные добавки – поглотители газов и влаги, антимикробные препараты и др.

В России рынок экологически чистой упаковки с каждым годом набирает обороты и появляется все больше компаний в данной области, но если говорить про рынок «умной» упаковки, то он развит слабо. «Активной» упаковкой в нашей стране занимается только ООО «Активная упаковка». Стоит отметить, что в 2016 году ученые из МГУ им. Ломоносова создали долговечные и нетоксичные полимерные покрытия, которые способны уничтожать до 99,9 % патогенных микроорганизмов [12].

Говоря о сегменте персонализированного питания, можно выделить основные направления в данной области:

- сервисы по персонализированному питанию, основанные на анализе ДНК и микробиомы кишечника;

- новые технологии функционального питания;

- персонализированная медицина.

Мировой рынок персонализированного питания развит достаточно хорошо и его объем может достигнуть $11,5 миллиардов к 2025 году [1].

Рынок персонализированного питания в России в основном – сервисы по доставке готовых наборов и продуктов питания, которые основаны на персонализированных предпочтениях. Основными игроками на внутреннем рынки являются «Level Kitchen», «Letbefit», «GrowFood», «MF Kitchen», «Just Food» и «Yamdiet».

В таблице представлен объем мирового рынка FoodTech по ключевым направлениям в динамике за 7 лет.

Таблица

Объем мирового рынка FoodTech по ключевым направлениям, 20182025 гг.

Направление
2018 год, млн долл.
2025 год, млн долл.
Среднегодовой темп роста 2018 к 2025 г., %
1.Новые источники белка и инновационные продукты питания
341
5 971
50,5
2.Сельскохозяйственные биотехнологии
32 890
67 010
10,7
3.IT в сельском хозяйстве и Интернет вещей (IoT)
18 651
48 714
14,7
4.»Умная» упаковка
8 200
14 000
7,9
5.Персонализированное питание
7 200
11 500
6,9
Всего по направлениям
67 282
147 195
11,8
Источник: составлено авторами на основе данных «Исследование: основные тренды российского и мирового рынка FoodTech» [1]

Для наглядности темпы роста рынка FoodTech, представим на рисунке 1.

Рисунок 1. Среднегодовые темпы роста мирового рынка FoodTech по ключевым направлениям, в период с 2018 –2025 гг., %

Источник: составлено авторами на основе данных «Исследование: основные тренды российского и мирового рынка FoodTech» [1]

Как видно из рисунка 1, все направления исследуемого рынка в прогнозе получают рост в диапазоне от 6,9 % до 50,5 % в год, что наглядно демонстрирует достаточно высокие темпы развитии.

На рисунке 2 для наглядности представлена структура рынка FoodTech.

Рисунок 2. Структура мирового рынка FoodTech по ключевым направлениям, %

Источник: составлено авторами на основе данных «Исследование: основные тренды российского и мирового рынка FoodTech» [1]

Из структуры видно, что наибольшую долю в объеме мирового рынка занимают сельскохозяйственные биотехнологии, на втором месте IT в сельском хозяйстве, третье направление по объему – умная упаковка.

Перспективы развития рынка FoodTech в России

В нашей стране чаще всего под термином FoodTech понимают стартапы, которые связаны с доставкой продуктов питания и готовых блюд. Для остального мира FoodTech – это все компании, рынка технологий производства продуктов питания, что подразумевает слияние цифровых технологий с производством продовольственных товаров.

Начало развития российского FoodTech берет в 2014 году, при этом ежегодный прирост в среднем оценивается в 25 %, что обусловлено желанием потребителей не тратить время и силы на самостоятельную закупку и приготовление еды.

Объем рынка FoodTech в нашей стране составляет приблизительно $1,4 миллиарда, а объем мирового рынка FoodTech-сервисов заказа еды онлайн составляет $ 324 миллиарда [15].

Одним из наиболее перспективных направлений на рынке FoodTech – является доставка продуктов питания и готовой еды. В России объем данного сегмента составляет примерно $ 400 миллионов. По прогнозам экспертов в данной области, к 2021 году он достигнет $3,1 миллиардов [15].

Итоги 2020 года таковы, что российский рынок FoodTech вырос на 67%, что составило 45 миллиардов рублей оборота рынка [17]. Безусловно, пандемия способствовала данной динамке.

Так как российский рынок FoodTech специализируется в основном на доставке продуктов, то рассмотрим основные составляющие данного сегмента.

1. Доставка из ресторанов.

В Европе и США практически каждый ресторан имеет возможность доставлять блюда на дом, а также готовить ее «на вынос». Если говорить про российский рынок, то у нас все с точностью наоборот. Но «благодаря пандемии» большинство ресторанов были вынуждены прибегнуть к доставке и готовке еды «на вынос», чтобы не потерять свое место на рынке. В нашей стране основными игроками данного рынка являются «Delivery Club» и «Яндекс.Еда» [20].

2. Конструкторы еды.

Одним из первых в данном сегменте появился сервис «Шефмаркет» – он предлагает готовые наборы и рецепты приготовления ресторанных блюд. Этот сервис был создан по аналогии с зарубежными (например, «Hellofresh» и «Kommtessen»).

Также существует сервис «ДомаВкуснее». Его целевая аудитория – замужние женщины от 30 лет с детьми. У данного проекта прослеживается хорошая работа со своей аудиторией: качественный сайт, социальные сети, e-mail и смс рассылки.

3. Питание по подписке.

Данный формат в большей степени ориентирован на «правильное питание». На данном рынке присутствуют игроки, которые предлагают как конструкторы еды, так и уже готовые рационы. Преимущество данной модели заключается в том, что сервис самостоятельно осуществляет функции планирования рациона, приобретает товары и по желанию клиента доставляет их в определенное место в обозначенное время. Основная ценность проекта – экономия времени, то есть за один звонок клиент может решить проблему с закупкой и приготовлением еды на неделю.

На данном рынке существует различные форматы сервисов, например сервис «Ужин дома» предлагает ужины по подписке, «My Food» – правильное питание различной ценовой категории, а сервис «GrowFood» и «BeFit» предлагает рационы, ориентированные на различные цели потребителей (например: похудение, набор массы, поддержание веса и т. д.).

На данный момент самые перспективные направления рынка FoodTech на российском рынке соответствуют следующим требованиям:

- решают существующие проблемы клиента, а не придуманные;

- совпадают с текущими трендами в данной отрасли;

- соответствуют тренду на здоровый образ жизни и разумное потребление. Данный тренд растет с каждым годом. За последние два года появилось большое количество ресторанов здоровой пищи, фермерских и органических продуктов. В развитие этого тренда внесли вклад различные транснациональные корпорации, в арсенале которых существуют множество программ в данной области: Nike, Reebok, Adidas и другие.

Стандартный сервис доставки продуктов питания и готовых блюд решает три основные проблемы: закупка продуктов, доставка и приготовление. Если говорить о сервисе доставки продуктов и готовой еды из категории «здоровое питание», здесь дополнительно решается следующее: планирование правильного рациона, подсчет КБЖУ, помощь в похудении или наборе веса. Можно говорить, что основная цель таких сервисов – экономия времени потребителя.

Рынок FoodTech в России в ближайшее время ожидает значительный рост и развитие по следующим причинам.

1. Рынок до конца не освоен, имеется «простор» для стартапов, которые могут наполнить полупустые сегменты.

2. Популярность FoodTech увеличивается быстрыми темпами: клиенты все в большей степени становятся приверженцами; производители начинают адаптировать свою деятельность под запросы потребителей.

Стоит отметить, что наш рынок чаще всего следует основным трендам западного рынка с небольшим запозданием. Таким образом, можно сделать вывод, что в скором времени можно ожидать у нас появления все большего количества стартапов и компаний, а также инновационных продуктов в сфере FoodTech.

Заключение

Таким образом, оценив перспективы развития рынка FoodTech в России, можно сделать следующие основные выводы:

- российский FoodTech характеризуется низкой конкуренцией и значительным количеством свободных ниш, отсутствуют препятствия для входа на рынок;

- прогнозируется рост количества сервисов с подпиской на готовую еду и наборы продуктов с рецептами приготовления (в категории «здоровое питание»), также доставка продуктов питания увеличит присутствие в регионах;

- альтернативное мясо в настоящее время рассматривается российскими потребителями как экзотика или продукт для вегетарианцев. Предполагается, что данный сегмент будет иметь значительную долю рынка только через 10 лет;

- наиболее емкими сегментами рынка являются персонализированное питание и инновационные продукты питания;

- рынок FoodTech упрощает получение продуктов питания, экономит время и способствует формированию новой культуры потребления.


Источники:

1. Исследование российского и мирового рынка FoodTech: ключевые тренды, ограничения и перспективы. Json.tv. [Электронный ресурс]. URL: https://json.tv (дата обращения: 03.04.2021).
2. Протеиновые инвестиции. Биомолекула. [Электронный ресурс]. URL: https://biomolecula.ru/articles/proteinovye-investitsii (дата обращения: 20.04.2021).
3. Юматов Е.Н. Оценка новых источников белка насекомых в условиях Российской Федерации, как устойчивая альтернатива традиционным вариантам производства белоксодержащих продуктов // Сельское хозяйство. – 2019. – № 1. – c. 1-24. – doi: 10.7256/2453-8809.2019.1.29886 .
4. Демографические изменения. Организация объединенных наций. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/un75/shifting-demographics (дата обращения: 23.04.2021).
5. Попов В.О. Маркетинговое исследование мировой индустрии микроводорослей. Фундаментальные основы Биотехнологии. [Электронный ресурс]. URL: https://docplayer.ru/57656864-Marketingovoe-issledovanie.html (дата обращения: 10.04.2021).
6. Технологии Big Data: как использовать большие данные в маркетинге. Uplab.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.uplab.ru/blog/big-data-technologies (дата обращения: 10.04.2021).
7. Анищенко А.Н., Шутьков А.А. Agriculture 4. 0 как перспективная модель научно-технологического развития аграрного сектора современной России // Продовольственная политика и безопасность. – 2019. – № 3. – c. 129-140. – doi: 10.18334/ppib.6.3.41393 .
8. Москалев С.М., Клименок-Кудинова Н.В. Искусственный интеллект и интернет вещей как инновационные методы совершенствования агропромышленного сектора // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. – 2018. – № 52. – c. 121-130.
9. Интернет вещи в сельском хозяйстве (Agriculture IoT / AIoT): мировой опыт, кейсы применения и экономический эффект от внедрения в РФ. CRN ИТ-бизнес. [Электронный ресурс]. URL: https://www.crn.ru/news/detail.php?ID=119899 (дата обращения: 15.04.2021).
10. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования в области генно-инженерной деятельности : Федеральный закон N 358-ФЗ : [Принят Государственной Думой 24 июня 2016 года : Одобрен Советом Федерации 29 июня 2016 года]. Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200732 (дата обращения: 10.04.2021).
11. Сагина О.А., маричева Т.В. Персонализированное питание и перспективы его развития для фуднета // Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество. Москва, 2019. – c. 447-449.
12. Завтра съешь сам: тренды российского и мирового рынка FoodTech. Trends.rbc.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://trends.rbc.ru/trends/green/5ecc1f5f9a794753a9b2778e (дата обращения: 17.04.2021).
13. Баландин Е.В. Развитие рынка экологически чистых товаров и услуг в современной России. / автореф. дисс… канд.экон.наук / 08.00.01. - Казань, 2015. – 24 c.
14. Черников Я.Ю Фудтех – Современный вектор развития пищевой промышленности // Вестник университета. – 2021. – № 1. – c. 120-125. – doi: 10.26425/1816-4277-2021-1-120-125 .
15. Что происходит на рынке доставки еды. Деловой Петербург. [Электронный ресурс]. URL: https://www.dp.ru/a/2019/03/28/Appetiti_dostavki_rastut (дата обращения: 19.04.2021).
16. Куликов В.И. Тенденции по изменению спроса в общественном питании в 2020 году // Бизнес-образование в экономике знаний. – 2020. – № 3(17). – c. 95-97.
17. Foodtech расцветает на глазах. Market media. [Электронный ресурс]. URL: https://marketmedia.ru/media-content/3-raza (дата обращения: 10.04.2021).
18. Черемушкина И.В., Осенева О.В. Прогноз и перспективы формирования потребительских предпочтений в области экологически чистых продуктов на региональном рынке // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. – 2019. – № 4(82). – c. 171-177. – doi: 10.20914/2310-1202-2019-4-171-177 .
19. Шумилова А.Д., Николаева Т.А., Головачева О.В. Современные тенденции в индустрии общественного питания // StudNet. – 2020. – № 12. – c. 591-604.
20. Оборот российского рынка доставки еды до конца 2020 года вырастет на 47%. Рбк. [Электронный ресурс]. URL: https://www.retail.ru/news/rbk-oborot-rossiyskogo-rynka-dostavki-edy-do-kontsa-2020-goda-vyrastet-na-47-5-noyabrya-2020-199344 (дата обращения: 15.04.2021).
21. Сандракова И.В., Резниченко И.Ю. Исследование потребителей продуктов здорового питания // Практический маркетинг. – 2019. – № 12(274). – c. 22-27.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 03:17:57