Разработка инфраструктурного стандарта как инструмента стратегического управления
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 9-1 (97), Сентябрь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Суслова Ю.Ю. Разработка инфраструктурного стандарта как инструмента стратегического управления // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 9. – С. 23-28.
Аннотация:
Современный уровень развития рыночной инфраструктуры, при сложившемся производстве и потреблении, к сожалению, не может в достаточной мере обеспечить нормальное товарное обращение. Поэтому одной из основных задач стратегического управления является форсированное формирование современного многоцелевого комплекса рыночной инфраструктуры, включающего в себя отдельные системные блоки и структурные элементы.
Ключевые слова: инфраструктура, стратегическое управление, рыночная инфраструктура, инфраструктурный стандарт
Современный уровень развития рыночной инфраструктуры, при сложившемся производстве и потреблении, к сожалению, не может в достаточной мере обеспечить нормальное товарное обращение. Поэтому одной из основных задач стратегического управления является форсированное формирование современного многоцелевого комплекса рыночной инфраструктуры, включающего в себя отдельные системные блоки и структурные элементы.
Высокая насыщенность экономики инфраструктурными элементами различного функционального назначения является объективной закономерностью и важным условием существования рынка средств производства как фактора, определяющего развитие всех отраслей. Однако стоит отметить, что в формировании как федеральных, так и муниципальных инфраструктурных комплексов практически отсутствует, или слабо выражена, институциональная роль государства. Одним из важнейших условий развития рыночной инфраструктуры является участие государства и муниципалитетов в разработке и осуществлении целевых программ, направленных на обеспечение финансовых и материально-вещественных гарантий, способствующих росту экономики региона.
Продуктивность любой отрасли народного хозяйства является объективной характеристикой глубины реализации тех концептуальных принципов деятельности в цепи «производитель – инфраструктурный комплекс – потребитель», которые в совокупности формируются на основе целенаправленной и эффективной экономической политики как на федеральном, так и муниципальном уровне.
Объективные условия формирования рыночной инфраструктуры требуют присутствия государства в качестве субъекта, осуществляющего регулирование цен и таможенных тарифов, устанавливающего соответствующие ограничения, нормы, нормативы и правила, которые регламентируют инфраструктурный стандарт в экономике города. Одним из важнейших направлений вмешательства власти в цивилизованное формирование рыночной инфраструктуры является создание современного комплекса инфраструктуры как одной из стратегических задач управления. Прежде всего, это касается развития действующих и создания новых элементов рыночной инфраструктуры, объединяемых во взаимосвязанные и взаимодополняющие системные блоки, для обеспечения эффективности всей экономики.
Поскольку рыночная инфраструктура, проявляющая себя в виде отдельных комплексов, выступает в качестве посредника между производством и потреблением, то именно она располагает реальной информацией о диспропорциях, возникающих в производственно-хозяйственной деятельности. Преодоление всех возможных отклонений или их минимизация направлены на повышение функциональной устойчивости предприятий в конкретных условиях.
Проводить сопоставление достигнутого уровня социально-экономического развития города в целом, и рыночной инфраструктуры в частности, практически невозможно, так как в современной отечественной практике управленческой деятельности, в том числе и на уровне города, отсутствует система целевых ориентиров, выполняющих роль нормативных значений различных социальных параметров. В настоящее время процесс социального нормирования сводится обычно к выработке предельных значений материальных благ, гарантированных государством по обеспечению функционирования механизма социальной защиты населения, а не целеполагания в системе стратегического управления и планирования.
Социальные стандарты качества жизни людей должны устанавливать не «минимальный», а «нормативный» уровень условий жизнедеятельности населения. Поэтому необходимо ввести термин «инфраструктурный стандарт», представляющий собой совокупность норм и правил, регламентирующих организацию деятельности субъектов потребительского рынка в целях удовлетворения текущих и перспективных потребностей населения. Подобный подход предусмотрен в утвержденной концепции развития потребительского рынка Красноярска на 2006-2010 гг., одним из разработчиков которой явился автор данной статьи.
В процессе проведения стратегического анализа развития города должны комплексно оцениваться факторы внутреннего потенциала и внешней среды для определения текущего положения и выявления перспектив. Главная цель анализа заключается в информационном наполнении процедуры стратегического планирования, а также проведения оценки и мониторинга социально-экономического положения города.
Анализ стартовых условий развития города целесообразно проводить на основе изучения аспектов качества жизни горожан, накопленного социально-экономического потенциала и совокупности внешних факторов. Социально-экономический потенциал города можно подразделить на три крупных блока, взаимодействующих между собой посредством возникновения причинно-следственных связей и экономических отношений, представленных на рис. 1.
Использование категории «инфраструктурный стандарт» в процессе формирования системы целей стратегического плана развития города обуславливается тем обстоятельством, что она может рассматриваться как своеобразная интегральная оценка всех сторон жизнедеятельности людей, характеризующая количественный и качественный аспекты удовлетворения их материальных и духовных потребностей. Даже при отсутствии на федеральном уровне системы инфраструктурных показателей, городское управление может приступить к обоснованию и разработке собственных стандартов.
Перечень наиболее значимых индикаторов рыночной инфраструктуры города представлен:
‑ степенью соответствия образа и уровня жизни населения определенным стандартам;
‑ природно-ресурсным и экономическим потенциалом города;
‑ потенциальными возможностями для использования ресурсов;
‑ наличием финансовых и материальных источников;
‑ наличием инфраструктуры для развития внутренних и внешних связей;
‑ социально-политической стабильностью.
Необходимость использования обобщенных показателей диктуется наличием большого числа данных социально-экономического положения города. Нельзя объективно оценить одним показателем качество управления социально-экономическим развитием сложноорганизованной системы. Для оценки стратегических решений муниципалитетов предлагается система обобщенных показателей:
‑ степень достижения стратегических целей экономической и социальной политики города;
‑ уровень комфортности проживания, благополучия среды обитания;
‑ самодостаточное развитие потенциала города.
Множество ключевых индикаторов жестко не регламентированы и могут меняться с течением времени.
Рис. 1. Социально-экономический потенциал города и его состав.
В составе процесса стратегического управления развитием города целесообразно использовать в качестве инструмента реализации плана комплексные целевые программы. Их применение позволит повысить эффективность практики муниципального управления, социально-экономических и административных механизмов, новых организационных технологий и внедрения инфраструктурных стандартов.
Источники:
2. Государственное регулирование экономики и социальный комплекс: учеб. пособие / под ред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пикулькина. - М.: Финстатинформ, 1997. – 220 с.
3. Колодин В.С., Инфраструктурное обеспечение региональных товарных рынков : учеб. пособие. – Иркутск: БГУЭП, 2005. – 112 с.
4. Лапушинская Г.К., Петров А.Н. Планирование в условиях рынка: Учебное пособие.- М.: Дашков и Ко, 2003. – 252с.
5. Чаплина А.Н. Методология и методы управления потребительским рынком для городского населения: Монография / Краснояр. гос.ун-т. – Красноярск, 2002. – 231 с.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:36:09