Формы вовлечения бизнес-структур в формирование кадрового потенциала региона

Генг В.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9-1 (97), Сентябрь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Любое из направлений политики формирования кадрового потенциала региона должно рассматриваться через призму адаптации функционирования территориального комплекса профессионального образования к требованиям региональной экономики, ориентированной на социально-экономическое развитие. Координация деятельности комплекса запросам региональной экономики должна опираться на эффективные механизмы трансляции образовательных потребностей бизнес-структур системе профессионального образования при учете образовательных интересов населения. В этом аспекте ключевой задачей становится вовлечение бизнес-структур в процессы формирования кадрового потенциала территорий.

Ключевые слова: подготовка кадров, профессиональное образование, кадровый потенциал, экономика региона



Любое из направлений политики формирования кадрового потенциала региона должно рассматриваться через призму адаптации функционирования территориального комплекса профессионального образования к требованиям региональной экономики, ориентированной на социально-экономическое развитие. Координация деятельности комплекса запросам региональной экономики должна опираться на эффективные механизмы трансляции образовательных потребностей бизнес-структур системе профессионального образования при учете образовательных интересов населения. В этом аспекте ключевой задачей становится вовлечение бизнес-структур в процессы формирования кадрового потенциала территорий.

В результатах деятельности образовательных учреждений могут быть заинтересованы различные субъекты, но именно бизнес-структуры должны рассматриваться в качестве одних из наиболее активных участников региональной политики в области профессионального образования.

Чаще всего региональными органами власти при разработке образовательной политики бизнес-структуры воспринимаются в двух позициях:

‑ во-первых, как основной потребитель результатов работы образовательных учреждений, а, следовательно, заказчик, способный на договорной основе оплатить свой заказ на профессиональную подготовку кадров, необходимых его фирме. Предпринимательский сектор в этом случае выступает своего рода экспертом, определяющим качество профессиональной подготовки и оценивающим ее результаты (приемом или отказом в приеме на работу);

‑ во-вторых, как возможный дополнительный источник финансирования образовательного учреждения, способный не только оплачивать платные образовательные услуги, но и предоставлять спонсорскую помощь, оказывая благотворительность, финансировать различные социально значимые проекты учреждения, т.е. объект фандрайзинга.

Однако возможности участия бизнес-структур в реализации региональной образовательной политике шире.

Характерными особенностями успешного взаимодействия предпринимательства и образовательных учреждений, как правило, могут быть:

‑ взаимосвязи, которые позволяют участникам приобретать более мощный потенциал - производственно-рыночный для компаний в сравнении с теми организациями, которые активно не взаимодействуют с образовательным комплексом региона, и образовательный для самого комплекса;

‑ кооперация и сотрудничество, которые являются стимулами к поиску новых, более конкурентоспособных и востребованных образовательных программ, улучшению материально-технической базы обучения и уровня подготовки студентов для снижения времени и затрат на адаптацию на рабочем месте;

‑ ориентация на формирование и наилучшее удовлетворение образовательных потребностей населения в интересах баланса рынков образовательных услуг и труда;

‑ обеспечение соответствия образовательных и кадровых стратегий развития участников взаимодействия как между собой, так и со стратегией развития региона.

Благодаря кооперации совместных усилий на социально-значимых направлениях, предпринимательский сектор получает поддержку и доверие власти, формирует позитивный имидж компаний и создает условия для лоббирования собственных интересов.

Взаимодействие бизнес-структур региона и образовательных учреждений должно выстраиваться как межсекторальное партнерство, т.е. «конструктивное взаимодействие организаций из двух или трех секторов (государство, бизнес, некоммерческий сектор) при решении социальных проблем, обеспечивающее синергетический эффект от «сложения» разных ресурсов и «выгодное» каждой из сторон и населению» [1]. Реализация такого партнерства может обеспечить конструктивные и позитивные общественно-политические и социально-экономические последствия.

Основные формы взаимодействия бизнес-структур и образовательных учреждений можно подразделить на семь групп:

1. Договорные формы взаимодействия базируются на отношениях «компания-заказчик и образовательное учреждение-исполнитель», оформляемые контрактом с четким указанием предмета, условий и временных сроков его выполнения. Чаще всего предметом договора выступает возмездное оказание образовательных услуг (хотя возможно осуществление любого вида деятельности, реализуемого в рамках устава образовательного учреждения). В данном случае бизнес-структуры заинтересованы в результатах работы образовательного учреждения и оплачивают этот вид работ (услуг).

2. Конкурсными (или конкурсно-договорными) выступают формы, в соответствии с которыми взаимодействие реализуется тогда, когда соответствующая бизнес-структура выигрывает конкурс, организованный по специальной заранее разработанной схеме [2]. Данная форма взаимодействия после подведения итогов конкурса, тендера, аукциона, котировки также оформляется договором, но бизнес-структуры получают при этом гарантированный заказ на производимую продукцию (товары, услуги) и финансирование.

3. Социальные – когда взаимодействие между бизнес-структурами и образовательными учреждениями базируется на социальной основе. Сюда могут быть отнесены программы профориентации и трудоустройства детей-инвалидов, несовершеннолетних групп риска и т.д.

4. Технологические формы – когда взаимодействие базируется на технологии, созданной или используемой бизнес-структурой и допускающей привнесение в образовательный процесс. К данной группе может быть отнесено сотрудничество в рамках оснащения или перевооружения материально-технической базы образовательных учреждений, а также предоставление собственных производственных площадок для прохождения практик.

5. Организационно-структурные формы взаимодействия характеризуются тем, что образуются новые организационные структуры, которым делегируется властью часть функций по решению социально-значимых задач развития образования. Перспективным и важным направлением становиться создание реальных условий для сочетания общественных и государственных форм управления образованием. Развитие государственно-общественных форм управления образованием, куда входят представители бизнес-структур, будет способствовать повышению качества профессионального образования.

6. Процедурные формы взаимодействия определяют правила сотрудничества бизнес-структур и власти при решении определенного класса задач развития образования и, в частности, при разработке региональных программ развития образования. С этой точки зрения программирование развития комплекса профессионального образования необходимо рассматривать как интерактивный процесс обмена информацией, противопоставления точек зрения и согласования позиций, формирования у всех его участников (населения, органов власти, учреждений образования, предпринимателей) общего видения развития образовательного комплекса в интересах реализации выработанной стратегии развития территории [3]. Поэтому данный процесс должен быть организован на принципах широкого общественного участия, в том числе представителей бизнес-структур.

7. Комбинированные (или смешанные) формы взаимодействия несут в себе черты различных форм.

Таким образом, вовлечение бизнес-структур в процессы реализации региональной образовательной политики выстраивается с использованием различных форм и на базе всех коммуникационных возможностей: от живого общения до виртуального информирования через интернет-сайт. Качество взаимодействия и партнерства предпринимательского сектора с образовательным комплексом региона в настоящее время становится одним из условий успешного продвижения территорий к экономической стабильности, социальному благополучию, зрелому гражданскому обществу.


Источники:

1. Межсекторальное социальное партнерство (государство – бизнес – некоммерческие организации): Учебно-методическое пособие / Сост. В.Н. Якимец. - М.: ГУУ, 2002. – 80 с. - С. 6.
2. Федеральный закон РФ от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещениях заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (в ред. от 31.12.2005 N 207-ФЗ)
3. Лапушинская Г.К. Планирование территориального комплекса профессионального образования. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2003. - 193 с. - С. 172.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:33:51