Основные методы прогнозирования, используемые при государственном регулировании экономики на современном этапе

Пашкова Н.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9 (81), Сентябрь 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Пашкова Н.А. Основные методы прогнозирования, используемые при государственном регулировании экономики на современном этапе // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 9. – С. 43-45.

Аннотация:
Государственное регулирование национальной экономики невозможно без такого ключевого элемента, как прогнозирование, под которым в данном случае понимается система научных исследований, направленных на определение тенденций развития экономики или её частей (регионов, секторов, отраслей) и поиск оптимальных путей достижения целей этого развития.

Ключевые слова: прогнозирование, государственное регулирование экономики



Государственное регулирование национальной экономики невозможно без такого ключевого элемента, как прогнозирование, под которым в данном случае понимается система научных исследований, направленных на определение тенденций развития экономики или её частей (регионов, секторов, отраслей) и поиск оптимальных путей достижения целей этого развития.

В целом госрегулирование национальной экономики представляет собой комплекс долгосрочных, среднесрочных и текущих прогнозов – научно обоснованных предсказаний возможного состояния экономики, альтернативных путей и сроков достижения этого состояния, позволяющих сформировать концепцию модели социально-экономического развития общества и экономическую политику, направленных на выработку рыночной стратегии, обоснование целевых программ, принятие хозяйственных решений.

Прогнозирование обычно применяется на предварительной (предплановой) стадии подготовки крупных хозяйственных мероприятий национального, регионального или отраслевого масштаба. В то же время, оно играет существенную роль и на стадии реализации планов, при оценке выполнения их отдельных этапов.

Особую значимость в процессе прогнозирования как элемента государственного регулирования экономики имеют методы прогнозирования, под которыми понимаются способы теоретических и практических разработок прогнозов. Существует много методов экономического прогнозирования. И число их постоянно растёт. При этом выбор того или иного метода зависит от цели исследования, доступной (или используемой) информационной базы, характера обработки исходной информации.

Поэтому каждому конкретному социально-экономическому исследованию и стадии прогнозирования соответствуют определённые методы, которые могут быть подразделены на три группы: общенаучные, межнаучные и частнонаучные. Одновременно, согласно классификации И.В. Бестужева-Лады, все методы прогнозирования делятся на интуитивные (индивидуальные и коллективные экспертные оценки) и формализованные (экстраполяционные, системно-структурные, ассоциативные и методы опережающей информации).

Рассмотрим наиболее распространённые методы прогнозирования, используемые в процессах государственного регулирования и управления национальной экономикой.

Основой логических методов является применение определённой последовательности мыслительных операций. Широкое распространение их при анализе тенденций в национальной и региональной экономике обусловлено большой сложностью и разнообразием взаимоотношений между природными, хозяйственными и общественными системами, а также продолжительным временем формирования объектов прогноза.

К общенаучным логическим методам относятся методы индукции и дедукции. В макроэкономическом прогнозировании метод индукции применяется для получения вероятностных суждений при недостаточной информационной базе, т.е. при отсутствии длинного ряда статистических данных. Метод же дедукции используется главным образом для определения стратегии прогнозных явлений.

Когда отсутствует достаточная теоретическая база (обоснование) развития объекта (если, например, речь идёт о принципиально новой отрасли), широко используются методы экспертных оценок. Их применение оправдано также в тех случаях, когда отсутствует репрезентативная и достоверная статистика характеристик объекта, существует большая неопределённость (например, политическая) среды функционирования объекта, при прогнозировании социально-экономических объектов (отраслей), подверженных сильному влиянию НТП, а также при проведении прогнозирования в условиях дефицита времени или наличия экстремальных или не подающихся количественному анализу факторов.

Индивидуальные экспертные методы базируются на независимом мнении экспертов. Прогноз формируется на основе интервью с экспертом, либо посредством длительной и тщательной работы (метод аналитических оценок). Главным недостатком индивидуальных экспертных методов является ограниченность знаний одного специалиста-эксперта.

Групповые экспертные оценки основываются на коллективном мнении экспертов о перспективах развития объекта или процесса, о повторяемости тех или иных явлений в экономике и т.п. При этом широкий обмен мнениями позволяет получить более адекватный макроэкономический прогноз. Отбор экспертов в обоих случаях осуществляется обычно на основании количества публикаций на заданную тему, либо субъективного решения заказчика или генерального исполнителя прогноза.

Вне зависимости от видов прогнозирования, при разработке прогнозов используются следующие статистические методы:

‑ анализа причинных связей, который опирается на экономико-математические модели;

‑ экстраполяции, которые заключаются в распространении выводов, полученных от наблюдения за одной частью явления на другую его часть;

‑ моделирования, представляющие собой исследование процессов или объектов на их моделях.

Наибольшее развитие из формализованных методов прогнозирования получил метод экстраполяции тенденций развития, основанный на нахождении по известным значениям вероятностных показателей прогнозируемого объекта в будущем. Для этого определяются тенденции развития объекта прогноза с учётом не только его стабильного развития или сохранения абсолютных приростов прогнозируемых величин, но и их возможного ускорения или даже появления новых факторов, ограничивающих или стимулирующих развитие.

Для изучения закономерностей экономического развития на макроуровне обычно применяется экономико-математическая модель – система формализованных отношений, описывающих наиболее существенные взаимосвязи элементов, образующих экономическую систему, где используются главным образом математические методы.

Особое место занимают имитационные прогностические модели, представляющие собой формализацию эмпирических знаний о рассматриваемом объекте с использованием современных компьютерных систем, воспроизводящие процесс функционирования систем в пространстве в фиксированный момент времени путем отображения элементарных явлений и процессов с сохранением их логической структуры и последовательности. Это позволяет, используя исходные данные о структуре и главных свойствах национальной и региональных экономик, а также отдельных отраслей, получить сведения о взаимосвязях между их компонентами и выявить механизм формирования их устойчивого развития.

Моделирование всё шире применяется для разработки макроэкономических прогнозов, став необходимым набором инструментов для создания адекватных прогнозных моделей изучаемых объектов и процессов. При этом его главным преимуществом является возможность выявить причинную обусловленность параметров объекта и дать функциональную, точечную и интервальную их оценку. Поэтому именно моделирование часто признаётся наиболее эффективным методом прогнозирования.

В то же время, в методологическом плане, важным является понимание того, что прогноз должен быть ориентирован не на безусловное его осуществление (предсказание), а на всемерное и постоянное содействие оптимизации принимаемых решений и росту их эффективности. Вследствие этого лишь сбалансированное и взаимодополняющее применение различных методов (так как они не столько противостоят, сколько дополняют друг друга) позволяет достичь удовлетворительных результатов в практике прогнозирования и способствовать достижению целей макроэкономического прогнозирования, определённых в Федеральном законе «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации».


Источники:

1. Федеральный закон от 20 июля 1995 г. №115-ФЗ. «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации».
2. Экономическая энциклопедия. – М.: ЭЭ, 1999.
3. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник. / Под общ. ред. А.В. Сидоровича; МГУ. – 3-е изд. – М.: Дело и Сервис, 2004.
4. Диесперов А.С. Макроэкономика: Курс лекций. – М.: ГУУ, 2000.
5. Дудорин В.И. и др. Методы социально-экономического прогнозирования (общие методы прогнозирования) – М.: ГАУ, 1991.
6. Макроэкономика: Теория и российская практика: Учебник. / Под ред. А.Г. Грязновой и Н.Н. Думной; Финансовая Академия при Правительстве РФ. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2005.
7. Макроэкономика: Учебное пособие. / М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; Под ред. М.И. Плотницкого. – 2-е изд., стер. – М.: Новое знание, 2004.
8. Писарева О.М. Прогнозирование социально-экономического развития: Учебник. – М.: ГУУ-НФПК, 2003.
9. Шапот Д.В., Осипов А.В. Двухсекторная имитационная модель прогнозирования развития экономики // Проблемы прогнозирования. – 2001, №4.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:57:17