Развитие делового туризма в России

Серегина В.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8 (80), Август 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Серегина В.В. Развитие делового туризма в России // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 8. – С. 153-158.

Аннотация:
Для многих стран мира туризм является одной из наиболее рентабельных отраслей, приносящих огромные прибыли. На его долю приходится около 10% мирового валового продукта. Туризм занимает ведущее место в национальных программах развития экономики многих стран, являясь частью комплексного плана социально-экономического развития стран наряду с такими секторами экономики как сельское хозяйства, промышленность, здравоохранение, образование и др. Туризм дает каждое десятое рабочее место, на его долю приходится 7% капиталовложений.

Ключевые слова: туристический бизнес, туризм, деловой туризм

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Для многих стран мира туризм является одной из наиболее рентабельных отраслей, приносящих огромные прибыли. На его долю приходится около 10% мирового валового продукта. Туризм занимает ведущее место в национальных программах развития экономики многих стран, являясь частью комплексного плана социально-экономического развития стран наряду с такими секторами экономики как сельское хозяйства, промышленность, здравоохранение, образование и др. Туризм дает каждое десятое рабочее место, на его долю приходится 7% капиталовложений.

Российская Федерация, несмотря на свой высокий потенциал, занимает пока весьма скромное место на мировом рынке туризма. На ее долю приходится всего около одного процента мирового туристского потока. В ВВП нашей страны доля туризма незначительна. Это свидетельствует о низком уровне его развития и показателем незначительной степени внимания государства к этой сфере деятельности. Исключение составляет лишь Москва, где до 7% годового бюджета столицы формируется именно за счет поступлений от туризма.

Конечно, сложно утверждать, что Россия будет получать от туризма доходы, сопоставимые с доходами от этой сферы экономики, например, средиземноморских стран. В то же время нельзя не признать, что возможности развития туризма в России огромны и в значительной степени не использованы.

Вплоть до недавнего времени индустрия туризма рассматривалась в нашей стране как второстепенная отрасль, хотя и опыт, и практика других стран говорят об обратном. Состояние туристской отрасли России без должного эффективного участия государства привело к тому, что Россия выступает в качестве поставщика туристов за рубеж, и, как следствие, к оттоку за границу крупных сумм валюты при одновременном снижении доходов от иностранного туризма.

На протяжении последних 10 лет международный туризм в России развивался преимущественно с ориентацией на выезд. Основным фактором, повлиявшим на такой рост выездного потока, явился огромный «отложенный спрос» на поездки за границу. Сегодня велика доля прибытий туристов из стран, которые также как и Россия не являются активными участниками в движении денежных потоков в сфере туризма (Польша, Финляндия, Китай), в то время как доля прибытий из стран, действительно приносящих валютный доход (Германия, США, Франция, Великобритания, Италия, Япония), незначительна.

Сравнивая характер поездок иностранных граждан в Россию в период с 1995 по 2003гг., возможно отметить, что быстрее других росло число частных поездок ‑ более чем втрое. Количество поездок со служебными целями сократилось за этот период на 11% и составило в 2003г. лишь 11% от общего числа прибытий иностранных граждан. При этом доля поездок со служебными целями иностранных граждан из стран вне СНГ в 2003г. составила 25% от числа прибытий из данных регионов (24% в 2004г. соответственно) и всего 9% от общего числа прибытий.

Следует отметить, что доля поездок со служебными целями из стран вне СНГ остается постоянной вот уже на протяжении 7 лет. Также необходимо принимать во внимание, что, учитывая сложную процедуру получения российской бизнес-визы, многие люди, приезжающие в Россию с деловыми целями, вынуждены оформлять туристическую визу, указывая в качестве целей своего пребывания либо туризм, либо частную поездку.

Сложившийся негативный образ Российской Федерации как страны, неблагоприятной для туризма, неразвитость туристской инфраструктуры, неблагоприятный визовый режим, а также несоответствие цены качества являются главными факторами, сдерживающими прибытия иностранных туристов из стран Дальнего Зарубежья.

Согласно прогнозу Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), в 2005 – 2014 годах наша страна выйдет на второе место в мире по инвестициям в туристическую отрасль. При этом прогноз роста деловых поездок в мире составит 4,7% на период с 2006 по 2015 гг. Таким образом, деловой туризм – одна из наиболее перспективных и высокодоходных сфер мировой экономики.

Рынок делового туризма в России в качестве бизнеса существует недавно (речь идет только о последнем десятилетии) и сейчас находится в стадии становления. Емкость российского рынка деловых поездок в 2004г. оценивалась в 860 млн. долларов США: 80% из них пока приходится на бронирование авиабилетов и гостиничных мест и лишь 20% ‑ на дополнительные услуги.

75-80% рынка делового туризма приходится на Москву и Санкт-Петербруг. Соответственно, участники данного сегмента рынка – и турфирмы, и их клиенты ‑ сосредоточены в основном в наших двух столицах.

Из общего числа посетителей Москвы из дальнего зарубежья более половины (51%) всех иностранных гостей указывает деловую цель в качестве основной причины поездки. Выгоды от организации крупных форумов для гостиниц, транспортных компаний, да и государства в целом – очевидны. Наиболее динамично развивающимся видом делового туризма является конгрессный туризм, который вносит значительный вклад в национальный доход как развивающихся, так и высокоразвитых стран.

К примеру, в материалах, опубликованных Профессиональной Ассоциацией Менеджмента Съездов, указывается, что в 2004 г. доля конгрессного туризма в валовом национальном продукте (ВНП) США составила 122,31 миллиардов долл. что соответствует двадцать девятому месту среди отраслей промышленности и сферы услуг, внесших наибольший вклад в ВНП. По этому показателю он обогнал таких общепризнанных гигантов, как фармацевтическая и медицинская отрасли промышленности. О его социальном значении свидетельствует и тот факт, что число непосредственно занятых в данном виде делового туризма в США оценивается в 1,7 млн. человек – т.е. каждый 86 гражданин США прямо или косвенно занят в сфере конгрессного туризма.

По оценкам специалистов конгрессный туризм сегодня обеспечивает не более 5-7% загрузки ведущих московских гостиниц, в то время как на Западе эта цифра достигает 30%. При этом наиболее распространенной формой продажи конгрессных услуг гостиницами Москвы являются конференц-пакеты. И хотя возможностями для проведения деловых встреч и конференций располагает также ряд бизнес-центров, в Москве отсутствует современный конгресс-центр, способный принимать многотысячные международные деловые форумы. Основными заказчиками конференций и конгрессов выступают отечественные финансовые, компьютерные, фармацевтические и страховые компании.

Деловой туризм оказывает воздействие на развитие экономики тех стран, где он активно пропагандируется вследствие своих отличительных особенностей:

‑ внесезонностью (мероприятия с участием деловых путешественников проводятся в течение всего года);

‑ прогнозируемостью (мероприятие планируется за значительный срок до его проведения);

‑ массовостью;

‑ ориентацией на потребление услуг среднего и высокого качества, а также широким спектром дополнительных услуг.

Отсюда следует, что с учетом реальных возможностей инфраструктуры российского туризма, требуется сосредоточить усилия на наиболее перспективном сегменте туристского рынка, имеющего экспортную направленность, а именно на деловом туризме в целом и конгрессном туризме, в частности.

Для достижения данной цели необходимо провести:

1) определение норм качества, которым должны отвечать принимающие службы и профессиональные организации, обслуживающие конференции;

2) оценку существующих возможностей национальной территории;

3) координацию работы профессионалов;

4) обеспечение обмена информацией между всеми заинтересованными участниками данного сегмента рынка;

5) оказание бесплатной помощи организаторам совещаний в вопросах выбора мест и дат проведения конференций, церемонии открытия, проведения и закрытия, а также консультирование их по вопросам взаимодействия с местными властями.

Среди способов и методов продвижения, характерных для рынка конгрессного туризма, выделяются два принципиально отличных понятия: непосредственное продвижение конференции, а также продвижение региона как центра конгрессного туризма. Важно разработать и реализовать конкретные предложения по осуществлению государственной политики в области туризма и, в частности, конгрессного туризма. Должен быть четко продуман механизм регулирующих методов со стороны государства.

В настоящее время основной проблемой въездного и внутреннего делового туризма в России является неразвитость рынка специализированных деловых услуг. Отсутствие необходимой инфраструктуры неизбежно затрудняет деятельность российских профессиональных компаний, создает трудности для грамотной организации деловых путешествий, усложняет взаимодействие с родственными международными и национальными структурами.

В целях развития делового туризма в России необходимо:

‑ активизировать государственную политику в области делового (особенно въездного) туризма. Разработать комплексный план мероприятий по созданию и продвижению на рынок как положительного образа России, так и туристского продукта для делового потребителя;

‑ создать законодательную базу в области делового туризма, а также усовершенствовать туристское законодательство;

‑ обеспечить поддержку деятельности общественных организаций;

‑ дать жизнь консалтинговым структурам, специализирующимся в области делового туризма и индустрии встреч по типу международных конгрессных бюро, которые могли бы осуществлять учебную и консультационную деятельность, а также заниматься национальным маркетингом и рекламой;

‑ адаптировать и продвигать международные стандарты и технологии.

Тщательное планирование туристской деятельности на всех уровнях является обязательным условием обеспечения ее успешного развития. Ввиду того, что туризм является довольно сложной отраслью экономики, охватывающей различные ее сферы и слои общества, в России необходимо срочно приступать к четкому планированию и организации туристской отрасли.

Мировой опыт показывает, что успех развития туризма в решающей степени зависит от того, как воспринимается эта отрасль в правительственных кругах, насколько эффективно организовано управление и в какой степени она пользуется государственной поддержкой. Создание образа России как страны, благоприятной для ведения бизнеса, является одним из определяющих условий дальнейшего развития въездного делового туризма.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:57:19