Стержень генеральной стратегии промышленного предприятия

Балабанова Е.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8 (80), Август 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Балабанова Е.А. Стержень генеральной стратегии промышленного предприятия // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 8. – С. 12-16.

Аннотация:
Под влиянием западных учений в современной российской экономической науке сегодня нет единого взгляда на понимание стратегии промышленного предприятия. Противоречия начинаются там, где та или иная сфера его деятельности ставится выше остальных. Большинство зарубежных экономистов центральной линией в стратегии предприятия считают его маркетинговую деятельность, что лишь отчасти является верным. Многие современные российские экономисты придерживаются мнения, что стратегия промышленного предприятия должна быть направлена на реформирование финансовой и управленческой деятельности. Производственному же процессу и отечественные, и зарубежные ученые уделяют гораздо меньше внимания. Отсутствие целостности, структуры и понимания стратегического планирования деятельности предприятия приводит к рождению суррогатных теорий стратегического менеджмента и даже псевдо стратегий, внедрение которых иногда не только не оказывает требуемого положительного воздействия на деятельность предприятия, но может привести и к негативным для него последствиям.

Ключевые слова: промышленные предприятия, стратегическое планирование, стратегическое управление, стратегия

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Под влиянием западных учений в современной российской экономической науке сегодня нет единого взгляда на понимание стратегии промышленного предприятия. Противоречия начинаются там, где та или иная сфера его деятельности ставится выше остальных. Большинство зарубежных экономистов центральной линией в стратегии предприятия считают его маркетинговую деятельность, что лишь отчасти является верным. Многие современные российские экономисты придерживаются мнения, что стратегия промышленного предприятия должна быть направлена на реформирование финансовой и управленческой деятельности. Производственному же процессу и отечественные, и зарубежные ученые уделяют гораздо меньше внимания. Отсутствие целостности, структуры и понимания стратегического планирования деятельности предприятия приводит к рождению суррогатных теорий стратегического менеджмента и даже псевдо стратегий, внедрение которых иногда не только не оказывает требуемого положительного воздействия на деятельность предприятия, но может привести и к негативным для него последствиям.

Некоторые авторы, исследуя вопросы стратегического планирования на предприятиях, идут в одном случае - по пути укрупнения стратегий [1], в другом – расширения основных видов стратегий [2], в третьем – в один уровень с основными стратегиями ставят все остальные. По мнению автора, из предложенных направлений исследования стратегий предприятия возможно лишь первое, основанное на принципе вариантности. Имеющие место во втором и третьем случае вариации набора стратегий нарушают саму структуру общей стратегии предприятия, что может привести к неправильному пониманию основ стратегического планирования.

Фактически, если взять любое производственное предприятие, независимо от его размера и видов его товарного производства, то ему всегда будут присущи три сферы: финансовая, производственная и сбытовая – это «три кита», на которых основывается его хозяйственная деятельность. Расширять основную классификацию, ставить на один уровень с производственной, например, социальную стратегию, не только нецелесообразно, но и противоречиво. Если производственное предприятие может существовать и нормально функционировать без социальной стратегии, то без производственной – никак [3].

Таким образом, содержание стратегического производственного планирования представляет собой взаимосвязанную систему разнонаправленных аспектов всей хозяйственной деятельности предприятия, которыми, по мнению автора, являются производственная, сбытовая и финансовая стратегии.

Производственная стратегия. Разрабатывается в производственном отделении, выступает, во-первых, как средство реализации общей стратегии предприятия и, во-вторых, как средство реализации оперативно-хозяйственных задач, решаемых в производственном подразделении. Ориентирует деятельность производственного подразделения по тем направлениям, которые могут обеспечить повышение эффективности производства путем создания и выпуска продукции, отвечающей спросу и потребностям потребителей, укреплению экономического потенциала предприятия.

Финансовая стратегия. Представляет собой общий план действий по обеспечению предприятия денежными средствами. В ней определяются и распределяются задачи формирования финансов по исполнителям и направлениям работ. При разработке финансовой стратегии учитываются полнота выявления денежных доходов, мобилизация внутренних ресурсов, максимальное снижение себестоимости продукции, правильное распределение и использование прибыли, определение потребности в оборотных средствах, рациональное использование капитала предприятия с учетом риска неплатежей, скачков инфляции и других форс-мажорных (непредвиденных) обстоятельств.

Финансовая стратегия предприятия охватывает все стороны деятельности предприятия, в том числе оптимизацию основных и оборотных средств, распределение прибыли, безналичные расчеты, налоговую и ценовую политику, политику в области ценных бумаг. Контроль над реализацией финансовой стратегии, которая в процессе исполнения корректируется и изменяется, обеспечивает проверку поступлений доходов, экономное и рациональное их использование, что помогает выявлять внутренние резервы, повышать рентабельность хозяйства, увеличивая денежные накопления.

Стратегия сбыта. Представляет собой такую систему внутрикорпоративного управления, которая направлена на изучение и учет спроса и требований рынка для более обоснованной ориентации производственной деятельности предприятий на выпуск конкурентоспособных видов продукции в заранее установленных объемах и отвечающих определенным технико-экономическим характеристикам.

При этом рассчитывается, что реализация намеченной ассортиментной структуры может обеспечить предприятию получение наиболее высоких прибылей или прочное положение на рынке. Философия маркетинга предельно проста: производитель должен выпускать такую продукцию, которой заранее обеспечен сбыт, и получение предприятием намеченного уровня рентабельности и массы прибыли.

Разработка сбытовой стратегии имеет целью определение оптимальных направлений и средств, необходимых для обеспечения наибольшей эффективности процесса реализации товара. Это предполагает обоснованный выбор организационных форм и методов сбытовой деятельности, ориентированных на достижение намечаемых конечных результатов.

Разработке сбытовой стратегии предшествует анализ оценки эффективности существующей сбытовой системы как в целом, так и по отдельным ее элементам, соответствие проводимой предприятием сбытовой политики конкретным рыночным условиям. Анализу подвергаются не столько количественные показатели объемов продаж по продукту и по регионам, сколько весь комплекс факторов, оказывающих влияние на размеры сбыта: организация сбытовой сети, эффективность рекламы и других средств стимулирования сбыта, правильность выбора рынка, время и способы выхода на рынок.

Анализ системы сбыта предполагает выявление эффективности каждого из ее элементов, оценку деятельности сбытового аппарата. Анализ издержек обращения предусматривает сопоставление фактических сбытовых расходов по каждому каналу сбыта и виду расходов с показателями плана. Цель ‑ выявление необоснованных расходов, устранение потерь, возникающих в процессе товародвижения, повышение рентабельности функционирующей системы сбыта.

Организация сбыта в системе маркетинга играет весьма важную роль и в том смысле, что осуществляет обратную связь производства с рынком, является источником информации о спросе и потребностях. Поэтому разработка сбытовой стратегии – основа плана маркетинговых исследований как по каждому конкретному продукту, так и по продукции производственного отделения в целом.

Если в процессе расчетов окажется, что расходы по реализации нового товара чрезвычайно высоки и не позволяют обеспечить определенный уровень рентабельности, руководство производственным отделением может принять решение о нецелесообразности дальнейшей разработки и внедрения в производство данного товара. Специалисты-маркетологи могут не только определить будущую прибыль изделия, но и внести свои предложения о модификации и о новых сферах использования соответствующих изделий.

Большое значение при формировании сбытовой стратегии производственного предприятия имеет решение вопроса о совершенствовании методов работы с конечными потребителями. Первостепенную роль в этом вопросе играет оценка затрат на внедрение технических средств обслуживания покупателей (получение заказов), компьютерной техники для учета товаров, поступающих на склады и переданных потребителям через розничную сеть или непосредственно со склада.

В рамках сбытовой стратегии решаются и вопросы разработки ценовой политики организации.

Таким образом, предложенное авторское видение стержневой основы стратегии производственного предприятия, с определением в его структуре общей стратегии и целей предприятия является обоснованным и достаточным, и не должно подлежать расширению по горизонтали. Для расширения стратегий по вертикали в данном случае ограничений не существует. Любой экономист понимает, что чем полнее в рамках одной стратегии раскрываются ее различные аспекты, тем эффективнее происходит и достижение целей в каждой из основных стратегий, и реализация общей корпоративной стратегии производственного предприятия.

[1] Прим. автора: так, к примеру, производственная стратегия, по мнению некоторых экономистов, включает в себя товарную, ресурсную, технологическую и др. стратегии.

[2] Прим. автора: происходит дополнение основных видов стратегий кадровой, социальной, инвестиционной и т.д.

[3] Прим. ред. – это сугубо мнение автора. По мнению редакции, социальная стратегия является неотъемлемой частью и всегда прямо или косвенно присутствует в любых видах стратегий предприятия. Поэтому, если организация не имеет социальной стратегии (что трудно представить), все остальные стратегии будут ущербны, а такое предприятие не имеет будущего.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:36:04