Перспективы развития финансово-кредитной системы России
Скачать PDF | Загрузок: 9
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 4 (76), Апрель 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Финансово-кредитная система современной России представляет собой сложный механизм, состоящий из финансовых и кредитных институтов, призванных обеспечивать распределение и перераспределение национального дохода государства в интересах решения его стратегических задач. Немаловажную роль в финансировании реального сектора экономики отводится именно этой системе. Она должна способствовать формированию инфраструктуры привлечения и эффективного использования прямых коммерческих инвестиций для развития экономики и социальной сферы, а также государственных финансов для поддержки прогрессивных процессов в трансформируемой экономике России.
Ключевые слова: инвестиции, банки, банковский бизнес, рыночные реформы, финансово-кредитная система
Финансово-кредитная система современной России представляет собой сложный механизм, состоящий из финансовых и кредитных институтов, призванных обеспечивать распределение и перераспределение национального дохода государства в интересах решения его стратегических задач. Немаловажную роль в финансировании реального сектора экономики отводится именно этой системе. Она должна способствовать формированию инфраструктуры привлечения и эффективного использования прямых коммерческих инвестиций для развития экономики и социальной сферы, а также государственных финансов для поддержки прогрессивных процессов в трансформируемой экономике России.
Модернизация финансово-кредитного механизма в условиях трансформации российской хозяйственной системы обусловлена необходимостью обеспечения взаимной адекватности всех взаимосвязанных процессов. В настоящее время сложилась такая ситуация, когда финансовая система России имеет избыток капитала, который не находит инновационно-производственного применения и в крупных масштабах вывозится за границу. Если до дефолта 1998 г. почти все капиталы устремлялись в разбухший спекулятивный рынок ценных бумаг, то после кризиса в связи с резким падением курса рубля и заработной платы в валютном исчислении в трансформируемой экономике сложились благоприятные условия для инвестирования в отечественную промышленность.
Благоприятный процесс инвестиционного климата оказался недолгим, и в настоящее время финансовая система вновь ни фондовым рынком, ни банковской системой не способствует аккумулированию внутренних сбережений и их трансформации в инвестиции. Крупные ресурсы предприятий и коммерческих банков, не используясь в полной мере в качестве инвестиций, не становятся основным капиталом. Значительные средства финансов домохозяйств находятся на руках населения.
Причины неэффективности финансово-кредитной системы в развитии экономики во многом определены либеральной политикой, неадекватной процессу трансформации хозяйственной системы. Если первый этап реформ позволил сформировать к середине 90-х гг. финансово-кредитную систему страны, способную функционировать в рыночной экономике, то дальнейшие шаги ее реформирования не способствовали совершенствованию финансово-кредитного механизма, играющего ведущую роль в решении проблем экономического роста.
Обоснование направлений обеспечения адекватности финансово-кредитного механизма задачам активизации факторов экономического роста требует анализа проблем, оставшихся нерешенными. Во многом это связано с тем, что в основу финансово-кредитной политики в 1992 г. правительством РФ были заложены монетаристские методы регулирования денежной массы в обращении, что сказалось на проведении в стране жесткой денежно-кредитной политики.
В этот период инструментом регулирования экономики являлась денежная база, которая не только определяла расчетный курс доллара в России, но и была ориентирована на стабилизацию обменных курсов валют, смягчение бремени внешних долгов, регулирование международных капиталопотоков.
Для денежно-кредитной политики в первый период рыночных преобразований были характерны отсутствие постоянных целевых ориентиров, несогласованность действий правительства РФ и Банка России. Если задача правительства состояла в управлении денежными конструкциями и в предотвращении инфляционных процессов, то перед Банком России стояла задача удовлетворения возросших потребностей экономики в платежных средствах и одновременно контроля над темпом роста денежной массы в целях ограничения монетарных факторов инфляции.
На начальном этапе вновь создаваемая финансово-кредитная система функционировала фактически в нерыночном секторе, поскольку предприятия не работали в соответствии с условиями, диктуемыми рынком. Многие директора предприятий в начале 90-х годов еще выполняли директивы соответствующих министерств и ведомств, надеясь получить инвестиции и обеспечить сбыт продукции. И в этот же период практически без подготовки, «революционно» была проведена либерализация цен и доходов, а также введен режим свободного товарного обращения.
Правительство целенаправленно внедряло монетарную модель оптимальных методов и параметров государственного вмешательства в экономику, что особенно ярко проявлялось в сокращении масштабов государственного перераспределения внутреннего валового продукта. Считалось, что рынок сам окажет влияние на выравнивание натурально-стоимостных пропорций воспроизводства и в результате произойдет реальное превращение денег в самый ликвидный рыночный товар, а становление и развитие финансового рынка поможет переориентировать ссудные фонды и инвестиционные ресурсы в материальное производство. Предполагалось, что институциональные преобразования станут основой в становлении и развитии финансового рынка, рынка ссудного капитала, антимонопольного, налогового регулирования и других рыночных институтов.
Однако либерализация цен в условиях отсутствия конкуренции дали возможность монополистическим структурам овладеть реализацией товарной массы и диктовать цены. Это способствовало монополизации рынка, спровоцировало гиперинфляцию и, в конечном счете, привело к дефолту.
К настоящему времени финансово-кредитная система России прошла свое первоначальное формирование. Методом проб и ошибок, по мере своего развития она усиливает позитивное влияние на экономический рост. В 2004-2005 годах мировые цены на нефть достигали крайне высоких значений и превышали 50 долл. за баррель (159 л), что положительно отразилось на сохранении благоприятной макроэкономической ситуации в России. Однако рентные сверхдоходы поступают в стабилизационный фонд, объем которого в 2005 г. превысил 1,6 трлн. рублей, а в 2006 г. он прогнозируется в объеме 2,24 трлн. рублей.
При инвестиционном «голоде» объем инвестиций в реальный сектор экономики «заморожен» на недопустимо низком уровне. В частности, инвестиционный фонд на 2006 г. предусмотрен лишь в сумме 69,7 млрд. рублей. В 2004-2005 годах не наблюдалось улучшения финансового состояния предприятий. Правда, наблюдался рост рентабельности не только в экспортно-ориентированных отраслях, но и отраслях, обслуживающих внутренний спрос. В этих условиях в 2004 г. по сравнению с 2003 г. возросла доля банковского кредитования в основные фонды крупных и средних предприятий с 4,8% до 7,3%.
Модернизация финансово-кредитной системы России в русле обеспечений ее адекватности задачам экономического роста должна исключать копирование монетарной политики, соответствовать основным параметрам сценарных условий социально-экономического развития на перспективу. Основными финансово-кредитными факторами поддержания темпов экономического роста должны стать доступность кредитных ресурсов и качество финансовых ресурсов. При этом необходимо ускорять процессы укрепления и роста банковской капитализации.
Если до дефолта основные промышленные активы формировались вокруг коммерческих банков, то после дефолта большинство банков занимает подчиненное по отношению к крупным холдингам положение. Активы отечественных банков составляют около 250 млрд. долл., или 43% ВВП. В развитых странах активы банков обычно достигают 150-200% ВВП. В отечественных банках вклады со сроком свыше трех лет составляют около 4% пассивов, что является несущественной величиной для инвестиционного развития.
Причина низкой капитализации заключается в том, что мимо банков идет значительная часть средств населения, которая оседает, с одной стороны, в домохозяйствах, а с другой ‑ за границей. К тому же по 2005 год включительно накопленные профицит бюджета и стабилизационный фонд (более 1,6 трлн. руб.) проходили мимо банковской системы. Государство должно предпринять меры, чтобы денежные средства в столь крупных объемах использовались для увеличения инвестиционного потенциала страны.
В настоящий период Центральный банк сформировал достаточные золотовалютные резервы (на 13.01.06. ‑ это 182,3 млн. долл.), которые позволяют использовать механизмы рефинансирования, развития ипотечных инструментов, повышения устойчивости банковского сектора, а также неиспользованные возможности стимулирования инвестиций.
Резервные средства Центрального банка, трансформированные через финансово-кредитный механизм коммерческих банков, могли бы быть направлены на массовое обновление устаревших активных основных фондов и на создание новых производственных фондов. Это позволило бы увеличить главную составляющую экономического роста – объем инвестиций. Сегодня инвестиции в реальный сектор экономики находятся на недопустимо низком уровне (в 2005 г. они составляли лишь 18% ВВП). Для активизации же экономического роста необходимо продолжать кредитно- финансовую реформу, адекватную росту внутреннего валового продукта.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 11:02:53