Стратегия управления знаниями на предприятии
Скачать PDF | Загрузок: 9
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 3 (75), Март 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Агафонова В.В., Погорелова Е.В. Стратегия управления знаниями на предприятии // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 3. – С. 14-17.
Аннотация:
По мере развития общества в качестве источника прибыли все больше выступают знания, инновации и способы их практического применения. Приобретение новых знаний, информации, умений, навыков, утверждение ориентации на их обновление и развитие становятся фундаментальными характеристиками работников в экономике, основанной на знаниях. Знания становятся основным ресурсом экономического развития и роста, занимают все больший удельный вес в структуре стоимости продуктов и услуг.
Ключевые слова: инновации, управление знаниями, экономика знаний
По мере развития общества в качестве источника прибыли все больше выступают знания, инновации и способы их практического применения. Приобретение новых знаний, информации, умений, навыков, утверждение ориентации на их обновление и развитие становятся фундаментальными характеристиками работников в экономике, основанной на знаниях. Знания становятся основным ресурсом экономического развития и роста, занимают все больший удельный вес в структуре стоимости продуктов и услуг.
Исходя из концепции Microsoft [1], можно утверждать, что в каждой организации имеется уникальный набор ресурсов знаний и конкретные бизнес-проблемы, к которым эти ресурсы должны быть приложены. Поскольку управление знаниями охватывает культурные, стратегические, производственные и технологические аспекты, необходимо всем сотрудникам предоставить возможности и средства для совместного использования своих знаний и при разработке ими решений ориентироваться на конкретные проблемы бизнеса.
При создании системы управления знаниями, ориентированной на реальные стратегические потребности бизнеса, следует рассмотреть области решения следующих задач:
а) обеспечения соответствия между системами управления знаниями и конкретными бизнес-процессами;
б) организационной динамики и устранения тех барьеров на пути совместного использования знаний, которые мешают развитию новаторского подхода;
в) обеспечения возможности совместного использования знаний с помощью известных методов и средств.
Сущность концепции управления знаниями заключается в выявлении у сотрудников скрытых знаний, способствующих эффективному выполнению ими своей профессиональной деятельности, документировании их и превращении в интеллектуальный актив, при этом необходимо осуществлять постоянный мониторинг профессиональной компетентности всех сотрудников и своевременное повышение их квалификации.
Стратегия управления знаниями включает в себя следующие организационные принципы.
1. Деятельность по управлению знаниями должна быть направлена на дальнейшее развитие и продвижение предприятия на рынке, генерацию новых идей и внедрение инноваций.
2. На основе накопленных знаний предприятие должно быстро реагировать на непредвиденные обстоятельства, тенденции развития рынка и реализовывать открывающиеся при этом новые возможности в собственных интересах.
3. Увеличение эффективности работы осуществляется за счет использования зафиксированного в базах знаний предыдущего опыта.
4. Виртуальное обучение сотрудников происходит без отрыва от основной работы, формируется культура передачи знаний между сотрудниками внутри предприятия.
Стратегия управления знаниями должна учитывать:
‑ области деятельности предприятия, в которых будут использованы принципы управления знаниями;
‑ способы управления знаниями (по участкам, направлениям, комплексному управлению);
‑ долгосрочную организационную политику (комплекс внутренних стандартов по управлению знаниями, поддерживаемых на предприятии);
‑ ограничения (финансовые, временные и т.д.);
‑ условия, при которых изменяется стратегия управления знаниями;
‑ анализ результатов управления знаниями;
‑ процедуру управления знаниями.
Как уже было сказано, стратегия управления знаниями, в первую очередь, должна соответствовать приоритетным задачам бизнеса предприятия. В понятие стратегии также должны входить пути достижения этого соответствия.
Стратегический план управления знаниями должен составляться с учетом следующих факторов [2]:
‑ среднего периода между сменой технологий основного производства;
‑ среднего времени жизни выпускаемых предприятием продуктов и их модификаций;
‑ анонсированных долгосрочных планов поставщиков технических решений по их развитию;
‑ снижения доли нестандартизованных компонентов на всех уровнях (интерфейсы, контроллеры, операционная система и т.д.);
‑ расширения типов совместимых платформ;
‑ стратегического плана развития предприятия, включая планы слияния и разделения, изменения численности и номенклатуры выпускаемой продукции;
‑ планируемых изменений функций персонала.
Это означает, что управление знаниями – один из способов достижения стратегических бизнес-целей, а не процесс, развивающийся по своим внутренним законам. Во главе стратегии управления знаниями должна лежать стратегия бизнеса предприятия: миссия предприятия, направления и модель бизнеса. Таким образом, стратегия управления знаниями представляет собой план, согласованный по срокам и целям со стратегией организации.
Другой особенностью является степень соответствия приоритетов управления знаниями и стратегии бизнеса целям, которые должны быть достигнуты:
‑ снижение стоимости продукции;
‑ увеличение количества или ассортимента;
‑ сокращение производственного цикла;
‑ разработка и выход на рынок с новыми товарами и услугами;
‑ переход от «производства на склад» к производству под конкретного заказчика с учетом его индивидуальных требований и т. д.
Стратегические цели бизнеса с учетом внутренних ограничений конвертируются в стратегический план управления знаниями предприятия. В том случае, когда при формировании стратегии управления знаниями игнорируется стратегический план развития самого предприятия могут создаваться неоправданно амбициозные проекты, не соответствующие потребностям бизнеса. Не представляя себе, чего и как хочет достичь организация в перспективе, невозможно реально оценить и потребности в управлении знаниями.
К основным ограничениям, которые необходимо учитывать при выборе стратегии управления знаниями, относятся финансовые, временные, связанные с влиянием человеческого фактора, технические, финансовые ограничения (определяются величиной инвестиций, которые предприятие способно направить на развитие управления знаниями). Последний тип ограничений универсален, так как остальные три вида могут быть частично конвертированы в финансовые.
Временные ограничения обычно связаны со следующими факторами: сменой технологий основного производства, рыночной стратегией предприятия, государственным регулированием экономики.
К ограничениям, связанным с влиянием человеческого фактора, относятся следующие: корпоративная культура – отношение персонала к управлению знаниями; особенности рынка труда; трудовое законодательство. Корпоративная культура – это, в первую очередь, отношение персонала к управлению знаниями, привычка работать по стандартизированным процедурам, исполнительская дисциплина, информационная грамотность.
Управление знаниями предполагает свободное владение персоналом информационными компьютерными технологиями. Значительная часть регламентируемой информации и знаний должна вводиться в процессе производственной деятельности.
При выборе стратегии управления знаниями существенную роль играет выбор информационной технологии управления, но об этом поговорим в следующем номере журнала.
Окончание следует
Источники:
2. Кусимов С.Т., Ильясов Б.Г., Исмагилова Л.А., Валеева Р.Г. Интеллектуальное управление производственными системами. - М.: Машиностроение, 2001. - 327с.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 11:02:32