Анализ причин возникновения налоговых недоимок в Российской Федерации
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 2 (74), Февраль 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Подколзин А.Г. Анализ причин возникновения налоговых недоимок в Российской Федерации // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 2. – С. 89-94.
Аннотация:
Недоимки в той или иной мере присущи всем налоговым системам. Степень интенсивности их образования зависит от определенных факторов, имеющих в разных фискальных системах различные характеристики. Даже в развитых странах, несмотря на высокий уровень развития налоговых служб, проблема сбора налогов продолжает оставаться актуальной. Так, по некоторым оценкам объем недоимок в США только в секторе налогообложения ее граждан в середине 90-х годов составлял около 140 млрд. долл., на сегодня эта цифра достигла 240 млрд. долл.
Ключевые слова: США, налоги, налоговая политика, сбор налогов
Недоимки в той или иной мере присущи всем налоговым системам. Степень интенсивности их образования зависит от определенных факторов, имеющих в разных фискальных системах различные характеристики. Даже в развитых странах, несмотря на высокий уровень развития налоговых служб, проблема сбора налогов продолжает оставаться актуальной. Так, по некоторым оценкам объем недоимок в США только в секторе налогообложения ее граждан в середине 90-х годов составлял около 140 млрд. долл., на сегодня эта цифра достигла 240 млрд. долл.
Что же лежит в основе налогового поведения и юридических, и физических лиц? Что обусловливает результат сбора налогов в виде наличия «долга» перед бюджетом? Отчего происходят недоимки: оттого ли, что не хотят платить, или оттого, что не могут?
Объективными факторами, на наш взгляд, являются:
‑ социально-исторические и политические обстоятельства, среди которых выделяется несогласованность действий политического руководства отдельных территориальных образований;
‑ юридические и организационные условия, а именно: величина налогового бремени, способ налогообложения, профессиональная пригодность и организация налоговых органов, несовершенство законодательной базы и т.п.;
‑ собственно экономические факторы.
При этом экономические причины возникновения недоимки необходимо разделить на две группы:
первая группа ‑ системные причины, вызванные несостоятельностью и/или общим нестабильным положением экономической системы в целом. На этом основании выделяются такие причины образования недоимок, как отсутствие достаточной денежной массы, высокая инфляция, общий спад производства, нарастание платежного кризиса, низкая покупательная способность;
вторая группа ‑ технико-производственные причины, обусловленные спецификой осуществляемых хозяйственно-сбытовых операций, а также относящиеся к отдельным хозяйственным единицам. К этой группе относятся: наличие бартерных сделок с предприятиями-партнерами, разрушение ранее имевших место расчетных отношений, а также технически несвоевременное перечисление причитающихся налогов.
И, наконец, к общим причинам образования недоимок следует отнести нежелание уплачивать законно установленные налоги и сборы, уход, уклонение от налогообложения.
Уклонение от уплаты налогов тесно связано с так называемым «налоговым планированием», то есть использованием налогоплательщиками своих законных прав для минимизации налоговых платежей. Вместе с тем, грань между легальным уменьшением налогов, когда экономический эффект в виде экономии на налогах достигается с использованием законных способов, и уклонением от уплаты налогов очень тонкая.
В отличие от налогового планирования, уклонение от уплаты налогов является основанием для применения штрафных или иных санкций по отношению к налогоплательщику. Собственно, последняя группа и представляет исследовательский интерес, поскольку в современных условиях именно уклонение от уплаты налогов является основной причиной появления и роста недоимок. Ее специфика заключается в том, что выбор плательщика ‑ уклоняться от уплаты налога или нет ‑ обусловливается различными факторами. В связи с этим, справедливо будет говорить о причинах образования недоимки первого (уклонение) и второго уровня (к ним можно отнести факторы субъективного и объективного характера, уже упомянутые выше).
Субъективные факторы.
Согласно некоторым исследованиям, решение налогоплательщика зависит не только от угрозы санкций и страха перед налоговой системой, но и от осознания того, насколько справедливо распределение налогового бремени, а также от поведения той социальной группы, к которой относится плательщик. Эти субъективные переживания можно усилить или свести на нет, если подвести их под публичные нормы или налоговый закон. То есть ответ на вопрос «примет ли уклонение от уплаты налогов в конкретный исторический период массовый характер или нет?» зависит от того, насколько удачно и совершенно эти переживания будут восприняты и отражены законодательством.
Величина налогового бремени, экономическое положение налогоплательщика.
Тесную связь с уклонением от уплаты налогов имеют и экономические условия. Следует учитывать, что в основе налоговых отношений всегда лежит экономическое присвоение. Уклонение, в первую очередь, мотивируется настойчивым желанием плательщика нейтрализовать негативные последствия уплаты фискальных доходов, влияющих на его экономическую силу. Независимо от экономического сознания в отношении к фискальной системе для плательщика часто является определяющим его реальное материальное положение в обществе. С другой стороны, на это явление может оказывать влияние и общее экономическое положение страны.
До внесения в 2001-2002 гг. существенных поправок в налоговое законодательство в России имел место высокий уровень налоговой нагрузки на юридических и физических лиц. По мнению российских экономистов, до начала налоговой реформы налоговая нагрузка составляла около 45-60% доходов хозяйствующего субъекта, в зависимости от его отраслевой принадлежности. Это существенно превышало ту границу, за которой теряется всякий смысл предпринимательской деятельности. Подобная ситуация сдерживает расширенное воспроизводство, в условиях низкой эффективности деятельности затрудняет погашение всех возникающих налоговых обязательств предприятий. При этом следует отметить, что и в нынешних условиях налоговая нагрузка на предприятия и организации неодинакова в различных отраслях экономики.
Вместе с тем, на наш взгляд, отсутствует прямая однозначная зависимость между снижением налогового бремени и уменьшением налоговых недоимок и, соответственно, налоговой задолженности в целом. Так, в ходе исследования, проведенного в 2003-2004 гг. под эгидой Аналитического центра «Эксперт», исследовались потенциальные реакции налогоплательщиков-предприятий на различные варианты налоговых новаций.
Приведенные в исследовании данные позволили сделать следующие выводы:
1. Гораздо менее половины респондентов отмечают мотивирующее воздействие снижения налоговой нагрузки на снижение задолженности по налогам.
2. В наибольшей мере к погашению налоговой задолженности предприятия мотивируются при снижении нагрузки по НДС и ЕСН (налогам, которые относительно нейтральны к финансовому положению предприятий), по этой же причине «запирающий» эффект от погашения налоговой задолженности по отношению к другим «откликам» предприятий наиболее сильно проявляется при снижении нагрузки по НДС и ЕСН. Значительно более сдержанно респонденты оценили воздействие на погашение налоговой задолженности новаций по налогу на прибыль.
Уровень прожиточного минимума.
Уклонение от уплаты налогов обусловливается также и реальным уровнем прожиточного минимума. Если налогоплательщик, регулярно осуществляя свою деятельность, не получает достаточно доходов, в определенных случаях (в зависимости от своих возможностей и знаний) он может переключиться на другие источники дохода, которые не поддаются какому-либо контролю, в том числе и финансовому.
Экономические причины, побуждающие налогоплательщика к уклонению, обусловлены местом, которое он занимает в общественном разделении труда. Вступая на рынок в качестве монопольного субъекта, при определении цены на свою продукцию он имеет преимущество в возможности частично избежать налогового бремени, перекладывая его на других производителей.
Регулирование рынка.
Фактор избежания налогообложения подвержен регулирующему влиянию рынка. Например, периоды дефицита определенных товаров, когда государство вынуждено строго регулировать рынок, устанавливая цены и контролируя поставки некоторых видов товаров, являются благоприятными для развития уклонения от уплаты налогов. В этих условиях введение контроля над рынком часто ведет к созданию параллельного незаконного, скрытого рынка. Сделки на этом рынке часто заключаются с целью обойти налоговые органы и получить чистую прибыль.
Иные экономические условия.
Экономические процессы могут оказать двоякое воздействие на уклонение от уплаты налогов. Если экономическая конъюнктура способствует переложению налога, то считается, что плательщик непосредственно не заинтересован в уклонении от него, потому что, перекладывая налоговое бремя на других (через добавку к цене), он легко и просто освобождается от него. Однако в этом случае необходимо учитывать эластичность спроса, то есть при какой цене с учетом налога товар перестанут покупать. Напротив, в периоды экономических кризисов плательщики склонны избегать налогообложения с целью увеличения на величину налога собственных доходов, которые в таких условиях реально снижаются.
Значительное влияние на рост налоговой задолженности оказали поляризация населения по уровню доходов и низкий уровень жизни большей части населения России. Резкое расслоение вызывает высокий уровень социального напряжения между разными слоями населения. Часть населения считает себя обделенной государством и поэтому отторгает попытки государства ввести экономические правила, закрепляющие сложившееся несправедливое, на их взгляд, положение.
В этой связи существует (как адекватная реакция населения на допущенную социальную несправедливость) высокая степень готовности части населения России поправить свое материально-финансовое положение за счет уклонения от налогообложения. Иными словами, у части россиян сложилась установка: совершая правонарушения, они поступают не хуже, чем поступило с ними государство в период перестройки.
Отсюда следует, что питательной средой для уклонения от уплаты налогов определенной части общества служат высокие темпы имущественного расслоения населения, в том числе обнищание значительной его части, потенциально готовой к нарушению закона ради выживания и обеспечения элементарных средств своего существования.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:57:39